Создание дизайн-шаблонов; уроки Photoshop, Illustrator, Lightroom, Gimp; обои для рабочего стола; иконки и headers для блогов.
Главная Фотоальбом Обо мне Карта блога
Подпишись на RSS!

Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка


Семейное воспитание: стили и типы. Их характеристика и влияние на ребенка

Семья – первый социальный институт в жизни ребенка. Азы личности, заложенные семьей в первые годы жизни, не изменит и не заменит ни детский сад, ни школа в дальнейшем. То, что человек представляет из себя во взрослой жизни – в большей степени результат семейного воспитания. Какие стили и типы семейного воспитания создают гениев, а какие преступников? Есть ли эта связь вообще? И существует ли «противовес» семейному воспитанию? Давайте разберемся.

«Без любви ребенка можно вскормить, но воспитание, лишенное любви и человеческого тепла, никогда не преуспеет в том, чтобы сделать из него самостоятельного человека», – Дональд Винникотт.

Первичная социализация ребенка как основная функция семьи

Говоря языком психологии, семья обуславливает первичную социализацию ребенка. Детский сад, школа, университет – вторичная социализация. Естественно, первичная важнее. Она закладывает основные способы реагирования личности на проблемы, модели поведения, установки. Что подразумевается под первичной социализацией:

  • освоение языка и эмоционального строя;
  • освоение основных ценностных норм и содержательных представлений общества.

Цель первичной социализации в семье – сформировать у ребенка социальную ответственность и умение подчинить индивидуальное общему.

Социализации ребенка проходит через имитацию и идентификацию.

  • Через имитацию ребенок усваивает элементы культуры, навыки, традиции, обряды. Но для имитации, то есть подражания, должен быть пример. И это родители.
  • Идентификация – принятие норм и убеждений как своих внутренних (или непринятие). На этом этапе еще не все потеряно. И даже если семья неблагополучная, но на ребенка оказывается более благоприятное влияние извне, то он может не принять образец родителей. Наглядный пример: в семье алкоголиков у детей обычно два сценария: повторить образ родителей или наоборот категорически не воспринимать алкоголь. Середина бывает крайне редко.

Когда члены семьи не справляются со своими обязанностями и правами, возникает дисгармония в семье. Из-за дисгармонии – дисфункциональность. При дисфункциональности семьи и других институтов общественного воспитания возникает дезадаптация ребенка и социальная дезадаптация как массовое явление. Это в свою очередь приводит к десоциализации, что и наблюдается в современном обществе.

Воспитательный потенциал семьи

Семья – это нить между ребенком и обществом, другими социальными институтами. Нравственные нормы, правила, мораль закладываются в семье, притом в первые 5 лет жизни ребенка. Формируются такие общечеловеческие ценности, как честность, справедливость, доброта, верность, великодушие, самоотверженность и т. д.

В противном случае может сформироваться эгоистичное поведение, разрушительные устремления (агрессивность, враждебность, злоба, ненависть). В конечном счете это возможно приведет к аморальному поведению. Тогда человек будет представлять опасность для общества и себя. Потому ценность семейного воспитания безгранична для общества.

В рамках семейного воспитания осуществляется:

  • патриотическое;
  • этнокультурное;
  • эстетическое;
  • нравственное;
  • физическое;
  • сексуальное и гендерное воспитание.

Семья – это первая педагогическая система, в которую попадает ребенок. Притом в этой системе он находится постоянно. А значит, каждое действие родителей, слово, жест имеет воспитательное значение. Воспитание в семье реализуется постоянно, каждый день в рамках совместного быта детей и родителей.

В этом и состоит уникальность семейного воспитания: в его непрерывности и продолжительности, более эмоциональном характере и устойчивом влиянии.

В современном мире наблюдается снижение воспитательного потенциала семьи. Тому есть несколько причин:

  • нехватка времени на воспитание из-за чрезмерной трудовой занятости родителей;
  • недостаток совместного времяпрепровождения и общения детей и родителей;
  • разрастание ценностной пропасти между поколениями, а как следствие – их отчуждение;
  • усиление влияния внешних неблагоприятных факторов на микроклимат в семье.

В результате взаимоотношения родителей и детей страдают количественно и качественно. Во-первых, это недостаток совместного времени. Во-вторых, это недостаток понимания и доверия в отношениях.

Немалое влияние на семью оказывают и личностные особенности родителей. Негативно влияет:

  • неустойчивость, противоречивость личности;
  • неадекватная самооценка;
  • неуверенность в себе;
  • эгоцентризм;
  • акцентуированные черты характера;
  • чрезмерно выраженный характер переработки чувств и переживаний;
  • негибкость мышления.

От отношения родителей к ребенку будет зависеть отношение ребенка к самому себе позже.

Задачи семейного воспитания

К задачам семейного воспитания относится следующее:

  • Создание максимально благоприятных условий для духовного, физического и нравственного развития ребенка.
  • Обеспечение социально-экономической и психологической защищенности ребенка в семье.
  • Передача опыта создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей.
  • Обучение детей необходимым умениям, навыкам для ухода за собой и близкими людьми.
  • Воспитание чувства собственного достоинства.
  • Формирование социальной активности ребенка и социальной устойчивости к негативному влиянию среды.

Принципы семейного воспитания

К принципам семейного воспитания, обуславливающим благополучное развитие ребенка, относится:

  • гуманность (с детьми легко, когда им рады, а не наоборот);
  • открытость и доверительность отношений;
  • последовательность требований;
  • благоприятный социально-психологический климат в семье;
  • включенность детей в семейный быт;
  • помощь и поддержка ребенка в любой ситуации.

Соответственно, хорошими для воспитания условиями считается:

  • эмоционально положительные взаимоотношения супругов;
  • любовь и уважение членов семьи;
  • внимание и дисциплина;
  • совместное времяпрепровождение;
  • телесный контакт с детьми (объятия, поглаживания).

Стили семейного воспитания

«Зависимость от родителей, которая внушается детям как добродетель повиновения родителям, является выражением ничем не регулируемой родительской власти», – Франсуаза Дольто.

Существует 3 основных педагогических стиля воспитания в семье. Каждый из них по-своему влияет на ребенка.

Авторитарный

Родители подавляют ребенка и пользуются своей властью. Дети в итоге вырастают мрачными, недоверчивыми и пассивными.

Попустительский

Родители мало занимаются ребенком. По сути, он предоставлен сам себе. Дети при таком воспитании не умеют выстраивать планы и достигать целей, не отличаются упорством.

Демократический

Родители способствуют развитию ребенка, поощряют его интересы и развивают способности. Дети вырастают любознательными и активными во всех сферах жизни, отличаются самостоятельностью.

Существует и более расширенная классификация стилей семейного воспитания:

  1. Кумир семьи. Ребенок всегда находится в центре внимания, его малейшие прихоти удовлетворяются. Вседозволенность и восхваление не идет на пользу будущей личности, ребенок вырастает эгоистичным и с неадекватной самооценкой.
  2. Золушка. Ребенок живет в условиях наказания и ругани. Эмоциональную поддержку он не получает. В дальнейшем это будет тихий, забитый человек с заниженной самооценкой и, возможно, скрытой агрессией.
  3. Гиперопека. У ребенка отсутствует право выбора, за него все решают родители. В итоге он вырастает пассивным и несамостоятельным, не готовым к самостоятельной жизни.
  4. Непоследовательность и противоречивость. Встречается в двух моделях: «кнут и пряник» или рассогласованность стилей мамы и папы. Личность ребенка становится неустойчивой, развивается двуличность и неопределенность, внутренние конфликты.
  5. Гипоопека. Воспитание ребенка пускается на самотек. В итоге ребенка воспитывает улица, интернет или кто-то еще. Вариантов развития множество, но большие из них, к сожалению неблагополучны.
  6. Попустительско-снисходительный. Родители не наказывают ребенка или чисто формально указывают на нежелательное поведение. При таком раскладе ребенок растет в убеждении, что «ему ничего не будет».
  7. Круговая оборона. Родители не слушают мнение со стороны о неприемлемом поведении ребенка, сами его не замечают и считают, что их ребенок всегда прав.
  8. Демонстративный. Родители утрированно подчеркивают «хулиганистый нрав» своего «сорванца и неслуха». Делают вид, что переживают, но сами гордятся таким поведением ребенка.
  9. Педантично-подозрительный. Родители проявляют тотальный контроль и недоверие. Ребенок становится тревожным и нервным, агрессивным.
  10. Жестко авторитарный. Ребенок не имеет права голоса, выбора, его возражения не принимаются. Ребенок вырастает стеснительным, замкнутым или агрессивным.
  11. Увещевательный. Родители проявляют свою позицию только на словах. В итоге они теряют авторитет в глазах ребенка. Ребенок становится сам себе хозяин.
  12. Расширенная сфера родительских чувств. Родители нарушают личное пространство ребенка, хотят знать все, не оставляют ему никаких личных тайн. Это чревато агрессией, внутренними конфликтами ребенка, недоверием к людям.

Родительские установки

Стиль воспитания – отношение ко всем детям и воспитанию как таковому. Родительская позиция (установка) – отношение к конкретному ребенку. Можно выделить 4 типа родительских установок.

Принятие и любовь

Коронная фраза родителей: «Ребенок – центр моих интересов». Родители проводят много времени с ребенком, занимаются совместными делами, проявляют нежность. В итоге ребенок развивается нормально, испытывает чувство близости с родителями.

Явное отвержение

Коронная фраза: «Ненавижу этого ребенка, не буду о нем тревожиться». Родители невнимательны и жестоки с ребенком, избегают контакта с ним. В итоге ребенок вырастает эмоционально неразвитой личностью, агрессивным, с преступными наклонностями.

Излишняя требовательность

Девиз: «Не хочу ребенка таким, какой он есть». Родители придираются к ребенку, постоянно критикуют, не хвалят. В будущем для ребенка характерна фрустрация и неуверенность в себе.

Чрезмерная опека

Девиз: «Все сделаю для моего ребенка, посвящу ему жизнь». Воспитание отличается чрезмерными поблажками или ограничением свободы. Ребенок вырастает инфантильным (особенно в плане социальных отношений), несамостоятельным.

Типы семейных отношений

Если мы говорим о типе, то речь идет о самих взаимоотношениях членов семьи: убеждения, установки, ценности. Если о стиле, то это чисто педагогическое поведение родителей: приемы, способы, методы. По типу воспитания можно выделить следующие семьи.

Диктат

Название говорит само за себя: родители диктуют ребенку, как ему нужно жить. Такой тип:

  • негативно влияет на развитие инициативы ребенка, веры в себя, чувства собственного достоинства;
  • провоцирует развитие неадекватной самооценки, неудовлетворенности многих потребностей, в том числе высших (саморазвитие, самоутверждение, самореализация).

Опека

Речь идет о чрезмерной заботе родителей в отношении ребенка. При таком типе возможны два исхода социализации:

  • ребенок в итоге оказывается не готов к жизни, он безответственен, объективно и субъективно неблагополучен;
  • отмечается деспотическая направленность характера.

Невмешательство

Родителям безразлична жизнь ребенка, они не имеют авторитета в его глазах и не являются значимой группой. Последствие – отчуждение ребенка.

Конфронтация

Предполагает противоборство родителей и ребенка, отстаивание своего мнения каждой из сторон. Последствия такого типа: неадекватная самооценка, механизмы конфликтного взаимодействия, негативные качества личности (грубость, скандальность, цинизм и прочее).

Сотрудничество

Оптимальный и желаемый для успешной благополучной социализации тип воспитания. Это взаимодействие, сотрудничество семьи, взаимоуважение.

Материнское отношение

Особняком хочу рассмотреть влияние отношения матери к ребенку на его развитие. Научно доказано, что именно эта связь является первоосновой всего развития человека.

Первый тип

Такие матери легко и быстро приспосабливаются к потребностям ребенка. Их поведение поддерживающее и разрешающее. Матери этого типа не ставят конкретных целей, а ждут, пока ребенок сам созреет для чего-то.

Второй тип

Матери второго типа стараются сознательно приспособиться к потребностям ребенка, но не всегда успешно. Из-за этого поведение матери становится напряженным, а отношения с ребенком формальными. Такие матери чаще доминируют.

Третий тип

Матери ведут себя как матери только в силу долга, никаких чувств они не испытывают. Они жестко контролируют ребенка, проявляют холодность, очень категоричны и хладнокровны в вопросах приучения к чему-либо (не учитывают развитие конкретного ребенка).

Четвертый тип

Непоследовательные в своем поведении матери. Неадекватно относятся к возрасту и потребностям ребенка. Воспитательные методы и реакции на поведение ребенка противоречивы. Они плохо понимают своего ребенка.

Самым неблагополучным для ребенка является последний тип, он формирует тревожность и неуверенность ребенка. Первый же тип – самый благоприятный. Он воспитывает в ребенке ощущения контроля над собственной жизнью.

Психологические требования к семейному воспитанию

Чтобы семейное воспитание шло на пользу ребенку, важно придерживаться следующих принципов.

  1. Прежде чем воспитывать какое-либо чувство, качество, отношение, нужно сформировать у ребенка потребность в этом чувстве, качестве, отношении. То есть создать мотивирующую ситуацию.
  2. Важно уделять большое внимание оценке (словесной). Это подкрепление для желаемых и нежелаемых поступков. Притом на положительном поведении нужно больше акцентировать внимание. Как правило, родители наоборот чаще и сильнее ругают, а похвалить за что-то бытовое и незначительное (казалось бы) забывают.
  3. Любое качество личности нужно формировать в процессе деятельности, а не на словах. В семье доступны все основные виды деятельности: труд, общение, игра. Но важно учитывать возраст ребенка.
  4. Воспитывая что-то, важно акцентировать внимание на чувственной сфере, нежели интеллектуальной. Ребенок должен прочувствовать каждое качество.
  5. Нужно ориентироваться на положительные качества ребенка и уважать его личность.

Воспитанность

Воспитанность – результат воспитания. Она проявляется внешне (выполнение норм и правил поведения) и внутренне (моральные установки и мотивы, нравственный выбор). Можно выделить два уровня воспитанности ребенка.

Высокий уровень

Большой запас нравственных знаний (отношение к себе, труду, другому человеку, обществу). Согласованность знаний с убеждениями и мотивами. Единство убеждений и действий. Единое личностное мировоззрение. Развитая сила воли, способность к целеполаганию. Доведение дела до конца, несмотря на трудности. Человек уверен в себе, преобладают положительные эмоции и чувства.

Низкий уровень

Неоднозначные представления о том, что нравственно, а что безнравственно. Личные мотивы расходятся с общественными нормами поведения. Нравственные знания и убеждения рассогласованные. Целеполагание «хромает»: цели нереальные или ситуативные, легко разрушаются при малейших трудностях. Человек тревожен и не уверен в себе, преобладают отрицательные эмоции и чувства.

Частые ошибки семейного воспитания

  1. Безнадзорность детей. Чаще обусловлена чрезмерной занятостью родителей.
  2. Гиперопека.
  3. «Ежовые рукавицы», то есть постоянные наказания и порицания.
  4. Условия повышенной моральной ответственности. То есть чрезмерные требования и ожидания со стороны родителей. Стремление, чтобы их ребенок походил на какой-то идеал или завершил их планы.
  5. Отчужденность и холодность. Как правило, возникает в случае нежеланной беременности.

Послесловие

Семья для ребенка – микромодель общества. Она формирует жизненные установки, социальные ценности и ориентации личности в детском возрасте. Опыт, приобретенный детьми к определенному жизненному этапу, обуславливается характерными особенностями семьи: вкусами, жизненными ценностями и целями, бытом.

В. А. Сухомлинский писал: «Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где отец и мать по-настоящему любят друг друга и в то же время любят и уважают людей. Я сразу вижу ребенка, родители которого глубоко, сердечно, красиво, преданно любят друг друга. У этого ребенка мир и покой на душе, глубокое душевное здоровье, чистосердечная вера в добро, вера в красоту человеческую, вера в слово воспитателя, тонкая чуткость к тонким средствам влияния – доброму слову и красоте».

Дети, лишенные родительского внимания и надзора, пополняют ряды беспризорников, преступников, оказываются вовлечены в зависимости и другие варианты девиантного поведения.

В целом успех воспитательной функции семьи зависит от ее воспитательного потенциала: материальных и бытовых условий, численности семьи, характера отношений между ее членами. Характер отношений включает в себя эмоциональную, трудовую и психологическую атмосферу в семье, образование и качества родителей, их опыт, семейные традиции и разделение обязанностей.

psychologist.tips

Семинар-практикум с педагогами «Стили семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка»

ИРИНА БРАТЦЕВА Семинар-практикум с педагогами «Стили семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка»

Семинар – практикум с педагогами

«Стили семейного воспитание и их влияние на развитие личности ребенка ка»

Главным институтом воспитания является семья. Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, а также общностью быта.

Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, развивается, делает открытия, учится любить, радоваться и сочувствовать.

В семье закладываются основы личности ребенка. Именно там, он получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. То, что ребенок приобретает в семье в детские годы, сохраняется в течение всей последующей жизни.

Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

Для полноценного развития личности ребенка, в семье должны складываться благоприятные детско-родительские отношения. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем со здоровьем и трудностей в обучении, растут доброжелательными, общительными, и открытыми, а нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем (агрессивность, тревожность, лживость) и комплексов.

В каждой семье складывается определенная система воспитания, которая представляет собой целенаправленные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств и умений у детей.

Совокупность способов общения с ребенком, методов и приемов воспитания, строгость родительского контроля и наличие эмоциональной поддержки определяют стиль семейного воспитания.

В каждой семье могут применяться разные стили воспитания, в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль, который относительно стабилен.

. Стиль воспитания откладывается в психике ребенка как норма. Это происходит скорее бессознательно, так как начинается в дошкольном возрасте. Когда человек вырастает, то воспроизводит этот стиль как естественный.

. Детское поведение является отражением семейного воспитания. Поэтому дальнейшее поведение ребенка будет зависеть именно от опыта, полученного в семье.

Дети усваивают образцы поведения своих родителей и приобретают убежденность в их эффективности, поэтому стиль родительского воспитания непроизвольно запечатлевается в психике ребенка и в будущем может применяться в качестве воспитания уже своих детей. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля воспитания.

«Каков ваш стиль воспитания?»

Стиль воспитания – Общая система воспитания, характеризующаяся определенным уровнем контроля и поддержки.

Контроль – Направление, надзор, коррекция. Аспект воспитания, в котором родители стараются корректировать поведение ребенка. При этом они готовы и способны идти на конфронтацию с непослушным ребенком.

Поддержка– Аспект воспитания, в котором упор делается на самостоятельность, самоконтроль и индивидуальность ребенка. Родители видят нужды и требования ребенка, поддерживают его, заботятся об его эмоциональном здоровье.

10 20 30 40 50

На нижней горизонтальной линии графика (ось Х) поставьте букву «М» в соответствии с суммой баллов в нечетных пунктах.

На левой вертикальной линии (ось Y) поставьте букву «М» в соответствии с суммой баллов в четных пунктах.

Проведите линии от этих двух точек и поставьте букву «М» в месте их пересечения. Сектор, где они пересекаются, представляет стиль воспитания ваших родителей.

Тест на определение стиля воспитания

Как вы воспитываете своего ребёнка

Оцените каждое высказывание по шкале от 1 до 5 (1-абсолютно не согласен, 2-не согласен, 3-не уверен, 4-согласен, 5-абсолютно согласен). (ОСВ-2)

1. Я считаю, что детей должно быть видно, но не слышно. 1 2 3 4 5

2. Когда ребёнку плохо, я поддерживаю и успокаиваю его. 1 2 3 4 5

3. Когда ребёнок плохо себя ведёт, я применяю телесные наказания. 1 2 3 4 5

4. Я редко делаю ребёнку замечания и позволяю ему учиться на своих ошибках. 1 2 3 4 5

5. Я всячески воспитываю в ребёнке волю к победе. 1 2 3 4 5

6. Ребёнок может спокойно мне все рассказывать, не боясь наказания. 1 2 3 4 5

7. Я учу ребёнка уважать родителей и подчиняться авторитетам. 1 2 3 4 5

8. Я спокойно отношусь к проблемам с поведением, за исключением крайних случаев.

1 2 3 4 5

9. Я учу ребёнка как правильно себя вести практически во всех ситуациях. 12345

10. Я всегда заступаюсь за своего ребёнка перед другими взрослыми. 1 2 3 4 5

11. Мне важно, чтобы ребёнок слушался меня беспрекословно. 1 2 3 4 5

12. Я не стеснялись выражать свою любовь к ребёнку. 1 2 3 4 5

13. Я всегда говорю своему ребёнку, что сначала нужно достичь чего-то важного. 12 3 4 5

14. Я не интересуюсь с кем дружит мой ребёнок. 1 2 3 4 5

15. Мне важно, чтобы мой ребёнок делал все на 100%. 1 2 3 4 5

16. Я позволяю ребёнку выражать любые эмоции, даже если это ставит меня в неловкое положение. 1 2 3 4 5

17. Я учу ребёнка самоконтролю. 1 2 3 4 5

18. Я принимаю гнев ребёнка и позволяю его проявлять. 1 2 3 4 5

19. Я учу ребёнка ценностям и традициям нашей культуры. 1 2 3 4 5

20. Я спокойно дам ребёнку возможность самостоятельно выбрать профессию и образ жизни. 1 2 3 4 5

Сумма баллов в нечетных пунктах - ___

Сумма баллов в четных пунктах - ___

Характеристики стилей воспитания

Потакающий

- мало контроля, много поддержки

- родитель доступен, руководит ребёнок

- двусторонняя коммуникация

- мало четких стандартов и принципов

- мало внимания последствиям

- постоянство в выражении положительных эмоций

- непостоянство в требовании дисциплины

- разрешающий, сердечный

Влияние на ребёнка

Низкий уровень самоконтроля и высокий уровень самоуважения, отсутствие уважения к окружающим, неуверенность, неспособность соблюдать границы, низкий уровень ответственности, низкая успеваемость в школе, несдержанность, сильный дух.

Ключевые моменты

- Повысьте степень контроля

- Удовлетворяйте потребности ребенка в системе и дисциплине

Направляющий

- много контроля и много поддержки

- родитель доступен, доброжелательный авторитет для ребёнка

- двусторонняя эффективная коммуникация

- четкие стандарты, основанные на правильных ценностях

- логичные и естественные последствия плохого поведения

- постоянство в любви и дисциплине

- любящий, твердый

Влияние на ребенка

Высокий уровень самоуважения, самоконтроля, самостоятельности, здоровые отношения, хорошая успеваемость в школе, правильно сформированная воля и сильный дух

Ключевые моменты

Продолжайте гармонично сочетать поддержку и контроль

Отстранённый

- мало контроля и мало поддержки

- родитель недоступен

- минимальная коммуникация

- практически отсутствуют ясные стандарты и ценности

- непредсказуемые последствия

- непостоянство в любви и дисциплине

- далёкий недоступный

Влияние на ребенка

Недостаток самоуважения и мотивации, трудно строить здоровые отношения, часто непослушен, неуверенность, плохая успеваемость в школе, деформированная воля и раненный дух.

Ключевые моменты

- Уделяйте больше времени ребёнку

- Поставьте на первое место потребности ребенка, а не свои собственные.

Доминирующий

- много контроля, мало поддержки

- родитель недоступен, ребенок его боится, а родитель требует беспрекословного повиновения

- односторонняя коммуникация от родителя к ребенку

- негибкие и часто завышенные требования

- жесткие, часто чрезмерно, последствия

- родитель не выражает положительные эмоции и жестко наказывает

- властный, холодный

Влияние на ребенка

Низкая степень самоуважения и самоконтроля, непослушание, депрессия, нездоровые отношения, средние успехи в школе, сломленная воля и сломленный дух.

Ключевые моменты

- Больше слушайте, поддерживайте своего ребёнка и проявляйте заботу

- Ослабьте контроль и предоставьте больше свободы

Обзор стилей воспитания:

Выводы экспертов:

1. Дети и подростки, которым родители постоянно ПОТАКАЮТ, часто плохо учатся и имеют проблемы с поведением, при этом отличаются высокой самооценкой, хорошими социальными навыками и редко страдают депрессией.

2. Дети и подростки, которых воспитывают ОТСТРАНЕННЫЕ родители, испытывают большие трудности во всех сферах.

3. Дети ДОМИНИРУЮЩИХ родителей учатся средне и в начальных классах не отличаются проблемным поведением. Однако у них заниженная самооценка и трудности с социальной адаптацией. Такие дети подвержены депрессивным состояниям и легко попадают под влияние сильной личности.

4. Дети и подростки, которых воспитывают в НАПРАВЛЯЮЩЕМ стиле, добиваются большего успеха в социуме и лучше выполняют поставленные задачи, чем дети, которых воспитывают другими методами.

Исследования показывают, что НАПРАВЛЯЮЩИЙ СТИЛЬ воспитания помогает решать проблемы с поведением и мальчиков, и девочек на всех стадиях развития. Преимущества НАПРАВЛЯЮЩЕГО стиля и ущербность всех остальных стилей воспитания становятся очевидными уже в детсадовском возрасте и далее проявляются все более отчетливо на всех стадиях взросления.

Очевидно, что НАПРАВЛЯЮЩИЙ СТИЛЬ позволяет добиться лучших результатов, чем остальные методы, а самые плачевные последствия – у ОТСТРАНЕННОГО СТИЛЯ воспитания.

Если тест показал, что стиль ваших родителей не был НАПРАВЛЯЮЩИМ, можете ли вы изменить собственный стиль?

Да! Даже если на этом этапе ваш стиль воспитания совпадает с родительским. Это будет нелегко, потому что, воспитывая детей, мы часто поступаем интуитивно, не задумываясь.

Вот несколько рекомендаций для коррекции стиля воспитания в сторону НАПРАВЛЯЮЩЕГО:

[Попросите родителей нарисовать стрелку от их сектора на графике в сторону сектора «НАПРАВЛЯЮЩИЙ СТИЛЬ». Пусть они напишут, какие изменения им нужно произвести. ]

Если вы тяготеете к ПОТАКАЮЩЕМУ СТИЛЮ (верхний левый сектор, вам нужно сначала продумывать реакцию на поведение ребенка. Если он что-то просит или плохо себя ведет, скажите, что вам надо подумать над ответом. При этом можно посоветоваться с супругом или другим взрослым, если есть такая возможность. Часто мы говорим «да», только чтобы избежать конфликта или заслужить одобрение ребенка. Вам нужно повышать степень контроля.

Помните, что вы пример и наставник для ребенка. Ему многое могут дать учителя, но характер и ценности формируются, по большей части, под влиянием вашего примера и под вашим руководством.

Комментарии для ведущего: Напишите на доске (в верхнем левом секторе):

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ ДЛЯ ПОТАКАЮЩЕГО СТИЛЯ:

- Повысьте степень контроля

- Удовлетворяйте потребность ребенка в системе и дисциплине.

***

Если для вас характерен ОТСТРАНЕННЫЙ СТИЛЬ воспитания (нижний левый сектор, причиной может быть то, что вы вообще редко бываете рядом с ребенком. Возможно, между вами эмоциональная дистанция. Например, если вам приходится растить ребенка самостоятельно, то часто у вас просто нет сил на то, чтобы вдумываться в его проблемы и просьбы.

Но ситуацию можно изменить, если заранее планировать время с ребенком. Даже если вы можете уделить ребенку безраздельное внимание лишь несколько минут в день, это уже большой шаг. А если выдается возможность провести с ним больше времени, запланируйте какое-то совместное дело, которое доставит ребенку удовольствие. Самое главное – не опускать руки. Ребенок многому научится у разных учителей, но его характер будет формироваться под вашим влиянием – вы для него пример и наставник.

Комментарии: Напишите на доске (в нижнем левом секторе):

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ ДЛЯ ОТСТРАНЕННОГО СТИЛЯ:

- Уделяйте время ребенку

- Поставьте на первое место потребности ребенка, а не свои собственные.

***

Если тест показал, что у вас ДОМИНИРУЮЩИЙ СТИЛЬ воспитания (нижний правый сектор, вам нужно скорректировать свой подход. ДОМИНИРУЮЩИЕ родители часто выражают любовь, устанавливая в доме строгие правила, надеясь таким образом восполнить потребности близких. Для того чтобы стать НАПРАВЛЯЮЩИМ родителем, вам надо понять, что идеала добиться невозможно. Все хотят жить в идеальном мире, но, к сожалению, мир вокруг нас далек от совершенства. Позвольте себе, супругу (или супруге, детям быть несовершенными. Меньше требуйте и командуйте, и тогда вы сможете принять несовершенство близких и научитесь любить их такими, они есть. Если вы снизите планку, то члены семьи перестанут бороться с нереалистичными ожиданиями и, наоборот, в какой-то момент превзойдут ваши ожидания. Первым делом выслушайте ребенка, воспринимая его вопросы не как вызов, а как приглашение к диалогу и поиску взаимопонимания.

Комментарии для ведущего: Напишите на доске (в нижнем правом секторе):

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ ДЛЯ ДОМИНИРУЮЩЕГО СТИЛЯ:

- Больше слушайте, поддерживайте и проявляйте заботу

- Ослабьте контроль и предоставьте больше свободы.

***

Если ваш результат оказался в верхнем правом секторе (НАПРАВЛЯЮЩИЙ СТИЛЬ, посмотрите, какой аспект (ПОДДЕРЖКА или КОНТРОЛЬ) у вас выражен слабее или, как вам кажется, требует дополнительных усилий. Подумайте, как можно далее усовершенствовать свой стиль воспитания.

Комментарии для ведущего: Напишите на доске (верхний правый сектор):

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ ДЛЯ НАПРАВЛЯЮЩЕГО СТИЛЯ:

- Продолжайте гармонично сочетать поддержку и контроль

Практическая часть.

1. Упражнение «Нарисуй свою семью в образах цветов»

Что побудило Вас нарисовать такую семью (реальную,родительскую или представления, фантазии об идеальной семье.

Почему именно тот или иной цветок спонтанно выбран для изображения самого себя и совсем иной для кого-то из родственников.

Как расположены цветы относительно друг друга

Образы цветов на рисунке, их расположение, среда обитания отражают реальную семейную ситуацию

2. Упражнение «Одно из трех»

Для проведения игры нужно отметить три условных места, на каждое место собирается первая, вторая или третья подгруппа. В ходе игры участникам каждый раз придется решать для себя вопрос, к какой из трёх групп они относятся.

Ведущий даёт инструкцию:

«Я предложу вам серию вопросов, которые метафорически описывают ваши особенности. Вдумайтесь в смысл образа, определите, какой из предложенных вариантов вам ближе всего, и, в соответствии со своим выбором, займите, пожалуйста, свои места.

Итак, кто вы:

- марш Мендельсона, «Мурка», Венский вальс?

Кто вы:

- Ребёнок, Зрелый человек, Пенсионер. (Речь не идёт о реальном возрасте игрока)

- Первое свидание, помолвка, золотая свадьба?

- Спальня, кухня, рабочий кабинет?

- Палатка, крепость, вилла?

- Обвиняемый, адвокат, прокурор?

Табличка с надписью: «Посторонним вход воспрещён»,

«Скоро вернусь…», «Добро пожаловать».

- «С радостью!», «Надо подумать…», «Через мой труп»

Кто ВЫ:

- Прошедшее, настоящее, будущее?

Рефлексия:

Ответ на какой вопрос был наиболее трудным, на какой вопрос было легче всего ответить.

3. А сейчас для вас упражнение «Ассоциации»

.Вам надо будет назвать первые возникшие у вас ассоциативные образы.

1. если семья – это постройка, то она….(крепость, шалаш на двоих, квартира)

2. если семья – это цвет, то она…

3. если семья – это музыка, то это…

4. если семья – это геометрическая фигура, то она…

5. если семья – это название фильма, то…

6. если семья – это настроение, то…

4. Релаксация.

Музыкальная релаксация. Просмотр видеоролика «Счастливая семья».

А сейчас предлагаю вам немного отдохнуть, расслабиться и подумать о своей семье.

5. Рефлексия.

Считаете ли Вы услышанную информацию полезной. Объясните.

Ваши пожелания.

Семинар-практикум подошел к завершению, благодарю за внимание.

www.maam.ru

Стили воспитания в семье и их влияние на развитие личности ребенка (таблица)

От развития ребенка в рамках семьи зависит в большей степени все его дальнейшее будущее. Именно здесь закладываются азы поведения, общения и восприятия этого мира. От стиля семейного воспитания дошкольников зависит и детский отклик к окружающей действительности. Нелишним для родителей будет ознакомиться с возможными стилями воспитания, узнать об их положительных и отрицательных сторонах. Такой обдуманный подход поможет создать гармоничные отношения внутри семьи.

Воспитание внутри семьи закладывает основы личности ребенка

Семья — начальная ступень в развитии ребенка

Мальчики и девочки как губки впитывают все семейные способы общения и поведения, воспринимают их как образец, применяя в дальнейшем в обществе. Именно здесь истоки проблем в воспитании.

Являясь первыми воспитателями, родители имеют колоссальное воздействие на детский разум. Это дает им право превосходства по сравнению с педагогами в детских садах и школах, которые тоже начинают применять воспитательные приемы к детям. Хорошая семья отличается взаимопониманием между родителями и детьми, ведь они имеют одинаковые цели и задачи.

Вопросом стилей семейного воспитания занимались отечественные и зарубежные психологи. Каждая классификация основана на личных критериях авторов, потому единого мнения по этому вопросу нет.

Ответственность родителей за формирование личности ребенка очень велика

Классификация стилей семейного воспитания Дж. Болдуина

В основу классификации американского психолога Джеймса Мартина Болдуина легли следующие критерии: семейный контроль и требования, эмоциональная поддержка и способы оценки. На этой основе он выделил два стиля воспитания.

Демократический стиль

При данном стиле воспитания повышается уровнь общения в семье, дети, в том числе и дошкольного возраста, активно участвуют в обсуждении семейных вопросов, их мнение является важным и весомым, родители всегда готовы прийти на помощь, но это не предполагает отказа от детской самостоятельности. Родители при демократическом стиле воспитания стараются не замыкаться на собственном восприятии личности ребенка.

Контролирующий стиль

В данном случае налицо большие ограничения в поведенческих возможностях детей дошкольного возраста. Ребенок получает доходчивое и обстоятельное объяснение запретов и их смысла. В данном стиле воспитания подразумевается, что в семье не бывает разногласий по поводу уместности дисциплинарных мер.

Психолог проводил исследования детей, росших в семьях, где применялись различные стили воспитания, в том числе и смешанный тип. Дж. Болдуин пришел к выводу, что мальчики и девочки, выросшие в семьях с демократическим стилем воспитания, имели следующие характеристики:

  • неплохая способность к лидерству;
  • положительное психологическое развитие;
  • высокая социальная активность;
  • легкий контакт с ровесниками;
  • отсутствие альтруизма;
  • недостаток эмпатии и чувствительности.
В контролирующем типе воспитания ребенок сильно ограничен запретами

Использование контролирующего стиля воспитания приводит к тому, что дети:

  • отличаются более высокой степенью послушания;
  • легко внушаемы;
  • являются боязливыми из-за чрезмерного контролирующего давления;
  • не отличаются настойчивостью в достижении целей;
  • не являются агрессивными.

Применение смешанного способа воздействия влияет на дошкольников следующим образом:

  • легкая внушаемость;
  • послушание;
  • высокая степень эмоциональной чувствительности;
  • отсутствие агрессии;
  • низкий уровень фантазии;
  • неоригинальность мышления;
  • отсутствие любознательности.
Минусы смешанного типа воспитания — отсутствие любознательности и фантазии

Классификация стилей семейного воспитания Г.Крайга

Типы и стили семейного воспитания психолог рассматривает через призму двух основных параметров: контроль со стороны родителей и уровень теплоты во взаимоотношениях. Рассмотрим, какие тактики поведения родителей автор выделяет.

Авторитетный стиль

Авторитетный стиль воспитания основан на высоком уровне контроля со стороны взрослых, но одновременно поощряется детское желание к обособленности и самостоятельности, наличие теплых внутрисемейных взаимоотношений. В результате авторитетного стиля воспитания мы видим социально-адаптированных девочек и мальчиков, способных к самоконтролю, с высоким уровнем самооценки и уверенности в себе.

Авторитарный стиль

В авторитарном стиле воспитания большая роль отводится неукоснительному исполнению всех родительских требований, взаимоотношения в такой семье прохладные и далекие. Дети отличаются замкнутостью, угрюмостью, частой раздражительностью и боязливостью. Для девочек, выросших в семьях с авторитарным стилем воспитания, характерна пассивность и зависимость, а для мальчиков – агрессия и неуправляемость.

В авторитарных семьях дети почти не имеют права голоса, их задача — выполнять указания родителей

Либеральный стиль

Либеральный стиль воспитания минимизирует контроль со стороны родителей, а отношения носят теплый характер. Поведение ребенка никак почти не регулируется, но в то же время не теряет своей весомости теплота в общении. Более в этой семье идут на контакт дети, нежели взрослые. Вырастая в семьях с либеральным стилем воспитания, дети учатся быть агрессивными, напористыми в поведении, чрезмерно импульсивными. Для них характерно отсутствие требовательности к себе, но нередко дети становятся очень творческими и активными людьми.

Индифферентный стиль

Автор отделяет также индифферентный стиль воспитания, при котором контроля со стороны родителей нет совсем, равно как и самих взаимоотношений. Взрослые не занимаются с детьми и не общаются, любые ограничения при индифферентном типе общения отсутствуют. Присутствие враждебности по отношению к детям рождает в их юных сердцах злобу и желание вести себя антисоциально. Таковы проявления индифферентного стиля воспитания.

Классификация стилей семейного воспитания Д.Элдера

Автор предлагает классификацию из 7 стилей воспитания. В ее основу легли два параметра: контроль и давление на ребенка со стороны родителей. Разберем характеристику каждого отдельного стиля воспитания.

  • Автократичный стиль подразумевает единовластие со стороны взрослых. Их мнения и решения не обсуждаются и не объясняются. Контроль за детским поведением здесь слабый. Характерно навязывание воли и подчеркивание некомпетентности ребенка в разных сферах жизни.
В автократичной семье все решения принимаются исключительно взрослыми
  • Авторитарный стиль воспитания предполагает приятие всех решений только родителями. Мальчикам и девочкам разрешается высказать свое мнение, но не более.
  • Демократический стиль воспитания — детям отводится равное место в процессе обсуждения. Все имеют право голоса.
  • Эгалитарный стиль полностью уравнивает права и возможности взрослых и детей. Такой способ подразумевает не только равноправие в плане приятия решений, но и равноценное разделение ответственности за этот выбор.
  • Разрешающий стиль характерен для тех семей, где взрослые дают детям очень много свободы, ожидая при этом, что они будут нести ответственность за самостоятельно приятые решения.
  • Следом идет попустительский стиль воспитания, при котором у ребенка появляется полная и бесконтрольная свобода. При попустительском стиле воспитания часто взрослые не соблюдают последовательность собственных действий: за один и тот же поступок кроха может быть как поощрен, так и наказан.
  • Под игнорирующим стилем воспитания подразумевается полное отсутствие интереса к жизни ребенка со стороны взрослых. Запросы, потребности ребенка – все это остается без внимания.

Рассмотренные в данной главе стили, направленные на воспитание детей дошкольного возраста, дают нам полную картину возможных вариантов общения внутри семьи с точки зрения психологии.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: обзор книг по воспитанию детей для родителей Игнорирующее воспитание — незаинтересованность родителей в проблемах и радостях ребенка

Классификация стилей семейного воспитания Л.Г. Саготовской

Автор разделяет стили семейного воспитания, основываясь на следующих критериях: эмоциональность и степень включенности взрослых в отношения с детьми. Классификация стилей воспитания насчитывает всего 6 видов:

  1. пристрастие: дети — это единственная цель в жизни;
  2. безразличие к потребностям, интересам и запросам детей;
  3. эгоизм со стороны родителей: взрослые взваливают на мальчиков и девочек непосильные ноши;
  4. ребенок рассматривается как объект для воспитания, но без учета его индивидуальных особенностей;
  5. ребенок – помеха в построении карьеры, личной жизни;
  6. ребенок получает ряд обязанностей, но при этом получает и уважение.

Стили аномального семейного воспитания Э.Г. Эйдемиллера

Основополагающие факторы для разделения стилей воспитания, следующие: эмоциональное присутствие взрослых в детской жизни, уровень заботы и контроля, учет возрастных и личностных способностей ребенка. Приведем данную классификацию, в которой представлены аномальные стили воспитания:

  • Гипопротекция – контроль и опека находятся на минимальном уровне. Встречаются даже ситуации патологической безнадзорности. Мальчикам и девочкам уделяется мало внимания как в духовном, так и в физическом аспекте. Часто имеет место скрытая гипопротекция, при которой контроль присутствует на формальном уровне, а на деле имеется полное отсутствие заботы и тепла.
Для гипопротекции характерна минимальная забота о ребенке
  • Доминирующая гиперпротекция. Чрезмерная забота угнетается контролем в самых незначительных вещах. Налицо присутствие большого количества запретов и ограничений. Все это приводит к отсутствию самостоятельности, решительности, инициативности у ребенка. Таким детям трудно постоять за себя (рекомендуем прочитать: как родителям научить ребенка постоять за себя в школе?).
  • Потворствующая гиперпротекция. При таком аномальном способе общения ребенок является светочем. Все желания, прихоти исполняются в мгновение ока. В результате потворствующего отношения мы видим ребенка с большим желанием быть лидером, при этом не отличающегося упорством и настойчивостью.
  • Эмоциональное отвержение. Взрослые игнорируют потребности детей, нередки случаи жестокого обращения. Родитель выражает свой эмоциональный негатив в виде постоянных недовольств. Ребенок постоянно находится под влиянием фраз: «не такой», «не тот», «слабо развитый, которого любой может поколотить». Порой взрослые пытаются спрятать свое эмоциональное отвержение, чрезмерно заботясь о ребенке, но в то же время холодность выдает себя в виде отсутствия искренности. Взрослому тягостны тесные взаимоотношения, он желает от них быстрее избавиться.
  • Повышенная моральная ответственность. Требования, выдвигаемые к ребенку, не соответствуют его возрастному развитию. К примеру, возложение на дитя ответственности за здоровье и жизнь близких, ожидание безоговорочной честности, порядочности. Такие завышенные требования сочетаются с игнорированием истинных потребностей ребенка и его личных интересов.
Ребенок далеко не всегда в силах выполнить все требования, возлагаемые на него родителем

Хаотический стиль

Выделяет также еще один тип – хаотический стиль семейного воспитания. Данный способ общения подразумевает непоследовательность действий взрослого. Нет единого подхода к воспитательному вопросу, отсутствуют четкие требования и обязанности. При хаотическом стиле воспитания ребенка родители сами не могут договориться о том, что правильно в данном случае, а что нет.

Ребенок при таком стиле воспитания не усваивает необходимой стабильности и размеренности в окружающем мире. У него отсутствуют четкие правила поведения и оценки. Хаотические родительские реакции отнимают у ребенка возможность получить стабильность. Мальчики и девочки из-за непоследовательных наказаний и поощрений становятся тревожными, неуверенными и импульсивными. В тяжелых ситуациях такие дети проявляют агрессию, неуправляемость и антисоциальное поведение. При данном стиле воспитания в итоге мы видим детей с отсутствием самоконтроля, ответственности. Дети имеют низкую самооценку и незрелые суждения. Приведенная классификация стилей детского воспитания отражает только самые резкие отклонения внутри семейного круга.

Рекомендации родителям

Традиционная типология подразделяет три основных способа общения внутри семьи. Дадим родителям краткие рекомендации по ним.

Авторитарный тип общения

Авторитарный стиль воспитания подразумевает, что желание родителей является законом для ребенка. Здесь есть свои плюсы и свои минусы. В результате малыш становится замкнутым, тесный контакт со взрослыми теряется. Впоследствии такие дети становятся несамостоятельными и неуверенными в себе. Небольшой процент детей при авторитарном стиле воспитания порой вступает в «противоборство», пытаясь отстоять свои позиции.

Подросший ребенок может открыто протестовать против авторитарного стиля воспитания

Учитывайте его особенности, потребности и склонности. Не желая видеть в будущем неуверенного в себе, замкнутого человека, начинайте использовать наши рекомендации и корректировать свое отношение и свое влияние уже сейчас.

Демократический тип общения

Наиболее гармоничный стиль семейного воспитания – демократический. Дисциплина в семье сочетается с детской самостоятельностью. У ребенка имеется ряд обязанностей, но при этом нет ущемления его прав. Взрослые уважают мнение младших и учитывают его при необходимости. Большие конфликты, как правило, никогда не рождаются в «демократических» семьях.

Во всем царит умеренность. Гармоничное развитие рождает неагрессивных людей с лидерскими способностями. Подросток способен контролировать окружающих, но сам поддается манипулированию крайне редко. Дети из «демократичных» семей коммуникабельны и легко адаптируются в любом обществе. Взрослые уважают авторитетное мнение, желания и интересы ребенка.

Демократичный стиль воспитания предполагает почти полное равенство взрослых и детей в семье

Дружеские взаимоотношения не должны перекрывать родительский престиж. Он необходим, чтобы подросток знал — он сможет к нему прибегнуть в случае проблемы и положиться на вас. Таким образом, частично необходимо использовать авторитетный стиль воспитания.

Либеральный тип общения

Другое название – попустительский стиль семейного воспитания, очень современный. Взрослые совсем не занимаются ребенком, у которого отсутствуют любые ограничения и запреты.

Разрешать ребенку быть целиком в своей власти неправильно. Такая либеральная тактика может родить появление у подростка плохих друзей, негативно на него влияющих, поэтому, если вы не желаете своему ребенку подобного, меняйте свой попустительский способ общения. Для отвыкания от либерального общения важно присутствие правил и обязанностей, занесенных в воображаемую таблицу, равных для всех членов семьи. Проводите с ребенком больше времени, не позволяйте присутствовать бесконтрольности.

Для развития уверенной личности, являющейся самодостаточной, важно научиться гармонично сочетать авторитетный контроль и демократические принципы воспитания. Использование авторитарно-демократического стиля воспитания требует определенных усилий и навыков.

vseprorebenka.ru

Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка

Разрешите представить вашему вниманию выпускную квалификационную работу на тему «Влияние стилей семейного воспитания на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста». Итак, какие бывают стили семейного воспитания и каково их влияние на развитие личности ребенка дошкольного возраста.

Темы выпускных квалификационных работ вы можете посмотреть ЗДЕСЬ

Цель работы

Целью работы для нас стало выявление особенности влияния стиля семейного воспитания на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи

Для достижения цели были обозначены следующие задачи:

  • изучить литературу;
  • проанализировать особенности самооценки детей из разных семей;
  • набрать методическую копилку по теме исследования.

Объект и предмет исследования

Объектом исследования стал процесс воспитания в семье, предметом исследования-особенности воздействия стилей домашнего воспитания на формирование самооценки ребенка.

Методы исследования

Поставленная мною задача, решалась с помощью наблюдений, анализа, беседы, а так же тестирование, анкетирование и эксперимент.

Исходя из названия, а так же из содержания работы, можно выделить следующие термины:

Стиль семейного воспитания — это способ отношений родителей к ребёнку, применение ими определенных приемов и методов воздействия на ребенка, выражающиеся в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия с ребёнком. Любая дисгармония в семье приводит к неблагоприятным последствиям  в развитии личности ребенка, к проблемам в его поведении.

Самооценка — это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.

Следишь за своим здоровьем и красотой? Рецепты здорового питания на каждый день читайте ЗДЕСЬ!

Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка: методики

Для осуществления поставленных задач и раскрытия темы мы начали изучать влияние детско-родительских отношения на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста. Для этого, в своей  квалификационной работе были подобраны и проведены следующие методики:

  • на выявление самооценки детей — методика «Лесенка», отражающая особенности самооценки. Само тестирование очень простое, но его результаты очень важны для реализации воспитания и развития ребенка, его адекватной реакции на похвалу и наказание.
  • методика «Какой Я», раскрывающая восприятие и оценивание себя по десяти положительным качествам, а так же для исследования родительского отношения к детям был использован «Опросник родительского отношения» , отражающий эмоциональные и поведенческие компоненты детско-родительских отношений по пяти различным шкалам.

Авторитарный стиль воспитания

Далее проведенные опросы и анкетирование подверглось обработке, что показало, что  явно выраженный авторитарный стиль детско-родительских отношений действительно способен повлиять на формирование низкой самооценки у ребенка старшего дошкольного возраста. Но так же противоположным результатом, полученным при анализе экспериментальных данных, является адекватная самооценка детей, родители которых уважают и признают индивидуальность ребенка, верят в него, то есть в целом имеют благожелательное отношение к ребенку.

Детство – считается одним из наиболее интенсивных этапов развития личности. Из абсолютно беспомощного малыша он преобразуется в индивида с личными интересами, нуждами, чертами характера, ценностными ориентирами, нравственными принципами, первыми взглядами на жизнь, на мир, на человеческое общество.

Формирование самооценки дошкольника

Ключевым центром личности является самооценка человека, которая в свою очередь помогает определить жизненные ориентиры человека. Самооценка оказывает воздействие на формирование стиля и поведения, обуславливает динамику и направление развития человека.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что разные стили семейного воспитания по-разному влияют на развитие детей. Несомненно, такие стили как авторитарный и попустительный ведут к нарушению развития и поведения ребенка. Как правило, у авторитарных родителей дети растут более агрессивные, но при этом часто не самостоятельны.

Демократический стиль воспитания

Самым оптимальным стилем воспитания, конечно, является демократический, но, как правило, демократические отношения между родителями и детьми встречаются достаточно редко.

Скачать ВКР по теме: » Влияние стилей семейного воспитания на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста «

Скачать презентацию » Влияние стилей семейного воспитания на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста «

ВКР «Методы работы с агрессивными детьми дошкольного возраста»: скачать бесплатно

psypedprofi.ru

Стили воспитания детей: как они влияют на детское развитие / Mama66.ru

Семья — это первичная ячейка воспитания. Очень много в будущем ребенка зависит от нее. То, какой стиль воспитания предпочтут взрослые по отношению к малышу, определит его дальнейшую жизнь.

Важно осознавать уместность тех или иных требований, наказаний и поощрений. Нужно знать плюсы и минусы применяемых в воспитании стилей. Это поможет выстроить наиболее благоприятные взаимоотношения с ребенком.

Семья — начальная ступень в развитии ребенка

Семья — это первичная ячейка общества, в которой начинается воспитание и развитие малыша. Она настолько многогранна, что может как создать здоровую личность, так и разрушить её. Потребности и влечения ребенка либо поощряются, либо создается барьер, мешающий самореализации.

В каждой семье закладываются свои интересы и ценности, есть уникальный опыт предыдущих поколений. От того, какими эти показатели будут, и зависит будущий характер детей. Ведь они очень чутко реагируют на поведение родителей и усваивают его в качестве нормального для всего общества. Отсюда и возникают проблемы воспитания.

Родители как первые воспитатели имеют наибольшее воздействие на детей. Поэтому они имеют и преимущество перед представителями дошкольных учреждений, также принимающих участие в развитие ребенка. В здоровой семье налажен благоприятный контакт между взрослыми и детьми. У них единые цели и стремления. Это приносит душевное удовлетворение всем её членам. Такой семье не чуждо проявление родительской любви, заботы и уважения со стороны детей.

На формирование личности ребенка влияет стиль воспитания в семье. Родители могут влиять на своих детей при помощи подкрепления, когда становление правильного поведения зависит от поощрения тех действий своего чада, которые им кажутся правильными. Во второй ситуации всё основано на подражании. Ребенок копирует поведение родителей с целью стать таким же, как они, не отдавая отчета тому, правильно это или нет. И, наконец, семья, в которой главным механизмом воспитания является понимание. Здесь родители уважают интересы и потребности своего малыша, отзываются на его проблемы, воспитывая таким образом коммуникативную и осознанную личность.

Многое ли зависит от стиля семейного воспитания?

Стиль воспитания ребенка в семье подразумевает поведение и установки родителей по отношению к детям. Выделяют три стиля: авторитарный, демократический и либеральный. Каждый из них имеет свои особенности и последствия.

Авторитарный

В авторитарном воспитании ребенок воспринимает желание родителей, как закон для себя самого. Однако взрослые и не подозревают о том, что таким образом подавляют детей. Они требуют непререкаемого подчинения, при этом не объясняя причины таких указаний. Жесткий контроль за жизнью ребенка не всегда ведется корректно. Результатом такого воспитания является замкнутость и нарушение общения ребенка с родителями. Такие дети менее самостоятельны и неуверены в себе. Лишь малая часть из них конфликтует с родителями, отстаивая свои позиции.

Совет родителям

Если эта ситуация напомнила вас самих, то следует срочно принять меры и смягчить жесткий контроль над ребенком. Нужно перестать давить на малыша и дать ему возможность проявить себя. Будьте более благосклонны к желаниям, интересам и увлечениям ребенка. Если вы не хотите, чтобы из малыша вырос замкнутый, боязливый и неуверенный в себе человек, работайте над стилем вашего воспитания.

Демократический

Считается, что демократический стиль является наиболее благоприятным в воспитании подрастающего поколения. Родители не только заботятся о дисциплине, но и не препятствуют самостоятельности детей. В такой семье ребенок выполняет свои обязанности, но при этом его права не ущемляются. Родители уважительно относятся к мнению детей и поэтому советуются с ними, когда это нужно. Чрезмерной опеки в таких семьях нет, поэтому дети прислушиваются к объяснениям того, что делать можно, а чего не стоит. При демократическом стиле не бывает больших конфликтов.

Ещё одной особенностью подобного воспитания является умеренность. То есть у детей нет излишней агрессивности, они способны стать лидерами, могут контролировать окружающих, но сами практически не поддаются манипулированию извне. Они достаточно коммуникабельны, легко приспосабливаются к жизни в обществе. Однако есть и черты, которые встречаются лишь у небольшой части подрастающего поколения в семьях с демократическим стилем воспитания. Это сензитивность, умение поставить себя на место другого человека, и альтруизм.

Совет родителям

Демократический стиль предполагает уважение установок ребенка и его самого. Поэтому поддерживайте дружеские отношения с малышом, но не увлекайтесь, поддерживайте свой авторитет, чтобы в будущем ребенок смог положиться на вас и довериться вам.

Либеральный

Либеральный стиль воспитания ещё называют попустительским, и, видимо, не зря. Ведь родители в таких семьях практически не занимаются детьми. Для них нет запретов и ограничений. Это не очень хорошо, потому что ребенок может попасть под негативное влияние в будущем и даже поднять руку на родителей. Да и ценностей у таких детей практически нет.

Совет родителям

Не очень хорошо, когда ребенок предоставлен самому себе. Если вы не хотите, чтобы в будущем он связался с плохой компанией, был подвержен влиянию извне, измените тактику своего поведения, пока ещё не поздно. Введите какие-то правила и обязанности, которые должны выполнять все члены семьи. Уделяйте больше времени ребенку и занимайтесь с ним. Не допускайте, чтобы ребенок был без контроля вообще.

По результатам воспитания в семье можно выделить детей, которые уверены в себе, способны контролировать собственное поведение, не избегают новых ситуаций и практически всегда пребывают в хорошем настроении. Более тяжело устанавливать контакты со сверстниками избегающим общения детям. Они боятся новых событий, пытаются убежать от них, а их настроение можно назвать унылым. Отказы от напряженных ситуаций чаще можно наблюдать у детей незрелых. Как правило, они обладают плохим самоконтролем и неуверены в себе.

Таким образом, чтобы воспитать самодостаточных, уверенных в себе детей, нужно уметь правильно сочетать контроль и демократичность в семейном воспитании. И тот и другой показатель должны быть оптимальными. При этом нужно принимать ребенка и его интересы такими, какие они есть.

Стиль воспитания откладывается в психике ребенка как норма. Это происходит скорее бессознательно, так как начинается в дошкольном возрасте. Когда человек вырастает, то воспроизводит этот стиль как естественный.

Чтобы воспитание детей прошло успешно, нужно найти нечто среднее между стилями. Идентификация и зависимость не должны быть слишком сильными, но и полное их отсутствие неприемлемо. Детское поведение является отражением семейного воспитания. Поэтому дальнейшее поведение ребенка будет зависеть именно от опыта, полученного в семье.

Немного о типах воспитания

В каждой семье складывается определенная система воспитания. Она основывается на взаимоотношениях ребенка и родителей. Так, можно выделить 4 типа воспитания детей в семье: невмешательство, диктат, сотрудничество и опека.

В семье с диктатом достоинство и самостоятельность ребенка систематически подавляются. Если такие решения оправданы, то родители вправе предъявлять некие требования к своим детям, но только тогда, когда этого требует ситуация. Однако если родители воздействуют на ребенка, унижая его самолюбие, то встречают резкий протест. Так, дети становятся лицемерными, грубыми, часто обманывают, а иногда и ненавидят своих родителей. Если это сопротивление ломается, то подавляется активность, самостоятельность, вера в себя.

Семья, в которой ведущим типом воспитания является опека, ограждает своих чад от внешних трудностей и забот. Родители стараются удовлетворить любые потребности малыша. Дети, как правило, не готовы столкнуться с реальностью. Им трудно наладить контакт с людьми, в них неразвита самостоятельность, они не способны принимать решения.

Невмешательство строится на независимом существовании родителей и детей. Таким образом выстраивается два мира, между которыми проведена черта, и заступать за неё обе стороны не имеют права. В этой ситуации родители пассивны, как воспитатели.

Иначе строится сотрудничество. В такой семье существуют общие цели и ценности, её по-другому можно назвать коллективом. Плюсом этого типа воспитания является то, что ребенок никогда не вырастет эгоистом.

К чему приводит тот или иной тип воспитания

Придерживаясь демократического стиля воспитания, родители могут наладить хорошее взаимоотношение с детьми. Дети вырастают самостоятельными, ответственными, активными, проявляют инициативу. Демократический стиль позволяет направлять поведение ребенка гибко и последовательно. Требования родителя всегда объясняются, а обсуждение их ребенком только поощряется. Что касается власти, то она тоже присутствует, но только в тех случаях, где она наиболее уместна. В таких семьях ценится не только послушание ребенка, но и его независимость. Здесь есть правила, по которым действуют родители, при этом прислушиваясь к мнению малыша, но не исходя из него.

Оставшиеся стили воспитания дают не очень хорошие результаты. Так, авторитарный тип отношений отчуждает детей от родителей, вызывает у них чувство незначительности. Дети чувствуют себя нежеланными в семье. Необоснованные требования родителей в первом случае вызывают агрессивное поведение и протест, а во втором — пассивность и апатию. Если дети воспитываются в семьях с либеральным типом отношений, они чувствуют себя никому не нужными. Такие родители не могут стать предметом подражания для ребенка, и образовавшийся пробел в воспитании не сможет заполнить никто другой. «Я» таких детей очень слабое.

Несмотря на все негативные стороны, авторитарный метод продолжает жить и существовать в семьях. Это обуславливается, во-первых, опытом, который передается из поколения в поколение. Такие родители помнят о том, как трудно им было, но всё же выстраивают подобные отношения со своими детьми. Во-вторых, свою роль играют общественные отношения. В-третьих, весь негатив, испытанный за день в транспорте, очередях и прочем, родители вымещают на детях. И, наконец, в-четвертых, это понимание силы, как способа решения любых конфликтов.

Авторитарность в отношении малыша не встречает никаких протестов, а вот со стороны подростка можно ожидать конфликты. При этом родители расплачиваются за свои старые промахи. Важно помнить, что формировать личность нужно с малых лет, а не ждать переходного возраста. К этому времени стиль отношений уже складывается, поэтому переиграть его не представляется возможным.

Зависимое поведение как последствие стилей воспитания

Каждый стиль отношений в семье, несмотря на то, насколько положительным он был, вызывает формирование зависимого поведения у ребенка. К одной из форм такого результата воспитания относят привлечение ребенком внимания за счет ссор, агрессивного поведения, неисполнения воли родителей. Она возникает, когда мать занимается любыми делами, но не малышом. В другом случае это привязанность дочери к отцу. Если последний надолго уходит из дома, то это вызывает у малышки агрессию.

Второй формой зависимого поведения является поиск подтверждения. Она проявляется в большой требовательности родителей в отношении достижений ребенка. Эта форма характерна для семей, где дочь привязана к отцу или, наоборот, сын к матери. Когда дети чувствуют ревность и высокую требовательность со стороны второго родителя или отсутствие таковых факторов, они проявляют иждивенческое поведение.

Ещё одной формой зависимого поведения выступает поиск одобрения. На это ребенок направляет все свои усилия. Такое поведение характерно для девочек, которых мамы считают похожими на себя, мало участвуют в уходе за ними и поощряют их зависимость. У мальчиков такое явление наблюдается в том случае, если его редко наказывают и терпят выходки.

Четвертой формой зависимого поведения является «пребывание вблизи». Оно проявляется в том случае, когда ребенок не знает, как правильно себя вести, если мать относится к нему, как к менее зрелому, чем это есть на самом деле, и не доверяет отцу из-за действий в противоположном направлении.

И, наконец, прикосновение и удержание окружающих ребенком. Такое поведение проявляется в том случае, когда родители проявляют невысокую требовательность и напрочь лишены тревожности за малыша.

Как сегодня воспитывают детей

Семья влияет на становление личностных качеств человека с самого его рождения. Особенности воспитания детей в семье определяют дальнейшее развитие ребенка. Если взрослые не будут принимать участие в воспитании малыша, они не смогут стать для него предметом подражания. Ни в коем случае нельзя допускать доминирование над детьми.

Всё чаще современные родители прибегают к помощи других людей из-за собственной занятости. Дети, которые воспитываются няней, недополучают нужной теплоты и любви. Допускается оставлять малыша у родственников или с кем-либо ещё на непродолжительный период. Ребенку будет полезна смена обстановки, к тому же он получит новый опыт общения.

Стоит поговорить о родительской ответственности в современной семье. Все чаще наблюдаются такие ситуации, когда дети предоставлены самим себе. Заблуждением является и то убеждение родителей, что дети получают нужное воспитание в дошкольном учреждении или школе. Сегодня родители ограничивают свои обязанности проверкой дневника или посещением школьных собраний.

Родители не должны забывать о своих детях. Важно принимать участие в их жизни, знать интересы, знакомиться с друзьями и любопытствовать, где они проводят свободное время. Если вы будете спокойны в предъявлении своих требований и избежите насилия, ребенок обязательно прислушается к вам. Воспитание детей в современной семье должно строиться на взаимном уважении. Поэтому нужно относиться к своим детям так, как бы вы это делали по отношению к себе.

Автор: Дмитриенко Наталия Ивановна, педагог-психолог

Познавательная программа по теме

Советуем почитать: Книги по воспитанию детей от российских и зарубежных авторов

mama66.ru

Стили воспитания в семье и их влияние на формирование личности ребенка

Добрый день, дорогие читатели!

Тема воспитания ребенка остается одной из самых животрепещущих. Правильно ли мы относимся к нашим малышам? Какие люди из них вырастут? Во многом это зависит от того, как поведут себя родители. Рассмотрим основные стили воспитания в семье и их влияние на формирование личности ребенка.

Почему так важно, как мы воспитываем?

Исследования показывают, что от поведенческой линии родителей зависит, как будет чувствовать себя малыш во взрослой жизни. Успеваемость в школе, социальная активность и даже последующая сексуальная жизнь определяются не только генами и средой, но и стилем воспитания.

Благоприятным психологическим климатом считается обстановка, при которой все члены семьи относятся друг к другу с уважением, соблюдают взятые на себя обязательства. Дети в такой семье уважают старших, а старшие всегда готовы защитить младших.

В благополучной семье все вопросы решаются за общим столом сообща. Все члены имеют достаточную самооценку, каждый может развивать свои способности без ущерба для других.

Но далеко не всегда мы можем достичь такого микроклимата в семье. У родителей тоже есть свои страхи, предубеждения, стремления, которые мешают наладить нормальные отношения с детьми. В результате мы получаем некий смешанный тип воспитания, где перекрещиваются разные стили.

Стиль доминирования

Авторитарный, или доминирующий стиль выражает в том, что родители не дают ребенку достаточно тепла и любви, зато в доме царит строгая дисциплина. Родитель в паре ребенок-родитель всегда доминирует.

Семья с авторитарным режимом воспитания больше обращает внимание на традиции, требует послушания, но мало учитывает мнение детей. Слова родителей не обсуждаются: мама и папа всегда правы. Инициатива ребенка не поощряется, зато в доме царят запреты, постоянный контроль, нередки физические наказания за проступки.

Авторитарные папа и мама отнюдь не поощряют инфантильность. Наоборот, они ждут от своих детей повышенной взрослости, но в то же время активность малыша должна быть минимальной.

К чему приводят подобные стили воспитания дошкольников? В результате доминирования папы и мамы подростки вырастают либо вялыми, инфантильными и безынициативными, либо жестокими, бунтарями, но легко поддаются влиянию более сильных и уверенных в себе товарищей.

Мальчики в таких семьях растут с заниженной самооценкой. Они не уравновешены, единственное, что их сдерживает, — это контроль родителей. Когда во взрослом возрасте контроль исчезает, поведение такого ребенка может обратиться против общества.

Есть мнение, что люди в гитлеровской Германии в ту эпоху воспитывались в семьях в духе авторитаризма, поэтому беспрекословное подчинение они восприняли как нечто само собой разумеющееся.

Либеральный

Этот стиль еще называют попустительский. В такой семье царят теплота, дружеская атмосфера, но дисциплина явно страдает. Желания ребенка ставятся во главу угла, мнения родителей учитываются в последнюю очередь.

Либеральный стиль позволяет малышам раскрыть свои творческие способности. Папа и мама заботятся о ребенке и могут сделать его счастливым.

Однако беда состоит в том, что либерально настроенные взрослые не ощущают ответственности за малышей и их будущее, поэтому покорно выполняют их просьбы и желания.

Поскольку в семье нет дисциплины, дети предоставлены сами себе, при этом они получают ложное представление о том, что могут контролировать взрослых. Когда подростки становятся взрослыми, они пытаются таким же образом манипулировать другими людьми, правда, у них это мало получается.

Именно этот педагогический метод порождает несчастливых детей. Они вырастают депрессивными, безвольными, в среде таких подростков больше всего случаев насилия, злоупотребления алкоголем, наркотиками.

Отсутствие дисциплины мешает в будущем установить контроль над собой на работе, в социальной сфере. Ребята с трудом контролируют свои желания, не имеют далеко идущих целей. В школе они учатся плохо, потому что родители не интересуются их образованием, не участвуют в дискуссиях.

Авторитетный

Такой стиль еще можно назвать демократический, или направленный на сотрудничество. Для него характерны забота и дружеское внимание в семье, эмоциональная поддержка и любовь взрослых. Но, несмотря на это родители последовательны в своих требованиях, поощряют в малышах инициативу, ответственность, решительность.

Чтобы объяснить детям некоторые правила, которым обязательно нужно следовать, взрослые используют разумные доводы, доказательства. Они не насаждают свою волю, дети могут сами принимать решение, имеют выбор.

В результате в выигрыше остаются обе стороны. Родители возлагают на малышей реальные ожидания, поощряют успехи в учебе, вовлечены в деятельность своих чад, но при этом дети не проявляют агрессивность, имеют высокую самооценку, привыкают сами добиваться целей.

Пожалуй, это один из самых лучших стилей воспитания. Дети, выросшие в таких семьях, — сознательные граждане, творческие люди, устремленные к своей цели.

Хаотичный

Аномальные стили воспитания в семье не блещут последовательностью в требованиях взрослых. Ребенку не предъявляются конкретные требования, между родственниками существуют разногласия по поводу того, как вести себя с крохой.

Поскольку мнения и эмоциональный настрой взрослых постоянно меняется, малыши теряют чувство стабильности. Мама и папа то ругают «на чем свет стоит», то проявляют умилительные ласки. В результате ребенок вырастает тревожным, мало обращает внимания на требования взрослых, у него плохо выражена социальная адаптация.

Гиперопека

Все предыдущие стили воспитания подростков и малышей все же дают хоть порой и малую, но все же самостоятельность крохам. Опекающий стиль полностью «привязывает» взрослого к ребенку. Как правило, этим «грехом» страдают тревожные мамочки. Им постоянно кажется, что с их малышом произойдет несчастье, поэтому они пытаются оградить его от всех негативных сторон жизни.

Но, по сути, они пытаются жить вместо ребенка, делая все за него и лишая самостоятельности. Каким вырастет такой малыш? Сценариев может быть два: пассивным, эгоистичным или агрессивным, пытающимся вырваться из-под родительской опеки.

Но самое страшное – это передача потомству чувства тревожности. Дети начинают ощущать себя зависимыми, становятся инфантильными.

Определить стиль воспитания в конкретной семье очень сложно. Чаще всего присутствует несколько методов педагогической «работы» взрослых, так что получается смешение методик. А еще сложнее проанализировать как бы со стороны свою ситуацию. А вдруг и вы и есть тот «Гитлер» в юбке или самодовольный либерал?

Лучше всего – это взгляд со стороны. Если ваш малыш ходить в детский сад или школу, расспросите воспитателей и учителей, как он ведет себя, как относится к окружающим. Если пытается сам стать тираном, значит, и вы ведете себя дома так же.

Если не слушается, позволяет едкие высказывания в адрес старших, значит, с либерализмом пора заканчивать. Или соседка по парте помогает ему завязать бантик на шапке? Тогда пора учить его самостоятельности и сокращать гиперопеку.

Поведение в обществе малыша – показатель стиля воспитания его родителей. Словно в зеркале, мы узнаем себя в своих детях.

Если вам понравилась статья, рекомендуйте ее своим друзьям в соц. сетях.

До скорых обсуждений, друзья!

chesnachki.ru


Смотрите также



Услуги по созданию дизайна; верстка



© JuliettaRose, 2008-2020. При использовании материалов ссылка на источник обязательна.