Создание дизайн-шаблонов; уроки Photoshop, Illustrator, Lightroom, Gimp; обои для рабочего стола; иконки и headers для блогов.
Главная Фотоальбом Обо мне Карта блога
Подпишись на RSS!

Синдром аспергера симптомы


Синдром Аспергера

Синдром Аспергера считается обособленной формой аутизма. Болезнь не характеризуется отставанием в умственном развитии, но выряжается в явном дефиците общения, нарушениях в восприятии окружающего мира и адаптации к нему, а также в существенном ограничении во взаимодействии с социумом.

Основные признаки синдрома Аспергера начинают проявляться у детей после пяти лет. Точный диагноз и подтверждающий его тест способствуют своевременной психологической коррекции и улучшению дальнейшего качества жизни у взрослых.

Синдром Аспергера: что это такое?

В 1944 году знаменитый английский ученый-психолог, чьим именем назван синдром Аспергера, называл эту болезнь аутической психопатией. Он наблюдал детей разных возрастов, от 6 до 18 лет. В ходе исследований врач описывал признаки поведения, отличающие этих ребят от других сверстников.

Были выявлены определенные закономерности: у детей с наблюдаемым синдромом Аспергера полностью отсутствует интерес к обществу, которое, кстати говоря, тоже стремится вытеснить этих «отшельников» из своих рядов. Маленькие изгои живут своим внутренним миром. В их скупой речи и мимике трудно угадать, о чем они думают, и что именно чувствуют. Эти характерные симптомы и стали основой для рассмотрения синдрома Аспергера как особой формы аутизма. Хотя сказать точно, что же такое синдром Аспергера – специфическое аутичное поведение или обособленное неврологическое расстройство, ученые так и не смогли.

Причиной подобных разногласий является неоспоримый факт: у наблюдаемых детей с синдром Аспергера не обнаруживается отставание в умственном развитии. Позднее психологами был разработан специальный тест на определение уровня интеллекта маленьких пациентов, который дал ошеломляющие результаты: более девяноста случаев синдрома Аспергера из ста показывают высокие умственные способности, такие как удивительно точная память и умение строить неоспоримые логические цепочки. Как это ни странно звучит, но люди, болеющие синдромом Аспергера, имеют большие шансы стать настоящими гениями, например, новым Эйнштейном или Ньютоном.

Но, несмотря на необычный логический дар, люди с синдромом Аспергера обделены творческим потенциалом, воображением, чувством юмора и способностью понимать эмоции других людей. Это создает серьезные коммуникативные проблемы и трудности во взаимодействии с обществом.

Причины возникновения

Точный механизм, запускающий синдром Аспергера, до сих пор является объектом споров мировых ученых и психологов. Но большинство из них склоняется к теории о том, что природа заболевания та же, что и у патологии, характерной для аутизма. Основные причины, которые вызывают неврологическую дисфункцию, называемую синдромом Аспергера, могут быть следующими:

  • наследственно-генетический фактор;
  • интоксикация плода во время нахождения внутри матки матери;
  • родовые и черепно-мозговые травмы.

Современные методы компьютерного диагностирования и специально-разработанный тест помогают выявлять причины синдрома Аспергера более точно.

Классическая триада симптомов

В современной психиатрии синдром Аспергера описывается через призму так называемой триады симптомов:

  • коммуникативно-социальные проблемы;
  • сложности чувственного и пространственного восприятия мира;
  • дефицит эмоций, творческого мышления и воображения.

Самые первые симптомы могут начать проявляться в довольно раннем возрасте. Например, неожиданные слезы у маленьких детей вызывают резкий свет, звук или сильный запах. Но такие признаки еще трудно соотнести с синдромом Аспергера. Многим родителям сложно понять такие реакции ребенка на внешние раздражители. Хотя повышенная чувствительность детей уже сама по себе свидетельствует о наличии неврологического расстройства.

С возрастом, у детей может пропасть бурная реакция на громкие звуки или слишком яркий свет, но остаться нестандартное восприятие окружающего мира. В отдельных случаях этот феномен проявляется достаточно ярко. Например, блюдо, кажущееся нормальным для обычного человека, больному синдромом Аспергера может нестерпимо вонять. Или предметы, достаточно гладкие и приятные на ощупь, вызывают раздражение у людей с СА, которым кажется, что поверхность очень «колюча и шершава».

У детей и у взрослых, больных синдромом Аспергера, отмечается неуклюжая походка и физическая неловкость. Они задевают предметы локтями, натыкаются на косяки дверей, оступаются на ступеньках. Это обычно связано с рассеянностью и погруженностью «в себя» пациентов. Но часто, когда нужно сосредоточиться, эти люди способны управлять своим телом вполне удовлетворительно.

Признаки синдрома Аспергера у детей

Если у маленьких детей замечают нервозность из-за внешних раздражителей, специалисты проводят специальный тест на светочувствительность и звуковое восприятие. Результаты современного метода могут выявить первые симптомы синдрома Аспергера в достаточно раннем возрасте.

В основном же, у детей до 6 лет патология никак не проявляется. Напротив, синдрому Аспергера характерно нормальное развитие деток в их первые годы. Родители радуются тому, что ребенок рано начинает говорить, легко запоминает новые слова и спокойно играется одними и теми же игрушками. Ребенок также проявляет удивительные способности к счету и запоминанию большого объема иностранных слов.

Основная проблема людей с синдромом Аспергера – это коммуникативные дисфункции. Симптомы социальной неприспособленности начинают ярко проявляться у детей в возрасте с 5-6 лет. Обычно это совпадает с периодом, когда ребенка отдают в школу или подготовительный класс, где ему приходится расширять круг общения.

Яркие симптомы синдрома Аспергера у детей:

  • ребенок не желает участвовать в активных играх, так как из-за неуклюжести у него плохо получается манипулировать мячом и другими предметами;
  • нередко наблюдается сильное увлечение конкретным спокойным хобби, за которым ребенок может сидеть часами и просить не прерывать его любимое занятие;
  • малыши не любят веселых мультиков, так как не понимают шутки в них и раздражаются от слишком громких песен;
  • дети остро реагируют на новых незнакомых людей, могут заплакать, когда в дом приходит посторонний;
  • в большой компании ребенок часто ведет себя нелюдимо, не желает идти на контакт и предпочитает играть в одиночку.

Ребенок с синдромом Аспергера сильно привязан к дому и родителям, к которым он привык с самого рождения. А новая обстановка вызывает в нем сильнейшее беспокойство и ощутимый дискомфорт.

Люди, имеющие синдром Аспергера, чувствуют себя спокойно только тогда, когда все предметы личного пользования лежат на своих местах, а в распорядке дня отсутствуют неожиданности. Если что-то меняется в привычном ходе событий, у детей случают истерики. Например, если ребенка забирает из школы мама, но вдруг приехал папа, может начаться приступ неконтролируемых слез и криков.

Признаки синдрома Аспергера у взрослых

Если с детства коммуникативные навыки не корректировались, у взрослых, имеющих синдром Аспергера, наблюдается острая социальная изоляция:

  • человек не может найти общие интересы с другими людьми;
  • не может поддерживать приятельские отношения;
  • не складывается личная жизнь.

Люди, страдающие синдромом Аспергера не способны работать менеджерами или руководителями. Они могут знать о предприятии все до мелочей, набирать высокие баллы, проходя тест на IQ, но предпочитают выполнять простую однообразную работу. Карьерные успехи таких людей совершенно не волнуют.

У взрослых, страдающих синдромом Аспергера, практически полностью отсутствует воображение:

  • они не понимают скрытого значения метафор;
  • образные выражения воспринимают буквально;
  • не отличают правду и ложь;
  • лишены чувства юмора.

Зачастую люди с синдромом Аспергера становятся общественными изгоями из-за их кажущейся невежливости:

  • они привыкли говорить то, что думают;
  • могут делать нетактичные замечания;
  • не принимают общепринятые правила этикета, если не видят в них смысла;
  • могут внезапно прервать разговор и уйти, увлекшись собственными мыслями;
  • не распознают чувства собеседника;
  • нисколько не заботятся о производимом впечатлении.

Страсть к порядку у людей, имеющих синдром Аспергера, с возрастом только усиливается и нередко доходит до абсурда. Например, если коллега случайно отпил из его кружки, такой человек может полчаса отмывать посуду или выкинуть ее вовсе.

У взрослых людей с синдромом Аспергера наблюдается повышенная подозрительность и перманентная боязнь болезней. Находясь в кабинете у стоматолога, такой человек сто раз переспросит врача, все ли инструменты одноразовы и безопасны для здоровья. Из-за этого окружающим достаточно трудно контактировать с людьми, имеющими синдром Аспергера и кажущимися мелочными «занудами».

Чем опасен синдром Аспергера?

Синдром Аспергера может не иметь прямой угрозы для жизни и здоровья человека. Многие дети, своевременно прошедшие психологическую коррекцию, вполне комфортно приспосабливаются к окружающей действительности, неплохо учатся и делают успехи в конкретной деятельности, например, в науке.

Но часты случаи, когда синдром Аспергера серьезно мешает во взрослой жизни:

  • человеку трудно найти свое место и предназначение;
  • перемены в жизни вызывают сильнейшую депрессию;
  • развиваются различные фобии и навязчивые состояния, которые трудно поддаются психологической коррекции.

Задача родителей, у детей которых обнаружен синдром Аспергера, прививать ребенку коммуникативные навыки и приспособляемость к изменчивости жизни, чтобы взрослый человек, уже лишенный отчей опеки, смог полноценно сосуществовать с окружающим миром, а не закрываться наглухо в своей «внутренней раковине».

Диагностирование болезни

Опытный психолог способен поставить диагноз синдрома Аспергера, основываясь на наблюдении за поведением взрослых или детей, а также на изучении анамнеза жизни пациента. Однако определить всю глубину отчужденности от мира человека с синдромом Аспергера не всегда удается только по внешним признакам. Иногда симптомы болезни похожи на черты характера обычного интроверта.

В качестве диагностирования синдрома Аспергера используют различные тесты. Они помогают выявить и сами неврологические нарушения, и степень психических отклонений.

Тест, разработанный для выявления синдрома Аспергера у взрослого, конечно же, отличается от теста для детей сложностью вопросов. Но все опросники делятся на группы по назначению:

  • тесты, оценивающие уровень интеллекта;
  • тесты на определение сенсорной чувствительности;
  • тест на творческое воображение и др.

Существуют и специфические тесты, специально используемые для диагностирования синдрома Аспергера:

1. Тест ASSQ. Проводится у детей с 6 лет. Способен выявить некоторые аутичные черты синдрома Аспергера у ребенка, на основании его восприятия различных картинок и просьб описать характер изображенных персонажей.

2. Тест RAADS-R. Выявляет психические расстройства у взрослых, такие как социофобию, тревожные навязчивые состояния, клиническую депрессию и др. Во время опроса человеку предлагается выбрать один из вариантов его поступков в конкретных жизненных ситуациях.

3. Опросник Aspie Quiz. Тест состоит из сотни вопросов, расшифровывающих наличие аутических черт синдрома Аспергера у взрослых, а также и их возможные причины.

4. Торонтская шкала. Тест выявляет патологию, характерную для синдрома Аспергера, которая выражается нестандартными телесными ощущениями. Кроме этого, опросник проявляет сниженную способность к интерпретации символов и метафор.

5. TAS-20. Тест направлен на определение дефицита эмоций у взрослых и детей, что очень характерно синдрому Аспергера. Испытуемого просят описывать ощущения, которые вызывает в нем просмотр определенных картинок и фотографий.

Современные методики тестирования с помощью вопросов и интерпретации демонстрируемых картинок помогают выявить симптомы синдрома Аспергера и даже некоторые причины болезни, начиная с раннего возраста. На основании результатов осмотра, наблюдения и тестирования врач-специалист назначает лечение синдрома Аспергера сеансами психотерапии и, возможно, медикаментозное сопровождение.

Лечение

Людям, страдающим синдромом Аспергера, необходимы консультации специалиста-психиатра. Основное лечение для синдрома Аспергера строится на адаптации детей и взрослых к социуму и меняющимся условиям окружающего мира.

Для лечения приступов депрессии и нервных расстройств у людей, имеющих синдром Аспергера, назначаются медицинские препараты седативного характера. В некоторых случаях не обходится без курса лечения антидепрессантами.

Полностью изменить особенность восприятия мира у людей с синдромом Аспергера нельзя, но можно скорректировать их общественное поведение и развить навыки приспособления к изменчивым перипетиям жизни.

Люди с синдромом Аспергера обладают незаурядной логикой, им нужно объяснять, что с ними происходит и как это можно изменить, раскладывая факты и аргументы по полочкам. Тогда человек, подверженный синдрому Аспергера, будет стремиться преодолевать свои проблемы самостоятельно.

prosindrom.com

Синдром Аспергера – признаки, симптомы, лечение, диагностика

Синдром Аспергера (Asperger syndrome) – одно из так называемых расстройств аутического спектра.

От обычного аутизма синдром отличается тем, что когнитивные и даже речевые способности пациента в целом сохранены.

«Родственными» заболеваниями этого синдрома являются:

  • атипичный аутизм;
  • психоз, раннее детство;
  • высокофункциональный аутизм;
  • синдром Ретта и некоторые другие.

Больных отличают трудности в общении, а также стереотипное поведение и ограниченные интересы. Эти нарушения имеют глубокий характер, препятствующий нормальной жизнедеятельности.

Примечательно, что болезнь эта – врождённая, а значит, она не может появиться в результате развития ребёнка в первые годы жизни. Впрочем, воспитание и окружающая среда существенно влияют на протекание синдрома Аспергера.

О том, как часто проявляется синдром Аспергера в детском возрасте, существуют разные мнения. Статистика говорит о 0,36 – 0,71 процента случаев, однако специалисты приводят совсем другую цифру: по их мнению, симптомы у детей имеются в 30, а то и в 50 процентах случаев. Получается, что синдром Аспергера – очень распространённое заболевание.

Открытый всего лишь в первой половине ХХ века, синдром Аспергера долго не привлекал внимания научных и медицинских кругов. «Странным» детям ставили различные диагнозы, от атипичного аутизма до детской шизофрении, а взрослых считали просто невоспитанными людьми, хроническими неудачниками, беспринципными хамами. Настоящая причина странностей в поведении открылась позднее.

Причины появления синдрома

Синдром Аспергера изучается с 1944 года, однако за это время причины появления синдрома так полностью и не выявлены. Поскольку болезнь имеет врождённый характер, высказывались мнения о её генетическом происхождении. Исследователи отмечали, что у «носителей» синдрома Аспергера родственники также могут иметь признаки, характерные для болезни, чаще всего в более лёгкой форме – например, некоторые нарушения в общении. На это указывал ещё сам Ганс Аспергер, изучавший не только своих юных пациентов, но и их семьи.

Ещё замечено, что расстройства аутического спектра имеют сходную генетическую природу.

Современные исследования показали, что непосредственным механизмом протекания болезни является нарушение нейронных связей в головном мозге – из-за этого управление психической жизнью человека отличается от нормального.

Каковы симптомы болезни?

Проявлений синдрома Аспергера великое множество; в каждой жизненной ситуации обнаруживаются свои «странности».

Однако существуют общие симптомы, указывающие на наличие этой болезни. Их появление можно отметить начиная с 3 летнего возраста. До этого момента ребёнок развивается нормально – в положенное время учится сидеть, ходить, говорить.

Трудности начинаются на более высоких этапах психического развития:

  • Ребёнок не желает идти на контакт с окружающими людьми. Он не общается (или плохо общается) с членами семьи, с товарищами в садике или в школе. Он не проявляет инициативу для знакомства или контакта. Если же контакт состоялся, то больной с Аспергером с трудом понимает эмоции собеседника, не распознаёт оттенки интонации, жесты и мимику; не понимает шутки – обращённую к нему речь воспринимает буквально.
  • Речь больного часто не содержит эмоций, слова произносятся монотонно. Ребенок не может подобрать нужные слова, чтобы объяснить то, что ему нужно. Из-за этого ребёнка считают глупым, в школе ставят низкую оценку из-за того, что он якобы не выучил урок; на самом деле ситуация обратная – он может очень быстро выучить тему (буквально наизусть), однако коммуникативные нарушения мешают воспроизвести необходимое.
  • Если же носитель синдрома Аспергера начинает уверенно говорить, то, как правило, увлекается длинным монологом. Он не понимает, как реагируют собеседники на его речь, интересно им это или нет. Ребенок часто не смотрит в глаза собеседнику, он не делает пауз в своей речи, нужных для того, чтобы слушатели восприняли его слова. Его монолог напоминает воспроизведение звукозаписи. Странным здесь является то, что говорящий вполне осознаёт, что общается с другим человеком.
  • Ещё более странно выглядит речь «аспергера» из-за почти полного отсутствия мимики и жестикуляции. Даже взгляд его во время разговора направлен в пустоту. Такая неестественность позы отмечается даже на фотографиях.
  • Ещё один основополагающий симптом – стремление к порядку. Ребёнок пытается выстроить вещи «идеальным» образом: раскладывает игрушки по цвету, форме, размеру, кладёт предметы на строго определённые места. Если он оставил вещь на одном месте, а затем кто-то переложил её на другое, но совсем рядом, то по возвращении ребёнок может её вовсе не найти. Такое часто проявляется и у взрослых, страдающих синдромом Аспергера.
Читайте также:  Мышечная дистрофия Дюшенна
  • «Аспергеры» склонны к «ритуальному» поведению: изо дня в день совершают одни и те же действия, живут по строгому распорядку, ходят по одним и тем же улицам и т. д. Многие ритуалы не имеют очевидного смысла – так, ребёнок может складывать и перекладывать кубики, совершать странные телодвижения.
  • Мышление носителей синдрома чаще всего «однозадачное»: они склонны увлекаться каким-то одним занятием и посвящать ему всё свободное время. Увлечение этим занятием со стороны тоже может показаться неким ритуалом, хотя больные отлично разбирается в интересующем его предмете. Точно так же и в разговоре – он не может одновременно говорить о нескольких вещах подряд, предпочитая выбирать одну тему и следовать ей до конца.
  • Обострённые сенсорные ощущения – не частый, но характерный признак синдрома Аспергера. У больного может наблюдаться обострённый слух, очень сильное обоняние, его может раздражать слишком яркий свет, шум. В этом же пункте можно отметить признаки несколько иного рода: у маленького «аспергера» имеется, например, абсолютный музыкальный слух, притом без всяких предварительных занятий музыкой.
  • Физическая неловкость, неуклюжесть. Человеку, страдающему синдромом, сложно даются многие навыки – к примеру, езда на велосипеде.

Перечисленные признаки, конечно, могут наблюдаться и у обычных людей – по отдельности и в результате какой-либо острой ситуации (например, нервного расстройства, усталости, отчаяния).

Говорить о наличии синдрома Аспергера можно в том случае, когда симптомов сразу несколько, они выражены в яркой степени и постоянны.

Диагностика

Выявлять синдром Аспергера – задача на самом деле непростая. Для этого подключаются специалисты из разных областей – психологи, психиатры, неврологи, генетики. Разносторонние исследования нужны по той причине, что проявления синдрома похожи на симптомы других расстройств.

Диагностика у детей

Симптомы у детей важно обнаружить как можно раньше, поскольку это упрощает лечение. Для постановки диагноза проводятся беседы с ребёнком, включающие тесты и игры.

Помимо этого специалист беседует с родителями ребёнка, чтобы получить информацию о его поведении в семье, в школе, во время повседневных занятий. Разговор с родителями позволит выявить и у них проявления синдрома.

Читайте также:  Болезнь Альцгеймера

Диагностика взрослых

Синдром Аспергера у взрослых выявить сложнее, поскольку признаки болезни с возрастом меняются. Однако есть ряд методов, позволяющих диагностировать расстройство у взрослых людей. К ним, в частности, относятся стандартные тесты:

  1. 1.Тест. Основан на анализе взгляда пациента. Тест нередко проводят по фото. Как уже говорилось, взгляд человека, страдающего синдромом, ничего не выражает и направлен в никуда.
  2. 2.Тест. Определяет степень эмпатии – эмоционального развития испытуемого. У «аспергеров» показатели этого теста более низкие, чем у здоровых людей.
  3. 3.Тест. Показывает наличие ритуального поведения, «зацикленности».

Лечение

Поскольку синдром Аспергера – это генетическое заболевание «психологической» сферы, то не существует никаких методов его медикаментозного лечения.

Однако существуют препараты, позволяющие лечить сопутствующие болезни – нервозность, депрессию, нарушения сна, невнимательность, склонность к самоповреждению. Некоторые медикаменты могут устранить даже повторяющиеся действия и поведенческие стереотипы.

Основные же способы лечения синдрома Аспергера – немедикаментозные. Они включают когнитивно-поведенческую терапию, эрготерапию, тренинги социальных и коммуникативных навыков. Применяется и лечебная физкультура, которая помогает корректировать координацию движений и улучшить сенсорные навыки.

Детям показаны занятия с логопедом; его задача развить у ребёнка навыки передачи эмоций, научить делать речь яркой и выразительной. Кроме того, необходимы посещения психолога и педагога-дефектолога, которые научат ребёнка ориентироваться в окружающем мире.

В идеале терапия при синдроме должна быть смешанной: психологические, поведенческие и когнитивные методы необходимо сочетать с приёмом поддерживающих препаратов, направленных на улучшение самочувствия пациента.

Лечить синдром Аспергера у взрослых, как и диагностировать заболевание, заметно сложнее, чем у детей. В частности, потому, что взрослые носители болезни уже стали сложившимися личностями, критически относятся к попыткам лечения и часто не считают своё состояние болезнью.

Прогноз

Синдром Аспергера, в отличие от обычного аутизма, не создаёт непреодолимых препятствий к нормальной жизнедеятельности. Слух о высоком интеллектуальном уровне всех без исключения «аспергеров», конечно, не соответствует действительности: по статистике, у большинства носителей синдрома коэффициент интеллектуальности средний.

Однако особенности мышления «аспергеров» таковы, что им проще даются точные науки, в том числе программирование. Именно среди выдающихся программистов наблюдается достаточно высокий процент людей, страдающих синдромом Аспергера. Но и в других областях люди с данным синдромом достигли выдающихся результатов.

Есть мнение, что полностью вылечить синдром Аспергера невозможно, а имеющиеся методы лечения направлены лишь на сглаживание негативных признаков. Однако для жизнедеятельности это не имеет особого смысла, поскольку многие «аспергеры» становятся полноценными членами общества; более того, им легче даются определённые навыки, востребованные в современном хозяйстве – например, системное мышление, быстрый поиск информации; «аспергеры» – честные и аккуратные работники, глубоко увлечённые делом, которым они занимаются.

Это помогает продвигаться по службе, делать карьеру. Нормальный, а в некоторых случаях и высокий интеллект позволяет им самим корректировать и исправлять слабые стороны своего мышления и поведения.

Однако для успешной жизни в обществе многие носители синдрома Аспергера должны часто посещать психолога или психотерапевта. Законы современного мира таковы, что выявляют нарушения, свойственные «аспергерам», и тогда они становятся серьёзной помехой при поступлении в вуз, приёме на работу и в других ситуациях.

Ведь сегодня коммуникативные навыки, гибкость мышления, умение приспосабливаться к быстро меняющимся обстоятельствам ценятся не меньше (а зачастую и больше), чем профильное образование и феноменальные способности в какой-либо области. «Аспергер», способный развиваться в идеальных условиях, испытывают трудности там, где суровые законы реальности не соответствуют идеалу. И здесь психотерапевт окажет неоценимую помощь, научив разбираться в окружающей обстановке.

Проявления синдрома могут быть разнообразными, иногда даже противоположными. Так, для большинства «аспергеров» характерна чрезмерная склонность к порядку, размеренности и аккуратности, однако у некоторых больных наблюдается противоположное – полный хаос, невозможность привести свою жизнь и мысли в порядок.

Одни носители синдрома не желают ни с кем общаться, другие же пытаются контактировать со всеми подряд, не замечая ответной реакции собеседников. И в этом плане прогноз для каждого конкретного случая может быть разным: один «аспергер» может достаточно легко адаптироваться в жизни и стать самостоятельной личностью, а другой всю свою жизнь должен нуждаться в опеке.

Читайте также:  Что делать если дергается глаз, причины и лечение

Люди, страдающие этим синдромом, могут создавать семьи, хотя немалое количество их остаются одинокими. Если в семье один или оба партнёра – «аспергеры», то они могут испытывать трудности в плане взаимопонимания. Чтобы этого избежать, разговоры партнёров должны быть прямыми, не завуалированными. Сам носитель болезни, впрочем, так и будет разговаривать, а вот его партнёру, если он не страдает синдромом Аспергера, потребуется некоторая тренировка.

Отдельно стоит сказать о детях, страдающих синдромом Аспергера. Даже самые талантливые из них нуждаются в разносторонней помощи – правильном родительском воспитании, наблюдении у специалистов. Не факт, что врождённые таланты помогут юному «аспергеру» самому пробить дорогу в жизни и даже выделиться в школе. В классе такой ребёнок нередко становится изгоем.

Странное поведение становится предметом насмешек, с ним никто не желает дружить и общаться, его обижают, а за хорошие оценки и демонстрирование знаний он получает обидное клеймо «ботаника».

Ученик-«аспергер» может отличаться глубокими знаниями по одному предмету, но резко отставать по всем остальным. Это может выглядеть странным, и учителя считают его проблемным ребёнком. Также на уроке он может заниматься посторонними делами – скажем, писать стихи или рисовать; если учитель делает ему замечание, то ответная реакция может быть непредсказуемой: ребёнок, чего доброго, обидится или вовсе начнёт скандалить.

Кроме того, не все «таланты» ребёнка с синдромом Аспергера действительно разумны и необходимы обществу. Например, ребёнок может запоминать маршруты движения транспорта, номера проезжающих автомобилей и другие несущественные вещи, отдаваясь этому делу с полной серьёзностью. В данном случае необходимо как можно раньше направить способности ребёнка в нужную сторону, попытаться увлечь его, скажем, математикой.

Очень важно не ограничивать ребёнка в обучении и общении, а наоборот – всячески стимулировать его нахождение в нормальном обществе. Перевод ребёнка-«аспергера» в коррекционный класс, изоляция от сверстников – очень большие ошибки, которые могут только усугубить болезнь. Он должен находиться в обычном окружении, однако следует предупредить учителей и одноклассников, что у ребёнка имеются некоторые отклонения в развитии.

Окружающие должны уяснить, что если ребёнок не выражает эмоций и переживаний, это не значит, что он их не испытывает: люди, страдающие синдромом Аспергера, особенно дети, нередко переживают более глубоко, чем их «нормальные» сверстники, вследствие чего они более ранимы.

Видеозаписи по теме

tvojajbolit.ru

Синдром Аспергера у взрослых: 12 признаков

В некоторых странах этот синдром перестали считать самостоятельным диагнозом и рассматривают как один из видов расстройства аутистического спектра. Впрочем, не все специалисты с этим согласны, да и многие люди с таким расстройством видят у себя мало общего с аутизмом, поскольку у них нет нарушений речи и когнитивных функций.

Как бы то ни было, это расстройство серьезно осложняет повседневное существование человека и может создавать проблемы в его профессиональной и личной жизни. Вот некоторые признаки, которые часто отличают людей с синдромом Аспергера:

1. Необычная манера речи. Может показаться, что вы говорите с компьютером: собеседник обрушивает на вас поток фактов, не делая пауз и (почти) не слушая вас. Иногда у людей с этим синдромом необычный тембр голоса.

2. Трудности с невербальной коммуникацией. Вы можете заметить, что ваш собеседник почти не использует жесты, а его мимика небогата.

3. Недостаток зрительного контакта. Не то чтобы ваш собеседник не мог смотреть вам в глаза, просто он не ощущает необходимости зрительного контакта. Если обратить на это его внимание, он может постараться не отводить взгляда и даже переборщить, глядя на вас слишком пристально.

4. Проблемы с этикетом. Такой человек может казаться грубым или невоспитанным, но на самом деле у него просто отсутствует интуиция, подсказывающая, как правильно себя вести. Например, он может отвернуться и заняться своими делами, не дослушав, что вы ему говорите, или пригласить вас на ужин и не прийти, или открыть дверь, когда вы придете, посмотреть на вас и, не здороваясь, уйти в дом. Правила хорошего тона, которые приняты в обществе, для него чужды.

5. Навязчивая фокусировка на одной теме (часто необычной). Он может коллекционировать то, что другим не придет в голову собирать, у него может быть необычное хобби, он может проявлять навязчивый интерес к какому-то человеку. И говорить безостановочно о предмете своего увлечения, не замечая, как утомляет своих собеседников. Иногда он неожиданно переключается на другое увлечение. Если он потерял интерес к человеку, которого обожал, то станет с ним внезапно холоден.

6. Неспособность понимать чувства другого человека. Их зачастую считают холодными, бесчувственными, лишенными эмпатии. Но дело не в том, что они не способны к сочувствию или не хотят проявлять доброту. Просто у них самих эмоциональных переживаний меньше, чем у других. Часто они не могут понять, почему другие люди так расстроены или взволнованы, и тогда предпочитают уйти и подумать об этом в одиночестве.

7. Неразвитые навыки общения. Иногда они безостановочно говорят о своем, не замечая, что другие обижены или им уже неинтересно слушать. А когда кто-то им не нравится, они резко прекращают разговор. Такое поведение со стороны кажется несуразным.

8. Неумение разделять чувства. Вас удивляет, когда хорошо знакомый человек при встрече даже не поинтересуется, как у вас дела, и сам не расскажет о своих успехах? Но людям с синдромом Аспергера несвойственно делиться чувствами и впечатлениями.

9. Черно-белое мышление. Придя однажды к какому-то мнению или решению, они будут держаться его, несмотря ни на какие доводы. Им трудно встать на точку зрения другого человека.

10. Отсутствие гибкости. Планы поменялись в последнюю минуту? Для человека с Аспергером это испытание, чреватое психологической перегрузкой, к экспромтам он не готов. Его могут расстроить сущие мелочи, казалось бы, не стоящие внимания, или то, что для него непривычно.

11. Следование заведенному порядку. Для него чрезвычайно важна структура и сложившиеся правила. В случае нарушения привычного распорядка они чувствуют себя выбитыми из колеи и начинают паниковать.

12. Повышенная чувствительность. Они могут быть очень чувствительными к прикосновениям и всячески стараться избегать их, делая исключение лишь для партнера. Они отшатнутся, если их похлопают по спине, и не позволят себя обнять. У них также могут быть и другие аутичные черты, например повышенная чувствительность к звукам, свету и даже жестким биркам на внутренней стороне одежды.

Можно ли излечить синдром Аспергера у взрослых?

Специфических лекарств для этого расстройства нет. Но психологические консультации в этом случае могут быть очень полезны. Психолог может научить такого клиента справляться со стрессом, эффективней выстраивать коммуникацию и взаимодействовать с окружающими, что сделает его повседневную жизнь легче.

Источник: harleytherapy.co.uk

www.psychologies.ru

Синдром Аспергера: причины, симптомы и течение, диагностика, лечение

Содержание:

Синдром Аспергера — врожденное поведенческое расстройство, при котором нарушается социальное взаимодействие и адаптация в обществе: больные замыкаются, перестают интересоваться происходящим вокруг, погружаются в свои переживания и мысли. Они искаженно воспринимают события, не хотят общаться и дружить, испытывают дефицит коммуникаций. При этом у них нормально функционирует ЦНС, а процессы мышления, памяти, пространственной ориентации, понимания, вычисления, обучения и речи отличаются высоким уровнем развития. Подобное «мягкое» и «пограничное» нарушение регистрируется в разных странах и культурах, у лиц любой религии и социального статуса.

Проблемы общественных взаимоотношений у больных обычно сочетаются с физическими признаками — неуклюжестью, неловкость, нерасторопностью. У детей синдром проявляется невозможностью устанавливать и поддерживать дружеские контакты. Они не способны сопереживать своим сверстникам, равнодушны к бедам близких и родных, имеют проблемы с поведением в социуме.

Диагностика синдрома Аспергера заключается в проведении психиатрической и неврологической экспертизы. Поскольку причина синдрома остается неизвестной, стандартной схемы лечения не существует. Методики поддержки включают медицинскую коррекцию, работу с педагогами и психологами, обучение основам социального взаимодействия. Цель подобных мероприятий – устранение клинических проявлений и улучшение жизнедеятельности организма. Дети по мере взросления преодолевают подобные проблемы и постепенно адаптируются в социуме.

Заболевание регистрируется чаще у школьников мужского пола. Синдром получил такое наименование благодаря своему первооткрывателю из Австрии – педиатру Хансу Аспергеру. Врач наблюдал за детьми со сходными клиническими признаками, на основании которых он отнес болезнь к «аутистической психопатии».

Синдром Аспергера обычно развивается у лиц, страдающих апраксией, дислексией, дефицитом внимания, депрессией, высоким уровнем тревоги и беспокойства. Известные люди с синдромом Аспергера: бизнесмены-учредители Форда, IKEA, Apple, а также деятели науки Эйнштейн, Ньютон.

Причины

Этиология и патогенез синдрома Аспергера в настоящее время остаются неизвестными. Существуют различные теории и предположения об основных этиопатогенетических факторах патологии, но все они пока остаются недоказанными.

Наиболее распространенные гипотезы о происхождении синдрома:

  • Наследственная теория считается основной. Она повествует о том, что существует генетическая склонность к патологии. Аспергер наблюдал схожие клинические признаки у членов одной семьи. Некоторые современные ученые считают, что генотип ответственен за развитие синдрома. Родственники больных лиц испытывают подобные проблемы, но в несколько иной форме.
  • Аутоиммунная теория – в результате появления в организме матери антител к собственным клеткам образуются иммунные комплексы, которые повреждают ЦНС плода.
  • Эндокринная теория — причиной недуга является гормональный сбой в организме ребенка, обусловленный резким повышением или понижением количества кортизола или тестостерона в крови.
  • Теория массовой иммунизации — вакцинопрофилактика в соответствии с Национальным календарем перегружает иммунитет ребенка, что приводит к негативныv последствиям.

Факторы, провоцирующие появление патологии:

  1. Недоношенность,
  2. Тератогенное воздействие токсинов на плод в первом триместре беременности,
  3. Вирусы краснухи, герпеса, токсоплазмы, цитомегаловирус,
  4. Травмы, полученные в родах,
  5. ЧМТ,
  6. Психоэмоциональные расстройства — неврозы, психозы, депрессии.

Патогенетические звенья синдрома:

  • Воздействие тератогенных факторов,
  • Нарушение внутриутробного развития головного мозга,
  • Атипичное перемещение эмбриональных клеток во время эмбриогенеза,
  • Дисфункция срединных структур мозга,
  • Нарушение нервно-гуморальной регуляции в организме и функций ЦНС.

Симптоматика

Клинические признаки патологии:

  1. Проблемы с невербальным коммуникативным поведением, отсутствие жестикуляции, мимики, образов, интонации;
  2. Трудности с восприятием окружающей действительности, творческой и познавательной деятельностью, нарушение взаимодействия в социуме, непонимание образных выражений, отсутствие чувства юмора;
  3. Нестабильный эмоциональный фон — чрезмерное умиротворение или крайняя степень ярости и гнева, всплески негативных эмоций, истерия в ответ на любую критику;
  4. Бесчувственность и равнодушие по отношению к близким людям, безжалостность, отсутствие сострадания и сочувствия чужому горю, излишняя суровость в поведении, неумение подобрать нужные слова, грубость и бестактность;
  5. Повышенная мнительность, недоверчивость, подозрительность, бдительность, достигающая степени паранойи, депрессивный синдром, постоянно возникающие навязчивые страхи – фобии;
  6. Нарушение моторных навыков, дискоординация движений, искривление позвоночника, шаткость походки, неуклюжесть, шаблонное поведение, размашистый почерк, проблемы с сенсорно-моторной интеграцией и ощущением положения частей собственного тела относительно друг друга, отсутствие последовательности движений;
  7. Излишняя педантичность – предельная точность и аккуратность в действиях, чрезмерная склонность к соблюдению формальных требований и упорядочиванию, тяга к перфекционизму;
  8. Шаблонное или стереотипное поведение, неосознанно повторяющиеся движения;
  9. Больные концентрируются на определенном занятии, полностью посвящают себя своему хобби и преуспевают в любимом деле;
  10. Одностороннее многословие, речистость, болтливость, разговорчивость, лишенная интонационного многообразия речь, резкий переход с одной темы на другую, быстрая смена ритма, громкости, акцента, длинные и скучные монологи, монотонное повторение одних и тех же слов, фраз, неестественная, механическая речь;
  11. Для синдрома характерен селективный мутизм – разговоры с некоторыми знакомыми людьми и полное игнорирование всех остальных;
  12. Общеклинические признаки — гиперчувствительность к звуку, свету, прикосновению, бессонница или повышенная сонливость, чуткий сон, пищевая избирательность, снижение общей резистентности организма и ослабление иммунитета.

Обычно обнаруживают синдром в раннем детстве. Иногда симптомы патологии могут отсутствовать до воздействия провоцирующего фактора.

Основными чертами характера больных с синдромом Аспергера являются некорректность, бестактность, эгоцентризм, черствость, эмоциональная холодность. Больные лица не могут дружить, сопереживать, сочувствовать. Они никогда не поддержат приятеля в трудной ситуации, не смогут разделить его интересы и обсудить важные для друга темы. Больные, не думая, высказывают свою точку зрения в отношении окружающих, обижая их при этом. Подобные особенности поведения отталкивают людей.

Копируя интуитивно действия других, больные постепенно учатся общепризнанным нормам поведения. При этом большую часть времени они проводят в одиночестве, испытывая замкнутость и отчуждение. Всю жизнь они так и не находят единомышленников, друзей и подруг, свою «вторую половинку». После неоднократных и неудачных попыток к общению они стараются избегать окружающих людей.

Больные лица часто не в состоянии интерпретировать мимику и жесты, распознавать тон голоса, понимать скрытый смысл намека. Они все воспринимают буквально, используют в беседе строгий стиль. Многие при разговоре отводят взгляд или фиксируют его в одной точке.

В интеллектуальном плане лица с данным синдромом развиваются быстрее своих сверстников. Отличительные черты их умственной сферы – хорошая память и глубокие познания о мире. Проблема в том, что больные не могут ими воспользоваться и применить по назначению. Дети-аспергеры имеют одно хобби, которое полностью их поглощает. Благодаря способности концентрироваться на мелочах больные добиваются больших успехов в заинтересовавших их областях науки.

Несмотря на проблемы с социализацией и нежеланием общаться, лица с синдромом Аспергера правильно излагают свои мысли, строят сложные предложения, высказываются корректно, но монотонно, шаблонно и неестественно. Такие люди лучше выражают свои мысли письменно, чем вербально. Они отличаются богатым воображением, но не принимают мнение других, не могут трактовать их чувства и мысли.

У детей первые признаки патологии появляются ближе к 4 годами, постепенно нарастают, становясь с каждым днем более явными. Они одержимы порядком, их педантичность порой достигает крайней степени. Такие дети не страдают от одиночества. Они не могут сопереживать за товарищей и радоваться их успехам. Большинство больных являются безынициативными, инертными, пассивными.

Маленькие дети не хотят расставаться с родителям и посещать детский сад, а школьники намеренно игнорируют своих сверстников. Дети с синдромом Аспергера часто болеют инфекционными заболеваниями. Это еще больше сужает круг их общения. Больной ребенок предпочитает общаться со взрослыми людьми, чем со своими ровесникам. В совместных играх он навязывает свои правила и не идет на компромисс. Такой ребенок постепенно отторгается обществом, его социальная изоляция повышается. Подростковый период очень сложен у больных детей. Они от одиночества впадают в депрессию, начинают употреблять алкоголь и часто заканчивают жизнь самоубийством.

Видео: пример человека с синдромом Аспергера

Диагностические мероприятия

Диагностика синдрома — непростая задача, поскольку его симптомы схожи с признаками других психических расстройств. Чем раньше будет поставлен диагноз, тем легче пройдет адаптация в социуме больного человека.

Обследованием больных и постановкой диагноза занимаются специалисты в области общей педиатрии, неврологии, логопедии, генетики, психологии. Заметить симптомы патологии у ребенка могут родители, преподаватели, близкие знакомые. Подтвердить или опровергнуть предполагаемый диагноз может только психиатр, который в дальнейшем будет лечить больного.

Основные диагностические методы:

  • Тщательное клиническое обследование,
  • Сбор подробного анамнеза,
  • Беседа с пациентом,
  • Опрос родственников и близких людей,
  • Медико-генетическое консультирование,
  • Тест на интеллект и психомоторное развитие.

С помощью психоневрологической экспертизы и нейропсихологических тестов специалисты определяют у больных уровень психического и физического развития, особенности личности, способности к жизни в социуме.

Чтобы исключить патологии головного мозга, проводят инструментальную диагностику — энцефалографию и томографию.

Критерии, позволяющие поставить правильный диагноз:

  1. Социальные — отсутствие у больного эмоций, сопереживания, радости, мимики, жестикуляции, сложности с установкой визуального контакта.
  2. Поведенческие – ритуальное поведение, стереотипии, шаблоны, ограничение интересов, заинтересованность только любимым делом или хобби.
  3. Вторичные — невозможность обслуживать себя, безэмоциональная речь, полное равнодушие к происходящим вокруг событиям.

По результатам тестирования, опроса, осмотра и наблюдения можно определить синдром Аспергера, а в некоторых случаях — даже выяснить его причину. Врач-специалист после тщательной диагностики назначает лечение больным, которое заключается в посещении сеансов психотерапии и приеме психотропных средств.

Лечебные мероприятия

Целью общетерапевтических мероприятий при данной патологии является устранение клинических проявлений и улучшение качества жизни больных в обществе. Специалисты должны научить пациентов основам коммуникации и социального взаимодействия.

Общая терапия:

  • Тренировка основных способностей человека, помогающих стать полноценным членом общественной жизни,
  • Психотерапевтическое воздействие,
  • Физическая культура,
  • Массаж,
  • Физиотерапевтические методы,
  • Занятия с логопедом, психологом, психотерапевтом.

Логопед должен научить больного говорить эмоционально, а не монотонно и однообразно. После логопедических занятий разговор детей «оживает», становится ярче и насыщеннее благодаря интонации, акцентам. Коррекция невербального общения также очень важна. Больные учатся использовать в общении жесты и мимику. Психологическая поддержка отвечает за исход лечения. После работы с психологом больные начинают «чувствовать» собеседника, воспринимать его настроение, понимать намеки и шутки. Дефектологи учат больных ориентироваться в окружающем мире.

Все остальные методы помогут справиться с неуклюжестью и неловкостью. Они способствуют релаксации и восстановлению всего организма.

Лекарственное лечение:

  • Нейролептические средства – «Аминазин», «Тизерцин», «Сонапакс»,
  • Психостимулирующие препараты – «Амфетамин», «Эфедрин», «Аминорекс»,
  • Антидепрессивные лекарства – «Амитриптилин», «Флуоксетин», «Доксепин».

Детям с синдромом Аспергера необходимо организовать помощь педагогов-психологов и поддержку родных и близких. Больные дети учатся в обычной школе по индивидуализированной программе, направленной на создание мотивации и способствующей успехам в обучении. Болезнь не прогрессирует: с возрастом симптомы патологии уменьшаются.

Проблемы в социальных и любовных отношениях нередко становятся причиной душевной травмы и могут привести к самоубийству в состоянии аффекта или появлению зависимости — алкогольной или наркотической.

Прогнозирование

Взрослые лица способны к самостоятельной жизни, созданию семьи, производственной деятельности. Люди, занятые в интересующих сферах, становятся очень успешными и высококомпетентными специалистами, выдающимися деятелями. Продолжительность жизни у лиц с синдромом Аспергера ничем не отличает от таковой у здоровых людей. Но у больных гораздо чаще возникают депрессивные состояния и неврозы, что может существенно осложнить прогноз.

Если диагноз патологии был поставлен в раннем возрасте, прогноз значительно улучшается. Раннее вмешательство имеет большую пользу и ценность, чем лечение взрослых больных.

Конкретные профилактические мероприятия, позволяющие избежать развития синдрома, не известны современной медицине. Общая профилактика заключается в поддержании своего здоровья на оптимальном уровне, борьбе с вредными привычками, создании благоприятной экологической обстановки, постоянном наблюдении и контроле со стороны специалистов психиатрического профиля.

В настоящее время многие ученые не признают синдром Аспергера тяжелым недугом, а считают его особым стилем мышления. Большинство взрослых лиц с данным синдромом живут полноценной жизнью, довольны ею и не хотят ничего менять. Не смотря на это, им периодически требуется социальная поддержка, спасающая от одиночества.

Видео: специалисты о синдроме Аспергера

sindrom.info

Синдром Аспергера: симптомы, причины, последствия, лечение

Синдром Аспергера — это нейробиологическое расстройство, набор психических и поведенческих характеристик, являющихся частью расстройств аутистического спектра, названный в честь австрийского врача Ганса Аспергера.

Наиболее распространенными симптомами являются сложность в поддержке социальных отношений, а также непонимание невербального общения. Также может привести к повторяющимся и ограниченным моделям поведения.

Содержание:

Основное различие между синдромом Аспергера и другими расстройствами аутистического спектра заключается в том, что те, на кого он влияет, имеют нормальный уровень интеллекта. В дополнение к симптомам, упомянутым выше, некоторые из наиболее распространенных — ненормальное использование языка и физическая неуклюжесть, хотя они встречаются не во всех случаях.

Как и со всеми другими расстройствами аутистического спектра, точно не известно, что вызывает синдром Аспергера. Симптомы обычно появляются до двухлетнего возраста и сохраняются на протяжении всей жизни человека. Считается, что генетика играет фундаментальную роль в ее появлении, но окружающая среда также может влиять.

Хотя нет лечения этого расстройства, можно уменьшить симптомы с помощью комбинации различных методов лечения. Некоторыми из наиболее распространенных являются тренировка социальных навыков, когнитивно-поведенческая терапия, физиотерапия и даже использование некоторых видов психотропных препаратов.

Симптомы синдрома Аспергера

Будучи расстройством развития, синдром Аспергера не характеризуется ни одним из симптомов. Напротив, люди, которые страдают от этого, имеют ряд общих черт, таких как сложность поддержания социальных отношений, наличие повторяющихся и ограничительных форм поведения и отсутствие задержки в развитии.

Для диагностики синдрома Аспергера необходимо наблюдать несколько областей жизни человека: его социальные взаимодействия, интересы и поведение, двигательные и сенсорные способности, а также языковые и речевые способности. Далее мы увидим наиболее распространенные симптомы в каждой из этих областей.

Социальные взаимодействия

Основная проблема, с которой сталкиваются страдающие синдромом Аспергера, — отсутствие эмпатии в том смысле, что им трудно поставить себя на место других людей, понять их точку зрения или даже понять.

Это отсутствие эмпатии вызывает большие трудности при общении с другими людьми. Например, люди с синдромом Аспергера обычно испытывают проблемы с установлением крепких дружеских отношений, а также с неспособностью найти общие интересы с другими.

С другой стороны, люди с этим синдромом не слишком хорошо понимают концепцию взаимности, в том смысле, что они сосредоточены на своем собственном благополучии и имеют проблемы, чтобы учитывать точку зрения других. Они также демонстрируют аномалии в своем невербальном поведении, такие как зрительный контакт, осанка и жесты.

Социальная активность

Вопреки тому, что происходит в случае других более тяжелых форм аутизма, люди с синдромом Аспергера обычно имеют тенденцию инициировать взаимодействие с окружающими людьми и искать свою компанию. Однако они делают это неправильно, пропуская все виды социальных норм.

Отсутствие эмпатии у людей с этим расстройством побуждает их, например, начинать долгие разговоры, в которых они говорят на интересующую их тему, не позволяя другим вмешаться и не понимая тонких попыток своего собеседника отвлечься от разговора. Часто другие воспринимают их как грубых или бесчувственных.

Люди с Аспергером могут осознанно понимать социальные нормы, хотя им часто трудно применять их в реальной жизни.

В некоторых случаях они будут пренебрегать социальными отношениями и полностью сосредоточиться на своих собственных интересах. У некоторых развивается избирательный мутизм, решив общаться только с теми людьми, с кем чувствуют себя в безопасности.

Интересы и поведение

Другим из наиболее распространенных симптомов у людей с синдромом Аспергера является поведение, действия и интересы, которые очень ограничены и часто повторяются. Кроме того, могут сосредоточиться на них особенно сильно.

Этот симптом может проявляться несколькими способами. С одной стороны, люди с синдромом Аспергера обычно интересуются конкретными темами, такими как типичные движения в шахматах или данные о населении разных стран. Зачастую этот интерес не отражает реального понимания изучаемого явления.

Стереотипное поведение

Некоторые кто страдают от этого синдрома, могут представлять ритмичные и повторяющиеся движения, такие как жестикулирование лицом или руками. Этот симптом чаще встречается при других типах расстройств аутистического спектра, но они также появляются относительно часто при Аспергера.

Синдром Аспергера у детей

Дети с синдромом Аспергера развивают большую часть нормальных двигательных и когнитивных способностей так же как и дети без этой патологии. В связи с этим во многих случаях очень сложно поставить правильный диагноз в детстве.

Однако есть некоторые признаки, которые могут указывать на то, что у ребенка есть это нарушение развития. Часто можно увидеть наличие определенной неловкости при общении с другими детьми. Дети с синдромом Аспергера, как правило, очень общительны, но не способны нормально взаимодействовать.

Помимо этого, у детей с этим синдромом обычно присутствует речевая манера, который в разговорной речи называется «маленький профессор». Они используют чрезмерно технический и сложный язык, который их сверстники того же возраста плохо понимают.

Дети с этой проблемой посвящают время для одной и той же деятельности на постоянной основе каждый день.

У взрослых

Диагностика синдрома Аспергера может быть очень сложной в детстве, так как дети, которые страдают от этого, способны самостоятельно развиваться. Вот почему многие люди думают что эта проблема взрослых или подростков.

У взрослых обычно нет серьезных трудностей в повседневной жизни: у них даже может быть нормальная работа, учеба или семья. Однако, как правило, эти люди говорят, что они чувствуют себя не так, как остальные и всю свою жизнь испытывают трудности в отношениях с другими.

Это главный признак синдрома Аспергера: сложность взаимодействия с другими людьми.

Человек может просто чувствовать себя некомфортно в социальных ситуациях, иметь необычные интересы и поведение.

Причины синдрома Аспергера

Как и в случае с остальными расстройствами аутистического спектра, сегодня до сих пор неизвестно, что вызывает у некоторых людей синдром Аспергера. Считается, что как генетические, так и экологические факторы могут играть очень важную роль, но конкретный механизм, с помощью которого он появляется, неизвестен.

Часто синдром Аспергера возникает из-за других состояний, которые могут дать ключ к его происхождению. Например, многие люди с этой проблемой имеют очень высокий уровень интеллекта.

Исследования показали, что у людей с синдромом Аспергера структура мозга отличается от здоровых людей и людей с другими типами аутизма. Однако неизвестно, являются ли эти различия причиной или следствием этого психологического состояния.

Последствия

В зависимости от степени возникновения синдрома Аспергера последствия, которые он вызывает в жизни человека, могут быть просто раздражающими или полностью выводить из строя.

В более мягких случаях человек может вести практически нормальную жизнь. Наиболее заметными симптомами во многих случаях будет определенная нехватка социальных и эмоциональных навыков, а также большая, чем обычно, необходимость следовать жесткому распорядку, сопровождающемуся трудностями.

С другой стороны, люди, страдающие от более тяжелой формы Аспергера, могут испытывать большие трудности в ведении нормальной жизни. Их умственная неспособность понять и управлять своими собственными эмоциями часто причиняют им большие страдания, а также проблемы в таких областях, как семья или работа.

Лечение

Как и в случае других расстройств аутистического спектра, методы лечения, применяемые в случаях Аспергера, направлены на смягчение симптомов, а не на устранение основной причины. Таким образом, мы обычно стараемся научить человека социальным навыкам, эмоциональному интеллекту и когнитивной гибкости.

Из-за этого наиболее распространенным обычно является использование разных видов терапии одновременно для лечения каждой проблемы в отдельности. Например, когнитивно-поведенческая терапия может быть очень полезна для улучшения способности этих людей импровизировать, а обучение социальным навыкам помогает им развивать более позитивные отношения.

В некоторых случаях использование психотропных препаратов также может быть показано для облегчения некоторых из наиболее неприятных симптомов и расстройств, которые обычно появляются одновременно с синдромом Аспергера. Например, лечение антидепрессантами может уменьшить эмоциональный стресс у людей с этой проблемой.

В любом случае, синдром Аспергера не может быть излечен как таковой, поскольку это другой способ функционирования, поведения и понимания мира. Однако многие люди, которые страдают от этого, способны вести практически нормальную жизнь.

Читайте также:

  • Цвет Серый: Смысл и Психология

Жмите кнопку «Поделиться» в соцсетях, чтобы не потерять информацию

tagweb.ru

Синдром Аспергера

Синдром Аспергера – общее нарушение развития, относящееся к высокофункциональному аутизму, при котором способность к социализации остается относительно сохранной. Согласно принятой в современной психиатрии классификации, синдром Аспергера входит в пятерку нарушений аутистического спектра, наряду с ранним детским аутизмом (синдромом Каннера), детским дезинтегративным расстройством, синдромом Ретта, неспецифическим первазивным нарушением развития (атипичным аутизмом). По данным зарубежных авторов, признаки, удовлетворяющие критериям синдрома Аспергера, встречаются у 0,36-0,71 % школьников, при этом у 30-50 % детей данный синдром остается не диагностированным. Синдром Аспергера в 2-3 раза чаще встречается среди мужского населения.

Синдром был назван по имени австрийского педиатра Ханса Аспергера, наблюдавшего группу детей со сходными симптомами, которые он сам охарактеризовал как «аутистическая психопатия». С 1981 г. за данным расстройством в психиатрии было закреплено название «синдром Аспергера». Дети с синдромом Аспергера имеют слабо развитые способности к социальному взаимодействию, поведенческие проблемы, трудности с обучением, в связи с чем требуют повышенного внимания со стороны педагогов, детских психологов и психиатров.

Синдром Аспергера

Изучение причин синдрома Аспергера продолжается до настоящего времени и далеко от своего завершения. До сих пор не выявлены первичный морфологический субстрат и патогенез заболевания.

В качестве рабочей гипотезы выдвигается предположения об аутоиммунной реакции материнского организма, вызывающей повреждение головного мозга плода. Много разговоров ведется о негативных последствиях профилактических прививок, отрицательном влиянии ртутьсодержащих консервантов в вакцинах, а также комплексной вакцинации, якобы перегружающей иммунную систему ребенка. Не нашла до настоящего времени достоверного научного подтверждения и теория гормонального сбоя у ребенка (низкого или высокого уровня кортизола, повышенного уровня тестостерона); изучается связь между аутистическими расстройствами, в т. ч. синдромом Аспергера, и недоношенностью, синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Вероятными факторами риска развития синдрома Аспергера называются генетическая предрасположенность, мужской пол, воздействие токсических веществ на развивающийся плод в первые месяцы беременности, внутриутробные и постнатальные вирусные инфекции (краснуха, токсоплазмоз, цитомегалия, герпес и др.).

Синдром Аспергера является сложным общим (первазивным) нарушением, накладывающим отпечаток на все стороны личности ребенка. Структура расстройства включает трудности социализации, узконаправленные, но интенсивные интересы; особенности речевого профиля и поведения. В отличие от классического аутизма, у детей с синдромом Аспергера имеется средний (иногда выше среднего) интеллект и определенная лексикографическая база.

Обычно характерные для синдрома Аспергера признаки становятся заметными к 2-3 годам и могут варьировать от умеренных до тяжело выраженных. В младенческом возрасте синдром Аспергера может проявляться повышенным спокойствием ребенка или, напротив, раздражительностью, подвижностью, нарушением сна (затрудненным засыпанием, частыми пробуждениями, чувствительным сном и пр.), избирательностью в питании. Рано проявляются специфические для синдрома Аспергера нарушения общения. Дети, посещающие детский сад, с трудом расстаются с родителями, плохо адаптируются к новым условиям, не играют с другими детьми, не вступают в дружеские отношения, предпочитая держаться обособленно.

Трудности адаптации делают ребенка уязвимыми перед лицом инфекций, поэтому дети с синдромом Аспергера относятся к категории часто болеющих. В свою очередь, это еще больше ограничивает социальное взаимодействие детей со сверстниками, и к школьному возрасту признаки синдрома Аспергера становятся ярко выраженными.

Расстройство социального поведения у детей с синдромом Аспергера проявляется в нечувствительности к эмоциям и чувствам других людей, выраженным мимикой, жестами, оттенками речи; неспособности к выражению собственного эмоционального состояния. Поэтому дети с синдромом Аспергера часто кажутся эгоцентричными, черствыми, эмоционально холодными, бестактными, непрогнозируемыми в своем поведении. Многие из них плохо переносят прикосновения других людей, практически не смотрят в глаза собеседнику либо смотрят необычным фиксированным взглядом (как на неодушевленный предмет).

Наибольшие сложности ребенок с синдромом Аспергера испытывает при общении со своими сверстниками, предпочитая общество взрослых или детей младшего возраста. Во время взаимодействия с другими детьми (совместных игр, решения задач) ребенок с синдромом Аспергера старается навязать окружающим свои правила, не идет на компромисс, не может сотрудничать, не принимает чужие идеи. В свою очередь, детский коллектив также начинает отторгать такого ребенка, что приводит еще большей социальной изоляции детей с синдромом Аспергера. Подростки тяжело переносят свое одиночество, у них может наблюдаться депрессия, склонность к суициду, наркотической и алкогольной зависимости.

Особенности интеллекта и вербального общения у детей с синдромом Аспергера

Коэффициент интеллекта у детей с синдромом Аспергера может находиться в пределах возрастной нормы или даже превышать ее. Однако при обучении детей выявляется недостаточный уровень развития абстрактного мышления и способности к осмыслению, отсутствие навыка самостоятельного решения задач. При наличии феноменальной памяти и энциклопедических познаний, дети порой не могут адекватно применить свои знания в нужных ситуациях. Вместе с тем, дети-аспергеры часто добиваются успехов в тех областях, которыми увлеченно интересуются: обычно это история, философия, география, математика, программирование.

Круг интересов ребенка с синдромом Аспергера ограничен, однако своим увлечениям они отдаются страстно и фанатично. При этом они чрезмерно сосредотачиваются на деталях, концентрируются на мелочах, «зацикливаются» на своем хобби, постоянно пребывают в мире своих мыслей и фантазий.

У детей с синдромом Аспергера не отмечается темповой задержки развития речи, и к 5-6 годам их речевое развитие значительно опережает сверстников. Речь ребенка с синдромом Аспергера грамматически правильная, но отличается медленным или ускоренным темпом, монотонностью и неестественным тембром голоса. Излишняя академичность и книжный стиль речи, наличие речевых шаблонов способствуют тому, что ребенка часто называют «маленьким профессором».

Дети с синдромом Аспергера могут очень долго и подробно рассказывать об интересующем их предмете, не отслеживая при этом реакцию собеседника. Зачастую они не способны первыми начать разговор и поддержать беседу, выходящую за область их интересов. То есть, несмотря на потенциально высокие навыки речи, дети не способны использовать язык в качестве средства коммуникации. У детей с синдромом Аспергера часто встречается семантическая дислексия – механическое чтение без понимания прочитанного. При этом дети могут иметь повышенные способности к письменному изложению своих мыслей.

Особенности сенсорной и моторной сферы детей с синдромом Аспергера

Детей с синдромом Аспергера характеризует расстройство сенсорной чувствительности, которое проявляется в повышенной восприимчивости к различным визуальным, звуковым, тактильным стимулам (яркому свету, звуку капающей воды, уличному шуму, прикосновениям к телу, к голове и др.). С самого детства аспергеров отличает излишняя педантичность и стереотипность поведения. Дети изо дня в день следуют рутинным ритуалам, а любое изменение условий или порядка действий приводит их в замешательство, вызывает тревогу и беспокойство. Очень часто дети с синдромом Аспергера имеют строго определенные гастрономические пристрастия и категорически отрицают любые новые блюда.

Ребенок с синдромом Аспергера может иметь необычные навязчивые страхи (боязнь дождя, ветра и др.), которые отличаются от страхов детей их возраста. При этом в опасных ситуациях у них может отсутствовать инстинкт самосохранения и необходимая осторожность.

Как правило, у ребенка с синдромом Аспергера нарушены моторные навыки и координация движений. Они дольше, чем сверстники, не могут научиться застегивать пуговицы и завязывать шнурки; в школе имеют неровный, неаккуратный почерк, из-за чего получают постоянные замечания. У детей-аспергеров могут наблюдаться стереотипные навязчивые движения, неуклюжесть, нарушения осанки и походки.

Черты синдрома Аспергера у ребенка могут быть обнаружены родителями, воспитателями, учителями, врачами различных специальностей, наблюдающими за развитием детей (педиатром, детским неврологом, логопедом, детским психологом и др.). Однако окончательное право подтверждения диагноза остается за детским или подростковым психиатром. В диагностике синдрома Аспергера широко используются методы анкетирования, интервьюирования родителей и педагогов, наблюдения за ребенком, нейропсихологические тесты. Критерии диагностики синдрома Аспергера разработаны ВОЗ и позволяют оценить способность ребенка к различным видам социальных контактов.

Для исключения органических заболеваний головного мозга может потребоваться проведение неврологической диагностики (ЭЭГ, МРТ головного мозга).

Специального лечения синдрома Аспергера не существует. В качестве фармакологической поддержки в индивидуальном порядке могут назначаться психотропные препараты (нейролептики, психостимуляторы, антидепрессанты). Немедикаментозная терапия включает тренинги социальных навыков, ЛФК, занятия с логопедом, когнитивно-поведенческую психотерапию.

Успешность социальной адаптации детей с синдромом Аспергера во многом зависит от организации правильного психолого-педагогического сопровождения «особого» ребенка на различных этапах его жизни. Несмотря на то, что дети с синдромом Аспергера могут посещать общеобразовательную школу, они нуждаются в индивидуализированных условиях обучения (организации стабильной среды, создании мотивации, способствующей академическим успехам, сопровождении тьютора и др.).

Нарушение развития полностью не преодолевается, поэтому ребенок с синдромом Аспергера вырастает во взрослого с такими же проблемами. Во взрослом возрасте треть больных с синдромом Аспергера способны жить самостоятельно, создавать семью, трудиться на обычной работе. У 5% лиц проблемы социальной адаптации полностью компенсируются и могут быть выявлены только с помощью нейропсихологического тестирования. Особо успешными оказываются люди, нашедшие себя в интересующих областях, где они показывают высокий уровень компетентности.

www.krasotaimedicina.ru


Смотрите также



Услуги по созданию дизайна; верстка



© JuliettaRose, 2008-2020. При использовании материалов ссылка на источник обязательна.