Создание дизайн-шаблонов; уроки Photoshop, Illustrator, Lightroom, Gimp; обои для рабочего стола; иконки и headers для блогов.
Главная Фотоальбом Обо мне Карта блога
Подпишись на RSS!

Роль сказок в воспитании детей


Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста

Любовь Чибезкова Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей и родителей

Подготовила: Чибезкова Любовь Сергеевна

Недаром дети любят сказку.

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.

(Валентин Берестов)

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказка играет особую роль в жизни ребенка. Через сказку дети обучаются правильному звукопроизношению, выполняют различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию.

Чтение сказок расширяет словарный запас ребенка и помогает развитию речи. Слушая сказку, ребенок знакомится с народным фольклором, запоминает пословицы и поговорки. Сказка – это способ общения с ребёнком на понятном и доступном ему языке, это первые маленькие безопасные уроки жизни.

Дошкольный возраст - возраст сказки. В этом возрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному.

Язык сказки прост и потому доступен детям дошкольного возраста. Сюжет загадочен, и тем самым способствует развитию детского воображения. А сказочные образы близки по своему характеру образам воображения детей. Кроме того, ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Она «позволяет себе» намекнуть на то, как лучше поступить в той или иной ситуации. Сказки хороши тем, что в них нет длинных и утомительных рассуждений. Разнообразие и напряжённость действия создают у детей постоянный и неослабевающий интерес. Сказка способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям.

Ребенка в сказках пленяют неожиданная удача и счастливая судьба простых, скромных героев, чудесные превращения лягушек, лебедей в прекрасных царевн. Близок и мил им сам язык сказки, ее стиль, простота и выразительность, яркость и наглядность образов, обилие сравнений повторений которые так свойственны речи ребенка. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей.

При выборе сказки необходимо руководствоваться не только ее занимательностью, доступностью ее содержания пониманию ребенка, но и ее моральной стороной. В некоторых сказках попадаются сцены грубости, жестокости, дикой порочности.

В книге В. А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» дается замечательный совет для родителей, в котором педагог говорит о том, что не следует уводить ребенка от мрачных сторон жизни. Пусть малыш видит в жизни не только доброе и хорошее, но так же плохое и грустное. Очень часто бывает так, что когда ребенок живет только в атмосфере радости, он вырастает, к сожалению, эгоистом. В таком случае ребенок не будет знать, что в жизни, кроме этих чувств, также есть и горе. Он не будет ценить то, что ему дается, свои радости и старания родителей, которые те прилагают для того, чтобы их ребенок был счастлив.

Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте? Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия - это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Но мало прочитать сказку, важно её прожить! А как это сделать? Форм, через которые ребёнок проживает сказку — множество. Сказки можно читать, сказки можно обсуждать, можно рисовать, можно сочинять, можно лепить и строить. И тогда сказки помогут ребёнку открыть мир во всём его многообразии, разовьют воображение, помогут найти точки опоры в жизни и во многом другом сослужат ему добрую службу. Самое главное, что сказки совершают важную работу во внутреннем пространстве не только ребёнка, но и взрослого, который с этой сказкой знакомит!

Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

В каждой сказке своя мораль, каждая освещает какую-то новую ситуацию, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающим первоначальный смысл сказки, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.

Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления ребенка. Сказка учит ребенка думать, оценивать поступки героев, тренирует внимание, память, развивает речь.

Одновременно с этим в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы, являясь соединяющим звеном поколений и традиций, глубже понимая смысл сказок и рассказывая их внукам, передавали им нравственные традиции, через сказку учили законам добра и красоты.

Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

www.maam.ru

Роль сказок в воспитании детей

Роль сказок в воспитании детей дошкольного возраста

Автор: Рожнева Наталья Сергеевна, учитель – логопед МБДОУ Д/с «Светлячок» Описание работы: материал может быть полезен воспитателям детских садов, учителям начальных классов, библиотекарям, учителям – логопедам для размещения в родительском уголке или для проведения беседы на родительском собрании.

Сказка – литературное произведение, в котором рассказывается о чем-то волшебном, необыкновенном. Самые удивительные события обычны в сказке. Сложно переоценить роль сказки в воспитании детей.

Сказки развивают мышление, внимание, память и связную речь. Язык сказок прост и поэтому доступен, там нет длинных рассуждений, описаний. Благодаря образности, многочисленным повторам, простоте сюжетных линий сказки вызывают яркий эмоциональный отклик в детских душах, что служит более быстрому запоминанию текстов. При слушании сказок также происходит знакомство детей с образными выражениями, которые делают речь более выразительной, эмоциональной. Расширяется словарный запас, в активный словарь ребенка входят новые слова, уточняется значение известных ранее. Сказки расширяют представления малышей об окружающем мире. Дети знакомятся с новыми персонажами, обычаями и предметами быта разных народов. Сказки, где главными героями являются животные, рассказывают о повадках зверей, их качествах и образе жизни. Во многих сказках прослеживается связь человека с природой. Мир сказок полон волшебства и необычных явлений. Животные говорят и действуют как люди. Даже неживая природа наделяется человеческими чертами. Солнце, месяц, ветер, речка – все оживает в сказках, все имеет свою душу, может помогать главным героям и само нуждается в помощи. Во всем этом отражается идея единства человека с родной природой, любование ей, а также необходимость формирования бережного отношения к окружающему миру и к другим обитателям Земли. Сказки таят в себе огромную воспитательную ценность, способствуют формированию нравственных понятий. В сказке всегда есть четкая граница между Добром и Злом, положительные герои всегда являются носителями самых лучших черт характера, а отрицательные – самых худших. Слушая сказку, ребенок всегда отождествляет себя с главным героем, сопереживает его приключениям, вместе с ним проявляет доброту, смекалку, благородство, учится быть смелым, трудолюбивым, находчивым, видит необходимость делать добрые дела. В сказках любого народа обычно ярко показываются те черты характера героя, которые сближают его с национальным характером. В русских сказках это: трудолюбие, верность в бою и в беде, преданность Родине, смекалка. Не зря считается, что по сказкам можно понять взгляды народа и его философию. Воплощение в сказках положительных черт в главных героях сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Поэтому каждый малыш обязательно должен познакомиться со сказками своего народа. Ни один ребенок не любит наставлений. А сказка и не учит напрямую, хотя за ее развлекательной формой всегда заложено какое – то поучительное содержание. Как сказал А. С. Пушкин «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Урок этот дается не в виде нотаций и поучений, а яркими и убедительными образами, которые позволяют ребенку на конкретных примерах увидеть действенные способы поведения в той или иной ситуации. При этом детям ничто не навязывается насильно, и все новое, что они узнают, воспринимается как результат собственных усилий.

Сказки показывают, что самое ценное дается в испытаниях, а то, что получено даром, может быстро уйти. Исход любого дела зависит от нас самих, но для этого нельзя сидеть сложа руки, приходится много трудиться. Это важно для формирования терпения, упорства, настойчивости в достижении своей цели.

Положительным сказочным героям в сложных жизненных ситуациях, как правило, приходят на помощь другие люди, животные или сама природа. Но помощники появляются только в крайнем случае, когда главный герой не может справиться в одиночку. Эта особенность важна для формирования самостоятельности. Как правило, большинство детей первый опыт серьезных переживаний приобретает из сказки. Благодаря этому дети узнают, что в жизни встречаются неприятности, болезни и даже смерть. Это адаптирует ребенка к трудностям, готовит его к благополучному переживанию стрессовых ситуаций. Проживание опасных или сложных жизненных ситуаций в воображении уменьшает страхи, повышает уверенность в себе. Сказки воспитывают чувства, эмоциональное восприятие мира, отзывчивость, сердечность. Благодаря этому у ребенка формируется способность сопереживать, без которой человек не человек. Велика роль сказок и в семейном воспитании. Через сказку формируется образ семейных отношений, устоев, почитание родителей и благодарность им. В дошкольном возрасте происходит принятие ребенком гендерной роли, формируются представления о модели поведения женщин и мужчин в обществе, в семье. Здесь на помощь родителям и воспитателям тоже приходят образы из сказки. Для девочек это красная девица, для мальчиков – добрый молодец. Сказки позволяют развивать творческий потенциал, фантазию ребенка. Многие вещи детям кажутся живыми существами. Поэтому малыши с охотой слушают истории о приключениях обыкновенной швейной иглы или игрушечного солдатика. Еще Гете говорил, что дети могут из всего сделать все. Ребенка увлекают чудесные превращения, ему важен не практический результат фантазирования, а сам процесс творчества, от которого малыш получает удовольствие. С помощью сказок можно помочь ребенку преодолеть его страхи: боязнь темноты, боязнь определенных животных, боязнь выступать перед публикой и т. д. Дети часто испытывают страх перед неизвестным и опасным. Самостоятельно справиться с этим ребенку не так-то просто. Поэтому в психологии существует метод сказкотерапия, с помощью которого детям помогают преодолевать различные страхи. Педагог акцентирует внимание ребенка на приобретении знаний, нужных для преодоления той или иной проблемы, помогает сформировать необходимые для этого навыки. Сказки близки детям по мироощущению, ведь у ребенка эмоционально – чувственное восприятие мира, ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка действует, прежде всего, на чувства, на сердце, а потом на разум.

Мудрость многих поколений отражена в сказках, но зачастую она представлена в иносказательной форме, в виде символов, непонятных сознанию. Секрет сказок заключается в том, что малыш воспринимает услышанное одновременно и сознанием, и подсознанием. Ребенок сознательно сопереживает главному герою, а подсознание в это время впитывает глубокие истины. Таким образом, сказки являются особым способом познания мира, неисчерпаемым источником народной мудрости.

Сказкотерапия для детей с ОВЗ О роли сказок в развитие речи детей старшего дошкольного возраста Творческая проект на тему: Сказки для начальной школы Сказкотерапия для детей

kladraz.ru

Сказки и их роль в воспитании детей. Сказкотерапия.

Со сказкой человек знакомится в самом начале жизненного пути, сопутствует на протяжении дошкольного возраста и сохраняется навсегда. Благодаря сказке малыш учится правильно произносить звуки, выполнять простые задания, развивается интеллектуально. Сказки любят дети и взрослые. Да, да! Взрослые очень любят придумывать, рассказывать вымышленные истории с присутствием волшебства. Какова же роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста? Может ли малыш всесторонне развиваться без чтения сказочных произведений?

Воспитание при помощи сказок.

Сказания написаны простым, понятным для ребенка языком. Поэтому читая книгу, развивается детское воображение. В произведениях для самых маленьких слушателей сказочными героями являются животные, так малыш знакомится с образом жизни и характером того или иного персонажа (Колобок, Теремок и прочее). Прочитав ребенку сказку, он понимает существование добра и зла, верности и предательства, глупости и смекалки. Также правильно выбранная сказка помогает родителям справится в кризисных ситуациях. Во всех сказках есть мораль, через которую можно помочь ребенку выйти из сложной ситуации. После прочтения, обсуждайте произведение и поступки героя. Положительные персонажи наделены самыми лучшими сторонами: трудолюбие, смекалка, доброта, честность, красота.

Часто в сказаниях просматривается близкая связь человека и природы. Деревья и животные, умеющие разговаривать, приходят на помощь главным героям, а иногда сама природа нуждается в поддержке. Это воспитывает любовь, бережное отношение к животному и растительному миру. Так передается замысел дружбы людей с природой.

Читая сказки малышам, мы воспитываем нравственные качества человека: умение сопереживать, понимать собеседника. Кроха сравнивает себя с главным героем, переживает ситуации, проявляет смелость, находчивость, милосердие. “Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!” — так писал великий русский писатель А.С. Пушкин неспроста. Сказка ненавязчиво учит слушателя правильному поведению в той или иной ситуации. Без нравоучений и наставлений в голове у малыша складывается верный выход из положения.

В дошкольном возрасте формируется характер, преобладает значение сказки в воспитании ребенка. Существуют специальные произведения для избавления от страхов и пагубных привычек (грызть ногти, сосать палец, лень и прочее), психологической помощи в конкретной обстановке. Такие небольшие рассказы помогут малышу самостоятельно справиться с проблемой.

Некоторые родители с недоверием относятся к сказкотерапии. Можно сказать точно, что ни запреты, ни наказания не воспитают в Вашем ребенке порядочность. Родители порой принижают могущественные возможности, которые скрыты в произведениях. Чтение правильно выбранной книги поможет сблизиться родителям с детьми, а также помочь ребенку признавать свои поступки, отделять реальность от вымысла, увидеть отрицательный результат лжи. Чтобы дошкольник понимал о серьезности обмана стоит читать ему сказки о воспитанных детях, честных героев, о том как ложь пагубно повлияла на персонажа.

Первые переживания дети приобретают через небылицы, поверья. Пережитый опыт дает понять, что в жизни встречаются боль и разочарование, предательство и даже смерть. Это подготавливает дошкольника к жизненным трудностям, к легкому проживанию в стрессовых ситуациях.

Также у дошколят формируется образец для подражания мужчин и женщин. Девочки предпочитают сказки о прекрасных царевнах, мальчики любят слушать истории о рыцарях и богатырях.

С помощью сказок у детей развивается фантазия, творческое мышление. Дошколята оживляют обычные вещи, поэтому им нравится слушать о путешествиях Мыльного пузыря или Оловянного солдатика. Знакомят со сказкой путем чтения или пересказа. Во время чтения дошкольник учится бережному отношению с книгой, это одна из форм воспитания детей. Пересказывая текст, рассказчик переставляет слова, меняет выражения, вставляет комментарии. Главное рассказывать историю эмоционально, чтобы малыши внимательно слушали. Прочитав книгу, для закрепления полученных знаний, полезно поиграть в литературные игры, загадать загадки.

Сказания разных стран мира отличаются характером главного героя. Качества персонажей характеризуют тот или иной народ. Через небылицы дети знакомятся с обычаями, образом жизни, ценностями. В русских сказках главный герой знакомит маленького слушателя с такими чувствами как любовь к родине, верность в дружбе, твердость слова, смелость, трудолюбие. Дошкольник понимает что, “без труда, не вытащишь и рыбку из пруда”, чтобы добиться положительного результата нужно потрудиться, а то что даровано, можно с легкостью потерять. Это воспитывает такие сильные стороны характера как настойчивость, трудолюбие, выдержка.

Кстати, сказки — богатый источник пословиц и поговорок. Многие отрывки становятся “крылатыми выражениями” и сопутствуют на протяжении нашей жизни. Русские народные сказания очень яркие, впрочем, и как сам народ. Одежда, посуда, избы, русская печь все это всплывает в воображении как яркие атрибуты русского народа. Часто в дошкольных учреждениях знакомят с русскими народными сказками используя изобразительную деятельность.

Рисовать можно не только карандашами и красками, приветствуется нетрадиционные методы рисования (пальчиками, отпечатки листьев, пластилином и прочее). Изученный материал лучше усваивается, если его изобразить на листе бумаги или картона.

Фундамент правильного поведения в обществе, умение общения закладывается у малыша с самого раннего возраста при чтении добрых легенд. Возрастными особенностями большинства дошколят является неумение общаться со сверстниками, нежелание делиться игрушками, помогать в трудной ситуации другу, предрасположенность к агрессии. Малыши еще не умеют сопереживать, поддерживать друг друга. Ведь именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека. Задача взрослых воспитывать ребенка так, чтобы он не стал равнодушным к окружающему его миру.

Сказочные произведения — полезная основа для воспитания нравственных качеств человека. Она показывает близость человека и природы, какие бывают отношения и эмоции у людей, как отличить добро и зло. Учит ребенка мыслить, принимать решения, развивает фантазию.

Не стоит недооценивать роль сказки в развитии и воспитании ребенка. Также стоит сказать о том, что выбор того или иного произведения должен опираться на возраст дошкольника. Малышам до трех лет интересно слушать про животных, они еще не понимают взаимоотношений людей. Дети от трех до пяти любят слушать короткие рассказы о приключениях. Дошколята постарше с удовольствием слушают истории подлиннее о прекрасных принцессах и благородных рыцарях.

Сказка сеет веру в победу добра над злом. Маленький читатель видит, что после череды испытаний герой вознаграждается радостью, счастьем. Это дает понять, что в жизни можно добиться успехов только благодаря стараниям и помощи близких. Так зарождаются сострадание, гуманность, душевность.Чем раньше сказка появляется в жизни человека, тем больше шансов укрепить в сердцах доброту, справедливость, честность.

Всестороннее развитие несут сказки для воспитания детей. Каждый родитель хочет видеть свое чадо справедливым, чутким, честным, только не каждый взрослый задумывался о мощном влиянии сказки на формирование таких чувств. Раньше сказка ассоциировалась с бабушкой, теперь современные родители отдают предпочтение мультикам. Стоит уделять время для чтения с ребенком каждый день и результат не заставит Вас ждать. Совместное чтение сближает родителей с детьми и пробуждает теплые отношения.

detiivzroslie.ru

Роль сказок в воспитании детей

Татьяна Миронова Роль сказок в воспитании детей

Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем

по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.

(Алексей Николаевич Толстой)

Никто точно не знает, когда появилась первая сказка. Она с давних времён живёт среди людей. Из истории известно, что у наших предков было принято не наказывать повинившихся, а наставлять на путь истинный посредством сказки, рассказа, поучительной истории. Чтение сказка считается самым древним методом познания и воспитания. Общаясь с нашими детьми через сказку, мы передаём им знания о духовном мире, о предназначении человека в обществе, воспитываем их, развиваем внутренний мир, излечиваем от страхов, переживаний. Сказка даёт знания о жизни, законах бытия, пробуждает творчество, фантазию, воспитывает любовь к Родине, труду, учит уважать старших, защищать слабых, помогать больным и немощным.

В каждой сказке есть главный герой. Чаще это активный, храбрый, умеющий выживать в трудных ситуациях персонаж. Даже, если вначале он выглядел негативно, то завершается история его исправлением, осмыслением отрицательных сторон характера. Каждая сказка учит тому, что добро побеждает зло, что немаловажно при становлении характера.

Роль сказок в формировании личности ребёнка доказана многовековым опытом. Эти поучительные истории учат добру, прощению, терпимости, пониманию того, что хорошо, что плохо. Стимулируют концентрацию внимания, развивают положительные качества, поощряют к размышлению, побуждают к вопросам, поиску ответов. Именно сказки начинают знакомство ребёнка с литературой, прививают ему любовь к чтению. Сказка – это игра, необходимая для развития личности. Ребёнку необходимо читать сказки на ночь. При приглушённом свете ночника, мягком звуке родного голоса волшебная история убаюкает малыша, подарит ему добрые здоровые сны. Кроме того, ощущение того, что рядом с ним присутствует близкий человек, положительно влияет на формирование детской психики. Это помогает ему успокоиться, почувствовать себя в безопасности. Ребёнок чувствует, что его любят, о нём заботятся. Польза сказок перед сном действительно неоспорима.

Учёные уже давно ведут разговор о терапевтической роли сказок, применяя их на психологических тренингах, в виде лечения душевного состояния маленького пациента. К сожалению, современное телевидение загружено в большей степени иностранными мультфильмами, зачастую агрессивными, с жестокими драками, с малопонятными героями, а ведь дети подражают любимым персонажам, перенимают способы их поведения, манеру говорить. Вот почему родителям и педагогам нужно очень строго подходить к выбору сказок, к просмотру мультфильмов.

Воспитание детей через сказку неоспоримо. Именно она оказывает ненавязчивое влияние на формирование мышления ребёнка, впитывая информацию через народное творчество. Посредством сказки легче объяснить малышам прописные истины, нежели нравоучения. Сказка - это мощный инструмент обучения малышей и дошколят. Именно на примере героев сказок лучше всего усваивается важная жизненная информация. Яркими примерами моделирующими правильное поведение, являются такие сказки, как «Колобок», «Серенький козлик», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Репка». В них очень ярко показываются разные противопоставления: храбрость и трусость, богатство и нищета, трудолюбие и лень, смекалка и глупость, успех коллективизма и трудность одиночества. Так, малышам жадным и эгоистичным, полезно почитать сказки «О рыбаке и рыбке», «О трёх жадных медвежатах», «Сказку о золотом петушке», «Морозко», «Али-баба и сорок разбойников», робким и пугливым, - «О трусливом зайчике», «Трусливый Ваня», непослушным и доверчивым подойдёт «Приключения Буратино», «Снежная Королева».

На примере сказочных персонажей дети учатся отличать добро и зло, сопереживать положительным героям, мысленно преодолевать с ними трудности и преграды. Уверовав в простую истину, что добро побеждает зло, ребёнок более стойко научится преодолевать жизненные невзгоды. Можно смело сказать с первых минут знакомства со сказкой начинает закаляться характер малыша.

Многие опытные педагоги отмечают, что для детей ХХI века характерны снижение умственной работоспособности, излишняя возбудимость, раздражительность, эмоциональная истощённость, неустойчивое настроение. Присутствует заторможенность, или наоборот - раздражительность, агрессивность. Дети зачастую остаются дома одни, испытывая дефицит общения с родителями, сверстниками, замыкаясь на телевизоре или компьютере. С помощью современных технологий на них свалился шквал информации, причём зачастую негативной. Дети стали менее чувствительными, отзывчивыми, не владеют коммуникативными навыками. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, чрезвычайно актуальна и важна. И главный помощник - это сказка. Ещё К. Д. Ушинский назвал сказки русского народа первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа.

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Педагоги знают разные формы работы со сказкой: чтение, пересказ, обсуждение, театрализованное исполнение сказок, просмотр фильмов-сказок, проведение конкурса знатока, выставки рисунков и т. д. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, и поэтому взрослые должны с раннего возраста знакомить своих детей с великой духовной культурой народа.

Несколько советов молодым родителям и начинающим педагогам:

читать сказку,

1. концентрируя на ней внимание ребёнка;

2. с выражением, выделяя интонационно кульминационные моменты;

3. чётко проговаривая слова;

4. только одну, для более глубокого осмысления;

5. выбранную ребёнком (даже пусть в сотый раз);

6. анализируя;

7. попросите пересказать;

8. желательно перед сном.

www.maam.ru

Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста

Любовь Чучумакова Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста

«Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста»

Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, будь то ребенок или взрослый, мощный инструмент развития, приобретения опыта. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, понять собственные его переживания. Издавна житейский опыт передавался через образные истории. Дети забирались на печь, бабушки пряли и рассказывали сказки, поучительные истории, в памяти малыша накапливались знания о жизни. К великому сожалению, опыт этот утрачен. В наше «быстротечное» время взрослому некогда почитать, рассказать сказку своему малышу, да не просто прочитать, а осмыслить – чему учит она? какой жизненный урок скрыт в ней? Ребенок чаще сидит у телевизора, за компьютером. Весь багаж жизненных ценностей он черпает из средств массовой информации, компьютерных игр, а не из книг. Вот и получаем в итоге «человека» с «искаженным» внутренним миром, умеющим силой решать проблемы и с «отсутствием» сердца. В нашей жизни мы часто встречаемся с различными проблемами, сложностями. Взрослые ищут пути решения их, а как же быть детям, чей жизненный опыт так мал? Что делать малышу? – Расскажите ему сказку! В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений, особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки. Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок». Художественное восприятие является активным для детей дошкольного возраста процессом, пробуждающим их нравственные качества, и, прежде всего, человечность

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети. Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств. Уроки, которые дает сказка, - это уроки на всю жизнь и для больших и для маленьких.

Сказка для ребенка- это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребенка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.

Литература:

1. Зинкевич- Евстегнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапию. - СПБ, 1988.

2. Зинкевич- Евстегнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПБ, 2002.

3. Рыжова Н. А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. М.: - «Линка-пресс», 2002.-200с.

4. Сидловская О. Сказка в развитии дошкольника //Ребёнок в детском саду, 2001.-№3.-с. 80-83.

www.maam.ru

Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка

Дарья Добрунова Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка

Тема «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка»

Подготовила воспитатель Добрунова Дарья Владимировна

Актуальность:

Роль сказок в развитии детей очень велика. Почему? Давайте подумаем. Кто из нас не любит сказки? Конечно, их любят все. Сказка – это что-то доброе, уютное и интересное, то, что возвращает нас в детство. Каждый писатель считает своим долгом написать хоть одну небольшую историю, где добро побеждает зло, а любовь торжествует над печалью и несчастьем. Сказки всегда будут в моде, их будут экранизировать и переделывать на новый лад, лишь одно останется неизменным – их роль в развитии и становлении личности ребенка.

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающим первоначальный смысл сказки, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.

Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления ребенка. Сказка учит ребенка думать, оценивать поступки героев, тренирует внимание, память, развивает речь.

Многие родители иногда недооценивают роль сказки в формировании личности ребенка.

На самом деле сказки, как и игры, являются неотъемлемой частью развития и воспитания каждого ребенка.

Дошкольный возраст - это возраст сказки. Сказка должна входить в жизнь каждого ребенка с самого раннего возраста и сопровождать его на протяжении всего дошкольного возраста.

Чем полезны сказки? Во-первых, слушая сказку, ребёнок получает красивый и правильный образец речи, что очень важно для речевого развития. Сказка помогает правильно строить диалог с собеседником. Сказка помогает развивать связную речь. Дети, которым с самого раннего детства читают сказки, стихи, потешки гораздо быстрее начинают правильно говорить.

Также сказки являются источником новых незнакомых ребенку слов, на которые важно обращать внимание, объяснять значение и, тем самым, увеличивать его словарный запас. Также благодаря рассказыванию сказок, ребенок в дальнейшем учится последовательно передавать сюжет т. е. - пересказывать.

Во-вторых, сказки являются уроками нравственности. Ведь сказочные герои бывают очень разные: добрые - злые, ласковые - грубые. С их помощью можно показать детям плохое и хорошее, как можно поступать, а как нельзя. Сказка учит сопереживать, развивается фантазия, мышление, творческий потенциал, память.

В-третьих, сказка - это способ общения с малышом на понятном и языке.

Роль сказок в воспитании ребенка состоит не только в приятном времяпровождении. Ведь ребенок неизбежно учиться понимать внутреннее состояние любимых героев, старается анализировать те или иные их поступки. На некоторое время он забывает о своих реальных тревогах и погружается в сказочный мир, где всегда побеждают силы добра.

Помните о том, что рассказывая малышу сказки, мы развиваем его внутренний мир – научно доказано, что дети, которым родители рано начали читать сказки, стали раньше говорить, при этом речь у них поставлена более грамотно. Кроме всего прочего, сказка позволяет формировать основы общения и поведения.

Малыши, которые в детстве постоянно слушали сказки, гораздо быстрее и менее болезненно адаптируются в детских садиках, школах. Именно эти дети быстрее находят общий язык с незнакомыми людьми, и именно у них по жизни практически не бывает комплексов. А потому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок воспринимал жизнь позитивно, чтобы легко принимал неудачи, извлекая при этом из них должный урок, чтобы радовался удачам и шел к своей цели, читайте ему сказки. Читайте сказки как можно чаще и как можно дольше: помните, сказки – это не просто приятное, интересное времяпрепровождения, но это еще и один из самых мощных инструментов, помогающих малышам правильно, гармонично развиваться.

Сказки являются отличным инструментом по воспитанию личности. При этом сказки развивают чувства, а не рассудок. Если во время прочтения сказок взрослый будет обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком сказочных персонажей, то возможно на раннем этапе выявить какие – то психологические проблемы малыша и, соответственно, устранить их на самой ранней стадии.

Сказка – ложь оказывается самой настоящей правдой: она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, призирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм.

www.maam.ru


Смотрите также



Услуги по созданию дизайна; верстка



© JuliettaRose, 2008-2020. При использовании материалов ссылка на источник обязательна.