Создание дизайн-шаблонов; уроки Photoshop, Illustrator, Lightroom, Gimp; обои для рабочего стола; иконки и headers для блогов.
Главная Фотоальбом Обо мне Карта блога
Подпишись на RSS!

Ребенок не понимает слово нельзя что делать


Ребенок не понимает слово "нельзя": что делать?

Здравствуйте, дорогие читатели! Часто приходится слышать жалобы, что ребенок не понимает слово «нельзя». Как учить своих детей адекватному поведению?

Когда ребенок должен начать слушаться?

Начнем с самого главного: а не рано ли мы ждем от малыша послушания? Не слишком ли много выдвигаем для него требований?

Одно дело, если ребенку уже 10 лет. И совсем другое, если ему 2, 3 или 4 года... Я уже писала, что ребенка до 5 лет лучше поменьше ограничивать, он еще не способен включить разум, осознать необходимость запрета и принять волевое решение. («Как воспитывать ребенка в 2 года: запреты»)

Меня любят обвинять во вседозволенности, упрекать в неосмотрительности. Как же потом дети научатся уважать чужие границы? Жить в обществе? Преодолевать свои негативные качества?

И я повторяю еще и еще раз. Я не поддерживаю вседозволенность. Я за разумный ввод правил и ограничений, учитывающий возраст и возможности ребенка.

В нашем обществе есть странная тенденция... Страх, что если ребенок не освоит что-то прямо с рождения, он это не освоит никогда. И все, что мы делаем с ребенком после рождения — он запоминает на всю жизнь. А главное — сможет жить только так, как жил в первые годы.

Матери боятся приучать детей к рукам... Ведь если ребенка носить на руках в первый год жизни, он потом не слезет с вас лет до 18, правда? Боятся кормить грудью дольше года. Опять же, иначе грудное вскармливание продлится до пенсии. И нередко хотят, чтобы дитя с пеленок освоило все правила поведения, учитывало все запреты и немедленно реагировало на слово «нельзя».

Запреты нужны. И если ребенок после 7 лет не понимает слова «нет» — это ненормально. Но запреты должны вводиться постепенно. Так, чтоб малыш был в состоянии их усвоить. Сначала — самое простое и очевидное. Потом — более сложное. И только потом — некоторые тонкости поведения в обществе.

Почему так?

  • следование ограничениям требует развитой силы воли. У ребенка до 5 лет сила воли либо отсутствует, либо только начинает развиваться. Вы же не требуете от младенца, чтоб он сразу встал и пошел? Вот и тут наберитесь терпения;
  • в возрасте до 5 лет малыш должен исследовать мир. И желательно, чтоб это исследование было максимально свободным (но естественно, безопасным для всех!);
  • сначала ребенок должен усвоить самые основные запреты, чтоб точно знать о действительно важных вещах. Когда вы запрещаете почти все — слово «нет» превращается в пустой звук;
  • в раннем возрасте формируется «я» ребенка, когда малышу важно ощущать свою индивидуальность, делать выбор. Ему тяжело сталкиваться с ограничениями;
  • до 5-7 лет малыш не может осознать смысла ограничений. С его точки зрения — это просто ваша прихоть;
  • маленькие дети нередко воспринимают запреты только так: «мама — злая, я — плохой»;
  • в этом возрасте очень важно выстроить фундамент — крепкую связь с родителями. А дисциплине вы еще успеете научить. Чуть позже.

Как вводить правила?

Ограничения вводятся с учетом не только возраста, но и индивидуальности ребенка. Пожалуйста, забудьте слова бабушек: «Как ты потом ему объяснишь, почему раньше было можно, а сейчас — нельзя?» Легко объясните.

Во-первых, чем старше ребенок, тем лучше он понимает объяснения. А во-вторых, дети очень хотят поскорее стать большими. И нередко самым мощным аргументом становится следующий: «Потому что ты уже стал таким большим!»

Чем лучше у вас отношения с ребенком, тем легче он сотрудничает с вами. Тем охотнее он прислушивается к вашим словам. И гораздо сложнее ввести запрет раньше времени, чем сначала долго что-то позволять, а потом — запретить.

Сейчас расскажу вам ужасный пример из собственной жизни. Когда нашему младшему сыну был один год, я позволяла ему залезать на обеденный стол, пока сама готовила еду. Все бабушки пришли бы в ужас. И старшей дочери я такого ужаса не позволяла. Но с младшим...

В этом возрасте он постоянно лез вверх. Был очень активным. Лез, лез и лез... Первое время я по привычке снимала его со стола. А потом поняла, что лучше пусть он будет там (он никогда не падал), чем около плиты. У меня не получалось занять его ничем спокойным. А еду готовить надо.

И примерно 6-9 месяцев малыш ежедневно залезал на этот стол. Но затем он стал спокойнее, у него прошла эта потребность постоянно лезть наверх. Он мог заняться и чем-то еще... И в определенный момент я стала препятствовать этому прыганию на столе.

Сейчас сыну 2 года. На стол он больше не залезает. А если начинает лезть (очень редко) — я его немедленно снимаю. Это не вызывает истерик. Сейчас ребенок готов к такому ограничению.

Существуют запреты разного уровня:

  1. Безопасность ребенка и окружающих. Первое, чему нужно учить — не выбегать на дорогу, не залезать слишком высоко, не бить других детей и т.п.
  2. Ограничения в обращении с другими предметами. Не рассыпать крупу на пол. Не портить книги. Не ломать игрушки.
  3. Не брать чужое. Не лезть на папин стол. Не открывать мамину сумку.
  4. Все, что касается «приличного» поведения и культуры.

Если вашему ребенку год-полтора, пусть он освоит хотя бы первый уровень. Уберите свою сумку куда-то максимально высоко, чтоб малыш не добрался до ее содержимого. Если вы оставили открытый пакет с крупой на столе — это ваша ошибка. Не ругайте ребенка, если он все высыпал на пол. Ему пока сложно понять ваше недовольство. И конечно же, просто не давайте ему те книги, которые он может испортить.

В 2-3 года ваш карапуз может быть готов к постепенному освоению следующего уровня. Кто-то — раньше, кто-то — позже. Ближе к 4 годам вы сможете спокойно оставлять свою сумку на видном месте. А к школе ваше чадо освоит главные правила поведения в обществе.

Основные принципы

Важно добавить следующее:

  1. Вводя запреты, будьте максимально спокойны и доброжелательны. Но тверды.
  2. Не торопитесь. Не торопитесь!! Если ребенок часто нарушает ваши запреты — может, просто еще рано? Подождите еще хотя бы полгода.
  3. Если у вас есть четкое правило — не позволяйте его нарушать. Нельзя залезать на подоконник? Значит, нельзя. Спокойно снимайте малыша оттуда каждый раз, несмотря на крики и слезы.
  4. Не злитесь. До 5-7 лет ребенок еще не может проявлять силу воли. И не может отказаться от правила «если очень хочется — то можно».
  5. Если малыш вдруг начал нарушать все правила — возможно, это кризис трех лет или что-то подобное.
  6. Вкладывайтесь в отношения с ребенком! Если малыш не слушается — значит, ваши отношения требуют работы. Вам нужно давать ребенку больше тепла, внимания, уважения.
  7. Постарайтесь сделать так, чтоб до 5-7 лет ограничений было поменьше. Только то, что действительно важно.

Посмотрите полезное видео от Руслана Нарушевича:

А если ребенок истерит?

Пару слов об истериках. Правил должно быть мало. Но пусть они будут твердыми. И как бы малыш в 4 года не истерил, требуя запрещенные папины инструменты... Нельзя — значит, нельзя.

Будьте твердыми, но доброжелательными. Объясняйте свою позицию спокойно, с добротой и состраданием. Пожалейте, обнимите... Но не сдавайтесь под натиском малыша.

Всегда оставайтесь любящими и спокойными родителями. Несмотря на вводимые рамки поведения.

Поделитесь этой статьей в социальных сетях и подпишитесь на обновления блога. Я желаю вам счастья! До связи!

pozdnyakova.org

Как научить ребенка слову нельзя?

Статья раскрывает принципы обучения ребенка слову «нельзя», содержит алгоритм действий для формирования правильного запрета, указывает возраст, в котором лучше приучать к этому слову.

Рано или поздно в жизни молодых родителей наступает период, когда их ребенок переходит в фазу активного исследования и начинает познавать окружающий мир, не пропуская ничего, что попадается на пути.

Родители, естественным образом переживающие за безопасность своей крохи, впервые произносят слово «нельзя». Как сделать это правильно, чтобы ребенок вас понял, и что предпринимать, если малыш ваши слова игнорирует?

Когда ребенок начинает понимать слово нельзя?

По-настоящему воспринимать запрет ребенок может только после года. Но потребность в ограничении его действий часто возникает задолго до этого. Например, с появлением зубов, ребенок может кусать маму за грудь, или сидя на коленях у взрослого, может дергать скатерть на столе, а когда в совершенстве освоит ползание, начнет проверять дом на прочность. Можно пытаться говорить ему, что это делать нельзя, грозить пальчиком и делать суровое лицо, малыш почувствует, что вы сердитесь, но вряд ли до конца осознает, что это значит.

ВАЖНО: В возрасте до года самым действенным способом прекратить нежелательное поведение ребенка является переключение его внимание на более интересное занятие.

Кроме того, большинство случаев, когда у вас возникает желание сказать «нет», «нельзя» или «не делай этого» можно предотвратить, максимально обезопасив пространство, в котором находятся ребенок: поставить заглушки на розетки, спрятать хрустальные вазы, убрать опасные вещи из нижних полок, переставить горшки с цветами повыше.

Как научить ребенка понимать слово нельзя?

Установление границ − важная составляющая приучения ребенка к дисциплине. Большинство детей склонны к порядку и любят правила. Это их способ защиты от страшного непонятного большого мира. Очень часто родители произносят слово «нельзя» по инерции, на подсознательном уровне, когда ребенок:

  • подвергается опасности
  • может навредить здоровью другого ребенка или взрослого
  • занимается чем-то, что неудобно, не нравится, мешает взрослым

Если в первых двух случаях запреты оправданы, то в третьем родители порой пользуются своим превосходством и чрезмерно ограничивают ребенка, что может негативно сказаться на его развитии.

Подробнее об этом читайте в статье Слово нельзя детям. Нужно ли говорить ребенку слово «нельзя»?

Говорить «нет» надо правильно, обязательно прежде анализируя суть запрета. Основные принципы обучения малыша слову «нельзя»:

  • Действовать сообща В семье должна быть четкая договоренность, что если один член семьи запрещает что-то малышу, другой обязательно поддерживает его мнение при ребенке. Если имеет место несогласие, взрослые должны высказывать его наедине друг с другом. Ребенок должен понимать, что если ему сказали «нет», то это правило, которое не может быть изменено другим взрослым
  • Не запрещать часто Говорить «нельзя» нужно только по делу, в случаях, когда действия ребенка представляют реальную опасность для него или окружающих. В противном случае, если часто запрещать то, к чему ребенок проявляет интерес, малыш решит, что нельзя все, и не будет реагировать, даже когда это будет угрожать его здоровью
  • Быть последовательным Если запрет прозвучал, он не подлежит изменению, на него не должны влиять ни реакция ребенка, ни реакция окружающих, ни место, ни время. Другими словами, если что-то нельзя в обычный день, то не делайте исключений и в праздник, или если нельзя дома, то нельзя и в гостях, магазине и т.д.
  • Выражать любовь Ребенок должен понимать, что если что-то запрещают, не значит, что не любят
  • Говорить как с собой Объяснять ребенку, почему нельзя делать то или иное, а также говорить с ним, если он не среагировал на ваши слова с первого раза нужно так, как вы бы хотели, чтобы общались с вами. Поставьте себя на место малыша и подберите нужные слова
  • Проявлять твердость Постарайтесь, чтобы ваш голос был твердым и непоколебимым. Малыш должен заметить изменение интонации голоса и всерьез воспринять то, что вы ему говорите
  • Объяснять Мало просто сказать нет, нужно обязательно объяснить, почему вы запрещаете что-либо. В противном случае, ребенок подумает, что нельзя делать это в вашем присутствии, т.к. вам это не нравится или вы сердитесь, но будет пробовать повторить попытку, когда останется наедине с собой. Важно, чтобы ребенок действительно понял, почему нельзя
  • Предлагать альтернативу Запрет будет восприниматься легче, если взамен малышу будет предложено другое занятие, другая игрушка или обещание дать ему то, что он хочет позже и т.д. Только обязательно выполняйте обещания. Дети запоминают такие вещи лучше взрослых. Возможно, ребенок быстро переключит внимание и не будет сопротивляться запрету, что поможет избежать ненужного конфликта
  • Понятность требования Формулируйте свои правила понятным для ребенка языком, используйте простые слова. Например: «не трогай, будет горячо» или «нельзя, маме больно».

Как объяснить ребенку слово нельзя?

Если ребенок намеревается совершить нечто недозволенное, не спешите кричать издалека «нельзя». Алгоритм ваших действий должен быть следующим:

  1. Подойдите к ребенку
  2. Уберите его от опасности или заберите предмет запрета
  3. Посмотрите в глаза малыша и твердо, но не громко скажите «нельзя»
  4. Объясните причину запрета
  5. Предложите альтернативу

Например, ребенок тянется к горячей кружке на столе. Вам следует аккуратно убрать руку малыша от горячего предмета, взять кружку в свою руку и показать ее ребенку, объяснить, что в ней находится горячий напиток, который может принести боль.

Как вариант, вы можете приложить пальчик ребенка к кружке на пару секунд, чтобы он проверил истинность ваших слов на своем опыте. Затем предложите ему поиграть, например, с другой кружкой (пластиковой и пустой).

Что делать, если ребенок не реагирует на слово нельзя?

Проверьте, не упускаете ли вы чего-либо из перечисленных выше принципов обучения ребенку слову «нельзя». Возможно, вы слишком рано требуете от ребенка идеального послушания. Вполне нормально, что малыш не сразу начнет проявлять реакцию, которой вы ожидаете.

Дети уже с 9 месячного возраста начинают выражать свое мнение и пытаются нащупать границы дозволенности.

Кроме того, ребенок обладает колоссальной силой волей, без которой он не смог бы достичь таких успехов за первые годы. Поэтому для того, чтобы установить правила и добиться того, чтобы ребенок следовал им, нужно набраться терпения, повторять вновь и вновь один и тот же запрет, пока ребенок его не усвоит.

При отсутствии реакции ребенка на ваши слова не следует:

  • бить его по рукам руки и ротик малыша − это важнейшие инструменты исследования, не стоит отбивать желание малыша познавать окружающий мир
  • кричать ребенок лучше поймет то, что вы хотите донести до него, если ваш голос будет спокойным и уравновешенным

Что делать, если ребенок в год не понимает слово нельзя?

Несмотря на то, что большинство детей, начиная с 7-8 месяцев, интуитивно понимают, когда вы сердитесь и запрещаете им что-либо, они не могут в полной мере адекватно отреагировать на ограничение и осознать чего от них хотят.

Поэтому если годовалый ребенок не спешит выполнять ваши указания, это нормальная реакция. Период от года до трех лет – идеальное время для закладывания основ дисциплины ребенка. Используйте это время, чтобы объяснить ребенку, что можно, а что нельзя.

Что делать, если ребенок в 2 года не понимает слово нельзя?

  • Скорее всего, малыш понимает, что вы имеете в виду, когда говорите «нельзя», просто он не желает следовать этому запрету, считает его необоснованным и видит, что ничего не происходит, если он его нарушит
  • Причина такой реакции часто кроется в неправильном поведении родителей, которые сначала запрещают, а потом, если ребенок сильно плачет, разрешают, или мама запрещает, а бабушка украдкой позволяет. Возможно, вы слишком часто употребляете слово «нет», и малыш перестал его воспринимать
  • Будьте последовательны и терпеливы, исправляйте ошибки, которые допустили, не поощряйте непозволительного поведения, и через некоторое время ребенок смирится с правилами

Как научить ребенка слову нельзя? Комаровский

Опытный педиатр Е. Комаровский выделяет три правила относительно слова «нельзя»:

  1. Крики ребенка не должны менять решения родителя, сказавшего «нельзя»
  2. Не следует допускать ситуаций, когда папа говорит «нет», а мама − «да»
  3. «Нет» − это всегда «нет», т.е. не должно быть сегодня нельзя, а завтра уже можно
  • Кроме этого, педиатр поддерживает мнение, что для того чтобы ребенок научился слову «нельзя» и воспринимал его адекватно, запретов не должно быть много. «Нет» из уст родителей должно звучать редко, но выполняться ребенком беспрекословно. Другими словами, малыш должен видеть в этом слове реальную угрозу
  • Начинать обучение ребенка слову «нельзя» доктор советует как можно раньше (когда ребенок еще ползает), в то время как большинство родителей начинают обращать серьезное внимание на непослушание ребенка только в 4-5 лет
  • Таким образом, чтобы обучить ребенка слову «нельзя», добиться от него истинного понимания этого слова и выработать соответствующую реакцию, нужно уделять этому должное внимание, следовать определенным принципам и быть настойчивыми

Видео: Непослушный ребенок − Школа доктора Комаровского

heaclub.ru

Если ребенок не понимает слово «нельзя» - советы родителям

Смех приносить в жизнь яркие краски, удовольствие, позитивные эмоции. Зачем ребенку чувство юмора и как его развить? Этот вопрос волнует родителей, чьи дети тяжело переживают…

Читать далее >>

Наша жизнь полностью подчинена времени. В современном мире – это самый дорогой ресурс. Как развить чувство времени у детей? Научить помнить события, которые происходили вчера…

Читать далее >>

Откуда берется детская ревность и как с ней справиться? Реакция на появление в семье «конкурента» может быть совершенно разной. Один малыш безмерно рад появлению братика или…

Читать далее >>

Страх родителей, что их малыш вырастет избалованным и непослушным вполне оправдан. Многие думают, что если любить ребенка безусловной любовью, не ограничивая детские желания,…

Читать далее >>

Правильные привычки и ритуалы имеют важное значение в жизни ребенка. Они придают уверенность в стабильности, помогают упорядочить действительность, снижают тревожность. Последовательные…

Читать далее >>

Поведение большей части детей дошкольного возраста выражается не просто в активной, а в гиперактивной форме. Малыши быстро меняют спектр интереса, эмоциональны, постоянно…

Читать далее >>

Бытует мнение, что любопытство признак ума. Дети постоянно задают вопросы потому, что хотят познать окружающий мир. «Почемучкам» интересно все вокруг. Вопросы, которые задают…

Читать далее >>

Восприятие – это сложный психический процесс познания окружающей действительности с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, тактильных ощущений. Целостный…

Читать далее >>

Каждый малыш хочет оставаться в центре внимания, быть победителем во всех начинаниях. Но на пути к успеху – поражения неизбежны. В этой статье мы расскажем, как научить ребенка…

Читать далее >>

В этой статье мы не только расскажем, как научить ребенка правильно реагировать на ситуацию, если он потеряется, но и дадим рекомендации родителям, как не допустить подобного…

Читать далее >>

umnyasha.me

Если ребенок не понимает слово нельзя — что делать?

Наверное, каждой маме знакома ситуация, когда малыш разбрасывает игрушки, рассыпает муку из кухонных шкафчиков, засовывает пальчики в розетку, стучит по стеклу тяжелым предметом, играет с электрическими приборами, капризничает в магазине. Ко всему этому, он не воспринимает слово «нельзя».

Крохе делают замечание, а он не реагирует на него и продолжает совершать то, что делал, глядя прямо в глаза. В этой ситуации возникает чувство безысходности, так как в этот момент никто не в силах изменить ситуацию и повлиять на малыша. Уговоры, крики, отвлекающие действия — ничего не помогает. Он словно не замечает «специально» и занимается своим любимым делом. Что делать в этой ситуации?

Ответ прост. Надо помочь малышу услышать взрослого! В первую очередь надо убрать опасные предметы, чтобы маленький человечек не тянулся к ним, даже если это будет трудно сделать и займет много времени. К примеру, надо переместить всю крупу в верхние шкафчики кухни, системный блок компьютера пристроить за креслом. Режущие, колющие предметы надо вовсе убрать в безопасное место. Надо пересмотреть все игрушки малыша, чтобы он не брал мелкие детали в рот. Таким методом можно обезопасить ребенка, проявляющего повышенное внимание к незнакомым вещам. У малышей этого возраста интерес растет ежесекундно. Им хочется все попробовать на вкус, потрогать на ощупь. Так, маленький человек знакомится с миром, в котором живет. Всему свое время.

Ограждая малыша от всего происходящего, важно не загасить его потенциальный интерес к миру. Ребенок должен интересоваться, например, как устроена его любимая машинка, разобрав ее на части. Задача мамы — по возможности находиться рядом с малышом и убрать мелкие детали от машины. Его постоянные исследования должны быть безопасны.

Если ребенку постоянно говорить слово нельзя, он перестает воспринимать запрет как опасность. Воспрещать необходимо только тогда, когда это действительно крайне важно.

Малыш не воспринимает запрет

Когда ребенок не воспринимает слово нельзя, скорее всего, он полностью не понимает, что именно хочет от него мама и почему малышу нельзя делать то, что ему нравится. Такая ситуация говорит о том, что с ребенком досконально не работают. С раннего детства кроху необходимо воспринимать как взрослого, состоявшегося человека. Любой запрет для взрослого сопровождается объяснениями, так и ребенку необходимо разъяснить, что может случиться, если он ослушается. Например, если малыш разобьет стекло — осколками можно пораниться и т. д.

Чем младше ребенок, тем легче найти контакт и объяснить запретные ситуации. Малыш понимает слово мамы, когда нет недоверия. Необходимо поддержать своего малыша в игре, объяснить ему все грамотно и подробно.

Объяснять ситуацию ребенку необходимо сразу. Не надо откладывать «на завтра», особенно если он ослушался запрета. Со своим малышом надо чаще разговаривать, даже если он ничего не понимает в сказанном. Малыш слышит каждое произнесенное вами слово, запоминая тембр речи.

Ребенок не понимает слово мамы, если она непрерывно ограничивает действия малыша без каких-либо объяснений. Здесь необходима четкая постоянная определенность. Нельзя озадачивать вопросами малыша, почему нельзя играть в игры, которые ему нравятся, и за что ребенок получил наказание.

Примеры в теории и на практике

  1. Малыш не понимает, почему нельзя облизывать пальчики, значит, ему надо демонстративно объяснить, что у него может заболеть животик. Когда болит животик, нельзя есть свои любимые конфеты.
  2. Нельзя обижать других детей и брать чужие вещи, потому что они будут сильно плакать, если забрать их любимую игрушку. А вместе с ними будут плакать их мамы, так как обидели их малыша. Дети очень чувствительно относятся к слезам своей любимой мамочки и поэтому не станут причинять боль другому ребенку и его матери. Чужие вещи брать без разрешения — некрасиво.
  3. Нельзя засовывать свои пальчики в розетку, потому что будет сильно больно. Можно привести наглядный пример, когда малыш недавно ушибся на качелях.
  4. Нельзя играть с колющими предметами. Ребенок увидел иголку, и появился интерес поиграть с незнакомой игрушкой. Игла может нанести ущерб малышу. Не всерьез покажите ребенку, как больно, уколов себя легонько иглой.
  5. Нельзя есть руками, потому что мама и папа используют для еды ложку. Пример родителей для малыша этого возраста является авторитетом. Уместно показать ребенку, как нужно пользоваться столовыми предметами.
  6. Нельзя ходить по квартире в обуви после прогулки, ее необходимо снимать, чтобы не оставлять за собой грязь. На примере показать, что все члены семьи снимают обувь после прогулки, и малыш с удовольствием сам снимет сапожки.

Для ребенка мать имеет самый большой авторитет, и все ее слова он воспринимает с особым трепетом, если они правильно преподнесены. Надо находить время и возможность общаться со своим ребенком как можно чаще. Чтобы не создавать конфликтных ситуаций, необходимо развивать его правильное восприятие.

Маленький человек не понимает только тогда, когда родители в бесконечной суете не находят для него слов и времени. Интерес к новым вещам увеличивается ежесекундно, малыш любопытен, поэтому он проявляет свою инициативу. Но некоторые игры опасны не только психологически, но и физически. Правильно воспитанный ребенок прекрасно понимает значение слово «нельзя».

Наказывать или не наказывать

Каждый родитель по-своему реагирует на совершенные проступки маленького человека. Если малыш не понимает, что он ошибся, его будет трудно правильно наказать. Поэтому мама должна подробно разъяснить неправильное поведение ребенка. Прежде чем принимать решение, необходимо сто раз подумать. Иногда родители сами совершают ошибку, автоматически наказывая ребенка за малейший проступок. В итоге ситуация будет только ухудшаться, а малыш будет бояться полноценно играть, потому что «нельзя» буквально все.

Вторая ошибка родителей — это бить своего кроху. Недопустимо наказывать своего малыша физическими воздействиями. Побои нанесут только психологический вред, и он еще больше замкнется в себе с желанием совершить другую оплошность. Физические наказания очень сильно влияют на психологическое состояние. Малыш держит в себе слово «нельзя» под угрозой удара — с постоянным чувством страха. Так что постарайтесь убрать физические методы воздействия.

Третья ошибка родителей — бить по рукам. Ручки маленького человека «сами тянутся» к запрещенным предметам. Этим наказанием можно отбить у малыша желание познавать мир. Нарушается интерес к исследованиям. Ребенок сильно начинает злиться и капризничать. Если можно переложить предмет повыше от взора малыша, переложите. Здесь слово «нельзя» уместно только несколько раз.

Приучите себя думать адекватно в критических ситуациях. Маленький человек может совершать неприемлемые поступки ежедневно. Разговаривайте с малышом, объясняйте все подробно в виде игры, и тогда он будет меньше ошибаться. Станьте для ребенка самым близким другом.

Почему ребенок ошибается

Маленький человек не понимает ошибок, если родители нерешительны в своем постоянном мнении. К примеру, малыш сегодня играет с тем, что вчера запрещали родители. Мама не должна закрывать глаза на действие малыша, потому что у нее сегодня нет настроения, и ей лень объяснять ребенку какие-то вещи. Эта самая большая ошибка родителей! Несмотря на занятость, обстоятельства, настроение, мнение мамы должно быть постоянным.

С возрастом малыш поймет, что мама сама не уверена в своих действиях. И чтобы показать своим родителям, как он вырос, начнет самостоятельно принимать решение.

Как правильно научить маленького человека воспринимать запреты? В первую очередь крайне необходимо правильное поведение родителей. Со взрослением ребенка меняются взгляды на запретные ситуации. Воспрещать малышу совершенно все невозможно. Необходимо хорошо понимать, что именно нельзя делать. Например, играть с предметами, которые опасны для жизни ребенка.

Мама, в зависимости от настроения или желания, не должна менять тактику запрета. Если ребенку что-либо запрещено, значит, надо твердо настаивать и говорить малышу, что этого делать нельзя.

Расхождение во мнениях. К примеру, папа или бабушка считают, что мама категорична по отношению к своему ребенку, и разрешают ему буквально все в отсутствии мамы. По этой причине позже будет трудно объяснить смысл слово «нельзя». Только обоюдное согласование приведет к хорошему результату.

Важно правильно приучать ребенка к ограничению. Совет психолога или опытных мам, чтение дополнительной информации помогут избежать детских слез.

moyasna.ru

Почему ребенок не понимает слово нельзя

Ребенок не понимает слово нельзя. С этим обязательно надо что-то делать.   Слово «нельзя» имеет двойственную природу. С одной стороны существуют жизненные ситуации, в которых этот ограничитель может сыграть крайне важную роль, но не все люди его понимают и, более того, даже не стремятся выполнять. С другой стороны, причины неправильного восприятия этого слова кроются в заложенных в детстве стереотипах.

Родители дошкольников часто сталкиваются с одной достаточно распространенной проблемой: ребенку говоришь «нельзя», а он делает все наоборот или начинает капризничать и впадать в истерику. Пользоваться этим словом надо осторожно, чтобы не навредить и не направить развитие характера в ненужную сторону.

Маленький ребенок – это исследователь, который хочет познать все вокруг себя. Он не любит препятствий, в том числе в виде запретов со стороны взрослых. Эти запреты вызывают еще большее любопытство и сопротивление. Однако это касается не только маленьких детей. Подростки также часто идут против родителей, совершая свои поступки тайно или в открытую проявляя бунтарское поведение. По этой причине родителям важно знать, как правильно говорить слово «нельзя», в каких случаях и как часто его надо использовать.

Младенец еще не осознает, что есть вещи, совершать которые запрещено и опасно. До того, как ребенок встал на ножки, это и не имеет смысла, ведь малыш не лезет никуда. Однако с началом ходьбы проблем у родителей прибавляется: приходится постоянно останавливать подвижного ребенка. Некоторые взрослые делают ошибку, постоянно, много раз, повторяя слово «нельзя». Избыток ведет к обратному эффекту – малыш перестает его воспринимать, это слово становится просто фоном ворчливой мамы или бабушки. В итоге управлять поведением ребенка становится все тяжелее.

  Ситуация осложняется в возрасте 3-х лет, когда наступает кризисный период. В это время многие дети резко изменяют свое поведение, перестают слушаться взрослых, иногда могут биться в истерике, если не получают то, что хотят. Резкие окрики, одергивание, использование слов с частицей «не» эффекта не имеет. Родители хотят знать, когда ребенок начинает понимать слово нельзя, чтобы его эффективно использовать. К трехлетнему возрасту малышу известны уже некоторые запреты, но ему бывает сложно контролировать себя из-за естественного любопытства, толкающего на исследования окружающего мира.

Понимание этого слова зависит и от способов, которыми обучали ребенка, методов воспитания и воздействия. Обычно спокойные родители, которые вдумчиво и в положительном ключе объясняют ребенку, что разрешено, а что нет, добиваются наилучших успехов в воспитании, а дети быстрее понимают, что при слове «нельзя» следует остановиться.

Особенности детской психики таковы, что использовать это слово желательно в действительно опасных случаях, когда требуется обязательный запрет на действия, например, при попытках залезть в электрическую розетку или на окно. Однако при этом следует не просто запрещать, а в понятной форме объяснять, почему не следует этого делать.

Слова – это воздействие на поведение и мысли. Применять их необходимо разумно. Есть несколько правил, которые помогут правильно использовать слово нельзя в воспитании ребенка.

  1. Так как дошкольник негативно реагирует на запреты, необходимо не просто запрещать, а объяснять, почему родители придерживаются этой позиции. Чем меньше малыш, тем проще должно выглядеть объяснение.  

    Однако в некоторых случаях все равно придется учиться на собственном опыте. Например, ребенок не поймет, что такое горячо, не коснувшись горячей кружки. Родителям стоит объяснять детям последствия их действий. Делать это следует в положительном ключе. Взрослые при этом должны вести себя спокойно и мудро. Конечно, бывают ситуации, когда требуется резкий окрик «стой», но использовать его необходимо только в случаях, реально представляющих опасность. Объяснять ребенку что-либо важно в то время, когда он находится в спокойном эмоциональном состоянии, так он лучше усваивает информацию.

     
  2. Используйте в речи как можно реже слова с частицей «не». Наша психика устроена интересным образом. Мозг, в том числе ребенка, не воспринимает отрицательную частицу, то есть, говоря «не делай», на самом деле мы даем команду делать, то есть приставку «не» ребенок практически не слышит.  

    Особенно опасно, если в вашей речи присутствует очень много негативных слов – они становятся просто фоном, на который малыш уже не реагирует.

    Вместо того, чтобы говорить, что делать нельзя, следует объяснить, как необходимо поступить. Ребенок хочет сделать больно животному? Объясните, что собака все чувствует, что с ней надо обращаться бережно, кормить. 

  3. Вместо запрещающего слова лучше дать ребенку право выбирать, какие действия совершать. Это одновременно приучает к самостоятельности. 
  4. Используйте слово нельзя как можно реже. Его следует заменить другими словами, имеющими более конкретное значение. Если малыш бежит в сторону дороги, мама может сказать ему «стой, там машины».  

    Необходимо не просто запрещать, а обратить внимание на опасность, то есть ребенок должен знать, почему совершать это действие не рекомендуется. При попытке совершить что-то неправильное, малыша можно отвлечь на другое действие. В день психологи рекомендуют использовать слово «нельзя» не чаще трех раз, иначе малыш перестанет на него реагировать.

     
  5. Определите для себя и ребенка запреты, которые должны действовать обязательно. Они должны иметь действительно весомые причины: опасная дорога, окна, бездомные животные, электрические розетки и т. д.  

    К подобным вещам запреты должны действовать всегда. Взрослым необходимо договориться между собой, к чему не допускать ребенка.

    В некоторых семьях бывает так, что мама говорит нет, а бабушка разрешает. Получаются разногласия, которые приводят к тому, что малыш перестает слушаться, а в итоге риск несчастных случаев повышается.

Для того чтобы реже произносить запрещающее слово с негативной окраской, следует как можно лучше обезопасить квартиру и убрать вещи, которые ребенку трогать не следует. Конечно, невозможно оградить ребенка от неприятностей полностью, но это и не нужно.

Общение с дошкольником и школьником в положительном эмоциональном состоянии, объясняя, что можно делать вместо запретов, принесет гораздо больше результатов, а ребенок будет расти спокойным и уверенным в себе.

Зная, как сказать ребенку нельзя, родители смогут гораздо эффективнее им управлять, но при этом воспитывая личность, не боящуюся запретов, а сильную и независимую.

tvoiyapravda.ru

Консультация для родителей «Как научить ребёнка 1–2 года правильно реагировать на слово «нельзя»

Надя пупкина Консультация для родителей «Как научить ребёнка 1–2 года правильно реагировать на слово «нельзя»

Год лучший возраст, чтобы научить ребёнка слову «нельзя». С одной стороны в этом возрасте малыш становится настолько активным и самостоятельным, что родителям волей-неволей приходится использовать различные запретительные слово, чтобы вносить коррективы в его поведение. С другой стороны, годовалый ребёнок уже способен понять значение этих слов и правильно на них среагировать. Но зачастую родительские ошибки приводят к тому, что ребёнок вообще перестаёт реагировать на словесные запреты, продолжает выполнять неугодное родителям действие. О том, в чем заключаются основные ошибки политики запретов, а также том, как, когда и в каких ситуациях лучше говорить «нельзя» я сегодня и расскажу.

Ошибка №1 Слишком много нельзя

Нельзя драться, кричать, отбирать чужие игрушки, бегать по дому,прикасаться к плите, утюгу, розеткам, ломать вещи и игрушки, лезть в холодильник, шкаф и духовку брать ножи, ножницы, мусорить крошить хлеб…. Это – только малая часть «нельзя» которые среднестатистический родитель говорит своему ребёнку ежедневно. В итоге в головке малыша появляется мысль: «А что же тогда можно?» и начинается бунт…. Тем более родители делают большинство тех вещей, которые запрещают своему ребёнку.

Обилие запретов - самая частая причина, по которой ребёнок перестаёт реагировать на слова «нельзя» «нет». А если не перестаёт, то, по мнению некоторых психологов, став послушным и удобным для родителей, теряет возможности для полноценного развития, уверенности в себе и своём праве принимать решения.

Список запретов можно сократить до минимума. И тогда редкое, произносимое только в крайних опасных ситуациях, слово нельзя приобретёт для ребёнка значительный смысл.

Количество запретов, по мнению психологов не должно превышать 4-5.

А дети до года вообще не воспринимают слово нельзя. Детей данного возраста лучше отвлекать и переключать внимание.

Ошибка № 2 запреты без объяснения причины.

Типичная ситуация: папа строго говорит «нельзя», мама грозит пальчиком «ай яй яй», малыш перестаёт хулиганить, а как только родители отворачиваются или выходят из комнаты, ребёнок спокойно возвращается к выполнению запрещаемого действия. Он понимание, что родителям не нравится то, что он делает, но не понимает, почему он должен перестать это делать. Лучший способ запретить-объяснить и показать, почему «нельзя» При этом объяснять и показывать нужно начиная с самого юного возраста, но на понятном ребёнку языке, используя понятные малышу слова «как, горячо, чужое - и опираясь на его опыт.

Ошибка №3 Не последовательные запреты.

Пусть поиграет утюгом, пока он холодный, а когда я буду гладить, то скажу нельзя – рассуждает папа. «Ребёнок так плачет, надо ему разрешить» – жалеет мама. «Пусть родители говорят «нельзя», а бабушки будет можно» - рассуждает добрая бабушка.

Если сегодня – нельзя, а завтра можно, если обычно – нельзя, а когда поплачешь можно, если у мамы с папой – нельзя, а у бабушки – можно, значит можно всегда – примерно так рассуждает маленький ребёнок, встречая непоследовательность действий своих родственников.

Поэтому запрещать ВСЕМ и ВСЕГДА и даже в ответ на крик и слёзы ребёнка – лучший способ дать понять ребёнку, что нельзя – это значит нельзя, а не можно если настоять на своём.

Ошибка №4 Запрет без альтернативы.

Чтобы ребёнок не чувствовал разочарования от того, что ему что-то не разрешили, лучше сразу предложить ему достойную замену. Отвлечь внимание можно новой игрушкой, интересным занятием, просто переходом в другую комнату. А ещё лучше купить или создать для ребёнка детский аналог взрослых вещей, объяснив при этом, что это мамино, это папино, а это – Катино.

Ещё выделила одну ошибку с которой столкнулась наблюдая на прогулке за поведением некоторых родителей…

Ошибка №5 Агрессивное поведение родителей. «бьют ребёнка по рукам

Что же происходит, когда родители бьют малыша по рукам? Они вносят разрушения в эмоционально – познавательный процесс ребёнка, нарушают основной в этом возрасте интерес исследования. Вполне естественно, что ребёнок злится, ведёт себя агрессивно. Постоянно повторяющиеся наказания могут, наконец, достичь своей цели: ребёнок перестанет трогать руками предметы, но нереализованный интерес и вызванная этим злость никуда не денутся. Если запретов слишком много и они жестоки, то гнев уйдёт внутрь и, будет разрушать ребёнку а, скажется на его психическом и физическом здоровье. Либо он проявится в других ситуациях, вроде бы не располагающих к агрессии: игра, отношения с родителями, другими взрослыми, детьми. Но самое страшное, чего могут добиться родители битьём детей по рукам, - они закрепят боязнь изучения нового, проявления инициативы. И тогда не надо жаловаться, что ребёнок не любознательный.

Что же делать родителям, если они хотят, чтобы дети не трогали их вещи? С вещами всё просто: убирайте их или помогайте ребёнку правильно и безопасно изучить их. Это потребует времени и терпения, но интерес малыша по мере удовлетворения переключится на что-то другое, а вам в последующем не потребуется усиленный контроль за тем, чему вы его сами обучили. А чтобы ребёнок вас не бил – не бейте его сами и учитесь объяснять ему, почему это делать нельзя. Не надо бояться, что дети маленькие и не поймут взрослых. Ждать, что они вырастут, и тогда им можно всё объяснить, - бесполезное занятие.

Вывод: Таким образом, сократив список запретов до минимума, но сделав их обязательными во всех ситуациях, объяснив малышу причины запретов и придумав достойные альтернативы запрещаемых действий, вместо упрямства и желания сделать назло можно встретить у ребёнка понимание и послушание.

А сейчас мы с вами разберём ситуацию, попытаемся выделить ошибки и наметим пути решения данной проблемы.

Как справиться с упрямым ребенком, игнорирующим слово «нельзя»? (1год 7 месяцев). Например, ситуация во дворе — дочка увидела у девочки яркую игрушку, и побежала, чтобы взять ее и посмотреть. Девочка, явно не хотела делиться игрушкой, они с мамой встали и пошли. Даша бежит за ними. Я ее беру за руку говорю — пошли Дашенька, это игрушка девочки, идем покатаемся на качельках, идем мама даст тебе другую игрушку. А она даже не слышит меня, вырывается, начинает кричать. Совершенно не реагирует на мои просьбы. Бежит за ними, я даже на руках не могу удержать ее, она вырывается, кричит. Начинаю строже — говорю сейчас домой пойдем, больше не будем гулять — а ей все равно на мои слова — вот ей захотелось что-то и все! Я взяла ее через силу понесла домой, она еще час в истерике ревела — хотела на улицу. И так изо дня в день все повторяется. Как научить ее слушаться, не игнорировать слово «нельзя»?

Ошибки:

1. Большое количество запретов (более 5 в течение дня). «Не трогай», «Не лезь!», «Нельзя пачкать» и т. д. И такой ребенок, постоянно одергиваемый, в конце просто перестает реагировать на ваши окрики. Слово «нельзя» потеряло значение и поэтому малыш его игнорирует.

1. Непоследовательность в воспитании: «Сегодня нельзя, а завтра можно». В этом случае малыш просто не понимает смысла противоречивых указаний. Слово «нельзя» также утрачивает силу, а кроха начинает «шантажировать» вас своим поведением, провоцируя вас на всплеск негативных эмоций и проверяя, в каком случае его упрямство сработает.

Что делать?

1. Продумайте стиль воспитания, постарайтесь ограничить число запретов до минимума (5 самых основных в течение дня, касающихся здоровья и безопасности ребенка, учитесь находить привлекательные альтернативы в спорных моментах («это нельзя, а вот так — можно»). Старайтесь не ругать там, где можно потерпеть: пролила сок, к примеру, спокойно говорите: «Не страшно, вот мы с тобой возьмем тряпочку и вытрем», т. е. показываете приемлемое поведение, учите ее отвечать за свои действия и устранять последствия. Это важно для ребенка.

2. Если поведение становится неуправляемым — единственный способ, схватить ее в охапку и пойти в уединенное место. Дождаться молча, пока она успокоится, не предпринимая ничего. Просто будьте рядом. Как только она успокоится, скажите ровным голосом, что «отнимать игрушку было нельзя, девочка уходила домой с мамой», «бежать к раскачивающимся качелям опасно – они могут ударить и будет больно» и предложите погулять. Такое объяснение в спокойном состоянии дочки воспринимается гораздо доходчивей, чем в состоянии ее аффекта. Это эффективно работает. Она поймет, что ее поведение – просто не приемлемо и тогда отнимание игрушек и многие аналогичные ситуации перестанут быть такой проблемой.

Спасибо за внимание!

www.maam.ru


Смотрите также



Услуги по созданию дизайна; верстка



© JuliettaRose, 2008-2019. При использовании материалов ссылка на источник обязательна.