Раннее речевое развитие ребенка гуление лепетРазвитие речи у ребенка до года: период крика и гуления ребенка, детский лепет, особенности данного периода и первые словаМногие родители привыкли считать, что развитие речи начинается с первых слов «мама/папа». Но с первым вздохом ребёнка, с первым криком, который слышит молодая мама в родовой комнате, уже начинается подготовка малыша к освоению языка. А какие-то азы могут заложиться ещё раньше, ведь дети начинают слышать ещё в утробе! Ещё до того, как ребёнок заговорит, он должен слышать вокруг богатую и красивую речь. Сначала он не понимает смысла слов, но чувствует эмоции, и это влияет на его психологическое состояние. Так формируется эмоциональная привязанность и закладывается фундамент дальнейшего развития. А впоследствии ребёнок будет общаться в точности так, как говорили при нём, с теми же эмоциями и лексиконом. Именно поэтому первый год жизни так важен для того, чтобы заложить крепкую основу здоровой и гармоничной личности. Для того, чтоб ребёнок заговорил правильно и своевременно, важно знать, как развивается речь до того, как малыш скажет первые слова. Как происходит развитие детской речи в первый год жизни?Развитие речи ребенка до года проходит несколько ключевых этапов: Первый месяц. Второй месяц. Малыш следит глазками, поворачивает голову на звуки, учится улавливать интонацию и реагировать на нее улыбкой, плачем, шевелением ручками и ножками. Его речь обогащается гласными звуками, несвойственными для взрослых, ребенок начинает гулить. При желании можно выделить звуки, напоминающие «а», «о», «у», «ы», «б», «г» и т.д. Появляется явная интонация. Третий месяц. Четвертый месяц. У детей начинается следующий этап речевого развития – лепет. Это короткие звуки, которые напоминают простые слоги. Также малыш продолжает гулить и делает это продолжительно и певуче. Часто отвечает на голос родителей. Пятый месяц. Лепет усложняется, появляются целые цепочки слогов. Если ребёнок в хорошем настроении, то можно услышать длинное «мамамамама» или «каааааа». Очень важно постоянно говорить с детьми, это развивает умение сосредотачиваться. Кроме того, помните, что малыш всё слышит и очень скоро начнёт понимать. Шестой месяц. Лепет ещё более усложняется. В речи ребёнка появляются интонации, свойственные родному языку. Стоит помнить, что все дети развиваются по-разному, и, если у соседки ребенок уже говорит что-то похожее на слова, а ваш нет – не стоит огорчаться, всему свое время. Сюсюкать с малышом, стараясь повторить его речь, очень вредно. Так у него не будет стимула развиваться, ведь родители и без того разговаривают с ним на одном языке. Седьмой месяц. Восьмой месяц. Источник: Развитие речи у детей до года по месяцамВ статье рассмотрены особенности и даны рекомендации по развитию речи детей до года по месяцам. Речь – взаимодействие дыхательной системы, голосового аппарата и нервной системы, и ее развитие можно сравнить с развитием сенсорных или двигательных навыков. Ребенок без отклонений в анатомическом развитии, но волей случая оказавшийся без общения, никогда не заговорит. Неправильно думать, что только слыша нашу речь, ребенок заговорит сам. Развивать правильную речь малыша нужно с рождения, не дожидаясь пока он подрастет. Что влияет на развитие речиРазвитие умения говорить напрямую взаимосвязано с кожным покровом, зрением и слухом. Именно от них поступают импульсы в центральную нервную систему (ЦНС) с информацией о мире, который окружает кроху: сенсорные ощущения от прикосновений к коже, голоса матери и зрительного восприятия предметов. А это является толчком к тому, что у малыша возникает мотивация к общению, и чем информации больше, тем активнее ребенок хочет говорить.
Умение говорить у детей, можно разделить на условные периоды. Пока малыш у мамы в животике, то все его потребности удовлетворяются на физиологическом уровне, но при рождении сразу все меняется. Теперь он сам должен каким-то образом сигнализировать о своих потребностях, которые также являются предпосылками к умению говорить. Развитие речи до года по месяцамДля наглядности и вашего удобства речь до года мы оформили в виде таблицы:
Все перечисленные этапы следуют друг за другом, но, учитывая индивидуальные особенности ребенка и насыщенность общения со взрослыми членами семьи, они могут сдвигаться во времени. Если мама мало разговаривает с малышом, не ведет с ним диалог — наивно ждать от него раннего речевого развития. Этапы развития речиРассмотрим более детально каждый из этапов развития речи ребенка от рождения до года Вашему малышу больше 10 месяцев? Период крикаПервые две недели жизни – безусловные рефлексы на такие раздражители как голод, температурный дискомфорт, боль. И при получении искомого кроха успокаивается. Кроме того, что слыша плач малыша – его голос, родители спонтанно формируют стереотип – привлечение внимание голосом.
Но крик все еще присутствует, он может выражаться как одна из форм общения и развиваться одновременно с умением говорить. Продолжается крик примерно до начала третьего месяца, только он видоизменяется, и чуткая мама сможет услышать уже интонации: радость, удовольствие, боль, гнев и др.
И обязательно разговаривайте! Чаще произносите звуки, доступные для повторения малышом. Что должен уметь ребенок в 3 месяца Гуление ребенкаПовторяя простые гласные звуки от 2-х до 6-ти месяцев, малыш гулит. Но уже к гласным звукам присоединяются и согласные: х, г, к. Причем у ребенка получается соединять их в простые слоги: гу, агу, ку и пр. Самое интересное, что дети разных народов соединяют их одинаково, вне зависимости от языка родителей. Гуление у ребенка происходит чаще всего неосознанно: рассматривание игрушки, купаясь, трогая какие-либо предметы, но вместе с тем уже можно наблюдать что его «речь» — реакция на голос или обращение мамы или папы. Это первые проявления осознанного желания общаться. Малыш может заглядывать в глаза и мимикой лица ждать ответной реакции. Что нужно делать родителям во второй фазе формирования умения говорить? РАЗГОВАРИВАТЬ! Но только на языке ребенка, произнося простые, уже знакомые слоги. Такое речевое общение можно узнать без труда. При наступлении паузы в голосе мамы или папы он пробует вам ответить теми же звуками. Он как бы пробует слова и звуки, пытается поймать интонацию. Отличным способом способствовать формированию речевого аппарата станет массаж пальчиков на руках. Это важно и для развития мелкой моторики, и умения пользоваться в дальнейшем обеими руками. Влияние моторики рук на развитие речи Детский лепетКак утверждают педиатры период от 6-ти месяцев до 11 – самый интересный период. Его можно сравнить с приобретением знаний взрослым человеком за несколько столетий. Малыш до года растет интенсивно, увеличивая свои размеры и возможности. И лепет появляется благодаря таким факторам:
Речевое общение состоит из слогов, но сама речь становится выразительнее и осознанней. Малыш все увереннее составляет отдельные слоги в слова: мама, папа, баба и др. Характеристика данного периода состоит еще и в том, что идет активное развитие сложных психических процессов и памяти. Какие особенности нужно учитывать в этом периоде? Усложняйте разговор, общаясь с малышом. Желательно чтобы во время общения он видел движение ваших губ, а произносимые слоги были четкими. Это важно, так как в процессе прослушивания стишков или песенок у детей возникает неосознанное желание повторять их. Первые слова ребенкаХарактеристика малышей первого года в этом периоде – любознательность, копирование и повторение. Начиная с 11 месяцев и до года у многих детей появляются первые осознанные слова, они правильно их применяют по отношению к взрослым. Сложные слова у детей первого года жизни произносятся в частичном исполнении. У детей отлично получается подражать звукам животных. Особенности данного периода: активное словотворчество у ребенка проявляется в умении ассоциировать слова и предметы. Разговаривая с малышом во время прогулки, кормления, одевании и т.д., взрослые передают ему понимание значений слов. При условии постоянного знакомства малыша с новыми предметами и явлениями, внимательные родители могут добиться от ребенка понимания большого количества слов. Примерно к году дети начинают ассоциировать слова с разными предметами и действиями — например, «би-би» может быть как папин автомобиль, так и игрушечная машинка или картинка в книжке. Как правильно развивать речь ребенка
Вам может быть интересно: Методы развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста Каждый ребенок уникален и своеобразен. Нельзя требовать того, что у него сразу не получается. Тренируйте слух, речь и мелкую моторику малыша и возьмите терпение в союзники. Развитие ребенка по месяцам до 1 года: нормы и достижения Источник: Развитие речи у ребенка до годаЕжедневно, общаясь между собой, мы произносим слова, но даже не задумываемся о том, как это происходит. Вероятно, именно поэтому родители часто не уделяют должного внимания развитию речи у малыша, считая, что он заговорит сам. Между тем, речь — это результат сложной согласованной работы центральной нервной системы, органов дыхания и голосообразования. И ее можно развивать точно так же, как и двигательные навыки у ребенка. Начинать проводить эту работу необходимо с первых дней жизни крохи еще в доречевой период. Поскольку если приступить к занятиям позднее, тоупускается драгоценное время. И это не столь сложно, как кажется на первый взгляд. Главное — обладать знаниями о развитии речи, ее периодах и способах вашей помощи ребенку на каждом этапе. Что влияет на формирование речи у ребенка?Развитие речи тесно связано с кожей, органами зрения, и слуха. Через них в центральную нервную систему поступает информация об окружающем мире, различных предметах, звуках и ощущениях. В результате этого в головном мозге ребенка зарождается мотивация — желание высказаться. Причем существует закономерность: чем больше информации ребенок получает, тем сильнее у него возникает желание высказаться. Кроме того, на развитие речи оказывает огромное влияние мелкая моторика рук, поэтому ее необходимо разрабатывать. Периоды развития речиПока малыш находится в утробе матери, у него нет необходимости каким-либо образом заявлять о своих потребностях, потому что они удовлетворяются мгновенно. Однако как только маленький человечек рождается, все меняется: он должен самостоятельно сообщать матери о своих нуждах. И с этого момента у него начинаются периоды развития речи. Первый период — крик
Рождаясь, малыш заявляет о своем появлении в этом мире криком. На уровне безусловных рефлексов он кричит, когда ощущает дискомфорт (голод, боль, жажду), но как только его потребности удовлетворяются — он успокаивается. Это способствует формированию стереотипа поведения и осознанному привлечению внимания к себе.
Примерно к концу второго или началу третьего месяца жизни ребенка крик меняется, а внимательная мама четко различает его интонации: нытье, гневные восклицания, недовольство, резкий вскрик от боли, ворчание и другие. Крик развивается параллельно с речью и присутствует довольно долго. И даже когда в лексиконе малыша появляются полноценные слова, лепет и звукоподражание, то крик продолжает играть большую роль в «общении» ребенка с взрослыми.
Второй период — гуление
Он начинается примерно в два месяца и длится до шестимесячного возраста. В этот период малыш произносит отдельные звуки: к, г, х. Или сочетает их с гласоподобными: агу, кхы, гу и другими. Любопытный факт: дети разных национальностей гулят одинаково. Кроха гулит спонтанно, или рассматривая привлекательную игрушку. Однако наиболее часто ребенок гулит в качестве реакции на улыбку или разговор взрослого. Это признак того, что маленький человечек пытается наладить полноценный речевой диалог осознанно. Кроме того, во время гуления малыш налаживает с вами не только речевой контакт, но и социальный, поскольку заглядывает вам в глаза, ожидая ответа на свой «разговор». Отвечайте на языке ребенка! И вы увидите, что как только в вашей речи наступит пауза, то малыш важно, сложив губки, начнет вам достойно отвечать (эхолаличное гуление). Это говорит о том, что кроха пытается почувствовать слова и различные звуки, пробует разные интонации речи. Начиная с трехмесячного возраста, для стимуляции развития речи добавьте массаж пальцев рук:
Необходимо выполнять эти упражнения по 10-20 раз поочередно на обеих руках. Учитывая, что с трех месяцев у ребенка активно развивается хватательная функция рук, разрабатывайте мелкую моторику: учите ребенка перекладывать игрушки из одной руки в другую. Третий период — лепет
Как правило, он наступает в возрасте шести-семи и длится до одиннадцати месяцев. Однако иногда он может наступить несколько раньше — в пять месяцев. Появление лепета совпадет с двумя факторами, которые создают благоприятные условия для его развития:
В периоде начала лепета ребенок произносит отдельные слоги: ма, ба, па и другие. По мере взросления лепет становится более выразительным: отдельные слоги соединяются между собой, образуя длинные слоговые цепочки: ма-ма, ба-ба, тя-дя-дя, ма-паба. Это прообразы будущих полноценных слов. Развитие лепета тесно связанно не только с совершенствованием общей моторики, но еще с активным развитием памяти и психических процессов, общением крохи с взрослым. Очень просто: говорите с ребенком и активизируйте дальнейшее развитие речи. Для этого возьмите малыша на руки, чтобы он видел ваши губы, и произносите четко слоги, пойте песенки нараспев, читайте несложные стишки. Это важно, поскольку кроха запоминает движения ваших губ, а затем в своем «разговоре» воспроизводит их. Четвертый период — первые слова
Как развивать речь На этом этапе словотворчество малыша находится в самом разгаре, поскольку он начинает ассоциировать слова с предметами, и для него каждое слово наполняется смыслом.
Разрабатывайте мелкую моторику рук, выполняя упражнения в игровой форме:
Что ж, пожалуй, с тем, как формируется речь у ребенка до года, вы уже ознакомились. Однако помните, что по такому «сценарию» она развивается далеко не всегда. Ведь каждый ребенок индивидуален, его созревание запланировано природой и зависит от многих факторов. Поэтому запаситесь терпением и придерживайтесь этих несложных советов. И тогда у вас все получится! Источник: Развитие речи ребенка до года: Как развивать речь. СоветыРазвивать речь ребенка очень важно, ждать, пока малыш сам заговорит — неправильно. Развитию речи стоит уделять не меньшее внимание чем развитию двигательной активности и остальным навыкам. Когда начинать развивать речь? — с самых первых дней жизни крохи. Периоды развития речи ребенка до года
Как развивать речь. Советы родителямОчень важно разговаривать с ребенком, причем разговаривать много и желательно на его языке. Ребенок будет вам отвечать уже в 2-3-месячном возрасте. Разговаривайте постоянно — когда одеваете малыша, когда раздеваете, на прогулке, во время купания и так далее. Если вы сомневаетесь в том, что ребенок участвует в диалоге — попробуйте следующий эксперимент: рассказывайте малышу что-то, а потом сделайте паузу — малыш будет вам отвечать гулением. Примерно с трех месяцев жизни ребенка можно делать массаж кончиков пальцев: большой палец растирайте по бокам сверху вниз, по часовой стрелке. Можно массировать всю поверхность ладошки, уделяя большое внимание подушечкам пальцев.
Можно лепить с ребенком из мягкого пластилина или теста для лепки, конечно, на создание шедевров претендовать не стоит, но хотя бы рвать на мелкие части, катать шарик между ладошками или колбаску у ребенка вполне получится. Можно рвать на мелкие части бумагу — детям невероятно нравится это занятие. Наверняка вы заметили, что дети очень любят брать на улице камни — не препятствуйте этому, пусть малыш перебирает их, главное, чтобы не проглотил. Примерно с 6 месяцев произносите слоги, например, ма-ма, па-па, обязательно четко проговаривайте их и повторяйте несколько раз. На улице называйте все предметы и обозначайте их звуками, например «это машина, она делает би-би», можно изобразить рев мотора. Аналогично и с животными: называйте животное и его звуки «это кошка, она говорит мяу-мяу», «это собачка, она говорит ав-ав» и так далее. В этом деле вам также на выручку придет книга — показывайте на картинку и проговаривайте. Источник: Как развивать речь ребенка до года?Читая эту статью, многие мамочки скажут: «Как всё просто!». Нам-то, взрослым – да. Но для маленького ребёнка освоение речи и общение — это целая наука. 1. Начинаем общаться с ребёнком как можно раньшеПочти каждый малыш от рождения имеет хорошие предпосылки для успешного овладения речью. Вот только почему к году речевые успехи у всех карапузов разные? Некоторые мамочки с тайной завистью смотрят на какую-нибудь соседскую девочку Анечку. Она в год бойко читает стихи Агнии Барто, легко общается со сверстниками. А вот их годовалые малыши не издают ни звука… Может быть, дело в речевой активности и инициативе самих взрослых? Сейчас общение родителей с ещё не родившимся ребёнком достаточно распространено. Кто-то поёт песенки, читает стихи, рассказывает сказки. А некоторые мамочки ведут настоящие диалоги: задают вопрос, а кроха – толк! в животик ручкой или ножкой. Вот вам и ответ на поставленный вопрос. Порой связь малыша с обоими родителями осуществляется на каком-то фантастическом уровне! Малыш способен ощутить дискомфорт в состоянии не только мамы, но и папы. А уж если кому-то угрожает опасность, маленький барометр начинает вести себя очень беспокойно! Угомонить буяна сможет только спокойный голос, тихая музыка или лёгкое поглаживание животика. Что мамочки обычно и делают. Для родителей важно с самого начала обрести верный тон в общении с крохой уже на стадии беременности. 2. Спокойное и позитивное общение с малышом — залог успешного развития речи.
При непосредственном общении с крохой в этот период (да и в дальнейшем!) не стоит создавать излишний звуковой фон (включать телевизор). Он отвлекает и не даёт ребёнку сконцентрироваться на речи. Малыш, выросший в шумной атмосфере, впоследствии двигательно расторможен и глух к словам взрослых. Впоследствии до него бывает трудно «достучаться» и родителям, и педагогам.
Каждый день малыша должен начинаться с позитива. Вот он проснулся, открыл глазки, сладко зевнул, потянулся, а мамочка уже тут как тут. Поглаживает его ручки и ножки, целует в лобик и в ушки. Да ещё и приговаривает:
Источник: Как развивать речь у ребенка до года?Довольно часто родители совершают большую ошибку, думая, что бесполезно учить ребенка разговаривать, нужно подождать. На самом деле, вы должны начинать общаться с малышом, еще, когда он в животике, потом после рождения. Главное не сюсюкать, а разговаривать как со взрослым, вот тогда будет потрясающий результат. Важно понимать, что каждый звук – это развитие речи, оно начинается раньше, чем появляются первые слова.
Развитие до 1 месяцаУже с первых дней у малыша отлично развито зрение, слух. Вы случайно что-то громко уронили? Что сделает ребенок? Сначала нахмурится, а потом заплачет. В этот период уже необходимо знакомить свое чадо со всем, что его окружает. Через 10 дней после рождения вы заметите, как он наблюдает за двигающейся игрушкой. Не пеленайте деток, чтобы они быстрее развивались, должна быть полная свобода движений. Запомните, общаясь с вами, ребенок получает много знаний. Нельзя быть молчаливой, строгой мамой. Болтайте со своим малышом, как будто он ваш собеседник. Обязательно выражайте свои чувства – гладьте животик, спинку, ножки, ручки, он должен знать, что вы его по-настоящему любите. Развитие до 2 месяцевВот здесь нужно уже активно разговаривать с малышом. Какая должна быть ваша речь? Спокойная, ласковая, нежная, при этом постоянно улыбайтесь, старайтесь быть интересной для ребенка. Здесь важны не слова, а жесты, выражение лица. А, когда малыш кричит, не молча давайте соску, еду, а говорите ему: «Ты наверное голодный, сейчас мама тебя накормит». Меняете подгузник: «Не плачь, сейчас мама поменяет памперс, будешь чистенький, красивый». Такие банальные фразы – это первые ступеньки к развитию детей. Что нужно делать в 3 и 4 месяца?Игрушки теперь интересные ребенку, он их разглядывает, тщательно изучает. Ваша задача: наблюдать за малышом, внимательно смотреть, на что падает его взгляд, потом сразу же называть, что это такое. Можете повторять звуки малыша. Услышали, как гулит ребенок? Поговорите с ним. У ребенка сложится впечатление, что вам нравится, как он говорит, ему захочется сделать это еще раз. В 4 месяца ребенок воспринимает все осмысленно. Попробуйте улыбнуться ему, он ответит вам тем же. Старайтесь выкладывать перед ним разные предметы, только рассказывайте, где что. Также в этом возрасте дети различают голоса, видят лица, поэтому могут заплакать, если с ними заговорит кто-то чужой. Внимание! Когда играете с малышом, не стоит использовать всю корзину игрушек, выберете несколько – они должны быть безопасные, простые и яркие. В это время можете уже знакомить дитя с игрой «Коза рогатая». Поверьте, вашему малышу она понравится, он будет весело смеяться. Развитие до 5 месяцевВот и пришло ваше время, когда нужно выполнять специальные упражнения, чтобы помочь ребенку заговорить: садитесь напротив малыша и надувайте щеки, высовывайте язык, пойте разные звуки. Главное, чтобы он повторял за вами. После того как малыш взял крепко игрушку, попробуйте как бы отобрать и похвалите, что он крепко держит. Потом попросите: «Дай, пожалуйста, мама погуляет». Когда что-то делаете, описывайте весь процесс ребенку, при этом меняйте интонацию. Что нужно делать в 6 и 7 месяцев?Ребенку нравится слушать музыку, поэтому покупайте говорящие и мелодичные игрушки. Вам поможет игра в прятки. Закройте лицо и спросите: «Где мама?», затем сделайте «Ку-ку, вот и я». Во время игры нужно улыбаться, чтобы ваш позитив передался малышу.
Вы должны давать им игрушки и называть: «Возьми котика, собачку, погремушку и пр». Игры до годаПосле семи месяцев дети активно развиваются, познают мир. Малыш заинтересовался кастрюлями? Дайте ему, пусть позвенит ими. Обязательно играйте в «Ладушки», «Сороку-Вороку». Учите ребенка показывать, где у него глазки, носик и другие части тела, пусть это делает на себе и на своих игрушках. Каждый раз старайтесь придумывать все больше игр. Особенно полезными являются пальчиковые краски. В 10 и 11 месяцев многие детки произносят первые слова. Не стоит паниковать, если первое слово ваш малыш скажет в годик. Теперь он может сам организовывать игры «Ку-ку», «Коза рогатая», отлично собирает пирамидку, катает машинки, собирает игрушки.
В это время играйте в сюжетные игры: положите куклу спать, накормите мишку, приготовьте кашку. Не забывайте читать книжки, показывайте картинки, включайте ребенку мелодичную музыку. Когда гуляете с ребенком, знакомьте его с окружающим миром, природой, рассказывайте, какая сейчас пора года, что для нее характерно. Как правило, если ребенок рождается здоровым, без психических и физических отклонений, у него не возникает проблем с речью. Все зависит от родителей. Уделяйте своим деткам время, занимайтесь ими, вот тогда будет заметен результат. Маленькому человечку все интересно, поэтому старайтесь постоянно общаться с ним. Дарите своим деткам тепло, внимание и любовь! Источник: Развитие речи у ребенка первого года жизниПервые голосовые проявления ребенка – крик и плач. Малыш плачет, чтобы привлечь к себе внимание, выразить ощущение дискомфорта, попросить о помощи. Возможность сообщить о своих потребностях через плач – важное умение ребенка, помогающее ему адаптироваться в изменившихся условиях жизни.
Части тела. Сеансы массажа и тактильной стимуляции — самые подходящие моменты для изучения ребенком частей тела. Берите ручку ребенка и дотрагивайтесь ею до носа: Вот это твой носик! Это носик Камиллы! Заставьте малыша потрогать ваш нос и скажите ему: Это мой нос! Это нос мамы! Знакомые предметы — используется та же система. Рассказывайте короткие истории. Придумайте историю о своей ноге, которая прячется в носке; о своем носе, из которого течет, как из крана; о своей руке, которая ласкает малыша или убегает от него, в зависимости от настроения; наконец, о самом ребенке, который сейчас отправится в страну снов, и т. п. Устное идентифицирование. Показывайте малышу все, что его окружает, и ясно и четко называйте это. Читаем в статье: Потешки для маленьких детей. Детская речь — взрослая речь (точная и четкая). Разговаривая с ребенком, пользуйтесь и той, и другой — по вашему желанию. Малышу необходимы оба типа речи.
Если речь идет всего лишь о неверном произношении недавно узнанного слова, то следует просто поздравить ребенка с тем, что он освоил еще одно слово, и помочь ему произнести его правильно. Можно затеять смешную игру со звуком, который ребенок плохо выговаривает. Если же малыш путает порядок слогов или пропускает отдельные из них в сложных словах, нужно заставлять его произносить слоги друг за другом. Например, ребенок говорит «лелевизол» — попросите его сказать отдельно слог «те», затем «теле» и только потом «визол (р)», и, наконец, медленно-медленно — «те-ле-ви-зор». Когда малышу это удастся, вы вместе будете забавляться, повторяя слово все быстрее и быстрее, и у ребенка не останется ощущения, что у него что-то не выходит. Заканчивайте упражнения обязательно на каком-нибудь успешном моменте. Если же вы все-таки ввели какое-то неправильное слово ребенка в домашнюю речь, то, конечно, только при условии, что, употребляя его, вы подмигнете, давая понять, что оно произносится с искажением. И при этом следует спросить: «Ну, а по-настоящему, как нужно сказать?» Ребенок будет счастлив ответить вам верно. В то же время это послужит стимулом для малыша придумывать различные игры со словами, что само по себе является прекрасной тренировкой ума. Кино. С двух лет вы можете водить ребенка в кино на мультипликационные фильмы. Сажайте малыша к себе на колени и на ухо шепотом рассказывайте ему, что происходит на экране. Если же это почему-либо неудобно, обратите внимание ребенка на отдельные детали на экране (мультфильмы Диснея очень подходят для таких показов). Ходите с малышом в кино раз в два или три месяца, это поможет развить у него восприятие длинных текстов и будет способствовать концентрации внимания. Неотъемлимой частью развития речи является знакомство малыша с поэзией, об этом подробнее в этой статье. Источник: Развитие речи у детей до года — стадии формирования речи, формирования я у детей до годаС каким нетерпением каждая женщина ждет первое слово своего малыша. Наверное, каждой будущей маме доводилось во сне слышать, как ваш только что родившийся ребеночек уже разговаривает. Однако на деле все намного сложнее. Ребенку за первый год жизни предстоит освоить столько навыков, что речь, порой, не всегда оказывается на первом месте, уступая таким необходимым умениям, как движение ручек, ножек, повороты тела. И если мы помогаем нашему малышу развивать двигательные навыки, то и в развитии речи он нуждается не меньше. Именно поэтому важно с первых дней жизни малыша, а то и до его рождения, начинать беседовать с ним. Какие стадии проходит ребенок в формировании речи? На каком этапе ему требуется помощь мамы? Давайте разберемся. Первые звуки
Гуление Гуление или агукание у большинства детей начинается уже к концу первого месяца жизни и продолжается вплоть до окончания первого полугодия, а то и дольше. В эти месяцы очень важно поддержать начинания малыша, даже если он издает эти звуки сам для себя, изучая возможности своего голоса. Ему очень важно видеть вашу реакцию на его речь, благодаря которой он выстроит дальнейшее свое поведение по отношению к вам. Произнося звуки, ребенок может одновременно пристально смотреть вам в глаза, следить взглядом за вашей мимикой. Ваша реакция поможет ему освоиться с новыми ощущениями от звука собственного голоса, а также научит малыша управлять им. Ваша помощь в поддержке речевых навыков ребенка не требует больших усилий. Достаточно ответить ему теми же сочетаниями звуков и интонацией. Малыш в это время будет внимательно слушать вас и следить за выражением лица. После ряда таких упражнений, малютка станет постепенно выстраивать более длинные звуковые цепочки. Лепет
Первые слова Ближе к году, а точнее около 9 месяцев практически каждый ребенок пробует произнести свои первые слова. Зачастую это самые простые слова, типа мама, папа, дай и другие. Однако родителям они приносят немало радости. Чтобы закрепить в ребенке стремление произносить слова, необходимо провести параллель между произносимыми им звуками и предметами. Для этого нужно показывать на интересующий малыша предмет и называть его. Очень важно при этом четко и громко произносить название предметов, а также добиваться зрительного контакта между вами и вашим ребенком. Покажите ему на свои губы, когда произносите слово, тогда малыш поймет, что надо повторять за вами, и процесс обучения словам пойдет гораздо быстрее. Нелишними будут и разминки лицевых мышц. Поиграйте с малышом в кривлялки со звуками, подуйте вместе в дудочку, высуньте язык. Привлеките в помощники говорящие игрушки или книжки. Когда ваш ребенок начнет произносить слова более уверенно и со смыслом, можно попробовать выучить несколько простеньких стишков. После того, как ребенок начал говорить, важно не дать ему замолчать. Поэтому все просьбы ребенка нужно облекать в слова, а не жесты. Сделайте вид, что вы не понимаете, чего он хочет. Это подтолкнет его к выражению своих желаний словами. Вот ряд простых советов, как развить речь вашего ребенка. Важно в любой ситуации помнить, что ваш ребенок индивидуален и никому ничем не обязан. Если речь не появилась в указанные в данной статье сроки, это не значит, что ее не появится вовсе. Вполне возможно, что ваш ребенок в это время развивает в себе совсем другие навыки, а развитие речи оставляет на потом. В любом случае рано или поздно ваш малыш порадует вас своими первыми словами и веселым смехом. Источник: dp3.ru Развитие речи у детей - как развивать речь у ребенка младшего возрастаКак развивается речь ребенка до 3 лет, какие физические и психологические процессы происходят в этот период, как помочь малышу в развитии речи. Раннее детство и развитие речиРанний возраст (от рождения до 3 лет) — особый период в жизни ребенка. По интенсивности развития, по сложности задач, решаемых на этом этапе, первые годы жизни не имеют себе равных. А еще это самый благоприятный период для усвоения основ родной речи. Что будет упущено сейчас, позже может потребовать двойных усилий! Удивим ли мы вас, если скажем, что речевые способности ребенка начинают развиваться еще до его рождения? А это именно так. Давайте выясним, а что, собственно, влияет на становление речи у малыша. Какие факторы влияют на развитие речи
Младенец учится общаться с внешним миром с самого момента появления на свет. Давайте взглянем, как протекает речевое развитие детей раннего возраста на протяжении первых 3 лет жизни ребенка.Нормы развития речи у детей от 0 до 3 лет
Редкий родитель может знать, какие признаки указывают на отклонения в развитии ребенка. Поэтому для профилактики обязательно посещайте детского невролога в 3, 6, 9 и 12 месяцев.
Кто быстрее: мальчики или девочкиКонечно, каждый малыш уникален и развивается своими темпами. На практике небольшая задержка в развитии речи может оказаться лишь индивидуальной особенностью. Более того, повлиять на темпы развития речи могут: болезнь, стресс, дефицит общения с окружающими взрослыми или мультилингвистическая среда, в которой растет малыш. И все равно бывает очень сложно отказаться от искушения сравнить своего ребенка с другими. Почему некоторые дети в возрасте 2 лет уже читают на память отрывки из «Мойдодыра» и говорят целыми фразами, в то время как другим требуется еще 1,5 – 2 года, чтобы оказаться на том же уровне? Стоит ли беспокоиться по этому поводу? В современной психологии выделяются два типа детей с нормально развивающейся речью: «говоруны» и «молчуны».
По статистике, у мальчиков речь начинает развиваться позже, чем у девочек. Одна из причин кроется в физиологии. Созревание головного мозга у девочек происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса: к 2 годам у девочек он обычно вдвое больше, чем у мальчиков того же возраста. Плюс они эмоциональнее по своей природе и с радостью делятся всеми своими впечатлениями, а мальчики склонны проявлять большую вербальную сдержанность, высказываясь только «по делу». Помимо этого, многочисленные исследования показали, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь. Вполне логично, что более активные малыши могут начать демонстрировать продвинутые речевые навыки раньше своих медлительных сверстников. Игры с ребенком способствуют развитию речи. Стимулируйте его больше двигаться, и малыш с удовольствием подхватит игру. Как помочь развитию речи детейраннего возрастаЧто же мы, родители, можем делать с самого рождения ребенка для того, чтобы он заговорил естественным образом? Напомним вам, что сенсорный канал восприятия информации о внешней среде (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание) у детей в первые годы жизни основной. Поэтому ответ лежит на поверхности: необходимо давать ребенку как можно больше информации об окружающем мире, как можно больше любого рода сенсорных ощущений и стимулов. Поговорим об этом.
Когда наступает время первого прикорма, например из линии «Агуша Первая ложка», важно называть продукты, которые мама предлагает малышу. Творог, кефир, сок, фруктовое пюре — это возможность знакомить малыша с названиями фруктов, овощей, рассказывать о животных. Например, о корове, которая дает молоко, говорит «му» и пасется на лугу.
Речь — это продукт работы мышц и органов речевого аппарата, и, как и в случае тренировки любой другой мышцы, речь нужно развивать последовательными и регулярными занятиями. Поговорим об этих занятиях и об упражнениях, которые нужно включить в ежедневную «речевую зарядку» ребенка. Как правильно формировать речь
Важно, чтобы у мамы (или другого заботящегося о малыше взрослого), несмотря на загруженность, сохранялся позитивный настрой на жизнь и общение. Поэтому берегите себя, мамы, старайтесь выкраивать минуты отдыха и переключаться на встречи с друзьями, любимые книги, походы в театр. Это нужно не только вам, но и вашему малышу! На что обратить вниманиеГрафик развития речевых навыков был приведен выше. Дети развиваются по-разному, и даже самые талантливые говоруны могут освоить все необходимые навыки в своей возрастной категории, только когда достигнут ее верхней границы. Поэтому нормы своевременного развития не всегда служат надежными ориентирами для понимания того, правильно ли овладевает речью конкретный ребенок. Мы зайдем с другой стороны и подскажем, что должно стать поводом для обращения к специалистам:
Логопедические занятия по развитию речи у детейЕсли вас что-то беспокоит в том, как ребенок осваивает родную речь, не тяните, поговорите с педиатром — при необходимости он направит на дополнительные консультации к неврологу, логопеду, дефектологу, психологу, окулисту, отоларингологу. Если некоторые нарушения развития речи были обнаружены, то ваша совместная работа с этими специалистами (при условии следования их инструкциям и выполнения домашних заданий) обязательно даст положительный эффект и приведет к намеченной цели. Что может сделать логопед. Логопед — это, пожалуй, самый главный помощник родителей в данном случае. К логопеду нужно обращаться, даже если ребенок не выговаривает всего пару букв. Специалист не только выявит дефекты, но и начнет работать над исправлением произношения. Он владеет всеми тонкостями артикуляционной гимнастики и массажа и обязательно поможет, используя свой профессиональный опыт. Обычно при обращении к логопеду назначаются регулярные занятия с применением различных техник для развития языковой подвижности, которые специалист считает эффективными в конкретном случае. Важно точно и ежедневно выполнять указания и регулярно посещать консультации. Только совместными усилиями можно в короткий срок успешно преодолеть логопедические проблемы при речевых нарушениях. Можно делать некоторые упражнения и самим, но важно следить за тем, чтобы малышу было интересно: пусть занятия проводятся в игровой форме, не будут поначалу длиться больше 5 минут, и лучше делать их каждый день. Не забывайте хвалить ребенка. Формирование речевых навыков происходит естественным образом, когда малыш растет в принимающей среде, в которой обеспечены возможности для его непрерывного развития. Задача родителей в период младенчества и раннего детства — обеспечить ребенка вниманием, поддержкой и общением. Поэтому в заключение мы хотим вам напомнить о самом важном. Как бы ни развивался ваш малыш, какие бы игры, занятия, методики и упражнения вы для него ни подбирали, главное — помнить о том, что ребенку в первую очередь нужно простое ежедневное общение с вами. Не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания. Именно это будет основным импульсом для развития ребенка. Если вы самостоятельно проводите с ребенком развивающие занятия, наберитесь терпения (возможно, результат не будет виден сразу) и не бросайте начатое дело. И вы с вашим малышом обязательно добьетесь успехов! Смотрите такжеagulife.ru Лепет ребёнка
Лепет ребёнка: особенности стадии доречевого развитияГоворя о детском лепете, мы имеем в виду слогоподобные вокализации. Открытыми слогами ребёнок выражает свои требования и желания, а часто просто «играет». Педиатры отмечают, что лепет ребёнка идёт рука об руку с предметно-манипулятивной деятельностью малыша. С течением времени слоговые цепочки приобретают всё большее разнообразие: в их составе оказываются не только одинаковые (ба-ба; ма-ма; па-па и т.д), но и разнотипные слоги (та-ту, бу-ба и т.д.)
Интересный фактНезависимо от языкового окружения ребёнка, в лепетной речи чаще всего встречаются звуки— П, Б, Т, М, Д, Н, К, Г, С и Х.] Чаще всего это открытые слоги, которые легко произносить нараспев. Как развивать лепет ребёнка?Чтобы развитие речи ребёнка проходило успешно, родители должны оказывать ему помощь на каждом из этапов её развития. В случае с лепетом ребёнку также требуется помощь.
Особое место в развитии лепета ребёнка отводится тренировкам мышц губ и щёк. Тренировка мышц губ и щёк
Многие родители отмечают, что стадия лепета ребёнка одна из самых любимых и весёлых – это удивительные моменты осознанного общения с малышом, закладывающие прочную основу для крепкой психоэмоциональной связи между вами! www.rebenokdogoda.ru Развитие речи малыша до 3 лет. Как развивать речь ребенка | Азбука воспитанияКак развивается речь ребенка до 3 лет, какие физические и психологические процессы происходят в этот период, как помочь малышу в развитии речи. Ранний возраст (от рождения до 3 лет) — особый период в жизни ребенка. По интенсивности развития, по сложности задач, решаемых на этом этапе, первые годы жизни не имеют себе равных. А еще это самый благоприятный период для усвоения основ родной речи. Что будет упущено сейчас, позже может потребовать двойных усилий! Удивим ли мы вас, если скажем, что речевые способности ребенка начинают развиваться еще до его рождения? А это именно так. Давайте выясним, а что, собственно, влияет на становление речи у малыша.
Младенец учится общаться с внешним миром с самого момента появления на свет. Давайте взглянем, как протекает речевое развитие детей раннего возраста на протяжении первых 3 лет жизни ребенка.
Редкий родитель может знать, какие признаки указывают на отклонения в развитии ребенка. Поэтому для профилактики обязательно посещайте детского невролога в 3, 6, 9 и 12 месяцев.
Конечно, каждый малыш уникален и развивается своими темпами. На практике небольшая задержка в развитии речи может оказаться лишь индивидуальной особенностью. Более того, повлиять на темпы развития речи могут: болезнь, стресс, дефицит общения с окружающими взрослыми или мультилингвистическая среда, в которой растет малыш. И все равно бывает очень сложно отказаться от искушения сравнить своего ребенка с другими. Почему некоторые дети в возрасте 2 лет уже читают на память отрывки из «Мойдодыра» и говорят целыми фразами, в то время как другим требуется еще 1,5 – 2 года, чтобы оказаться на том же уровне? Стоит ли беспокоиться по этому поводу? В современной психологии выделяются два типа детей с нормально развивающейся речью: «говоруны» и «молчуны».
По статистике, у мальчиков речь начинает развиваться позже, чем у девочек. Одна из причин кроется в физиологии. Созревание головного мозга у девочек происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса: к 2 годам у девочек он обычно вдвое больше, чем у мальчиков того же возраста. Плюс они эмоциональнее по своей природе и с радостью делятся всеми своими впечатлениями, а мальчики склонны проявлять большую вербальную сдержанность, высказываясь только «по делу». Помимо этого, многочисленные исследования показали, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь. Вполне логично, что более активные малыши могут начать демонстрировать продвинутые речевые навыки раньше своих медлительных сверстников. Игры с ребенком способствуют развитию речи. Стимулируйте его больше двигаться, и малыш с удовольствием подхватит игру. Что же мы, родители, можем делать с самого рождения ребенка для того, чтобы он заговорил естественным образом? Напомним вам, что сенсорный канал восприятия информации о внешней среде (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание) у детей в первые годы жизни основной. Поэтому ответ лежит на поверхности: необходимо давать ребенку как можно больше информации об окружающем мире, как можно больше любого рода сенсорных ощущений и стимулов. Поговорим об этом.
Когда наступает время первого прикорма, например из линии «Агуша Первая ложка», важно называть продукты, которые мама предлагает малышу. Творог, кефир, сок, фруктовое пюре — это возможность знакомить малыша с названиями фруктов, овощей, рассказывать о животных. Например, о корове, которая дает молоко, говорит «му» и пасется на лугу.
Речь — это продукт работы мышц и органов речевого аппарата, и, как и в случае тренировки любой другой мышцы, речь нужно развивать последовательными и регулярными занятиями. Поговорим об этих занятиях и об упражнениях, которые нужно включить в ежедневную «речевую зарядку» ребенка.
Важно, чтобы у мамы (или другого заботящегося о малыше взрослого), несмотря на загруженность, сохранялся позитивный настрой на жизнь и общение. Поэтому берегите себя, мамы, старайтесь выкраивать минуты отдыха и переключаться на встречи с друзьями, любимые книги, походы в театр. Это нужно не только вам, но и вашему малышу! График развития речевых навыков был приведен выше. Дети развиваются по-разному, и даже самые талантливые говоруны могут освоить все необходимые навыки в своей возрастной категории, только когда достигнут ее верхней границы. Поэтому нормы своевременного развития не всегда служат надежными ориентирами для понимания того, правильно ли овладевает речью конкретный ребенок. Мы зайдем с другой стороны и подскажем, что должно стать поводом для обращения к специалистам:
Если вас что-то беспокоит в том, как ребенок осваивает родную речь, не тяните, поговорите с педиатром — при необходимости он направит на дополнительные консультации к неврологу, логопеду, дефектологу, психологу, окулисту, отоларингологу. Если некоторые нарушения развития речи были обнаружены, то ваша совместная работа с этими специалистами (при условии следования их инструкциям и выполнения домашних заданий) обязательно даст положительный эффект и приведет к намеченной цели. Что может сделать логопед. Логопед — это, пожалуй, самый главный помощник родителей в данном случае. К логопеду нужно обращаться, даже если ребенок не выговаривает всего пару букв. Специалист не только выявит дефекты, но и начнет работать над исправлением произношения. Он владеет всеми тонкостями артикуляционной гимнастики и массажа и обязательно поможет, используя свой профессиональный опыт. Обычно при обращении к логопеду назначаются регулярные занятия с применением различных техник для развития языковой подвижности, которые специалист считает эффективными в конкретном случае. Важно точно и ежедневно выполнять указания и регулярно посещать консультации. Только совместными усилиями можно в короткий срок успешно преодолеть логопедические проблемы при речевых нарушениях. Можно делать некоторые упражнения и самим, но важно следить за тем, чтобы малышу было интересно: пусть занятия проводятся в игровой форме, не будут поначалу длиться больше 5 минут, и лучше делать их каждый день. Не забывайте хвалить ребенка. Формирование речевых навыков происходит естественным образом, когда малыш растет в принимающей среде, в которой обеспечены возможности для его непрерывного развития. Задача родителей в период младенчества и раннего детства — обеспечить ребенка вниманием, поддержкой и общением. Поэтому в заключение мы хотим вам напомнить о самом важном. Как бы ни развивался ваш малыш, какие бы игры, занятия, методики и упражнения вы для него ни подбирали, главное — помнить о том, что ребенку в первую очередь нужно простое ежедневное общение с вами. Не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания. Именно это будет основным импульсом для развития ребенка. Если вы самостоятельно проводите с ребенком развивающие занятия, наберитесь терпения (возможно, результат не будет виден сразу) и не бросайте начатое дело. И вы с вашим малышом обязательно добьетесь успехов! Инфографика: «Этапы речевого развития ребенка до 3 лет»Часто ребенка излишне опекают и берегут, стараются предугадать его желания — конечно, из любви к нему. Но тогда у малыша не формируется стремление трудиться самостоятельно, он не учится выражать свои мысли с помощью речи, и многие процессы в его развитии могут тормозиться. • Понять ребенка буквально с полувзгляда близким помогает интуиция и любовь. Но общение с малознакомыми людьми в непривычных условиях будет для него затруднительным, а в худшем случае — остро дискомфортным. Чтобы этого не произошло, по мере взросления нужно чаще вступать в разговор все с новыми и новыми собеседниками, и тогда ребенок просто будет вынужден совершенствовать навыки понимания речи. • Некоторые родители занижают, а другие — завышают требования к речи малыша. В первом случае от ребенка ничего не требуют, все его желания угадываются и сразу исполняются, во втором — постоянно пристают: «Скажи!», «Повтори!». Иногда в одной семье используется сразу два крайних подхода: например, папа требует, а бабушка опекает. Это очень неблагоприятно сказывается на речевом развитии ребенка. • Старайтесь исключить сюсюканье, «детский лепет», постоянные звукоподражания в общении с малышом. Речь родителя — образец для ребенка. • Родители могут говорить очень быстро или, наоборот, чересчур медленно, без пауз и различных интонаций, монотонно. Важно использовать все богатство и разнообразие языка при развитии речи ребенка. • Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития малыша. Избегайте переутомления от речевых занятий, заучивания стихов. Когда нужно обратиться к логопедуСледует обратиться к логопеду, если: • до 2,5 лет у ребенка не появилась речь или словарь малыша составляет не более 10 слов. Квалифицированный специалист-логопед умеет не только корректировать звукопроизношение, но и стимулировать появление речи у неговорящих детей; • ребенок в 1,5 – 2,5 года не произносит нормальных, понятных слов типа «мама», «баба», «би-би», «кошка», «пить», «иди», а говорит на «своем» языке, причем много и активно (не нужно дожидаться 3 лет — идите к логопеду прямо сейчас); • ребенок 4 – 5 лет смягчает все звуки: «кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»; • ребенок 3 лет и старше искажает слоговую структуру слова, пропускает, переставляет слоги, добавляет новые: «пувица» — «пуговица», «гебимот» — «бегемот», «пепитан» — «капитан»; • ребенку больше 6 лет и он не произносит какие-либо звуки родного языка. В это время фонетическая система полностью сформирована, и малыш должен говорить правильно; • ребенок начал повторять первые звуки, слоги, слова (появились речевые запинки). Также стоит быть внимательнее, если малыш изучает сразу несколько иностранных языков: иногда в таких случаях у него может развиться дисграфия — нарушение овладения письменной речью. Чтобы не было отклонений, нужно заниматься с малышом, как только он познакомится с буквами — обычно это умение приходит в 4 – 6 лет. Как создать правильную среду для развития речи?С ребенком нужно постоянно беседовать, проговаривая ситуации: одевание, раздевание, умывание, купание, еда, прогулка и подготовка ко сну. Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении и просмотре мультфильмов. Примеры проговаривания ситуаций1) Умывание. «Давай с тобой умоемся, включи воду. Нет, сделай воду теплее. Вот мыло. Бери его и намыливай ручки. Клади мыло в мыльницу. Три руки хорошо, а теперь смоем мыло. Подставляй ручки под воду. Теперь давай умоем лицо. Закрывай кран. Молодец. А где полотенце? Бери его и вытирай лицо и руки. Какой ты стал чистенький, умница!» 2) Сборы на прогулку, когда все вещи уже подготовлены. «Сейчас мы пойдем гулять. Где твои штанишки? Вот они. Давай наденем штаны, вот так: сначала на одну ногу, потом на другую. Теперь надо застегнуть их на пуговицу, где она, покажи. Правильно. Неси кофту. Что на ней нарисовано? Уточка, правильно. А это что на кофте? Карман, молодец». И так далее. 3) На прогулке. «Ничего себе, смотри, какая погода. Дождик идет, ты правильно сказал. Как хорошо, что ты надел сапожки. Надевай капюшон. А я раскрою зонтик. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Какая большая лужа! А что это под деревом? Листики упали, и веточки тоже упали. А какого цвета листики? Красного и желтого. Много листьев. Покажи, как много листьев». Ребенок слышит речь взрослого и узнает много новых слов и выражений. А так как речь сопровождает значимую для него ситуацию, значения слов и их сочетаний лучше запоминаются, крепче откладываются в сознании малыша. Анна Андреевна Притворова, логопед azbyka.ru Развитие речи до года: стадии по месяцам, норма и отклоненияРазвитие речи ребёнка с рождения до 1 года К концу первого года жизни речь становится для малыша средством общения с родителями. Уже на этом этапе можно заметить проблемы речевого развития и помочь ребёнку. Речь – высшая психическая функция. Она всецело зависит от уровня развития центральной нервной системы человека. Это не только средство общения, но и основа мышления. Ребёнок с неразвитой речью не может полноценно анализировать и классифицировать свои впечатления, делать обобщения и выводы об окружающем мире. Недаром развитию речи детей дошкольного возраста придают такое значение большинство родителей и специалистов: медиков, дефектологов, логопедов, педагогов, психологов. От умения понятно выразить свои мысли зависит, сможет ли ребёнок свободно и непринуждённо общаться с окружающими. Дети с развитой речью активно играют и общаются со сверстниками, контактируют со взрослыми, делятся своими впечатлениями. Ребёнок, осознающий, что его речь непохожа на речь сверстников, может начать стесняться общения с детьми и взрослыми, избегать совместных игр, бояться, что над ним будут смеяться. Чтобы узнать, правильно ли развивается годовалый малыш, нужно знать, что в возрасте с рождения до года является нормой, а что патологией, как можно стимулировать его речевое развитие самостоятельно. Стадии речевого развитияРазвитие речи ребёнка от рождения до года условно делится на четыре неравных по срокам стадии. Темпы развития детей могут не совпадать по времени, но эта примерная периодизация позволяет отделить норму от патологии:
Возрастные нормы по месяцамСредние показатели речевого развития имеют значение для определения нормы или патологии. Они могут сдвигаться в зависимости от индивидуальных особенностей малыша и условий его роста. Известно, например, что каждое перенесённое ребёнком раннего возраста серьёзное заболевание «отбрасывает» его немного назад в плане развития умений и навыков.
Стоит насторожиться, если малыш предпочитает вместо слов выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием. К концу первого года жизни такие проявления не считаются отклонением от нормы, если кроме них при общении используются ещё и слова. Как способствовать речевому развитию ребёнкаПоскольку развитие речи детей первого года жизни напрямую связано с развитием головного мозга во внутриутробном периоде, от нормального течения беременности и родов зависит очень многое. На развитие мозговых структур может повлиять большое количество факторов:
У процесса внутриутробного развития мозга есть очень важная особенность – его нервные связи и структуры развиваются не только под влиянием генов наследственности, но и под влиянием потоков информации, поступающих по ещё пока незрелым, но всё-таки действующим органам чувств. Ещё не родившийся малыш способен слышать звуки окружающего мира и биение сердца матери, чувствовать её движения. Именно поэтому очень правильно поступают женщины, которые ещё до рождения ребёнка читают ему сказки, разговаривают с ним, вместе слушают хорошую музыку. Это поможет ему получить через несколько лет отличную речь. Речь годовалого ребёнка включает в себя:
Сильный скачок в развитии пассивного словаря происходит после первых шести месяцев жизни малыша при условии, что родители активно знакомят его со значениями слов. Родители могут передавать ему информацию жестами, интонацией голоса, мимикой, но ведущая роль здесь принадлежит слову. Разговаривая с малышом при кормлении, одевании, гигиенических процедурах взрослые передают ему смысл слов, обозначающих предметы и действия. Даже не понимая вначале значения слов родителей, ребёнок улавливает эмоциональную окраску речи, он осознаёт, что обращаются к нему, у него возникает желание ответить. Поэтому правы те мамы и папы, которые разговаривают с малышом с первых месяцев его жизни.Ещё на первом году жизни нормально развивающемуся ребёнку доступна особенность речи – понимать, что одним словом называют разные предметы. «Киса» – это и живая кошка, и мягкая игрушка, и фарфоровая фигурка за стеклом шкафа. «Би-би» — это и настоящий автомобиль, и пластмассовая машинка на верёвочке, и картинка в детской книжке. Способность понимать обобщающие слова может быть развита к концу первого года внимательными родителями, неустанно знакомящими малыша с различными предметами и явлениями его окружения. Очень важное умение первого года жизни – понимание значений большого количества слов, обозначающих действие. Ребёнок понимает не только обозначения крупных движений (стоять, бежать, есть), но и слова, означающие мелкие действия, выполняемые рукой (разожми кулачок, дай руку, покажи, что у тебя в руке, отпусти). Речевое развитие – процесс, тесно связанный с развитием сенсорных способностей малыша. Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребёнка, различение формы и цвета окружающих предметов. Сенсорные способности можно развивать с первых дней жизни малыша, окружая его выразительными по цвету предметами интерьера и игрушками. Для развития слуха можно чаще предлагать ему гармонично звучащие игрушки, музыкальные инструменты, эмоционально общаться с ребёнком. Произносимые им звуки следует дублировать, повторяя неоднократно. Все манипуляции, связанные с едой, умыванием и прочими процедурами, нужно проговаривать, и чаще общаться с ребёнком не по необходимости, а для установления контакта. Повторяя за малышом произносимые им сочетания звуков, взрослые как бы стимулируют его к новому подражанию. Важно помнить, что такие занятия не принесут результата, если ребёнок голоден, ему холодно, он устал и т.п. Во втором полугодии нужно чаще рассматривать предметы и игрушки, называя их, сопровождать словами движения ребёнка. Для стимуляции детской речи очень важно вызвать у малыша потребность говорить. Для этих целей можно не давать сразу игрушку, которую он просит, а подождать речевой реакции («ляля, би-би»). Можно задавать ребёнку вопросы, ответом на которые служат слова «да», или «нет», предлагать звукоподражания, если малыш затрудняется в назывании предмета: «Что тебе дать? Собачку? Ав-ав?», «Где машина? Где би-би?» Такая стратегия родительского поведения принесёт весомые плоды в виде активной речевой деятельности. Моторика малыша первого года жизни делится на два вида:
Развитие мелкой моторики ведёт за собой скачок в развитии речи. Если родители учили ребёнка махать ручкой при прощании, протягивать её, здороваясь, то годовалый ребёнок выполнит эти движения, стоит только взрослому попросить его об этом. Внимательные мама и папа стимулируют движения малыша словами: «Встань, ложись, садись, возьми, положи, подними». Чуть позже, как только ребёнок пойдёт, к ним прибавляются: «Иди, подойди, стой». Можно приучить малыша воздержаться от неправильного действия или побуждения словом «нельзя», произнесённым со строгой интонацией. Важно помнить, что этим словом не нужно злоупотреблять, иначе запрет просто не будет действовать. Бесконечные «нельзя» станут просто шумовым фоном и будут «пролетать мимо ушей». При неправильном поступке ребёнка нужно предложить замену его неправильным действиям, например: «Кису нельзя бить по спинке, можно гладить». И затем показать, как «гладить». С первого раза возможно и не получится, но при регулярном повторении всё усвоится очень прочно. При активном обследовании окружающего мира слово-запрет станет своеобразной границей личного пространства. Большой мир страшит малыша, и такие границы ему жизненно необходимы, чтобы чувствовать себя увереннее. Отклонения от нормыВ группе риска, в плане нарушения развития речи, находятся недоношенные дети с очень низкой массой тела при рождении, дети с нарушениями слуха и зрения, с гипертонусом мышц, с недостаточным функционированием черепных нервов, наличием структурных изменений головного мозга. Распространённой причиной задержки речевого развития являются недостатки в воспитании, когда ребёнком не занимаются, ему не хватает внимания. При педагогической запущенности родители должны немедленно браться за устранение ошибок воспитания.Тревожными симптомами станут такие отклонения от нормы:
При несоответствии возрастной норме речевых проявлений годовалого ребёнка нужно обратиться к специалистам: детскому неврологу, отоларингологу, дефектологу, логопеду. Организм малыша пластичен, при раннем начале коррекции проще преодолеть нарушения развития речи. Несвоевременно исправленная задержка речи, обнаруженная в раннем возрасте, может привести к интеллектуальному отставанию таких детей от сверстников. Задержка развития речи делает ребёнка замкнутым, раздражительным, временами агрессивным. Его умственное развитие замедляется, впоследствии затрудняется процесс овладения чтением и письмом. Начинать контроль овладения элементами родного языка нужно ещё в раннем возрасте. Именно в этот период при помощи игры со звуками активно упражняется артикуляционный аппарат и слух ребёнка, готовится почва для правильного усвоения родного языка.Основные задачи, стоящие перед родителями детей с речевыми патологиями, можно сформулировать так:
В этой статье мы рассмотрели развитие речи до года, определили помесячные нормы речевого развития и возможные патологии, характерные для этого периода. Приведённые примеры отклонений дают родителям возможность понять насколько хорошо идёт речевое развитие их малыша, и нет ли проблем, требующих срочного вмешательства специалистов. Если у вас остались вопросы формирования речи ребёнка с рождения до 1 года, вы можете смело задать их нам. ourkids.ru «От лепета к речевому общению». Развитие речевой активности у детей от 1 до 2 летШикуфе Алиева «От лепета к речевому общению». Развитие речевой активности у детей от 1 до 2 лет «От лепета к речевому общению» развитие речевой активности у детей от 1 до 2 лет презентация Алиевой Шикуфе Камиловны воспитателя МБДОУ «Дет-ский сад №30 «Северное сияние» Второй год жизни детей — ответственный период в их речевом развитии. В этом возрасте у ребенка происходит развитие понимания речи взрослых, способности подражать ей, формирование собственной активной речи, которая становится средством общения его с взрослыми. У ребенка в этом возрасте резко возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развиваются понимание речи, активная речь. С первых месяцев второго года жизни малыш все чаще начинает самостоятельно употреблять осмысленные слова. Этапы развития речи у детей раннего возраста: • гуление; • лепет; • псевдослова; • первые слова, слова-предложения; • элементарная фразовая речь; • простые грамматические конструкции. Первые два этапа развития речи – гуление и лепет следуют один за другим, и происходят произвольно у ребенка. Но, для того чтоб дальше малыш шел «в ногу» с нормальным развитием – с ним нужно заниматься. Как минимум – это много разговаривать с ребенком, четко, без того чтоб коверкать слова, объясняя что вы делаете, проговаривая названия игрушек, предметов. Конечно же, этот метод будет действовать, в случае если ребенок здоров, спокоен и в хорошем настроении. Ко всему, детские педиатры отметили, что чем более развит ребенок с физической точки зрения – тем лучше у него способности к формированию речи. То есть ему будет проще освоить активную речь. Для того чтоб развить связную речь у детей раннего возраста, нужно учитывать некоторые особенности их психики. Только в таком случае вы сможете добиться результата. Развитие связной речи у детей Для того чтоб развить связную речь у детей раннего возраста, нужно учитывать некоторые особенности их психики. Только в таком случае вы сможете добиться результата. Принципы, на которых основывается работа с ребенком: в раннем возрасте, ребенок старается во всем подражать взрослому, поэтому, для продуктивности работы, играйте с ним во «взрослые» игры. Покачайте лялю, «посадите» цветочек в песок, постройте из кубиков дом. При этом нужно четко проговаривать названия, чтоб ребенок, повторяя ваши действия, приобретал пассивный словарный запас, который он со временем сможет использовать; малыш будет обучаться, только если знания будут представлены ему в форме игры, а так же, когда он будет находиться в хорошем расположении духа; развитие связной речи детей раннего возраста для того чтоб ребенок что-то запомнил, нудно повторять одни и те же слова много раз. Только таким образом в его памяти закрепятся новые слова; играйте в игры, которые соответствуют опыту малыша – про вещи, с кото-рыми он уже сталкивался. Например, нет смысла учить его говорить «му», если ребенок никогда не видел коровы. Перед занятиями, ознакомьте малыша с темой, и только после этого приступайте; ребенку сложно длительное время концентрировать внимание – постарайтесь сделать ваши игры короткими, но информативными; хвалите ребенка. Он должен чувствовать вашу любовь и поддержку. Развитие речи у детей возможно только в результате систематического целенаправленного общения взрослых с ребенком. После того, как ребенок начнет посещать детский сад, большую часть дня он проводит в дошкольном учреждении, поэтому особенно важно, чтобы в детском саду развитию речи уделялось должное внимание: регулярно организовывалось речевое общение с детьми, детей приучали к тому, чтобы они обращались к взрослым по тем или иным поводам, тогда для ребенка создается благоприятная возможность слышать речь взрослых и подражать ей. Однако организация совместной деятельности с маленькими детьми дело весьма сложное, поскольку развитие речи невозможно без эмоциональных впечатлений ребенка. Поэтому мы используем для развития речи ребенка народные игры, пальчиковые игры, дидактические игры. План работы по развитию речи с использованием народных, пальчиковых и дидактических игр: период народные игры пальчиковые игры дидактические игры Сентябрь «Сорока – ворона» Октябрь «Поехали» «Ладушки», Ноябрь «Коза рогатая» «Прятки». «Звукоподражание» Декабрь «Топ, топ», «Пальчики», «Кто как кричит» Январь «Петя петушок» «Моя семья», «Читаем книжки» Февраль «Киска, брысь» «Мышки испуга-лись» «Играем с куклой» март «Топ, топ» «Пальчики в лесу», «Играем с мишкой» Апрель «Части тела» «Капустка», «Называем части тела» Май «Уходи с дороги кот» «Пирамидка» Существует система работы по развитию речи у детей 2-го года жизни с использованием народных, пальчиковых и дидактических игр, цель которой: развитие речи у детей раннего возраста в процессе совместной игровой деятельности взрослого и ребенка. Задачи: 1. Развивать слуховое внимание; 2. Развивать артикуляционный и слуховой аппарат у ребенка, звукоподражание; 3. Развивать понимание речи, накопление пассивного словаря; 4. Развивать активную речь у ребенка посредством формирования умения общаться с взрослыми в игре; 5. Формировать умение выполнять указания взрослого. Работа проводится в 3 этапа. Этапы работы по развития речи детей в раннем возрасте 1 этап: Задачи: 1. Установление эмоционального контакта с ребенком; 2. Формирование умения вслушиваться в поток речи; 3. Формирование умения повторять облегченные слова. На данном этапе используются народные игры. Спецификой народных игр является их динамичность. В них обязательно содержится игровое действие, которое побуждает ребёнка к активности. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Благодаря ритмичности, музыкальности, эмоциональной и двигательной насыщенности народные игры - потешки превратились в игры со словом, игровые упражнения, которые помогают работать над согласованием движения со словом. Кроме того, эмоциональность игры помогает ребенку привыкнуть к пока еще мало знакомому воспитателю. На этом этапе используются игры «Сорока – ворона», «Коза рогатая», «Петя петушок», «Уходи с дороги кот», «Топ, топ», «Киска, брысь», «Поехали». Немаловажное значение народных игр состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновение, поглаживание) контакте с взрослыми. Большинство детей по своей природе любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Целенаправленное и систематическое использование народных игр в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющего его успешность общего развития в дошкольный период детства. На 2 этапе к народным играм – потешкам добавляются пальчиковые игры. Задачи этапа: 1. Развитие мелкой моторики рук; 2. Стимуляция умственной активности; 3. Развитие речи и творческих способностей у малышей; 4. Снятие тревожности. Используются игры: «Ладушки», «Пальчики», «Пальчики в лесу», «Моя семья», «Капустка», «Прятки». Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Дети учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Развивается память детей, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У детей развивается воображение и фантазия. В результате пальчиковых игр кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. На третьем этапе к народным и пальчиковым играм присоединяются дидактические игры. Задачи этапа: 1. Развитие слухового внимания; 2. Стимулирование активной речи; 3. Формирование умения выполнять указания взрослого. 4. Обогащение словаря новыми словами. На данном этапе используются игры: Игры для развития речи. Народные игры. Пальчиковые игры Дидактические игры «Звукоподражание», «Кто как кричит» - развитие активной речи и звукоподражание с разной интонацией. Игра «Называем части тела» учит находить и показывать части тела на иг-рушках и на себе. Игры «Играем с куклой» и «Играем с мишкой» формируют у малыша навыки различных действий, обогащают его словарный запас глаголами («Уложим куклу спать», «Оденем Катю на прогулку» и пр.). Игра «Читаем книжки» учит ребенка отвечать на вопросы взрослого указательным жестом, развивает внимание, представление о соответствии слова и изображения. Игры «Строим домики» и «Собери пирамидку» формируют у малыша понятия об основных цветах, размерах («большой», «маленький», «самый большой»). При проведении игры используются наглядные средства (игрушки, картинки, пособия, с помощью которых создается развернутая картина действий и результата. Пояснения лаконичные, четкие, сжатые (иначе за потоком слов потеряется смысл текста) подкрепляются показом наглядного дидактического материала. Дидактические игры используются как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Развивающая речевая среда в группе Для проведения игр с детьми в группе создана зона речевых игр, в которой расположены картинки, игрушки, книжки, пособия. Используются для речевых игр игрушки группы. Использование народных, пальчиковых, дидактических игр в работе с детьми второго года жизни способствует двигательной активности ребенка, развитию мелкой моторики, активизирует работу мозга, удовлетворяет потребность ребенка в эмоциональном, тактильном контакте с взрослыми, а главное способствует развитию активной речи. www.maam.ru |