Программа подготовка к школе по жуковой тематическое планированиеРабочая программа дополнительного образования кружка по обучению чтению «Букварёнок» для детей 5 – 7 летРабочая программа дополнительного образования кружка по обучению чтению «Букварёнок» для детей 5 – 7 лет Пояснительная записка За основу программы взята методика и букварь Надежды Сергеевны Жуковой, рекомендованный Министерством образования РФ, как пособие по обучению чтению дошкольников. Букварь Н.С. Жуковой опирается на традиционную методику обучения чтению – от звука к букве, т.е. звуковой аналитико-синтетический метод. Актуальность программы, ее цели и задачи Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство. Часто родители дошкольников считают, что самый важный показатель готовности к школе – это умение читать, поэтому обучение ребенка чтению начинается с раннего возраста. Однако результаты раннего и неправильного обучения бывают плачевными: дети не проявляют интереса к чтению, с большим трудом овладевают техникой чтения; кроме того, педагоги в школе отмечают, что количество детей, страдающих дисграфии и дисперсией, постоянно растет. Чтобы избежать этих проблем, родителям необходимо помнить, что чтение - это сложный навык, которым ребенок овладевает на определенном этапе своего жизненного пути при условии созревания соответствующих структур мозга. Так как чтение – это один из видов речевых умений человека, начинать обучать ему нужно после того, как ребенок овладел навыками устной речи. Усвоение языка происходит не только в результате простого повторения. Это процесс творческий, когда ребенок на основе готовых форм, заимствованных из речи взрослых, поиска связей, отношений между элементами языка, правил, строит свои высказывания. Вполне очевидно, что эти выводы меняют подходы к проблеме обучения родному языку в дошкольный период. Задача, стоящая перед педагогом: сделать для ребенка увлекательной тренировку в технике чтения и привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению, способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей. Исходным принципом дошкольного обучения чтению является то, что знакомству с буквой предшествует глубокая работа над звуками, которые обозначаются данным знаком. Знаки звуков нет смысла вводить до знакомства с самими звуками и знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Поэтому обучение чтению опирается на звуковой анализ слова. Звуковой анализ включает в себя, прежде всего, умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове. Для того чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. На занятиях педагог использует пальчиковые игры, элементы лепки, рисования, аппликации, конструирования для развития мелкой моторики руки. Игровая деятельность становится формой сотрудничества взрослого и ребенка, делает занятия увлекательными и желанными. Игры полезны не только для обучения грамоте, но и для развития внимания, памяти, коммуникативных отношений. Программа курса основана на принципах доступности, посильности, систематичности и последовательности в обучении. Цель и задачи программы Цель программы: Привитие любви к русскому языку, овладение навыками связной речи и осознанного чтения. Задачи программы:
Условия реализации программы Программа имеет два этапа, охватывающих возраст детей с 5 до 7 лет. Игровой курс «Букваренок» представляет собой программу развития речи и обучения детей чтению. Он имеет несколько этапов, охватывающих возраст детей от 5 до 7 лет. 1 год обучения «В мире звуков и букв» (5-6 лет). 2 год обучения «Учимся читать» (6- 7 лет). Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью: первый год обучения 25 минут, второй год обучения 30 минут. Описание форм и методов проведения занятий Методы и приемы, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям дошкольника. Все занятия проводятся в доступной игровой форме. Часто используются сказочные мотивы, вводятся персонажи – гости, организуются путешествия. Каждое занятие имеет игровое название – тему, которая сообщается детям, и дидактическую тему, на основе которой ставятся цели данного занятия. Все пособия легко изготавливаются руками педагога. Игры, упражнения увлекают всех детей, даже умеющих читать. Содержание, игры, упражнения изменяются по мере появления новых материалов в литературе, новых методик и технологий. Данная система занятий позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, выделять особенности слов, сравнивать, находить правильное решение. У детей развивается интерес к языку, формируется творческое мышление, складывается система знаний о языке. Учебно-тематический план Старшая группа
Подготовительная группа
Содержание программы Содержание первого года обучения «В мире звуков и букв» Этот этап можно назвать «подготовкой» к обучению чтению. Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Восприятие более совершенно, осмысленно, целенаправленно, анализирующее. Развивается звуковая сторона и грамматический строй речи. Интенсивно растет словарный состав речи. Наступает благоприятный возраст для развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, от которых зависит успех в обучении чтению. В первый год обучения (5-6 лет) не ставится задача научить детей читать и писать, основная задача – приобщение детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка. В этот период так же необходимо научить ребенка: различать на слух слова в предложении; делить слова на слоги; выделять звук из слога и слова; находить ударный слог и звук в слове. План работы первого этапа программы «В мире звуков и букв» осуществляется в следующих направлениях:
Тематический план первого года обучения
Содержание второго года обучения «Учимся читать» На седьмом году жизни совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связной речи, интонационной выразительности. Уровень развития речи отражает особенности наглядно-образного мышления дошкольника. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Дошкольник не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные, временные, условные, сравнительные и другие отношения. В связи с этим речь усложняется в структурном отношении: возрастает объем высказываний, используются различные типы сложных предложений. На седьмом году ребенок полностью овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно. Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на его ошибки, исправляют их, показывают правильный образец. В разговорной речи дошкольник в соответствии с темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы. Участвовать в беседе, поддерживать разговор позволяет достаточный словарный запас. За год запас слов, используемых ребенком в общении, увеличивается на 1000-1200 слов по сравнению с предшествующим возрастом и достигает 4000 слов. Дети активно используют существительные с обобщающим, а также с конкретным значением, обозначающие предметы, отдельные их части и детали, качества и свойства; прилагательные, обозначающие материал, свойства, качества, состояние предметов; широко употребляют глаголы с различными приставками и суффиксами. Дети учатся использовать в речи антонимы – противоположные по смыслу слова (друг — враг, высокий — низкий, хорошо — плохо, говорить — молчать) и синонимы – слова, близкие по смыслу (ходить — идти, шагать; грустный — печальный, безрадостный). Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами: наблюдаются недочеты и иногда ошибки в употреблении слов и в построении фраз при пересказах сказок, рассказов, во время беседы. В общении со сверстниками дети осознанно меняют силу и высоту голоса, пользуются различными интонациями: вопросительной, восклицательной, повествовательной. Ребенок осваивает слово в единстве его значения и звучания, учится употреблять слова в точном соответствии со смыслом, правильно их произносить. Обычно к 6 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, не ошибается в ударении. В возрасте 6 лет ребенок учится различать звуки на слух, проводить элементарный звуковой анализ: определять место звука в слове (начало, середина, конец), последовательность и количество звуков. Навыки элементарного звукового анализа необходимы для освоения чтения и письма. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. К 7 годам начинают формироваться элементы логического мышления. Формируется планирующая функция речи, затем развивается внутренняя речь. В основе познания – самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками. План работы второго этапа «Учимся читать» осуществляется в следующих направлениях:
Тематический план второго года обучения
Ожидаемые результаты Предполагаемые результаты первого года обучения: По окончании первого года обучения «В мире звуков и букв» ребенок
Предполагаемые результаты второго этапа обучения: По окончании второго года обучения «В мире звуков и букв» ребенок
трехсложные слова;
Критерии и формы оценки качества знаний Оценка усвоения знаний воспитанников происходит постоянно в ходе образовательной деятельности. Проверяется понимание и усвоение каждой темы, при необходимости проводится дополнительное индивидуальное занятие. Данная система работы позволяет достигнуть полного усвоения программного материала всеми воспитанниками. В конце первого года обучения запланировано 7 коррекционных занятий, на которых происходит повторение с закреплением пройденного материала. В конце второго года обучения запланировано итоговое занятие по закреплению и проверке полученных знаний за два учебных года. Материально-методическое обеспечение программы Материальное оснащение: доска магнитная, азбука магнитная, рабочие тетради, картины предметные и сюжетные для работы, карандаши простые и цветные, ручки. Методическое оснащение: буквари Н.С. Жуковой для индивидуальной работы детей, авторские пособия Наталья Чистоклетова «Алфавитная рисовалка», «Учим буквы», «Азбучные раскраски». Список литературы
30 kopilkaurokov.ru мадоу Рабочая программа дополнительного образования кружка по обучению чтению - PDF1 Российская Федерация ЯМАЛО НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ МУНИЦИПА ЪНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЪНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД РУСАЛОЧКА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С РИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИ ДЕТЕЙ Утверхсдено мадоу Т И Ткаченко протокол э д от а Рабочая программа дополнительного образования кружка по обучению чтению Букварёнок ля е ей ле разрабо шла педагог психолог Бутко Л Ю г Губкинский 2 Содержание 1. Содержание стр Пояснительная записка стр Цель и задачи программы стр Условия реализации программы стр Описание форм и методов проведения занятий стр Учебно-тематический план стр Содержание программы стр Ожидаемые результаты стр Критерии и формы оценки качества знаний стр Материально-методическое обеспечение программы стр Список литературы стр. 30 3 Пояснительная записка За основу программы взята методика и букварь Надежды Сергеевны Жуковой, рекомендованный Министерством образования РФ, как пособие по обучению чтению дошкольников. Букварь Н.С. Жуковой опирается на традиционную методику обучения чтению от звука к букве, т.е. звуковой аналитико-синтетический метод. Актуальность программы, ее цели и задачи Дошкольное детство время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство. Часто родители дошкольников считают, что самый важный показатель готовности к школе это умение читать, поэтому обучение ребенка чтению начинается с раннего возраста. Однако результаты раннего и неправильного обучения бывают плачевными: дети не проявляют интереса к чтению, с большим трудом овладевают техникой чтения; кроме того, педагоги в школе отмечают, что количество детей, страдающих дисграфии и дисперсией, постоянно растет. Чтобы избежать этих проблем, родителям необходимо помнить, что чтение - это сложный навык, которым ребенок овладевает на определенном этапе своего жизненного пути при условии созревания соответствующих структур мозга. Так как чтение это один из видов речевых умений человека, начинать обучать ему нужно после того, как ребенок овладел навыками устной речи. Усвоение языка происходит не только в результате простого повторения. Это процесс творческий, когда ребенок на основе готовых форм, заимствованных из речи взрослых, поиска связей, отношений между элементами языка, правил, строит свои высказывания. Вполне очевидно, что эти выводы меняют подходы к проблеме обучения родному языку в дошкольный период. 4 Задача, стоящая перед педагогом: сделать для ребенка увлекательной тренировку в технике чтения и привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению, способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей. Исходным принципом дошкольного обучения чтению является то, что знакомству с буквой предшествует глубокая работа над звуками, которые обозначаются данным знаком. Знаки звуков нет смысла вводить до знакомства с самими звуками и знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Поэтому обучение чтению опирается на звуковой анализ слова. Звуковой анализ включает в себя, прежде всего, умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в Для того чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. На занятиях педагог использует пальчиковые игры, элементы лепки, рисования, аппликации, конструирования для развития мелкой моторики руки. Игровая деятельность становится формой сотрудничества взрослого и ребенка, делает занятия увлекательными и желанными. Игры полезны не только для обучения грамоте, но и для развития внимания, памяти, коммуникативных отношений. Программа курса основана на принципах доступности, посильности, систематичности и последовательности в обучении. 4 5 Цель и задачи программы Цель программы: Привитие любви к русскому языку, овладение навыками связной речи и осознанного чтения. Задачи программы: 1. Развитие сенсорики, крупной и мелкой моторики, фонематического слуха. 2. Пополнение активного и пассивного словарного запаса и умение использовать его в речи, развитие грамматического строя речи, получение навыков словообразования и словоизменения; постановка правильного звукопроизношения. 3. Обучение чтению: запоминание графического облика букв, соотнесение звуков с буквами, чтение слогов, чтение односложных и двусложных слов. Развитие навыка осознанного правильного чтения. 4. Пробуждение интереса к книге, самостоятельному чтению. 5. Развитие культуры речи. Воспитание любви и уважения к русскому языку. Условия реализации программы Программа имеет два этапа, охватывающих возраст детей с 5 до 7 лет. Игровой курс «Букваренок» представляет собой программу развития речи и обучения детей чтению. Он имеет несколько этапов, охватывающих возраст детей от 5 до 7 лет. 1 год обучения «В мире звуков и букв» (5-6 лет). 2 год обучения «Учимся читать» (6-7 лет). Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью: первый год обучения 25 минут, второй год обучения 30 минут. Описание форм и методов проведения занятий Методы и приемы, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям дошкольника. 5 6 Все занятия проводятся в доступной игровой форме. Часто используются сказочные мотивы, вводятся персонажи гости, организуются путешествия. Каждое занятие имеет игровое название тему, которая сообщается детям, и дидактическую тему, на основе которой ставятся цели данного занятия. Все пособия легко изготавливаются руками педагога. Игры, упражнения увлекают всех детей, даже умеющих читать. Содержание, игры, упражнения изменяются по мере появления новых материалов в литературе, новых методик и технологий. Данная система занятий позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, выделять особенности слов, сравнивать, находить правильное решение. У детей развивается интерес к языку, формируется творческое мышление, складывается система знаний о языке. Старшая группа Учебно-тематический план Тема сент окт нояб дек янв фев март апр май Количество занятий «Звуки и буквы» 1 Звук «А» 1 Звук «У» 1 Звук «О» 1 Звуки «М», «М» 2 Звуки «С», «С» 1 1 «Длинные и 1 короткие слова» Звуки «Х», «Х» 2 Звуки «Р», «Р» 2 Звук «Ш» 2 Звук «Ы» 1 Звуки «Л», «Л» 2 Звуки «Н», «Н» 2 Звуки «К», «К» 2 Звуки «Т», «Т» 1 1 Звук «И» 1 Слова - друзья 1 Звук «П», «П» 2 6 7 Звуки «З», «З» 2 Звуки «Г», «Г» 1 1 Звуки «В», «В» 2 Звуки «Д», «Д» 2 Звуки «Б», «Б» 1 1 Звук «Ж» 2 Дифференциация 2 «Ж» - «З» Дифференциация «Ж» - «Ш» 2 Звук «Ч» 1 1 Звук «Щ» 2 Дифференциация 2 шипящих «Ч», «Щ». Звук «Ц» 2 Звуки «Ф», «Ф» 1 1 Дифференциация 2 согласных «Ц», «Ф», «Ф» Звук «Э» 1 Повторение. Индивидуальные коррекционные занятия. 4 4 Итого: 64 занятия Подготовительная группа Тема сент окт нояб дек янв фев март апр май Количество занятий «Предложение» 1 «Звуки и буквы» 1 «Слова. Звуки» 1 Звук и буква «А» 1 Звук и буква «У» 1 Звук и буква «О» 1 Звуки «М», «М», 2 Буква М Звуки «С», «С», 2 Буква С Звуки «Х», «Х», Буква Х 2 7 8 Звуки «Р», «Р», 2 Буква Р Звук и буква «Ш» 1 «С-Ш» 1 Звук и буква «Ы» 1 «И-Ы» 1 Звуки «Л», «Л», 1 Буква Л «Л-Р» 1 Звуки «Н», «Н», 1 Буква Н Звуки «К», «К», 1 Буква К Звуки «Т», «Т», 1 Буква Т Звук и буква «И» 1 Звуки «П», «П», 1 Буква П Звуки «З», «З», 1 Буква З «С-З» 1 Звук и буква «Й» 1 «Й-И» 1 Звуки «Г», «Г», 1 Буква Г «ГК» 1 Звуки «В», «В», 1 Буква В Звуки «Д», «Д», 1 Буква Д «Д-Т» 1 Звуки «Б», «Б», 1 Буква Б «Б-П» 1 Звуки «Ж», 1 Буква Ж «Ж-З» 1 «Ж-Ш» 1 Звук и буква «Е» 2 Звук и буква «Я» 1 «А-Я» 1 Звук и буква «Ю» 2 Звук и буква «Ё» 2 8 9 «Дружные звуки» 1 (звуки «Я», «Ё», «Ю», «Е») Звук и буква «Ч» 1 «Ч-С-Ш» 1 «Ч-Т» 1 Звук и буква «Э» 1 Звук и буква «Ц» 1 «Ц-Ч» 1 «Ц-С» 1 «Ц-Ч-С» 1 Звуки «Ф», «Ф» 1 буква Ф Звук и буква «Щ» 1 «Щ-С» 1 «Щ-Ч» 1 Звук и буква «Ь», 4 «Ъ» «Страна Азбука» 1 Итого: 64 занятия Содержание программы Содержание первого года обучения «В мире звуков и букв» Этот этап можно назвать «подготовкой» к обучению чтению. Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Восприятие более совершенно, осмысленно, целенаправленно, анализирующее. Развивается звуковая сторона и грамматический строй речи. Интенсивно растет словарный состав речи. Наступает благоприятный возраст для развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, от которых зависит успех в обучении чтению. В первый год обучения (5-6 лет) не ставится задача научить детей читать и писать, основная задача приобщение детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка. В этот период так же необходимо научить ребенка: различать на слух слова в предложении; делить слова на слоги; выделять звук из слога и слова; находить ударный слог и звук в 9 10 План работы первого этапа программы «В мире звуков и букв» осуществляется в следующих направлениях: 1. Развитие познавательных процессов: памяти, мышления, внимания. 2. Развитие мелкой моторики руки. 3. Развитие речи: пополнение словарного запаса, работа над грамматической структурой речи. 4. Развитие фонематического слуха, артикуляционного аппарата. 5. Знакомство с буквами и соотнесение их со звуками русского языка. Тема «Звуки и буквы» Звук и буква «А» Тематический план первого года обучения Количест Цель во занятий 1 - познакомить детей с понятием «звук», «буква»; дать понятие об артикуляционном аппарате; - развивать интерес и внимание к слову; - воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. 1 - познакомить детей со звуком «А» (артикуляция звука); - учить находить этот звук в словах; - познакомить детей с буквой А; - развивать умение определять 1-й звук в слове; - развивать способность называть слова с заданным звуком; -развивать фонематический слух. Звук «У» 1 - закрепить знания детей о звуке «А». - познакомить детей со звуком «У». - уточнить произношение звука в изолированном виде и в словах. - учить делить слова на слоги. - формировать умение отвечать на вопросы. Звук «О» 1 - познакомить детей со звуком «О». - уточнить произношение звука в словах и в изолированном виде. - учить придумывать рифмы слов. -развивать фонематический слух. - воспитывать умение выслушивать ответы других детей. Звуки «М», 2 - познакомить детей со звуками ««М» и «М». 10 11 «М» Звуки «С», «С» «Длинные и короткие слова» Звуки «Х», «Х» Звуки «Р», «Р» - познакомить детей с твердыми и мягкими согласными звуками. - учить интонационному выделению звука в - учить называть 1-й звук в - воспитывать умение выслушивать ответы товарищей. 2 - познакомить детей со звуками «С» и «С». - закрепить умение детей определять твердые и мягкие согласные звуки. - продолжать учить определять 1-й звук в слове - развивать фонематический слух. - воспитывать стремление участвовать в работе на занятии. 1 - продолжать расширять представление о словах. - познакомить детей с протяженностью слов. - учить делить слова на слоги. - развивать фонематический слух и речевое внимание. -развивать фонематический слух. - формировать навыки вежливого общения. 2 - познакомить детей со звуками «Х» и «Х». - учить определять 1-й звук в - закрепить умение дифференцировать звуки. - развивать умение называть слова с заданным звуком. - развивать фонематический слух и речевое внимание. - воспитывать умение выслушивать ответы товарищей. 2 - познакомить детей со звуками «Р» и «Р». - продолжать учить определять 1-й звук в - закрепить умение интонационно выделять звук в словах. -дифференцировать звуки по твердости и мягкости. Звук «Ш» 2 - познакомить детей со звуком «Ш». - учить интонационно выделять звук в словах. - дать знания о том, что произносить согласные звуки нам помогают зубы, губы, язык - развивать речевое внимание и фонематический слух. Звук «Ы» 1 - закрепить знания детей о гласных звуках. 11 12 Звуки «Л», «Л» Звуки «Н», «Н» Звуки «К», «К» Звуки «Т», «Т» - познакомить детей со звуком «Ы». - учить определять наличие звука в - продолжать учить делить слова на слоги. - развивать фонематическое восприятие. - воспитывать интерес и внимание к слову. 2 - познакомить детей со звуками «Л» и «Л». - продолжать учить дифференциации звуков по твердости и мягкости. - учить отличать согласные звуки от гласных. - закрепить умение определять 1-й звук в - познакомить детей с многозначностью слов. - воспитывать стремление участвовать в общей работе на занятии. 2 - познакомить детей со звуками «Н» и «Н». - продолжать учить дифференцировать звуки по твердости и мягкости. - закреплять умения детей определять 1-й звук в 2 - познакомить детей со звуками «К» и «К». - продолжать учить определять 1-й звук в - учить дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки. - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. 2 - познакомить детей со звуками «Т» и «Т». - продолжать учить дифференциации звуков по твердости и мягкости. - учить определять 1-й звук в слове - развивать умение называть слова со звуками «Т» и «Т». - развивать фонематический слух и речевое внимание. Звук «И» 1 - познакомить детей со звуком «И». учить определять наличие звука в словах. - учить называть слова с этим звуком. - совершенствовать навыки доброго отношения друг к другу. Слова - друзья 1 - закрепить знания детей о гласных звуках. - сравнивать слова по звучанию. - развивать умения подбирать слова, звучащие похоже к заданному. - воспитывать интерес и внимание к слову. - воспитывать привычку слушать внимательно. 12 13 Звук «П», «П» Звуки «З», «З» Звуки «Г», «Г» Звуки «В», «В» Звуки «Д», «Д» Звуки «Б», «Б» 2 - познакомить детей со звуками «П» и «П». - продолжать учить интонационному выделению звуков в словах. - продолжать учить дифференцировать согласные звуки по мягкости и твердости. - продолжать учить определять 1-й звук в 2 - познакомить детей со звуками «З» и «З». - учить интонационному выделению звука в - продолжать учить делить слова на слоги. - развивать умение определять 1-й звук в - воспитывать положительную самооценку у детей. 2 - познакомить детей со звуками «Г» и «Г». - продолжать определять 1-й звук в - учить дифференцировать твердые и мягкие согласные. - развивать фонематический слух. - воспитывать умение выслушивать ответы друг друга. 2 - познакомить детей со звуками «В» и «В». - продолжать учить интонационному выделению звуков «В» и «В» в словах. - учить определять 1 звук. - закрепить умение делить слова на слоги. - воспитывать желание заниматься и узнавать новое. 2 - познакомить детей со звуками «Д» и «Д». - учить интонационному выделению звука в - закрепить дифференциации звуков «Д» и «Д». - закрепить умение определять 1-й звук в - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. 2 - познакомить детей со звуками «Б» и «Б» - учить дифференцировать звуки на твердые и мягкие. - закреплять умение определять 1-й звук в словах. Звук «Ж» 2 - познакомить детей со звуком «Ж». - учить интонационно выделять звук «Ж» в 13 14 Дифференциа ция «Ж» - «З» Дифференциа ция «Ж»- «Ш» словах. учить называть слова с этим звуком. - продолжать учить подбирать рифмы к словам. развивать речевое внимание и фонематический слух. - воспитывать дружеские взаимоотношения. 2 - закрепить знания детей о звуке «Ж». - закрепить знания детей о звуке «З». - учить называть слова на заданный звук. - развивать фонематический слух и речевое внимание. 2 - закрепить знания детей о звуке «Ж». - закрепить знания детей о звуках «Ш». - учить называть слова на заданный звук. - развивать фонематический слух и речевое внимание. Звук «Ч» 2 - познакомить детей со звуком «Ч». - дать знания о том, что звук «Ч» бывает только мягким. - учить определять 1-й звук в - развивать фонематическое восприятие. Звук «Щ» 2 - познакомить детей со звуком «Щ». - дать знания о том, что звук «Ч» бывает только мягким. - продолжать учить интонационному выделению звука в - продолжать учить сравнивать слова по звучанию. - развивать умение подбирать слова с заданным звуком. Дифференциа ция шипящих «Ч», «Щ». 2 - закрепить знания детей о звуке «Ч». - закрепить знания детей о звуке «Щ». - учить называть слова на заданный звук. - развивать фонематический слух и речевое внимание. Звук «Ц» 2 - познакомить детей со звуком «Ц». - учить интонационному выделению звука «Ц» в - сравнение слов по звучанию. - развивать умение подбирать слова с заданным звуком. Звуки «Ф», «Ф» 2 - познакомить детей со звуками «Ф» и «Ф». - продолжать учить определять 1-й звук в 14 15 Дифференциа ция согласных «Ц», «Ф», «Ф» - учить дифференциации звуков по твердости и мягкости. - учить называть слова на заданный звук. - развивать фонематический слух и речевое внимание. 2 - закрепить знания детей о звуке «Ц». - закрепить знания детей о звуках «Ф» и «Ф». - учить дифференциации звуков по твердости и мягкости. - учить называть слова на заданный звук. - развивать фонематический слух и речевое внимание. Звук «Э» 1 - продолжать учить делить слова на слоги. - познакомить детей со звуком «Э». - учить определять наличие звука в словах. - учить называть слова с этим звуком. - воспитывать умение выслушивать ответы других. Повторение. Индивидуаль ные коррекционн ые занятия. 7 - определение начального гласного под ударением и согласного звуков в Нахождение заданных звуков в 64 занятия Содержание второго года обучения «Учимся читать» На седьмом году жизни совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связной речи, интонационной выразительности. Уровень развития речи отражает особенности наглядно-образного мышления дошкольника. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Дошкольник не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные, временные, условные, сравнительные и другие отношения. В связи с этим речь усложняется в структурном отношении: возрастает объем высказываний, используются 15 16 различные типы сложных предложений. На седьмом году ребенок полностью овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно. Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на его ошибки, исправляют их, показывают правильный образец. В разговорной речи дошкольник в соответствии с темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы. Участвовать в беседе, поддерживать разговор позволяет достаточный словарный запас. За год запас слов, используемых ребенком в общении, увеличивается на слов по сравнению с предшествующим возрастом и достигает 4000 слов. Дети активно используют существительные с обобщающим, а также с конкретным значением, обозначающие предметы, отдельные их части и детали, качества и свойства; прилагательные, обозначающие материал, свойства, качества, состояние предметов; широко употребляют глаголы с различными приставками и суффиксами. Дети учатся использовать в речи антонимы противоположные по смыслу слова (друг враг, высокий низкий, хорошо плохо, говорить молчать) и синонимы слова, близкие по смыслу (ходить идти, шагать; грустный печальный, безрадостный). Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами: наблюдаются недочеты и иногда ошибки в употреблении слов и в построении фраз при пересказах сказок, рассказов, во время беседы. В общении со сверстниками дети осознанно меняют силу и высоту голоса, пользуются различными интонациями: вопросительной, восклицательной, повествовательной. Ребенок осваивает слово в единстве его значения и звучания, учится употреблять слова в точном соответствии со смыслом, правильно их произносить. Обычно к 6 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, не ошибается в ударении. В возрасте 6 лет ребенок учится различать звуки на слух, проводить элементарный звуковой анализ: определять место звука в слове (начало, середина, конец), 16 17 последовательность и количество звуков. Навыки элементарного звукового анализа необходимы для освоения чтения и письма. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. К 7 годам начинают формироваться элементы логического мышления. Формируется планирующая функция речи, затем развивается внутренняя речь. В основе познания самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками. План работы второго этапа «Учимся читать» осуществляется в следующих направлениях: 1. Закрепление зрительных образов букв и умения соотносить звук с буквой. 2. Формирование навыка слияния букв в слоги, чтение слогов, слов, словосочетаний, предложений. 3. Работа над грамматической структурой речи и развитие связной речи. 4. Знакомство с начальными грамматическими категориями. 5. Работа над техникой чтения. Чтение предложений и легких для понимания текстов. 6. Сказки русского языка. Знакомство с первыми орфограммами русского языка. «Почему Ж не дружит с Ы», «Как мягкий знак в гости ходил», «Заколдованное ударение» и многие другие. 7. Развитие культуры речи. Постановка ударения и выразительности речи. Словоизменение и словообразование. 8. Развитие связной речи: монолог, диалог, описание по картине, пересказ текста и т д. 9. Подготовка руки к письму. Тема «Звуки и буквы» Тематический план второго года обучения Количество Цель занятий 1 -развивать умение оперировать понятиями звук и буква. - закрепить знания детей об артикуляционном 17 18 «Слова. Звуки» Звук и буква «А» Звук и буква «У» Звук и буква «О» Звуки «М», «М», Буква М аппарате. - воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. 1 - закрепить знания детей о понятии «звук», «буква». - закрепить представление детей о - закрепить знания детей о протяженности слов. - развивать представления детей о многообразии слов. 1 - уточнить знания детей о звуке «А» (артикуляция звука). - учить находить этот звук в словах. - закрепить умения придумывать слова на звук «А». - закрепить умение определять 1-й звук в - развивать способность называть слова с заданным звуком. 1 - закрепить знания детей о звуке «У». - познакомить детей с буквой «У». - закрепить умение детей делить слова на слоги. - продолжать учить определять кол-во повторяющихся звуков в - развивать фонематический слух и речевое внимание. 1 - закрепить умения детей называть слова со звуком «А». - закрепить знания детей о звуке «О». - учить устанавливать кол-во повторяющихся звуков в словах. - продолжать учить определять 1-й и последний звуки в словах. - развивать умения анализировать, делать выводы - воспитывать доброжелательные отношения. 2 - закрепить знания детей о звуках «М», «М». развивать умение отличать гласные звуки от согласных. - развивать умение составлять прямые и обратные слоги. - формировать умение определять позицию звука в - воспитание у детей положительных эмоций от выполнения задания. Звуки «С», 2 - закрепить знание детей о звуках «С» и «С». 18 19 «С», Буква С Звуки «Х», «Х», Буква Х Звуки «Р», «Р», Буква Р Звук и буква «Ш» - закрепить умение детей определять твердые и мягкие согласные звуки. - продолжать учить определять 1-й звук в - развивать фонематический слух. - воспитывать стремление участвовать в работе на занятии. 2 - закрепить умение детей дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки. - уточнить знания детей о звуке «Х», «Х». - продолжать учить определять позиция звука в - закрепить умение делить слова на слоги. - развивать речевое внимание и фонематический слух. - воспитывать положительную самооценку. 2 - уточнить знания детей о звуках «Р» и «Р». - продолжать учить определять 1-й звук в - закрепить умение интонационно выделять звук в словах. -дифференцировать звуки по твердости и мягкости. 1 - закрепить знания детей о звуке «Ш». - учить интонационно выделять звук в словах. - дать знания о том, что произносить согласные звуки нам помогают зубы, губы, язык (происходит согласие). - развивать речевое внимание и фонематический слух. «С-Ш» 1 - учить интонационно выделять звук в словах. - дать знания о том, что произносить согласные звуки нам помогают зубы, губы, язык (происходит согласие). - развивать речевое внимание и фонематический слух. Звук и буква «Ы» 1 - закрепить знания детей о звуке «Ы». - закрепить умение определять позицию звука в учить изменять слова при помощи добавления звуков в слово. - развивать умение оперировать понятиями звук и буква. «И-Ы» 1 - уточнить знания детей о звуках «И» и «Ы». - учить определять позицию звука в 19 20 Звуки «Л», «Л», Буква Л - продолжать учить изменять слова путем замены звуков в словах. - развивать понимание смыслоразличительной функции звука. - воспитывать умение слушать внимательно взрослого и товарищей. 1 - закрепить знания детей о звуках «Л» и «Л». - продолжать учить дифференциации звуков по твердости и мягкости. - учить отличать согласные звуки от гласных. - закрепить умение определять 1-й звук в - познакомить детей с многозначностью слов. - воспитывать стремление участвовать в общей работе на занятии. «Л-Р» 1 - закрепить умение интонационно выделять звук в словах. - продолжать учить дифференциации звуков по твердости и мягкости. - учить отличать согласные звуки от гласных. - закрепить умение определять 1-й звук в Звуки «Н», «Н», Буква Н 1 - закрепить знания детей о звуках «Н», «Н». - продолжать учить выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений. - закрепить знания детей о гласных звуках, мягких и твердых согласных звуках. воспитывать речевое внимание и фонематический слух. Звуки «К», «К», Буква К 1 - закрепить знания детей о звуке «К», «К». - формировать умение определять позицию звука в - продолжать учить выкладывать слова с помощью звуковых обозначений. - воспитывать стремление участвовать в общей работе на занятии. - познакомить детей с буквой К. - продолжать учить определять позицию звука в - продолжать учить выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений. формировать умение разгадывать ребусы. - воспитывать доброжелательные отношения на занятии друг к другу. Звуки «Т», 1 - закрепить знания детей о звуке «Т», «Т». 20 21 «Т», Буква Т Звук и буква «И» Звуки «П», «П», Буква П Звуки «З», «З», Буква З - формировать умение называть слова с этими звуками. - развивать звуковую культуру речи. - воспитывать умение внимательно слушать. - закрепить умение выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений. - продолжать учить дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки. 1 - закрепить знания детей о звуке «И». познакомить детей с буквой И. - продолжать учить определять позицию звука в - развивать умение оперировать понятиями звук и буква. - воспитывать положительные эмоции от выполнения заданий. 1 - закрепить умение отличать звуки от букв. - закрепить знания детей о звуке «П», «П». - формировать умение определять 1-й звук в -формировать умение дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки. - закрепить умение выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений. - развивать фонематический слух и речевое внимание. - воспитывать положительную самооценку детей. 1 - закрепить знания детей о звуке «З» и «З». - учить интонационному выделению звука в - продолжать учить делить слова на слоги. - развивать умение определять 1-й звук в - воспитывать положительную самооценку у детей. «С-З» 1 - учить интонационному выделению звука в - продолжать учить делить слова на слоги. - развивать умение определять 1-й звук в Звук и буква «Й» 1 - закрепить умение дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки. - познакомить детей со звуком «Й». 21 22 - продолжать учить выкладывать и читать слоги с помощью звуковых обозначений. - развивать фонематический слух и речевое внимание. «Й-И» 1 - учить определять наличие звука в словах. - учить называть слова с этим звуком. - совершенствовать навыки доброго отношения друг к другу. Звуки «Г», «Г», Буква Г 1 - закрепить знания детей о звуках «Г» и «Г». - продолжать определять 1-й звук в - учить дифференцировать твердые и мягкие согласные. - развивать фонематический слух. - воспитывать умение выслушивать ответы друг друга. «Г» - «К» 1 - уточнить знания детей о звуках «К», «К» и «Г», «Г». -формировать умение называть слова с этими звуками. -продолжать учить детей давать качественную характеристику звукам. - закрепить умение детей изменять слова путем перестановки звуков или слогов в - учить выкладывать слова с помощью звуковых обозначений. - развивать звуковую культуру речи. Звуки «В», «В», Буква В Звуки «Д», «Д», Буква Д 1 - познакомить с буквой В. - продолжать учить соотносить буквы и звуки. - развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. - воспитывать сдержанность и внимание. 1 - закрепить знания детей о звуках. - познакомить детей с буквой Д. - закрепить умение детей выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений. - формировать умения образовывать новые слова с помощью перестановки звуков и слогов. - развивать речевое внимание и фонематический слух. - воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. «Д-Т» 1 - закрепить умение детей определять мягкость и твердость звуков, глухость и звонкость. - закреплять знания детей о звуках «Д», «Д», 22 23 Звуки «Б», «Б», Буква Б «Т», «Т». - закреплять умение определять количество повторяющихся звуков в словах. - закрепить умение изменять слова путем замены звуков в словах. -формировать умения отвечать на вопросы распространенными предложениями. 1 - закрепить умения детей отвечать на вопросы распространенными предложениями. - уточнить знания детей о звуках «Б» и «Б». - познакомить с буквой Б. - продолжать учить дифференцировать звуки по твердости и мягкости, по глухости и звонкости. - формировать умение изменять слова путем замены одних звуков другими. - развивать умение оперировать понятиями: звук, слог, слово, предложение. - воспитывать умения положительно оценивать ответы товарищей. «Б-П» 1 - закрепить знания детей о звуках «Б» и «Б», букве Б. - закрепить знания детей о звуках «П» и «П», букве П. -развивать фонематический слух. -учить определять нужный звук в начале, в середине, в конце. Звуки «Ж», Буква Ж 1 - уточнить знания детей о звуке «Ж» и букве Ж. - познакомить детей с термином «шипящие звуки». - закрепить умение отличать шипящие звуки. - продолжать учить изменять слоги и получать новые слова. - продолжать формировать умение выкладывать слова при помощи звуковых обозначений. - продолжать учить давать качественную характеристику звукам. - воспитывать умение контролировать свои действия. «Ж-З» 1 - закрепить знания детей о звуке «Ж». - закрепить знания детей о звуках «З», «З». - учить называть слова на заданный звук. - развивать фонематический слух и речевое внимание. 23 24 «Ж-Ш» 1 - закрепить знания детей о звуке «Ж». - закрепить знания детей о звуках «Ш». - учить называть слова на заданный звук. - развивать фонематический слух и речевое внимание. Звук и 2 - закрепить знания детей о звуке «Е» и букве Е. буква «Е» Звук и буква «Я» - развивать внимание, культуру речи. 1 - закрепить знания детей о звуке «Я» и букве «Я». - продолжать учить определять позицию звука в - продолжать учить выделять в словах первый и последний слоги. - формировать умение разгадывать ребусы. «А-Я» 1 - продолжать учить определять позицию звука в - продолжать учить выделять в словах первый и последний слоги. - формировать умение разгадывать ребусы. Звук и буква «Ю» Звук и буква «Ё» «Дружные звуки» (звуки «Я», «Ё», «Ю», «Е») Звук и буква «Ч» 2 - познакомить детей со звуком и буквой «Ю». - формировать умение изменять слова путем замены одних звуков другими. - познакомить детей с термином «предложение» - развивать фонематический слух. - совершенствовать навык доброжелательного отношения. 2 - познакомить детей со звуком «Ё» и буквой Ё. - продолжать учить определять позицию звука в - формировать умение изменять слова путем дополнения или исключения отдельных звуков. - вырабатывать умение внимательно слушать взрослого. 1 - уточнить знания детей о двойных звуках - закрепить знания детей в определении позиции звука в - дифференцировать понятия звук и буква. - воспитывать доброжелательные отношения на занятии друг к другу. 1 -уточнить знания детей о звуке «Ч». - продолжать учить выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений. 24 25 «Ч»-«С»- «Ш» - закрепить умение делить слова на слоги. - развивать умение восстанавливать нарушенную последовательность слогов в структуре слова. - продолжать учить соотносить понятия звук и буква. - воспитывать умение спокойного общения на занятии. 1 - закрепить знания детей о звуках «Ч», «Ш», «С». - учить давать качественную характеристику звукам. - продолжать учить определять позицию звука в - формировать умение соотносить понятия звук и буква. продолжать учить выкладывать слова с помощью звуковых обозначений. «Ч-Т» 1 - продолжать учить давать качественную характеристику звукам. - продолжать учить соотносить понятия звук и буква. - учить давать положительную оценку ответам товарищей. Звук и буква «Э» Звук и буква «Ц» 1 - закрепить знания детей о звуке и букве «Э» (артикуляция звука). - продолжать учить устанавливать кол-во повторяющихся звуков в словах. - расширять представления детей об окружающем мире. - развивать фонематический слух и речевое внимание. 1 - уточнить знания детей о звуке «Ц». - закрепить умение дифференцировать звуки «Ц», «Ч», «С». - закрепить умение детей определять последний звук в - закрепить умение детей определять позицию звука в - формировать умение называть слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова. - развивать звуковую культуру речи. - воспитывать доброжелательные отношения 25 26 друг к другу. «Ц-Ч» 1 - дифференцировать звуки «Ц», «Ч». - закрепить умение детей определять последний звук в - закрепить умение детей определять позицию звука в - формировать умение называть слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова. - развивать звуковую культуру речи. - воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. «Ц-С» 1 - дифференцировать звуки «Ц», «С». - закрепить умение детей определять последний звук в - закрепить умение детей определять позицию звука в - формировать умение называть слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова. - развивать звуковую культуру речи. - воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. «Ц-Ч-С» 1 - дифференцировать звуки «Ц», «Ч», «С». - закрепить умение детей определять последний звук в - закрепить умение детей определять позицию звука в Звуки «Ф», «Ф» буква Ф Звук и буква «Щ» 1 - закрепить знания детей о звуке «Ф», «Ф». - закреплять умение определять позицию звука в слове - развивать умение разгадывать ребусы. - продолжать учить читать слоги с опорой на звуковые обозначения. - закрепить умение выкладывать слоги при помощи звуковых обозначений. продолжать учить определять позицию звука в - формировать умение изменять слова путем перестановки слогов в - развивать речевое внимание и фонематический слух. 1 - уточнить знания детей о звуке «Щ». - учить давать качественную характеристику 26 27 звуку. - продолжать учить определять позицию звука в - формировать умение соотносить понятия звук и буква. - продолжать учить выкладывать слова с помощью звуковых обозначений. «Щ-С» 1 - учить давать качественную характеристику звуку. - продолжать учить определять позицию звука в «Щ-Ч» 1 - закрепить знания детей о звуках «Щ» и «Ч». - продолжать учить давать качественную характеристику этим звукам. - продолжать учить изменять слова путем замены одних звуков другими. - продолжать учить соотносить понятия звук и буква. - учить давать положительную оценку ответам товарищей. Звук и буква «Ь», «Ъ» «Страна Азбука» 4 - познакомить с буквами «Ь» и «Ъ» знак. - объяснить значение букв в словах. - упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков. - упражнять в звуковом анализе слов. 1 - обобщить знания детей о гласных и согласных буквах. - уметь отличать гласные буквы от согласных. - уметь восстанавливать нарушенную последовательность звуков и слогов в структуре слова. - уметь делать звуковой анализ слогов и слов. - воспитывать умение давать положительную оценку ответам товарищей. 64 занятия Ожидаемые результаты Предполагаемые результаты первого года обучения: По окончании первого года обучения «В мире звуков и букв» ребенок умеет относить предметы к определенной логической группе; 27 28 умеет различать понятия «живое - не живое»; умеет различать слова, обозначающие предмет (кто это?), признак предмета (какой?), действие (что делает?); умеет употреблять в речи правильную грамматическую форму слов, обозначающих предмет, признак предмета, действие; различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»; владеет навыком словообразования; владеет приемами артикуляционной гимнастики; различает слова по звучанию и протяжности; умеет интонационно выражать радость, удивление, недовольство; различает на слух все речевые звуки; соотносит звуки с образом буквы; читает слова из 3-4 букв; умеет определять 1й звук в слове; составляет предложение с заданным словом. Предполагаемые результаты второго этапа обучения: По окончании второго года обучения «В мире звуков и букв» ребенок различает слова близкие и противоположные по значению; умеет распространять предложения; умеет владеть тембром и темпом речи; владеет произвольной интонационной выразительностью речи (выражает чувства нежности, тревоги, печали, гордости); умеет отличать слово от предложения; умеет составлять предложения из заданных слов; умеет делить слова на слоги; умеет составлять слова из букв разрезной азбуки; различает понятия «буква - звук»; определяет наличие звука в слове и его место в нем (начало, середина, конец); владеет понятиями: звук «гласный» - «согласный», согласный «мягкий» 28 29 - «твёрдый», «глухой» - «звонкий»; читает прямые и обратные слоги, односложные, двусложные и трехсложные слова; читает предложения, короткие тексты; умеет составлять пересказ (общий, выборочный); владеет правильным орфоэпическим ударением, тоном речи; владеет навыком выразительного чтения по ролям; умеет определять ударение в слове, выделять ударный слог в схеме слова; знает способы обозначения мягкости согласных звуков (Ь знаком и последующим гласным); знает пары согласных звуков по глухости - звонкости, твердости мягкости; знает значение Ъ и Ь знаков в словах; знает алфавит (полное название букв); различает на слух предложения по цели высказывания, знает знаки препинания в конце предложения; владеет приемами звукобуквенного анализа слова (определяет количество звуков в слове, дает их характеристику, определяет количество букв). Критерии и формы оценки качества знаний Оценка усвоения знаний воспитанников происходит постоянно в ходе образовательной деятельности. Проверяется понимание и усвоение каждой темы, при необходимости проводится дополнительное индивидуальное занятие. Данная система работы позволяет достигнуть полного усвоения программного материала всеми воспитанниками. В конце первого года обучения запланировано 7 коррекционных занятий, на которых происходит повторение с закреплением пройденного материала. В конце второго года 29 30 обучения запланировано итоговое занятие по закреплению и проверке полученных знаний за два учебных года. Материально-методическое обеспечение программы Материальное оснащение: доска магнитная, азбука магнитная, рабочие тетради, картины предметные и сюжетные для работы, карандаши простые и цветные, ручки. Методическое оснащение: буквари Н.С. Жуковой для индивидуальной работы детей, авторские пособия Наталья Чистоклетова «Алфавитная рисовалка», «Учим буквы», «Азбучные раскраски». Список литературы 1. Волина В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, Волина В.В. Учимся играя. - М., Жукова Н.С. Букварь. М., Жукова Н.С. Первая после букваря книга для чтения. - М.: Эксмо-пресс, Жукова Н.С. Я пишу правильно. От Букваря к умению красиво и грамотно писать. М.: Эксмо, Жукова Н.С. Я говорю правильно. От первых устных уроков к букварю. - М.: Эксмо, Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. - М.: Эксмо, Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте. - М.: Школа-Пресс, Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у дошкольников. - М.: Гном- Пресс, Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 31 11. Кузнецова Е.В., Техонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушением речи. - М.: Сфера, Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Академия развития, Микляева Н.В. Методические условия обучения детей грамоте: методическое пособие/ Н.В. Микляева - М.: Айрис - ПРЕСС, Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников (Программа «Я- человек») мл, и ср. группы. М.: Школьная пресса, Пятак С.В. Читаю слова и предложения. М.: Эксмо, Пятак С.В. Читаю легко и правильно. - М.: Эксмо, docplayer.ru Программа подготовки детей к школе "Дошколёнок"Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Цель данной программы: Всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе Основные задачи программы:
Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое, наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу. Концепция программы подготовки будущих первоклассников основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей. Порядок организации работы школы будущих первоклассников группы формируются из детей дошкольного возраста;
Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности: «Занимательная математика». На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях: Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; Логическая подготовка, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа; Символическая подготовка – подготовка к оперированию знаками. «Основы грамоты». Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка. «Умелые ручки». Целью данного курса является развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал (клей, ножницы, цветная бумага) Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе. Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте. Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра. Цели занятий:
Учебный план курса «Дошколенок»
Календарно – тематическое планирование занятий «Занимательная математика»
Календарно – тематическое планирование занятий «Умелые ручки»
Календарно – тематическое планирование занятий «Основы грамоты»
ЛИТЕРАТУРА:
egorschool5.edumsko.ru Рабочая программа дошкольной подготовки будущих первоклассников 6 – 7 летРабочая программа дошкольной подготовки будущих первоклассников 6 – 7 лет Разработала учитель начальных классов Бурдуковская Елена Викторовна 2016 Пояснительная записка Рабочая программа «По дороге к школе» для подготовки детей 5-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М.: Просвещение, 2013), рекомендованной Министерством образования РФ. Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую. Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями. Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы. Программа решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе. Основные задачи: сохранение и укрепление здоровья; развитие личностных качеств; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам. Общая характеристика программы Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования. Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей. Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная). Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии. Программа состоит из следующих курсов: Курс «От слова к букве» (развитие речи, знакомство с буквами, художественная литература) нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведёт подготовку к обучению чтению и обучению письма; на развитие интереса к художественной литературе, воспитывает чувство юмора. Курс помогает детям объяснить основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением. Курс «Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать основные выводы. Курс « Зелёная тропинка» основывается на коррекции и развитии накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений. В основу подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. «Предметное окружение» расширяет и уточняет представления детей о предметном мире: о видах транспорта, о предметах, облегчающих труд взрослых на производстве. «Явления общественной жизни» - расширяет круг знаний и представлений о явлениях окружающей действительности, их связи, взаимоотношения и взаимозависимости. Место занятий в учебном плане Программа «По дороге к школе» предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: ««От слова к букве»», «Математические ступеньки», «Зелёная тропинка». Адаптационные занятия организуются на базе школы раннего развития и имеют следующую временную структуру: 2 занятия в день, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут с 10-минутным перерывом. Программа рассчитана на 34 недели. Общее количество занятий – 78. Ценностные ориентиры На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс. Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:
Предмет «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» представлен курсом «ОТ СЛОВА К БУКВЕ» Пояснительная записка Курс «От слова к букве» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведёт работу по совершенствованию устной речи. Программа направлена на общее развитие ребёнка, посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание курса позволяет организовать работу по трём направлениям: -развитие связной речи; -подготовка к обучению чтения; -подготовка к обучению письму. Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребёнка. Осуществляется переход от ситуационной к конкретной форме речи; на данном этапе возрастает регулирующая функция речи в поведении ребёнка, формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления, начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведётся подготовка к чтению и письменной речи. При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определённые темы, осознать на элементарном уровне, что такое речь, каково её назначение, и её особенности. Подготовка к обучению чтения построена на развитии фонематического слуха детей, на отчётливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом слова и подготовкой к освоению механизма чтения. Если при подготовке к обучению чтения и при работе над совершенствованием связной речи в основе лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письма преобладают технические действия. Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление. При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно. Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму. Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь. Используется учебно-методический комплект: Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2013 Содержание курса «От слова к букве»
Календарно-тематическое планирование по предмету «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»
Календарно-тематическое планирование по предмету «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» (письмо)
Планируемые результаты: — ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения; — знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения); — знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность, просьба; - правильно произносить все звуки; -отчётливо и ясно произносить все слова; -выделять из слов звуки; -находить слова с определённым звуком; -определять место звука в слове; -соблюдать орфоэпические нормы произношения; -составлять предложения по опорным словам, по заданной теме; -составлять рассказы, сказки по картине, по серии картинок; -пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям; -соблюдать элементарные гигиенические правила; -ориентироваться на странице в тетради. Предмет «Формирование элементарных математических представлений» представлен курсом «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ» Пояснительная записка В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики. Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач. Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания. В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей. В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста. Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п. Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др. Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе. Используется учебно-методический комплект: С.И.Волкова Математические ступеньки. М.:Просвещение. 2013 Содержание курса «Математические ступеньки»
Календарно-тематическое планирование предмета «Формирование математических представлений»
Планируемые результаты: — знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом; — знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности; — проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.). Предмет «Ознакомление с окружающим миром» представлен курсом «ЗЕЛЁНАЯ ТРОПИНКА» Пояснительная записка Программа «Зеленая тропинка» нацелена на развитие детей, формирование у них заинтересованного и бережного отношения к природному окружению. Данный курс представляет собой первый для малышей опыт систематизации и научной коррекции накопленных ими в дошкольном возрасте разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем это и первый опыт последовательного приобщения ребенка к свойственным естественнонаучным дисциплинам методом познания, следуя которым нужно как можно больше увидеть своими глазами, сделать своими руками. Сказанное определяет отбор содержания курса и характер деятельности детей на занятиях. Содержание программы строится как синтез различных составляющих естественнонаучного и экологического знания с включением доступных элементарных сведений из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса в начальной школе. В основу подготовки малышей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т. д. При этом большое внимание уделяется формированию таких важных умений, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, фиксировать состояние предмета и его смену (явление). Таким образом, осуществляется накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы. Используется учебно-методический комплекс: Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. М.:Просвещение.2013 Содержание курса «Зелёная тропинка»
Календарно-тематическое планирование предмета «Ознакомление с окружающим миром».
Планируемые результаты: Неживая природа: Дети должны: -иметь представление о сезонных изменениях в природе; -определять состояние погоды: солнечно. Пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег; -уметь вести календарь природы с помощью взрослых. Живая природа: Дети должны иметь представление: -о домашних животных; -о перелётных и зимующих птицах; -о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Растительный мир: Дети должны иметь представление: -об условиях необходимых для роста растений; -о лесных ягодах и грибах; -об овощах и фруктах; - о деревьях, кустарниках и цветах. Дети должны уметь: -различать и называть деревья по коре, листьям, плодам. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование. 1. Наборы счётных палочек. 2. Наборы муляжей овощей и фруктов. 3. Набор предметных картинок. 4. Наборное полотно. 6. Демонстрационная оцифрованная линейка. 7. Демонстрационный чертёжный треугольник. 8. Демонстрационный циркуль. 9. Модель весов и набор гирь. 10. Модель часов. ЛИТЕРАТУРА:
multiurok.ru |