Создание дизайн-шаблонов; уроки Photoshop, Illustrator, Lightroom, Gimp; обои для рабочего стола; иконки и headers для блогов.
Главная Фотоальбом Обо мне Карта блога
Подпишись на RSS!

Основным критерием психологической готовности ребенка к школе является


Критерии психологической готовности ребёнка к школе

Минеева Критерии психологической готовности ребёнка к школе

Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Прежде всего у ребенка должно быть желание идти в школу, т. е. на языке психологии - мотивация к обучению. У него должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.

Важно чтобы ребенок был здоров, выносливым, иначе ему будет трудно выдерживать нагрузку в течение урока и всего учебного дня. И самое главное у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал работать вместе с классом.

Что нового возникает в жизни первоклассника?

1. Начинается новая для ребенка деятельность – целиком учебная, а не игровая.

2. Он должен ежедневно находиться в новом для него коллективе детей и учителей.

3. Ребенок впервые попадает в условия экспертизы, когда его знания и успехи оцениваются.

Готовность к школе психологами рассматривается в двух направлениях.

Интеллектуальная готовность – это соответствующая возрастному уровню зрелость всех познавательных процессов (внимания, память, мышления) и школьно-значимых психофизиологических функций (фонематический слух, артикуляционный аппарат, мелкие мышцы рук).

К 6-7 годам ребенок должен знать (кругозор ребенка):

свой адрес и название города, в котором он живет;

название страны и ее столицы;

имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;

времена года, их последовательность и основные признаки;

название месяцев, дней недели;

основные виды деревьев и цветов;

различать домашних и диких животных и т. п.

В 6-7 лет ребенок должен уметь:

Хорошее внимание – важнейшее условие успешного школьного обучения!

Внимание – выполнять задание не отвлекаясь около 15 минут; находить 5-6 отличий между предметами; удерживать в поле зрения 8-10 предметов; выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу; копировать в точность узор или движение.

Успехи будущего первоклассника во многом зависят от его памяти!

Память – запоминать 8-10 картинок; рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины; повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.

Мышление – определять последовательность событий, складывать разрезанную картинку из 9-10 частей; находить и объяснять отличия между предметами и явлениями, находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.

Развитие мелкой моторики – свободно владеть карандашом или кистью при разных предметах приемах рисования; штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры; ориентироваться в тетради в клетку или в линию; передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.

Только при хорошем развитии кисти рук ребенок будет писать красиво и легко! Этому способствует лепка и рисование.

Развитие речи – правильно произносить все звуки; определять место звука в слове; использовать в речи сложные предложения разных видов; составлять рассказы по серии сюжетных картинок, из личного опыта, не менее чем из 6-7 предложений; делить слова на слоги.

Развитие устной речи – основное условие успешного овладения письмом и чтением.

Очень важно у будущего первоклассника формировать волевую готовность к школе – способность доводить начатое до конца, преодолевать трудности.

Играя с ребенком в игры, конструктор, рисуя или работая с пластилином, Вы должны помнить, что:

• Перед ребенком нужно ставить такую цель, которую он понимает и принимает.

• Нельзя обучать ребенка чему-либо насильно, без его желания.

• Приучайте его не пасовать перед трудностями, если что-то не получается, не спешите ему помогать, пусть попробует несколько раз.

• Начатое дело доводите до конца, даже если ребенок не хочет больше этим заниматься!

Мотивационная готовность – наличие у ребенка желания принять новую социальную роль – роль школьника. Школа должна быть привлекательна своей главной деятельностью – школьной (познавательный интерес).

«Как вызвать интерес у ребенка к обучению в школе?»

• Расскажите ребенку о своих школьных годах.

• Организуйте дома рабочее место для будущего школьника.

• Поиграйте с ребенком в «школу наоборот».

• Отмечайте любой успех ребенка в учебных занятиях.

Коммуникативная готовность – умение ребенка подчинять свое поведение законам детской группы и нормам поведения, установленным в классе.

Коммуникативные навыки и культура поведения закладывается в семье.

Семь заповедей для мамы и папы будущего первоклассника:

• Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок маленький.

• Определите общие интересы.

• Чаще разговаривайте с ребенком.

• Отвечайте на каждый вопрос ребенка.

• Не стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запретах.

• Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребенком.

• Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами ребенка.

www.maam.ru

Критерии готовности ребенка к школьному обучению? Какие знания необходимы ребенку при поступлении в школу?

Критерии готовности ребенка к школьному обучению?

Какие знания необходимы ребенку при поступлении в школу?

Развитие речи и готовность к овладению грамотой.

1. Одним из важнейших критериев готовности ребенка к школе является развитие фонематического слуха, которое включает: - умение выделять заданный звук в потоке речи;- умение определять позицию звука в словах (в начале, в середине, в конце);

- владение навыками звукового разбора слов: различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных.

2. Умение членить слова на слоги.3. Умение составлять предложения из 3–4 слов.4. Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному.5. Умение составлять рассказы по серии картинок по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему.6. Умение составлять рассказы о предметах (по плану, предложенному взрослым).7. Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов. 

Развитие элементарных математических представлений и готовность к обучению математике.1. Счет и отсчет предметов заданного количества.2. Владение прямым и обратным счетом в пределах десяти.3. Умение называть предыдущее и последующее число от заданного.4. Знание состава чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел.5. Знание цифр:0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 96. Знание знаков +, -, =, умения пользоваться арифметическими знаками действий.7. Умение соотносить цифру и число предметов.8. Способность составлять и решать задачи на сложение и вычитание.9. Знание геометрических фигур: круг, квадрат, четырехугольник.10. Умение делить круг, квадрат на две и четыре части.11. Умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги. 

Кругозор ребенка и готовность к усвоению знаний:1. Умение называть домашний адрес, телефон, полные имена родителей и состав семьи.2. Иметь общие понятия о различных видах деятельности взрослых.3. Знать правила поведения в общественных местах и на улице.4. Иметь общие понятия о временах года и сезонных явлениях.5. Знать название месяцев, дней недели и их последовательность. 

Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе? 1. Социально-психологическая готовность к школе: Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний).Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).Умение принять учебную задачу (внимательно слушать, по необходимости уточнить задание).2. Развитие школьно-значимых психологических функций:Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами).Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше — ниже, вперед — назад, слева — справа).Координация системы глаз — рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ — узор, фигуру — зрительно воспринимаемый на расстоянии (например из книг).Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим сравнительным признакам).Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течении 15–20 минут).Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом / слово-картинка либо слово-ситуация).

Вы хотите лучше понять особенности развития своего ребенка? Постарайтесь ответить себе на следующие вопросы.1. Умеет ли ребенок играть в сюжетно ролевые игры, доступны ли ему игры с правилами?2. Есть ли у ребенка друзья?3. Умеет ли ребенок вступать в разговор со старшими?4. Умеет ли ребенок оценивать свои поступки?5. есть ли у ребенка любимые игры, книжки психофизиологические, интеллектуал, мультфильмы?При выборе образовательного учреждения (гимназия, школа с углубленным изучением иностранного языка и др.) руководствуйтесь прежде всего интересами Вашего ребенка, учитывайте иные способности и состояние его здоровья. 

Критерии готовности ребенка к школьному обучению. Личностная готовность — ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной (атрибуты: портфель, тетради), а возможностью получить новые знания.Интеллектуальная готовность — наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.Социально-психологическая готовность — умение общаться со взрослыми и сверстниками. Умение: войти в другое общество (детское), действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы.

Физиологическая готовность — уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья.

Приём детей в 1-й класс

В соответствии со ст. 5, 16, 19 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями), п. 46 Типового положения об образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 г. № 196 (в ред. постановления Правительства РФ от 23.12.2002 г. № 919) и Уставом школы.Школа обеспечивает прием всех подлежащих обучению детей в общеобразовательное учреждение на ступень начального общего образования.Количество первых классов в общеобразовательном учреждении определяется в соответствии с запросами родителей (законных представителей).

При приеме детей в первые классы государственного образовательного учреждения любого типа и вида школа знакомит родителей (законных представителей) с уставом учреждения и не допускает проведения испытаний (экзаменов, тестов, конкурсов), направленных на выявление уровня знаний ребенка по различным учебным дисциплинам и предметамНаполняемость класса 25 человек.  

Если по состоянию здоровья ребёнка в первый класс школы пойти не может? 

Если состояние здоровья вашего ребёнка таково, что посещать школу он не может (является инвалидом детства с различной степенью ограничений), но по возрасту он подлежит обучению 1-ом классе, на предмет начала обучения Вам следует обратиться в нашу школу и Ваш ребёнок сможет обучаться дома. 

  1. Какие занятия полезны для ребенка в период подготовки его к школе.

  • Развитие мелких мышц руки:

    • работа с конструктором,

    • работа с ножницами, пластилином,

    • рисование в альбомах (красками, карандашами)

  • Развитие познавательных способностей:

    • развитие памяти,

    • развитие внимания,

    • развитие восприятия,

    • развитие мышления.

Психологическая подготовка ребенка к школе    Готовность ребёнка к школе определяется совокупностью его общей, интеллектуальной и психологической, подготовки. Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует специальных занятий с ребенком. В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению? Неподготовленный к школе ребёнок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса. Он проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, у него возникают затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач. Даже не все 7-летки готовы в этом смысле к школе, хотя они могут уметь читать и считать, не говоря уже о 6-летках. «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л. А.).Истоки возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. До 6-7 — летнего возраста ребенка родители не так часто обращают внимание на развитие малыша, на особенности его общения с окружающими взрослыми и сверстниками, на наличие или отсутствие желания учиться. А в школе «вдруг» у вполне нормального ребенка, с точки зрения родителя, начинают возникать и накапливаться трудности, иногда приобретая хронический характер. Как же психологически подготовить ребенка к школе? У ребёнка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Но помните, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок должен стремиться в школу, чтобы узнать что-то новое. Многие родители понимают, насколько важно у ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе. Информацию о мотивации Вашего ребенка можно получить и с помощью наблюдения за сюжетно-ролевой игрой «Школа». Готовые к школьному обучению дети предпочитают играть роли учеников, они пишут, читают, решают задачи и отвечают у доски, получают оценки. Неготовые дети и более младшие по возрасту выбирают роль учителя, а также концентрируются на моментах перемены, ситуации прихода и ухода из школы, приветствия учителя.

Следующим условием успешной учебы является выработка у ребёнка умения преодолевать трудности. Важно приучить детей начатое дело доводить до конца. Далее нужно подготовить дошкольника к неизбежным трудностям в учении. Сознание преодолимости этих трудностей помогает ребёнку правильно отнестись к своим возможным неудачам.

При подготовке к школе родителям следует научить ребёнка и аналитическим навыкам: умению сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научится внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения. После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе.

Ещё важно воспитать в ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий.

Немаловажную роль играет и личностная готовность к школе. Сюда входит потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика, а также адекватность самооценки малыша. Чтобы получить представление о самооценке Вашего ребенка, можно предложить ему методику «Лесенка».Рисуете лестницу, состоящую из 11 ступенек. Дальше говорите, что на этой лестнице располагаются все люди на свете: от самых хороших, до самых плохих. Вверху, на самой верхней ступеньке – самый хороший человек, а внизу, на самой нижней ступеньке – самый плохой человек, посередине – средние люди. Предложите ребенку определить, где его место, на какой ступеньке. У младших школьников нормой можно считать 6–7 ступеньку, у дошкольников – она может быть выше, вплоть до 11, но никак не ниже 4 – это уже сигнал неблагополучия.

Для будущего школьника в определенной степени важна усидчивость, умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, умение доводить начатое дело до конца, не бросая на полпути. Можно тренировать внимание, сосредоточенность и усидчивость в повседневных делах. Хорошо помогают воспитанию усидчивости настольные игры, игры в конструктор и лего, занятия лепкой, аппликацией и т. п., то есть те игры, которые продолжаются достаточно долгое время.

Кроме всего перечисленного, ребенок должен обладать, несомненно, навыками общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом. 

В первые дни занятий 

Начало школьной жизни – трудное время для любого ребенка. Мысль о том, что ему придется существовать в незнакомой обстановке, быть окруженным незнакомыми людьми, вызывает беспокойство практически у любого первоклассника. Правильная подготовка ребенка к началу школьных занятий может значительно облегчить его беспокойство. Не забудьте и о своих чувствах: если вы сами чувствуете беспокойство и волнение, наверняка они передадутся и вашему ребенку. Поэтому, будьте спокойны и уверенны в себе и в своем ребенке, и не позволяйте страхам омрачать это важное событие в жизни ребенка.

 Заранее: 

Познакомьте ребенка с его учителем еще до официального начала занятий.

Посетите несколько раз его будущую классную комнату, дайте ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть, чтобы обстановка не казалась ребенку незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору.

Постарайтесь заранее познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников. Хорошо, если ребенок будет ходить в школу не один, а вместе с каким-нибудь одноклассником, живущим по соседству.

Расскажите ребенку о приблизительном расписании уроков и времени, отведенному на уроки, перемены, обед и возможную линейку перед началом занятий, а также когда начинаются и кончаются уроки.

Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о положительных и негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать внимание ребенка на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности завести новых друзей.

Скажите ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней – абсолютно нормально, и что это испытывают все дети без исключения. Успокойте его, что при возникновении возможных проблем вы поможете ему их разрешить.

infourok.ru

Родительское собрание «Готовность к школе. Критерии готовности»

Евгения Сорокина Родительское собрание «Готовность к школе. Критерии готовности»

Основные критерии и параметры готовности ребёнка к обучению зависят от понимания самой её сущности. Существует два подхода, внутри которых представлены разнообразные, а иногда и противоречивые точки зрения.

Первый подход можно назвать педагогическим.

Его сторонники определяют готовность к школе по сформированности у дошкольника учебных навыков: умения читать, считать, рассказывать стихи и т. д. Такой подход, по крайней мере, по двум причинам непродуктивен:

во-первых, он направлен исключительно на решение одной задачи, а именно отбора детей, и не даёт никакой информации о потенциальных возможностях ребёнка;

во-вторых, констатируя уровень освоения конкретных учебных навыков, он не учитывает индивидуальные особенности психики ребёнка, соответствие его физиологического развития психологическому возрасту и не позволяет прогнозировать качество, темп и особенности усвоения знаний конкретным ребёнком.

Тем не менее именно такой подход преобладает в настоящее время среди учителей (особенно, если в школе нет психолога). В результате умеющий читать и считать ребёнок оказывается часто невнимательным, сверхподвижным, быстро утомляется и испытывает огромные трудности при систематическом обучении.

Второй подход можно назвать психологическим.

Его суть в том, что готовность к школе понимается как результат общего психического развития ребёнка на протяжении всей его дошкольной жизни. Психологический подход выявляет зависимость уровня готовности ребёнка к школе от множества факторов:

• образовательного уровня родителей,

• состава семьи,

• методов воспитания,

• состояния здоровья ребёнка,

• особенностей его развития (начиная с внутриутробного) и т. д

Поэтому предлагаются следующие основные

Критерии определения готовности ребёнка к обучению в школе

Их можно представить в виде суммы трёх составляющих:

• Физиологическая готовность организма, его зрелость,

• Психологическая готовность,

• Личностная готовность, уровень социализации.

Зрелость организма рассматривается как уровень развития, при котором требования школьного обучения, нагрузки разного рода, новый режим жизни не будут для ребёнка чрезмерно обременительными. Критерием школьной зрелости может служить работоспособность ребёнка в течение дня, недели или обратный показатель – его утомляемость.

Психологическая готовность – это готовность психических функций (восприятие, мышление, память, внимание, речь). Она обеспечивает успешность усвоения знаний в процессе школьного обучения. Основными критериями готовности здесь выступают произвольность познавательной деятельности, способность к обобщениям, способность к развёрнутой речи.

Личностная готовность включает в себя желание ребёнка стать школьником, выполнять учебную деятельность.

Рассматривая дошкольное детство как важнейший период в жизни ребёнка (познания мира человеческих отношений, первоначального становления личности, некоторые исследователи отмечают, что к моменту поступления в школу у ребёнка возникает эмоциональное предвосхищение последствий своего поведения, формируется самооценка, происходит усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами.

Основным новообразованием дошкольного возраста, является комплекс готовности к школьному обучению:

• Коммуникативная готовность,

• Когнитивная готовность,

• Уровень эмоционального развития,

• Технологическая оснащённость,

• Личностная готовность.

Коммуникативная готовность определяется способностью ребёнка нормально взаимодействовать с людьми по определённым правилам и нормам.

К 6-7 годам для ребёнка происходит расслаивание сферы человеческих отношений на нормативные (в деятельности) и человеческие (по поводу деятельности).

Под когнитивной готовностью подразумевается соответствующий уровень развития познавательных процессов: внимания, мышления, памяти, воображения.

Уровень эмоционального развития. К началу школьного обучения ребёнок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, произвольно управлять чувствами, у него должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость (т. е. достаточная сопротивляемость возникающим препятствиям и возможным неудачам, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.

Технологическая оснащённость включает минимум знаний, умений, навыков (ЗУН, позволяющих обучаться в школе. Традиционно под ЗУН понимается умение читать, считать, писать.

Личностная готовность ребёнка заключается в готовности к принятию новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Она выражается в отношении ребёнка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе.

В личностную готовность входит и определённый уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребёнок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради, а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархии мотивов. Таким образом, ребёнок должен обладать развитой учебной мотивацией.

Чтобы сделать правильный вывод – готов или нет ребёнок к школе, необходимо верно определить уровень его физического, психологического и социального развития, «замерить» возрастные параметры, т. е. узнать, соответствуют ли они возрасту. Возрастные параметры – своеобразные ключи к пониманию личности ребёнка. Они могут многое поведать о том, как развивается подрастающая личность, подсказать, что можно и его нельзя ожидать от ребёнка.

www.maam.ru

Статьи и публикации

Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. Родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста не так часто обращают внимание на развитие малыша (“да успеет еще научиться, для этого школа есть!”), не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками (“со временем пройдет…”), на наличие или отсутствие желания учиться (“втянется, повзрослеет, глядишь, и всё пройдет), не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза. В результате чего у детей не сформированы важные компоненты школьной готовности.

Хотелось бы остановиться на критериях готовности детей к школе, т.е. рассмотреть, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе.

Раскрывая содержание каждого компонента готовности к школе, вы, уважаемые родители, пожалуйста, постарайтесь их “примерить” к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.

1. Социально-психологическая готовность к школе:

  • Наличие учебной мотивации: ребенок хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению знаний.
  • Наличие социальной позиции школьника: ребенок должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.

Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп.

Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями).

В более широком понимании социальная зрелость – это способность ребенка выполнять социальную роль школьника.

В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

2. Интеллектуальная готовность:

  • Развитие образного и словесно-логического мышления: способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение объединять предметы в группы по общим существенным признакам, умение устанавливать логические связи между предметами и явлениями.
  • Развитие произвольного внимания: способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут.
  • Умение понять инструкцию и четко следовать ей при выполнении задания.

В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются: наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка).

Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Фактор интеллектуального развития является необходимым, но недостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному обучению. Часто в практике встречаются “умненькие” дети, но с большими трудностями в поведении и общении.

3. Психофизиологическая готовность:

  • Развитие мелких мышц руки: ребенок уверенно владеет ножницами и карандашом.
  • Пространственная ориентация, координация движений: умение правильно определять выше-ниже, больше-меньше, вперед-назад, слева-справа.
  • Координация в системе глаз-рука: ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ-узор, зрительно воспринимаемый на расстоянии.

Вернемся вновь к компонентам школьной готовности. Примерили их к своему ребенку? Не стоит отчаиваться, если что-то ещё пока развито недостаточно, ещё есть время наверстать упущенное.

Во-первых, нужно задаться вопросом “почему так получилось?”, т.е. какова причина школьной незрелости?

Во-вторых, наметить конкретные действия по ликвидации проблем.

Причинами школьной незрелости могут быть:

  • Недостатки в воспитательной среде (необходимы: систематические занятия с ребенком)
  • Недостатки соматического развития ребенка. Болезненные дети менее устойчивы к различным нагрузкам, быстрее устают, утомляются. (Необходима: консультация с врачом и лечение ребенка)
  • Невротическое развитие характера. (Необходима: консультация психолога, медицинского психолога с последующей коррекцией поведения)
  • Пренатальное или раннее постнатальное повреждение центральной нервной системы. (Необходима: консультация у невропатолога и лечение, а также сотрудничество с педагогом, психологом в сопровождении ребенка в 1 классе особенно).

Не забывайте о том, что дети должны много и с интересом играть.

Недоигравший первоклассник чаще всего к учёбе относится, как к игре: «хочу – делаю, хочу - нет».

В статье были раскрыты вопросы о трудностях первоклассников, о критериях готовности детей к школе, о причинах школьной незрелости и способах их коррекции.

Источник: schoolng.narod.ru

ddtor.ru

2.Понятие «психологическая готовность к школьному обучению» и ее критерии. Диагностика психологической готовности к школьному обучению.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка. «Зона ближайшего развития» определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи. Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению, так как в результате несоответствия его «зоны ближайшего развития» требуемой он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.

Так, Л. И. Божович выделяла несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе: определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Наиболее важным признавался мотивационный план.

Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного внутренней позицией школьника. Этому новообразованию Л. И. Божович придавала очень большое значение, считая, что внутренняя позиция школьника может выступать как критерий готовности к школьному обучению. Следует заметить, что именно школа является связующим звеном между детством и взрослостью. И если посещение дошкольных учреждений является необязательным, то посещение школы строго обязательно, и дети, достигая школьного возраста, понимают, что школа открывает им доступ к взрослой жизни. Отсюда и появляется желание пойти учиться в школу, чтобы занять новое место в системе общественных отношений. Именно этим, как правило, объясняется то, что дети не хотят учиться дома, а хотят учиться в школе: им недостаточно удовлетворить только познавательную потребность, им еще необходимо удовлетворить потребность в новом социальном статусе, который они получают, включаясь в учебный процесс как серьезную деятельность, приводящую к результату, важному и для ребенка, и для окружающих его взрослых.

«Внутренняя позиция школьника», возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика.

Д. Б. Эльконин считал, что произвольное поведение рождается в коллективной ролевой игре, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем игра в одиночку. Коллектив корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно. «Функция контроля еще очень слаба, – пишет Д. Б. Эльконин, – и часто еще требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость этой рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь рождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения».

Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин выделял необходимые предпосылки учебной деятельности. Анализируя эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры:

умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

умение ориентироваться на заданную систему требований;

умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Выделяется три сферы: отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития которых определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности.

Развитие речи .Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки, т. е. у него должен быть развит фонематический слух.

Определяя психологическую готовность к школьному обучению, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Могут быть следующие цели, преследуемые при диагностике готовности к школе:

1)понимание особенностей психического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе;

2)выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации;

3)распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме;

4)отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению.

Диагностика психологической готовности к школьному обучению впервые начала применяться за рубежом. В зарубежных исследованиях она часто обозначается как диагностика школьной зрелости.

Традиционно выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Ориентационный тест школьной зрелости Керна–Йирасека. Ориентационный тест школьной зрелости состоит из трех заданий. Первое задание–рисование мужской фигуры по памяти, второе – срисовывание письменных букв, третье–срисовывание группы точек. Все три задания данного графического теста направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки. Эти умения необходимы в школе для овладения письмом. Кроме того, тест позволяет определить в общих чертах интеллектуальное развитие ребенка (рисунок мужской фигуры по памяти). Задания срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек выявляют умение ребенка воспроизводить образец. Умение, необходимое в школьном обучении.

Существующие отечественные методики определения сформированности предпосылок овладения учебной деятельностью фактически отвечают этому методологическому принципу.

Методика «Узор». Методика создана для работы в группе и позволяет выявлять умение шестилетних детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия, а также умение внимательно слушать взрослого. Может быть использована и для семилетних детей.

Методика «Графический диктант». Методика предназначена для работы в группе с детьми 6–7 лет. Позволяет выявить умение ребенка выполнять задания взрослого, воспринимаемые на слух, а также возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по воспринимаемому образцу.

Помимо методов, определяющих сформированность психологических предпосылок к обучению, используются тесты на школьную зрелость, состоящие из различных шкал, выявляющих развитие ребенка в разных сферах. Примером могут служить интеллектуальные шкалы эстонского психолога П. Я. Кеэса, определяющие развитие восприятия, логического и пространственного мышления и др. А. Г. Лидерс и В. Г. Колесников адаптировали нормы по шкалам П. Я. Кеэса для России.

studfiles.net

В чем состоит психологическая готовность к школе

Консультация для родителей на тему:

В чем состоит психологическая

готовность ребёнка к школе.

Составитель:

Качалкова О.М.

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребёнка, так и для его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.

Седьмой год жизни ответственный и трудный. Вольная, беззаботная жизнь, полная прелестей детства , подходит к концу. Впереди новая жизнь, новые друзья, новые, подчас очень серьёзные испытания. Ребёнок должен вступить в новый коллектив, стать его полноправным членом, а это всегда не просто, но при этом так важно, чтобы он себя чувствовал комфортно, легко, чтобы ему было интересно. Нужно будет научиться подчиняться и проявлять инициативу, слушать и слышать других, уметь объяснить свою точку зрения и доказать свою правоту, уметь признать ошибки и перенести поражение, уметь радоваться успехам своих товарищей и переживать их неудачи - как свои собственные. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям жизни. Его будет окружать множество взрослых людей, множество сверстников - как не затеряться в этом море, как остаться самим собой и находить с окружающими общий язык?

Многое могут сделать для ребёнка в этом отношении родители – первые и самые важные его воспитатели.

К 6 - 7 годам старший дошкольник переходит к новому виду деятельности - к учебной. Возникает вопрос о возможности совершить такой переход в оптимальных формах. Надо помнить, что очень часто именно недостаточная готовность детей к обучению, их «незрелость», является основной причиной неуспеваемости. Поэтому важно, вовремя выявить эту «незрелость» и пытаться преодолеть её еще в дошкольном возрасте.

Так чему же следует учить дошкольника для того, чтобы он правильно, гармонично развивался и был готов к школе? Ребёнка надо учить всему

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе - это сумма всех его достижений за предшествующие периоды психического созревания. Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.

1. Ребёнок должен хотеть идти в школу, т.е. иметь мотивацию к обучению.

2. У него должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать своё поведение.

3. Ребёнок должен быть здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня. Он должен иметь адекватную самооценку и уровень притязаний.

4. Пожалуй, самое главное: у ребёнка должно быть соответствующее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребёнок успевал работать вместе со всеми.

Критерии психологической готовности ребенка к школе.

  1. Социально-психологическая:

● учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);

● умение общаться со сверстниками и взрослыми (легко вступает в контакт; не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций, признает авторитет взрослых ).

2. Школьно-значимые психофизические функции:

● развитие мелких мышц руки (уверенно владеет карандашом, ножницами);

● пространственная ориентация, координация движений ( владеет определениями выше – ниже, больше – меньше, вперед – назад, справа – слева );

● координация в системе глаз – рука (может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);

● логическое мышление (находит сходство и различие предметов при сравнении, правильно объединяет предметы в группы по общим признакам);

-произвольное внимание (удерживает внимание на выполняемой работе в течение 15 – 20 минут).

Психологическая готовность к школе.

Представляет совокупность личностных качеств, знаний, умений и навыков ребёнка, необходимых для обучения.

Психологическая готовность к школе включает:

  • личностную и мотивационную готовность;

  • интеллектуальную готовность;

  • волевую готовность;

  • готовность к общению со взрослыми и сверстниками;

  • наличие предпосылок учебной деятельности.

Личностная и мотивационная готовность отражает позитивное отношение к школе, наличие благоприятных мотивов учения.

Внутренняя позиция школьника – такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается как собственная потребность.

Внутренняя позиция школьника сформирована если:

  • ребёнок относится к поступлению в школу как к естественному и необходимому;

  • проявляет интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий;

  • отказывается от типично дошкольных ориентаций при организации деятельности и поведения;

  • признаёт авторитет учителя.

Наиболее благоприятным для обучения является сочетание социального и учебного мотивов учения (побуждений к учебной деятельности).

Интеллектуальная готовность предполагает определённый уровень развития познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи), наличие запаса знаний об окружающем мире, умений и навыков.

Волевая готовность заключается в развитии у детей умения произвольно управлять своим поведением.

Готовность к общению со взрослыми и сверстниками проявляется в готовности ребёнка к особому типу взаимоотношений между учеником и учителем и между учащимися в классе, связанному с учебной деятельностью.

Переходный период от дошкольного к школьному детству является наиболее сложным и уязвимым периодом для каждого ребёнка.

Многие считают, что если ребёнок посещает ДОУ, значит, подготовку к школе полностью обеспечивают сотрудники ДОУ. Действительно, специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка не будет качественной. Ребёнку требуется постоянное закрепление знаний: открытия, сделанные дома, он должен проверить и закрепить в детском саду. И наоборот, знаниями, полученными в детском саду, ему нужно поделиться с домашними.

Когда дошкольник сталкивается со специально организованным обучением, его установка зависит от прошлого эмоционального опыта.

Адекватное отношение к своим «пробам и ошибкам», активность в обучении он проявляет в том случае, если взрослый с первых дней сумеет стать для него помощником, наставником, а не контролёром и цензором. Критика и раздражение взрослого мешают обучению, дети начинают бояться задавать вопросы. У них может появиться «комплекс неудачника». Создать позитивную установку можно, если будут учитываться следующие правила:

  1. Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители.

  2. Обучение требует систематичности: 10-15 минут каждый день дадут больший результат, чем час-два в выходные дни.

  3. Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному», то есть нельзя сразу научить ребёнка всему, что вы знаете и умеете, каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены. Если ребёнок отвечает неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, играм, изменяя их содержание, но оставляя цель.

  4. Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребёнка словами: «Если бы ты сделал так (показ, объяснение), то было бы еще лучше».

  5. Старайтесь не создавать у ребёнка впечатления, что занятия и игры с ним являются смыслом вашей жизни, поэтому играйте с ним, например, во время приготовления ужина на кухне, по дороге в ДОУ, в машине, автобусе.

Так чему же следует учить дошкольника для того, чтобы он правильно, гармонично развивался и был готов к школе? Ребёнка надо учить всему, не только непосредственно тем навыкам, которые необходимы в школьном обучении: чтению, письму, счету, - но и всем тем навыкам и умениям, которые необходимы в быту: правильно использовать предметы, окружающие его, именно действию, а не сухим знаниям о том или ином предмете или явлении.

Учить общаться и находить общий язык не только со взрослыми, но и со своими сверстниками. Ребёнок должен научиться соотносить свои поступки с действиями товарищей, считаться не только со своими, но и с их желаниями и интересами, оценивать поступки сверстников и ориентироваться на их оценку.

Еще одно немаловажное условие готовности ребёнка к школе – это воспитание у малыша желания учиться. Для этого прежде всего сами родители должны четко понимать, зачем их ребёнок идёт в школу, - не за пятёрками и хорошим аттестатом, а за знаниями, умениями и навыками.

Учитывая многие факторы обучения дошкольника, можно лишний раз убедиться в том, что психологическая подготовка детей к школе совершенно необходима, а «руководить» психическим развитием ребёнка нужно с самого рождения. Первое и самое главное условие психологической подготовки ребёнка к школе – сотрудничество с окружающими его взрослыми: мамой, папой, бабушкой, дедушкой.

Нет и может быть готовых рекомендаций на все случаи жизни, ведь каждый ребёнок – это неповторимая индивидуальность, которая воспитывается в неповторимой атмосфере конкретной семьи и родителями с уникальными своеобразными особенностями личности, со своими педагогическими взглядами и установками.

Несмотря на большую занятость, старайтесь проводить с детьми как можно больше времени, относитесь к детям с любовью и уважением, принимайте их такими, какие они есть, не пытайтесь их переделать, «лепить» из них что-то идеальное. Все равно не получится, ведь дети это не глина.

В заключение хотелось бы привести цитату А.С.Макаренко: «Воспитательный процесс – процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать общий тон, дорогие родители, создаётся вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением».

Уважаемые родители!

Ребёнок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями к познанию. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребёнку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребёнок переступит порог школы уверенным в своих силах, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

Повысить эффективность ваших усилий помогут следующие рекомендации:

  1. Старайтесь заниматься с ребёнком так, чтобы он не скучал во время занятий. Если ребёнку весело учиться, он учится лучше. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и даёт им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

  2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребёнка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребёнку более лёгкий вариант задания.

  3. Не проявляйте излишнюю тревогу по поводу недостаточных успехов и малого продвижения вперёд или даже некоторого регресса ребёнка.

  4. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребёнку задания, выходящие за пределы его интеллектуальных возможностей.

  5. В занятиях с ребёнком нужна мера. Не заставляйте ребёнка выполнять упражнение, если он без конца вертится, устал, расстроен. Постарайтесь определить пределы выносливости ребёнка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени. Предоставьте ребёнку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

  6. Используйте игровую фору занятий, поскольку дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные задания.

  7. Развивайте в ребёнке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма, научите его дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи – всё это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

  8. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребёнка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах, высокую самооценку.

  9. Сталкиваясь с нежеланием ребёнка что-либо делать, в первую очередь думайте не о том, как заставить, а о том, как заинтересовать. Предоставляйте больше самостоятельности. Пусть ребёнок делает «открытия» сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде. Старайтесь показывать необходимость каждого задания, приводите примеры.

И самое главное: постарайтесь не воспринимать занятия с ребёнком, как тяжёлый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребёнком.

infourok.ru


Смотрите также



Услуги по созданию дизайна; верстка



© JuliettaRose, 2008-2020. При использовании материалов ссылка на источник обязательна.