Мнемоника для детейМнемотехникаСодержание статьи. Для быстрого переход на нажмите на название раздела В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка данными. Не смотря, на их юный возраст, они отлично пользуются смартфонами, планшетами и компьютерами. Но при всем при этом, и им сложно удержать в памяти такое большое количество информации, нарушается внимательность. Не всегда, получается, сосредоточиться на одном деле. ![]() При этом надо понимать, что когда ребенок пойдет в школу, ему потребуется хорошая память. Хорошая память облегчит обучение ребенка, он с легкостью будет получать хорошие оценки, добиваться успеха и учиться с удовольствием. Что такое мнемотехника.На развитие памяти влияет много факторов, например: сон, еда, атмосфера в семье, совместное чтение, выучивание стихов, ежедневное запоминание информации и прочие. Так вот именно на запоминании хочу остановиться подробно, и рассказать о методе, который помогает запоминать информацию и тренирует память. Этот метод называется мнемотехника или его еще называют мнемоника. Мнемотехника — совокупность приемов и методов, направленных на тренировку памяти, речи, которые помогают быстрее запомнить информацию путем образования ассоциаций, на основе визуального и аудиального, а так же чувственного представления. Эта техника отлично применяется в детских садах для обучения детей. На занятиях дети учатся красиво и правильно излагать свои мысли. Структуру мнемотехники можно представить следующим образом. ![]() Мнемоквадрат – это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие. ![]() Например: ребенок ходит в детский сад у него есть шкаф и кроватка. Для того чтобы запомнить где его шкаф и кровать, на них наклеивают картинку, например, «Черепашку». И теперь ребенок знает, что вещи, на которых есть «Черепашка»- его вещи. Мнемодорожка – это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений. Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображение составляется рассказ или учится стих. Глядя на рисунки, ребенок воспроизводит текстовую информацию, так как в этом процессе одновременно задействовано и слуховое и визуальное восприятие. При помощи мнемотаблиц легко можно запомнить большой объем информации. Более подробно как составлять и как работать с мнемотаблицами читайте на нашем сайте в статье «Мнемотаблицы для детей» Какая польза от мнемотехники для детей.Преимуществ от данной техники множество, например:
![]() С какого возраста можно заниматься мнемотехникой.Мнемотехникой может заниматься человек от 3 до 99 лет. С мнемоквадратом можно познакомить ребенка уже в три года, и вызывать у него интерес, так как в этом возрасте, дети любят рассматривать картинки. В возрасте 4-7 лет уже происходит знакомство с мнемодорожками и мнемотаблицами. С их помощью легко запоминается сложная для восприятия информация. Легко запоминаются стихи, рассказы, скороговорки, загадки, алгоритм одевания, обучение гигиене, изучение цифр и многое другое. Что нужно для того чтобы заниматься мнемотехникой.Для того чтобы занятия проходили с пользой, стоит придерживаться нескольких простых правил:
Как заниматься.Есть разные варианты занятий, их много. Давайте на примере рассмотрим, как работать с пересказом, и как составить рассказ – описание. Пересказ рассказа «Здравствуй, зимушка – зима!» ![]() 1.Выразительно читаем текст с опорой на изображение. 2. Читаем рассказ еще раз, указывая на изображение в таблице, чтобы у ребенка возникла взаимосвязь «слово – картинка». 3. Обсуждаем изображение, задавая вопросы: «Как ты считаешь, а про какое время года идет речь?»; «Ты запомнил, снег где?»; «А какой он (снег)?»; «А погода, какая?»; «Как оделись дети?»; «Чем они занимались на улице?»; «По их мнению, зимой хорошо или плохо?» 4. Потом читаем рассказ еще один раз . 5. Просим пересказать ребенка рассказ с опорой на картинки. Составляем рассказ описание. Это наиболее сложный вид монологической речи, который трудно дается детям. В силу возраста, дети не располагают достаточными знаниями, чтобы легко изъясняться. Здесь поможет мнемотехника. ![]() Чтобы описать фрукт или овощ с опорой на мнемотаблицу, надо:
Как выучить стих с помощью мнемотаблицы. Алгоритм изучения стиха читайте тут. ![]() Выбрать мнемотаблицыМнемотаблицы для рассказов описаний Мнемотаблицы учим стихи ![]() Интересно почитать Как запомнить всё! Секреты чемпиона мира по мнемотехникеpromany.ru МнемотаблицыСодержание статьи. Для быстрого переход на нажмите на название раздела Хочу рассказать про одну из моих любимых методик для развития памяти и речи – мнемотехнику. Более подробно, хочу остановиться на рассмотрении мнемотаблиц для детей. И познакомить с использованием этого интересного метода. Что такое мнемотехника и мнемотаблицы.Мнемотехника – это система различных приемов и методов, направленных на развитие памяти, путем образования ассоциаций, используя для этого визуальные и звуковые примеры. Чтобы совсем стало понятно, что это такое, приведу пример: Наверно, многие изучали расположение цветов радуги, используя такую поговорку: ![]() Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан По первым буквам мы запоминаем какой цвет есть в радуге, и в каком порядке располагаются цвета. Так вот в этом случае мы пользовались мнемотехникой, мы облегчали себе запоминания путем образования ассоциаций. Сегодня такая техника набирает популярность и широко используется в детском саду, педагогами, логопедами, психологами. Знакомить ребенка с мнемотехникой надо постепенно в игровой форме. Сначала показать ребенку мнемоквадрат, потом мнемодорожку, а потом мнемотаблицы. ![]() Изображение, которое нарисовано в Мнемоквадрате, обозначает либо одно слово, либо простое предложение. Мнемодорожки состоят из нескольких мнемоквадратов, изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним уже составляются истории. Мнемотаблицы — это уже следующий шаг за мнемодорожками. Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому стоит запомнить больший объем информации. Но весь объем информации, который заложен в мнемотаблицах, очень легко усваивается, так как при запоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие. Поэтому, когда ребенок смотрит на картинку и слышит слова, которые относятся к этой картинке, у него возникает взаимосвязь образов. Мозг запоминает эту взаимосвязь, и в дальнейшем, когда ребенок ассоциативно вспоминает по одному из образов, то мозг сразу же воспроизводит все ранее сохраненные образы. Какая польза от мнемотаблиц для детей.Положительных развивающих моментов для детей от такой методики, очень много. Применяя эту технику в жизни, ребенок:
![]() Мнемотехника включает в работу оба полушария головного мозга. Левое, которое отвечает за логическое мышление и развитие речи, и правое, которое отвечает за творческое начало. С какого возраста можно заниматься мнемотехникой.Начинать знакомство с мнемотехникой можно с 3 лет, познакомить ребенка с мнемоквадратом. В возрасте 4-7лет интересно работать уже с мнемодорожками и мнемотаблицами. С их помощью, дети легко запоминаются стихи и спокойно составляют рассказы- описания по картинкам. Что нужно для занятий.Для работы с мнемотаблицами, нужны только сами мнемотаблицы. То есть используются наглядные пособия – таблицы, где каждое изображение имеет смысл. Таблицы можно создавать на разные темы, и выглядеть они могут по- разному. ![]() Можно составить таблицу, просто зарисовав карандашами ассоциативные образы, можно использовать яркие картинки. Таблицу можно составить самостоятельно, а можно воспользоваться готовой (готовые таблицы можно выбрать в конце статьи тут). Для детей от 3 до 5 лет важно чтобы мнемотаблицы были цветные, потому что они быстрей запоминают цветные образы: апельсин – оранжевый, помидор – красный, трава – зеленая, и т.п. Детям старше можно давать черно – белые таблицы. ![]() Этапы создания мнемотаблици самостоятельно. 1)Читаем рассказ или стих, выделяем важные моменты. 2) Берем лист бумаги и расчерчиваем его на равные квадраты. 3)В каждом квадрате рисуем картинку, которая, по вашему мнению, ассоциируется со словами этого квадрата. 4) Подписываем каждый квадрат, словами, которые стоит запомнить. ![]() Например, нам нужно создать мнемотаблицу для стиха На подносеУ ФросиАнанас И абрикосы Как видите изображение этой таблицы: поднос, девочка (Фрося), один ананас, и много абрикос. Как заниматься по таблицамАлгоритм для того, чтобы выучить стих:
Это примерный план работы с таблицами, каждый ребенок индивидуален. Кому-то достаточно один раз прочитать и показать пальчиком на картинки, и он все запомнил. А кому-то стоит читать много раз для запоминания. В каких — то случаях вы можете предложить малышу раскрасить мнемотаблицу, и в процессе прочитывать текст. Но в любом случае, запоминание происходит легче, если ситуации изображены на картинках. Готовые Мнемотаблицы![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Скачать или распечатать
Скачать и распечатать ![]() Таблицы описания смотрите здесь ![]() Интересно почитать CD-ROM. Познавательно-речевое развитие дошкольников с использованием мнемотехники. Мнемодорожки. Мнемотаблицы.promany.ru Мнемотехника для дошкольников - методы и приемы, таблицы, стихи и тдПопробуйте хотя бы на пару минут представить ситуацию, когда вы получаете огромные объёмы новой информации, которую требуется запомнить, а вам никак не удаётся связать её со своим предыдущим жизненным опытом. Мороз по коже пробежал? А ведь ваш малыш КАЖДЫЙ день попадает в такую ситуацию… И вот тогда ему на помощь приходит мнемотехника. Суть мнемотехники![]() Наглядность задействует оба полушария мозга, поэтоу запоминание идёт эффективнее Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения. То есть это своего рода конспекты в картинках. Начинать занятия с использованием мнемотехнических приёмов следует как можно раньше, так как у детей дошкольного и младшего школьного возраста ведущий вид памяти — зрительно-образный. То есть можно сто раз повторить карапузу стихотворение, но он всё равно будет путать слова и предложения. Однако нарисовав сюжет или представив смешанную схему из картинок, знаков и слов, малыш быстро сообразит, что к чему. Кроме того, мнемотехника помогает:
![]() Большинство детских книжек создаётся с использованием мнемотехнических элементов Самый простой вид мнемотехники – это картинка. Например, ваш малыш ходит в детском саду в группу «Слива». На его шкафчике изображён этот фрукт, над умывальником его полотенце висит под изображением сливы и т.д. Таким образом, ребёнок запоминает, что его вещи – те, которые находятся под определённой картинкой. Мнемоквадрат![]() Самый известный мнемоквадрат, который знаком каждому — это знаки зодиака Следующий этап использования мнемотехнических приёмов – мнемоквадрат. Это понятная картинка, изображающая одно слово, словосочетание или короткое предложение. ![]() Задача ребёнка при использовании мнемодорожки — найти что-то общее между картинками За освоением мнемоквадрата идёт мнемодорожка – четыре картинки на одном квадрате, обозначающие последовательность действий. Например, «носки», «брюки», «туфли», «куртка» – последовательность, по которой детки собираются на улицу. Конечно, в зависимости от времени года, дорожка будет удлиняться. Таблицы![]() С помощью мнемотаблицы запоминание стихотворений идёт быстрее Далее виды наглядности становятся уже более сложными. Это, прежде всего, мнемотаблицы – рисунки основных звеньев сюжета сказки или стихотворения с использованием цветных картинок, букв, слов или схематических знаков. Кстати, для того, чтобы малышу было легче и интереснее осваивать таблицы, попробуйте рисовать их вместе. Только следите за тем, чтобы ребёнок занимался этим в удовольствие, иначе толку не будет. В таблицах применяются понятные и известные образы. Так, для описания животных следует соблюдать пропорции рисунка, а также обязательно делать его цветным. Тогда ребёнок чётко уяснит: лиса – рыжая с пушистым хвостом, волк – серый и т.д. По мнемотаблицам можно воспроизводить целые истории, а для развития фантазии крохи – ещё и предлагать придумывать собственные. ![]() Схемы для самых маленьких можно делать на фланелеграфе Чтобы малыш запоминал пословицы или какие-то крылатые выражения, используются мнемосхемы. На них изображаются объекты, которые дополняются условными знаками. Например, удочка – пруд – перечёркнутая рыбка. Это схема для выражения: «Без труда не вытащишь и рыбки из пруда». Для взрослых, которые не могут похвастаться хорошей памятью, в мнемотехнике есть специальный приём – «римская комната». Суть его заключается в следующем: тем объектам, которые нужно запомнить, присваиваются определённые места в вашей комнате. Чтобы вспомнить нужное слово, нужно его «вывести» из помещения. ![]() При заучивании стихотворений рисунками изображается каждая строка Приёмы мнемотехники строятся на использовании тех или иных видов запоминания. Конечно, самый эффективный способ применения любой технологии воспитания и развития ребёнка – это игра. И мнемотехника в этом смысле – настоящий кладезь идей.
Существует несколько методов работы с детками от года, речь которых только-только начинает формироваться.
![]() Для занятий с малышом у вас обоих должно быть подходящее настроение Как известно, дети быстро теряют интерес к той или иной деятельности. Но мнемотехника требует регулярных занятий. Поэтому старайтесь придерживаться следующих правил, чтобы ваш малыш не заскучал:
Видео: метод ЦепочкиМнемотехника – это один из способов продуктивно поиграть с малышом. Помимо детского садика, приёмы наглядности активно используются и на уроках в начальной школе. Поэтому будет лучше, если ребёнок с раннего детства познакомится с этой методикой. Тогда большие объёмы информации точно не вызовут в нём растерянности и ужаса. А всё новое будет ассоциироваться с удовольствием от игры и запомнится быстрее. shkolabuduschego.ru Мнемоника для детей: запоминаем играючи!Ясная память нужна в любом возрасте: студенту – запомнить гору нового материала, родителям – угнаться за программой ребенка-школьника, пожилым людям – запомнить номера телефонов или расписание транспорта. Мозг – уникальное творение природы, а память уникальна вдвойне. Только благодаря ей возможна передача знаний из поколение в поколение. Парадоксально, но факт: почти все, что сегодня известно о механизмах работы памяти, было открыто при изучении феноменов ее нарушения. С одной стороны, ухудшение памяти могут вызывать разные причины: обычная усталость, хронический стресс, состояние после перенесенной инфекции или тяжелой болезни, возрастные изменения. С другой, память можно тренировать при помощи специальной методики, мнемоники, а также «подкармливать» с помощью специальных препаратов нейроны, отвечающие за запоминание и хранение информации. Принцип похожести В дословном переводе с древнегреческого мнемоника — τὰ μνημονικά — искусство запоминания. Набор приемов и способов, позволяющих быстро и надежно записать в память десятки терминов и определений. Главное – создать ассоциацию. Если заменить факты, цифры или термины чем-нибудь более простым для восприятия, они легче улягутся в голове. Это могут быть зрительные образы, аудиосигналы, осязательные раздражители. Рисунки Пожалуй, самый первый мнемонический прием, появившийся задолго до того, как возникла письменность. В наше время ему тоже нашлось применение, например, именно на использовании зрительной памяти работают так называемые «опорные конспекты» и создаваемая по тем же принципам инфографика, которая нередко появляется на страницах нашего журнала. Значки-пиктограммы, стрелки, выделение цветом, шрифтом – все это позволяет выстраивать в голове схемы, которые запоминаются намного легче, чем сплошной однообразный текст. Смысловые фразы из начальных букв Желательно, чтобы они были при этом ритмичными. Классика жанра – цвета радуги: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан», то есть красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Кстати, и для английского варианта есть своя запоминалка: «Richard Of York Gave Battle In Vain», то есть Red, Orange, Yellow, Green, Blue, Indigo, Violet. Рифмование Известно, что стихотворения всегда запоминаются легче, чем проза. Правда, для этого нужно иметь поэтический талант. К счастью, среди преподавателей – огромное количество творческих людей, так что всё уже придумано до нас. Нужно лишь найти и заучить нужный отрывок. С дву- и четверостишиями можно будет ознакомиться чуть ниже. Вспомогательные предметы Как узнать, «растет» Луны или «убывает»? Очень просто. Приставьте палец к полумесяцу на небе. Получилась буква «Р»? Значит, Луна «Р»астет. Не получилась? Убывает. Озвучивание Кодирование абстрактной информации звуком. Классический пример – азбука Морзе. Сложно запоминать точки и тире, зато намного проще напеть. «Ай-дааа», · − (точка-тире), то есть буква «А». «Бааа-ки-те-кут», − · · · (тире-три точки), то есть буква «Б», «Ви-даа-лаа», · − − (точка-тире-тире). И так далее. От теории к практикеМатематика Иногда сложно запомнить римские цифры. Для этого есть два простых приема: первый - Мы Dарим Сочные Lимоны, Хватит Vсем Iх, соответственно M (1000), D (500), C (100), L (50), X (10), V (5), I (1). Второй – более современный: LCD Mонитор, именно в таком порядке идут по возрастанию цифры старше десятки (X). Японец Хидеаки Томойори может воспроизвести число «пи» до 40-тысячного знака после запятой. На запоминание такого количество цифр у него ушло около 10 лет. Зато 13 знаков может запомнить абсолютно любой человек. Достаточно выучить стишок: Чтобы нам не ошибаться, Надо правильно прочесть: Три, четырнадцать, пятнадцать, Девяносто два и шесть. Ну и дальше надо знать, Если мы вас спросим - Это будет пять, три, пять, Восемь, девять, восемь. В итоге вы в любой момент с легкостью воспроизведете 3,1415926535898, что уже вполне может считаться поводом для гордости. Русский язык Правильно ставить ударение в словах считается хорошим тоном и проявлением уважения к собеседнику. Как не ударить в грязь лицом? Например, срифмовать слова, в которых люди чаще всего ошибаются: Фено́мен звони́т по среда́м, Приня́в догово́р по года́м, Он о́тдал экспе́ртам эско́рта Хода́тайство аэропо́рта. В правилах много исключений. Запоминать их намного проще не в виде определений, а в виде фраз: Уж замуж невтерпёж — наречия, пишущиеся без мягкого знака Цыган вошел на цыпочках, цыплёнку цыкнул: «Цыц» — слова, в которых после буквы «ц» пишется «ы». Психиатр и педиатр пошли в театр – в этих словах часто делают ошибку, вставляя между «т» и «р» лишнюю в данном случае букву «о». Физика Вряд ли кто-то закончивший школу лет 15-20 назад и не связанный по работе с физикой сможет сходу сформулировать три закона Ньютона. Зато в таком виде их можно помнить всю жизнь: Первый закон Ньютона: не пнёшь — не полетит Второй закон Ньютона: как пнёшь, так и полетит Третий закон Ньютона: как пнёшь, так и получишь Желающие могут свериться с учебником и убедиться, что суть передана абсолютно точно. Упрощение работает и в других на первый взгляд сложных случаях. Как запомнить, где какой электрод и какие процессы на нем происходят? Проще простого, если призвать на помощь мнемонику. Итак: в слове «анод» 4 буквы, как и в слове «плюс», то есть это положительный электрод; «анод» начинается на гласную, как и «окисление», следовательно, именно этот процесс там и идет. С катодом всё точно так же: в нем 5 букв, как и в слове «минус», а начинается он на согласную, как и «восстановление». Химия Одна из самых больших проблем у старшеклассников - выучить названия десяти незаменимых аминокислот. Между тем, достаточно знать фразу: «Лиза Метнула Фен в Трибуну, Трезвый Лейтенант Валялся в Изоляторе с Аргентинским Гитаристом», по которой вся десятка легко воспроизводится: лизин, метионин, фенилаланин, триптофан, треонинвалин, лейцин, валин, изолейцин, аргинин, гистидин. В кабинетах химии определенно не хватает плаката «Не плюй в кислоту!», ведь именно при помощи такого простейшего, но эмоционально яркого мнемонического приема намертво запоминается одно из главных правил при проведении опытов: кислоту приливают к воде, а не наоборот. К сожалению, многим эту истину приходится усваивать на себе, через химические ожоги. Запомнить легко! Милая Хоккайдо! Я тебя Хонсю. За твою Сикоку я тебя Кюсю – расположение Японских островов с севера на юг. Число дней в месяцах можно узнать по костяшкам пальцев. Достаточно сжать руки в кулаки и сложить два кулака вместе, боком друг к другу, как будто двумя руками держишь карандаш. Счёт месяцев идёт по выступающим костяшкам пальцев и по впадинкам между костяшками. Если месяц приходится на костяшку, значит он длинный, в нём 31 день; если на впадинку — значит короткий, в нём 30 дней, или 28/29, если это февраль. Январь — костяшка мизинца, февраль — впадинка между мизинцем и безымянным пальцем, март — костяшка безымянного, и т. д. Июль и август приходятся на костяшки указательных пальцев, между ними ложбинки нет, следовательно, в них обоих по 31 дню. Как узнать, самолет или корабль в темноте приближается к вам или удаляется? По бортовым огням. Достаточно запомнить, что красный там, где сердце. Дальше всё просто: красный огонь расположен слева по борту, а зеленый, соответственно, справа. Если вы видите именно такое сочетание, судно (воздушное или водное) удаляется от вас. Источник: letidor.ru rb7.ru Как запомнить весь учебник: 5 мнемотехник для школьниковОлеся Ахмеджанова Школьник запоминает миллион полезных вещей. Математика, русский, биология, география — и по каждому предмету правила, словарные слова или пересказ параграфа. Выбрали 5 мнемотехник, которые помогут запомнить учебный материал без лишних волнений. Дайте прочитать эту статью своим школьникам. 1. Придумай историюОдин из самых простых и эффективных методов — придумать историю. Этот способ подходит для того, чтобы запомнить список слов. И тогда, казалось бы, несвязанные друг с другом понятия превращают текст в логичное повествование. Чем интереснее и необычнее история, тем лучше запоминается информация.
Пример: прочитай словарные слова на букву «К». Попробуй повторить их, не подглядывая. Теперь составь историю со словарными словами.
Прочитай текст и перескажи. Ты запомнил больше слов, чем раньше? 2. Расставь всё по местамДревнеримский оратор Цицерон произносил длинные речи с именами, датами и фактами. Чтобы запоминать информацию, он размещал её в хорошо знакомом здании или комнате. Как? Воображал хорошо знакомое помещение. Затем представлял нужную информацию и привязывал её к определённому месту. Если он хотел что-то вспомнить, то просто мысленно обходил комнату. Этом метод получил название «метод Цицерона».
Итак, представь нужную часть комнаты, а потом мысленно «посмотри», что бы туда положить. Когда запоминаешь слово, вообрази необычную картинку: чем ярче образ — тем лучше. Пример: попробуй запомнить список простых слов, расположив их в комнате.
3. Нарисуй ассоциативную картуАссоциативные карты — это способ конспектирования, который помогает запомнить прочитанное. Структурировать информацию и выделить главное и второстепенное. В центре пишется главная тема, а затем от неё, как ветви, исходят другие. Каждая новая ветвь — исходная точка, которая тоже может продолжаться. Ассоциативная карта чем-то напоминает блок-схему, но более обширная. Чем сложнее информация, тем полезнее карта. 4. Сделай блок-схемуСложную схему легче усвоить и повторить в виде блок-схемы. Блок-схемы полезны для изучения процессов и методов. Используй цифры, таблицы, символы, цвета, картинки и ключевые слова. Покажи стрелками, как они связаны между собой. Иллюстрация из книги «Как научить ребенка учиться» Пример: сделай цветную блок-схему, которая описывает круговорот воды в природе. Нарисуй блоки и добавь стрелки:
Блок-схему можно нарисовать в тетради, сделать в графической программе, распечатать и повесить возле стола. 5. Зарифмуй строчкиОдин из самых забавных и эффективных способов запомнить информацию — зарифмовать её. Спроси родителей: они наверняка помнят стихи, которые учили в школе, до сих пор. Итак, попробуй срифмовать несколько строк, а затем повтори несколько раз, чтобы стимулировать память. Пример: попробуй написать стих, чтобы запомнить северных животных — белого медведя, яка, муфлона и кашалота. Кто идёт по снегу так? Ну конечно, большой як. Рядом с ним в воде плывёт Очень милый кашалот. Пусть научит всех реветь Певец севера — медведь. А в лучах заката он Появляется — муфлон. Такие забавные стишки помогают очень хорошо закрепить важную информацию — проверено.
Мнемотехники помогают учиться и тренировать память. Их можно применять и вне школы: чтобы выучить список покупок или всех гостей на дне рождении. Помни: чем больше тренируешься, тем лучше запоминаешь. По материалам книг «Как запоминать (почти) всё и всегда», «Как научить ребёнка учиться», «Как читать, запоминать и никогда не забывать» Обложка поста unsplash deti.mann-ivanov-ferber.ru Консультация «Использование мнемотехники для детей дошкольного возраста»Бородавкина Ольга Анатольевна Консультация «Использование мнемотехники для детей дошкольного возраста» Консультация на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» Что такое мнемотехника? Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.). Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники. МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду? «Учите ребёнка, каким – нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». К. Д. Ушинский В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как: • маленький словарный запас • неумение согласовывать слова в предложении • нарушение звукопроизношения • плохое развитие связной речи • несформированность психических процессов • несовершенство различных видов мышления. Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно. Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника помогает развивать: • зрительную и слуховую память • зрительное и слуховое внимание • воображение • восприятие • развивает кругозор • развивает все стороны речи Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед собой следующие задачи: 1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления. 2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации). 3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции. 4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей. 5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе. 6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их. 7. Способствовать развитию мелкой моторики рук. 8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. 9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач. 10. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей. Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа. I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов. Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов. Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами. Мнемоквадрат – это отдельный схематический рисунок с определенной информацией. Мнемоквадраты в обучении могут использоваться отдельно, например, в различных играх, придумывании загадок, либо заключаются в мнемотаблицу. На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа: • «Подскажи словечко», • «Найди пару» • «Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст • «Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов. Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой. На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов. Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками. Мнемодорожка представляет собой простую схему, состоящую из двух и более картинок (квадратов, содержащие определенную информацию. Мнемодорожки можно использовать: • для ознакомления детей с окружающим миром • при заучивании стихов • при отгадывании и загадывании загадок • для обогащения словарного запаса • при воспитании культурно-гигиенических навыков и т. д. III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами. Что такое мнемотаблица? Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности. Мнемотаблицы-схемы можно использовать: • для ознакомления детей с окружающим миром • при заучивании стихов • при пересказах художественной литературы • при обучении составлению рассказов • при отгадывании и загадывании загадок • для обогащения словарного запаса • при обучении составу числа • при воспитании культурно-гигиенических навыков • при воспитании навыков самообслуживания • при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований: • чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью. • быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней. • соответствовать уровню развития детей. На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а так же для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы. Мнемотаблицы бывают двух видов: 1. обучающие - содержат познавательный материал. 2. развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения. Как работать с мнемотаблицей. Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов. Этап 1: Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает, что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т. е. информация группируется. Этап 2: Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы. Этап 3: Составление сюжета, т. е. отработка одного из методов запоминания. Этап 4: Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических связок. Этап 5: Детям даётся время для запоминания. Затем мнемотаблица убирается, и дети воспроизводят её графически по памяти. Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. Таким образом, с помощью мнемотаблиц удается достичь следующих результатов: - у детей появляется желание пересказывать тексты-как на занятии, так и в повседневной жизни; придумывать интересные истории; - расширился круг знаний об окружающем мире; - активизировался словарный запас; - появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; - дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Поэтому, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению. Литература: 1. Т. В. Большева «Учимся по сказке» Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб. 2005г. 2. Л. Н. Ефименкова «Формирование речи у дошкольников». Изд. Просвещение 1985г. 3. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста». СПб. 2010г. www.maam.ru |