Создание дизайн-шаблонов; уроки Photoshop, Illustrator, Lightroom, Gimp; обои для рабочего стола; иконки и headers для блогов.
Главная Фотоальбом Обо мне Карта блога
Подпишись на RSS!

Как научить ребенка за себя постоять


Как научить ребенка постоять за себя: 5 правил

Проблема детских конфликтов и поведение в них самих детей рано или поздно становится актуальной для каждого родителя. Поведение детей в конфликтной ситуации может быть разным.

Они либо слишком пассивны и никак не отвечают своим обидчикам, либо наоборот, слишком агрессивно ведут себя по отношению к другим. Беспокойство у взрослых вызывают оба типа поведения.

От каких факторов зависит детская реакция на обиду и как научить ребенка постоять за себя: давать сдачи или есть другие способы отпора обидчикам, далее подробно об этом.

Возрастная периодизация

Конфликт — это не плохо. Он даёт опыт участия в таких ситуациях и приобретение знаний о способах выхода из них. С конфликтной ситуацией можно столкнуться в любом возрасте.

Для каждого возрастного периода характерны свои психологические особенности поведения. Зная их, вы сможете правильно реагировать на поведение малыша и объяснить ему, как из них выйти.

2 — 3 года

В этом возрасте дети не являются зачинщиками конфликтов, они становятся их участниками.

Их могут толкнуть, забрать лопатку или обсыпать песком. Реакция детей может быть разная: от удивления до плача. В этот момент они получают свой первый опыт того, что у них могут, что-то отнять (смотрите также статью Ребенок-жадина>>>.

Важно! Вы можете слышать совет, что малыш должен самостоятельно научиться реагировать на такие ситуации, но это не так.

Если ребенка все обижают, что делать в этой ситуации, когда ребенку 2-3 года? Вам нужно быть рядом с малышом и совместно с ним решать проблему.

Не нужно стоять рядом и отмалчиваться. Откуда ребенок возьмет опыт правильного реагирования на такие ситуации? У него нет жизненного опыта, он не умеет анализировать ситуацию и максимум, что он сможет сделать – ударить в ответ или заплакать.

Чем вы можете помочь малышу?

  1. Быть рядом с ним и внимательно следить за происходящим;
  2. Если начинается конфликт между ровесниками, то вы разрешаете ситуацию сами. Показываете ребенку, что можно меняться или предложить другую игрушку, если ваш малыш не хочет отдавать сейчас свою игрушку;
  3. Если вашего ребенка пытаются ударить, то вы перехватываете ручку обидчика и мягко говорите, что не разрешаете обижать своего ребенка;
  4. Обязательно следите, чтобы на вашего ребенка не нападали старшие ребята. Он точно не сможет дать отпор сам;
  5. Постепенно давайте своему детке больше самостоятельности в решении конфликтных ситуаций. Он уже запомнит модели поведения, которые ему показали вы и будет пробовать и меняться, и защищаться, иногда может и оттолкнуть обидчика.

Более подробно о поведении на детской площадке, что нужно делать вам, а что ребенку, смотрите в интернет-семинаре Внимание: прогулка! Как гулять с малышом на детской площадке и избежать конфликтов>>>.

3 года

Задача детей этого возраста: отделиться от мамы и занять свое место в группе ровесников, понять, что ребенок может делать сам, как единица социума (кстати, изучите также полезную статью Ребенок боится других детей>>>).

Помните! В возрасте 3 лет  малыши часто бывают зачинщиками конфликтов.

  • В этот период  они потихоньку пробуют свои силы и возможности. Могут забрать лопатку или игрушку: будь то сверстник, младший по возрасту или ребенок в три раза старший их самих;
  • Также с лёгкостью зачинщик конфликта в этом возрасте отреагирует на любую ответную реакцию. Если он не увидит активного отпора, значит, попытается забрать всё до конца. А если получит сопротивление, то больше не будет первым нападать на защитившего себя сверстника, понимая, что они с ним на равных.

Важно! В эти моменты малыш пробует, насколько далеко можно зайти в своих действиях, а когда надо остановиться. Он учится определять свою и чужую территорию и соблюдать рамки, через которые переходить нельзя, вторгаясь в личное пространство других. Так дети учатся взаимодействовать с другими.

Родителям детей этого возраста нужно вести себя следующим образом:

  1. Не вмешиваться в конфликт, если ситуация среди ровесников и особой угрозы ребенку не несет. Малыш должен знать, что может получить достойный отпор от других;
  2. Следить за тем, чтобы в окружении малыша были соперники его же возраста (3 года и старше);
  3. Научить ребенка выставлять вперёд руку, если он видит, что на него кто-то несётся с целью отобрать его вещь. При этом рассказать ему, что, выставив руку вперёд, он должен спросить у зачинщика конфликта, что он хочет.

Знайте! Если ребёнок пока не говорит или говорит плохо, то все переговоры от его лица, с другим ребенком, придется вести вам.

Часто в этом возрасте дети идут в детский сад, где сталкиваются с агрессивным поведением со стороны других детей, вынуждены приспосабливаться к новому коллективу.

Чтобы помочь своему малышу влиться в новый коллектив и пройти адаптацию к детскому саду, смотрите интернет-курс Я иду в детский сад: легкая адаптация к садику>>>

4-5 лет

В этом возрасте дети не только проверяют, кто на что способен, но и становятся участниками серьезных конфликтов.

Важно! Если малыши начинают драться, то обязательно разнимите их и затем, успокоившись, объясните ребенку, что большинство ситуаций нужно стремиться решать путем переговоров  (смотрите актуальную статью: Что делать, если ссорятся дети?>>>).

Ребенок должен знать, что есть вариант поведения, когда можно сказать своему оппоненту о том, что он не хочет решать конфликт с помощью кулаков и ему это не нравится.

Но лучшее обучение – это ваш личный пример. Если вы умело договариваетесь с ребёнком, обходитесь без криков и угроз, то и ребенок будет так общаться со своими друзьями.

Вас ждут более 15 способов, как быстро решать конфликтные ситуации с ребенком и умело договариваться о нужных вещах в курсе Послушание без криков и угроз>>>.

Учить детей давать сдачу не правильно по следующим причинам:

  • На силовой ответ в конфликтной ситуации человек должен внутренне созреть. Это ответ для тех родителей, которых мучает вопрос: почему ребенок боится давать сдачу?
  • Малыш может не чувствовать себя сильным по отношению к своим сверстникам. Одни дети готовы дать сдачу, а другие нет;
  • Если малыш не чувствует в себе внутренней силы на то, чтобы ответить физически, а родители ожидают от него именно этого ответа обидчику, тогда он может замкнуться в себе;

Он не может дать физический отпор и не оправдывает ожидания своих родителей. Для него останется только один вариант действия — ничего не рассказывать родным о происходящих с ним событиях. В дальнейшем это может привести к непоправимой ситуации.

  • Все дети от природы имеют разную степень агрессивности. Одни спокойные по своей натуре и лишь изредка у них могут возникать вспышки гнева. Другие, наоборот, постоянно лезут в драку и провоцируют конфликтные ситуации.

Помните! Научив малыша с повышенной агрессивностью давать сдачу, можно прийти к плачевным последствиям в его взрослом будущем. Смотрите актуальную статью по этой теме: Ребенок бьет детей в детском саду>>>.

5 лет

Для этого возрастного периода характерны конфликты иного рода. Дети 5 лет часто не дерутся друг с другом, а подговаривают одних не брать в игру других детей.

Если родители встанут на защиту, сказав другим детям, чтобы они приняли в игру их ребенка, то это не решит проблему. Точнее это будет одноразовое малоэффективное разрешение сложившейся ситуации.

  1. Дети подчинятся старшему человеку и примут в игру этого малыша. Но как только взрослых не окажется рядом, то он опять будет изгнан из коллектива;
  2. Лучше посоветовать ребенку постараться стать интересным для этой группы детей. Он должен присмотреться, во что они играют, чем заинтересованы и придумать свою игру, которая смогла бы привлечь их внимание к нему.

Так с раннего возраста малыш будет учиться применять психологические методы, помогающие ему удачно взаимодействовать с другими.

Также очень хорошо постоянно рассматривать с ним различные конфликтные ситуации с разных сторон, которые он видит в мультиках, на улице и т.д. При этом все нужно обязательно проговаривать и обсуждать вслух.

Когда нужно учить давать сдачу

Естественно, с раннего возраста нужно говорить детям, что мир бывает разным и могут возникать ситуации, когда без силового отпора не обойтись.

При этом надо акцентировать внимание детей на том, что первым затевать драку и наносить физическую боль другому человеку нельзя.

С раннего возраста разговаривайте со своими детьми и объясняйте складывающиеся ситуации с разных сторон. Прежде всего, стоит научить их давать отпор другим и отстаивать свои интересы в диалоге, а не кулаками.

Читайте также:

Автор: Людмила Шарова

uroki4mam.ru

Как научить ребенка постоять за себя: давать сдачи, когда обижают, защищаться?

Некоторые родители переживают из-за постоянной агрессии ребенка в отношении окружающих, но часто случается и так, что поводом для волнения становится излишняя (по мнению мамы) миролюбивость крохи. Она проявляется в неумении отстоять свои игрушки на площадке, нежелании давать сдачи. Отцы тоже не знают, как научить ребенка постоять за себя: «Жизнь очень жестокая, нужно уметь защищаться», «В бою побеждает сильнейший, а слюнтяи остаются не у дел». Родители боятся за своего малыша, понимая, что не смогут быть постоянно рядом. Именно поэтому большинство взрослых хотят, чтобы ребенок умел постоять за себя. Стараясь воспитать «силу воли» и «смелость», взрослые могут наломать педагогических дров, чтобы этого не случилось, нужно придерживаться определенных правил.

Очень часто между детьми возникают конфликты, которые, по мнению некоторых родителей, могут нанести ребенку физический вред. Должен ли малыш отвечать дракой на агрессивное поведение сверстников?ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: агрессивный ребенок: рекомендации родителям

Чего делать не стоит?

Преувеличивать

Иногда родители сильно преувеличивают обиду, нанесенную ребенку. Из пустяка разыгрывается целая трагедия, раздувающая детское самолюбие. Человеку с гипертрофированной чувствительностью налаживать свои отношения с обществом очень непросто. У таких людей нет друзей. Они во всем пытаются найти подвох, злятся и обижаются при любых неаккуратных фразах, высказанных в их адрес.

Передавать ребенку по наследству комплексы

Регулярные утверждения, что малыша подавляют, постепенно закладывают в сына или дочь комплекс неполноценности. Заостряя внимание на пустяковых обидах, родители приучают кроху к неприятному слову «унижение». Зачастую кричат об обидах и унижении мамы и папы, которые в детстве сами не смогли дать достойный отпор соперникам. Проясните ситуацию, возможно, малыша никто не унижает, а ему просто делают резонное замечание.

Давление на ребенка, убеждение малыша в том, что мир жесток, что надо давать сдачу, делают ребенка замкнутым и неуверенным в своих силах и в этом мире

Пугать сложным будущим

Не нужно внушать ребенку страх перед «вселенской жестокостью»; постоянно слыша такие утверждения, малыш четко усвоит, что «мир большой и тяжелый», а он маленький, и не сможет выстоять во вражеском стане. Подобные мысли порождают страх и неуверенность у одних детей, а у других – агрессию, внутри которой прячется тот же страх. Страхи парализуют малыша, мешая ему нормально развиваться.

Исключить слова «слабак» и «слюнтяй»

Такие эпитеты редко, но встречаются у отдельных пап как реакция на слабость сына. Дети у таких отцов страдают еще больше. Во-первых, им неприятны конфликтные ситуации, а во-вторых, малыши боятся огорчить родителей и получить порцию неудовольствия. Дети зажимаются в себе, предпочитая скрывать проблемы и обиды, перестают верить родителям. Это гарантирует еще большие трудности, ведь теряя опору в лице взрослых, детки становятся полностью беззащитными.

Для многих детей папа является авторитетом. Но если отец высказывает явное недовольство сыном, указывает на его слабость, то ребенок в таком случае получает большую психологическую травму. При этом отношения с родителем уже трудно назвать доверительными

Копить гнев

Объясните ребенку, что не нужно копить негатив, обиду и гнев в душе – это разрушительно для хрупкой детской психики. Научите малыша изливать свои переживания, обязательно морально поддерживайте его и давайте добрые советы. Важно, чтобы малыш всецело вам доверял, и был уверен в вашей поддержке. Для общения с ребенком можно воспользоваться некоторыми советами психолога.

Что необходимо предпринять?

Обеспечить ребенку защиту

Защищать кроху нужно в обязательном порядке. Естественно, следует во всем знать меру. Не стоит устраивать общественных склок и скандалов по пустяковому поводу, но оставлять детей наедине с явными агрессорами взрослые просто не имеют права. Ребенок, почувствовав безусловную поддержку со стороны родителей, соберется с духом и со временем разберется с обидчиками самостоятельно. До этого времени взрослые должны обеспечить малышу надежную защиту.

Изъять из травмирующей среды

Если ребенок неохотно ходит в детский сад, потому что его там регулярно обижают, то обязательно стоит побеседовать с воспитателями. Педагоги и администрация в садике отвечают за здоровье и психическое благополучие своих воспитанников. В обязанности воспитателей входит создание дружественной обстановки в группе, педагоги должны унимать драчунов и пресекать забияк. Если проблемы не прекращаются, возможно, потребуется перевести малыша в другую группу.

При возникновении конфликтов в саду необходимо обращаться к воспитателю. Все же их работа — следить за детьми. Если это не помогло, вариантом может стать перевод ребенка в другую группу

Исключить провокации

Перемена школы или группы детского сада – отличный способ избавиться от назойливых обидчиков, но иногда бывает так, что малыш в любом коллективе становится жертвой драчунов и агрессоров. В этом случае стоит присмотреться к именно ребенку – возможно, он сам провоцирует драку. Обычно в коллективе не принимают забияк и ябед – детей, которые сами задираются, а после сразу бегут жаловаться. Детская компания — порой жестокое и безжалостное общество. Неспособных вписаться в нее изгоняют надолго, и даже навсегда, поэтому нужно, чтобы школьник научился не способам защиты, а умению ладить с людьми, не обижаться, и ехидничать, а быть вежливым и доброжелательным.

Решение проблем в дошкольном возрасте

Дети в возрасте до одного года зачастую играют в одиночестве. Первая потребность в общении со сверстниками появляется только к полутора годам. В этом возрасте у малышей возрастает интерес к одногодкам, малыши делают первые попытки играть вместе в общей песочнице. Полноценно играть вместе дети учатся к 2-3 годам. Детей младшего дошкольного возраста сложно занять чем-то надолго. В игре они постоянно что-то забирают друг у друга. Не стоит вмешиваться, возможно, это просто обмен, и дети так изучают друг друга, перед тем, как подружиться.

Когда во время игры у малышей случается проблема, взрослые зачастую говорят, чтобы они разбирались сами, или рекомендуют давать сдачи. Эти фразы для трехлеток непонятны, и малыши просто не знают как себя вести. Задача родителей – рассказать ребенку, как можно защищаться и достойно выходить из конфликтных ситуаций.

Начиная с трех лет малыши начинают общаться с ровесниками, при этом могут возникать небольшие конфликты. Уже с данного периода родители должны проводить беседы с малышами, чтобы научить их, как вести себя с другими ребятишками

Рекомендации психологов

  • Не огорчайтесь, когда ваш малыш спокойно отдает все игрушки другим деткам по первому требованию, или не отвечает агрессору. Чаще всего, это случается потому, что кроха развивается в благополучной и дружелюбной семье. Нападки ровесников его просто изумляют, а не раздражают.
  • Не стоит забывать, что двухлетки совершенно не умеют разбираться в конфликтах самостоятельно. Не отходите далеко от малыша, чтобы он чувствовал себя в безопасности. Наблюдайте за игрой и вмешайтесь, если почувствуете явный дискомфорт ребенка.
  • Попытайтесь объединить в компанию доброжелательных малышей для увлекательной игры. Через некоторое время забияки тоже подтянутся к играющим, чтобы не остаться в стороне от интересного мероприятия.
  • Научите детей выказывать, что какие-то действия окружающих бывают ему неприятны. Если чужой ребенок задирает вашего малыша, проявляет постоянную агрессию, то громко скажите: «У нас не принято драться, и толкаться. Это очень некрасиво. С драчунами никто не играет». Этих слов будет достаточно, чтобы угомонить маленького агрессора.
  • Не разрешайте деткам причинять вред друг другу словами или действиями. Внимательно следите за песочницей, при необходимости отвлекайте детей и переводите игру в безопасное русло. Задача взрослых — научить детей гибкости, и правилам поведения в обществе.
  • Если все способы борьбы с маленьким агрессором исчерпаны (отвлекли, объяснили, предупредили), а он все равно не отстает, можно решиться на крайнюю меру — предложите своему ребенку ущипнуть обидчика за бок. Серьезного морального и физического ущерба это не принесет, но покажет, что на любую силу найдется противодействие, и ваш ребенок в состоянии сам постоять за себя. Следует объяснить, что щипаться можно только в самом серьезном случае, когда остальные средства результата не принесли.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если ребенок дерется? Научите ребенка решать конфликты словами, при этом поддерживайте его морально, чтобы малыш чувствовал себя защищенным

Как решить конфликты в школе?

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: детские страхи и способы их преодоления

Ребенок вырабатывает четкую теорию, что значит быть хорошим, он прекрасно понимает, что включено в это понятие. Семилетние дети особенно подвержены внушениям.

Почему ребенок не умеет защищаться?

На этот вопрос психологи отвечают следующим образом:

  1. Взрослые внушили, что драться – плохо, тем самым, сформировав у дошкольника понятие, что хорошие дети не ввязываются в драку, даже если их задирают.
  2. Ребенок не отвечает задире не потому, что ему страшно, а потому, что драка — не лучшее решение конфликта.
  3. У ребенка нет опыта общения с ровесниками. Чаще всего это малыши, не ходившие в детский сад. Такие дети не боятся учителей в школе и умеют общаться с взрослыми людьми, – на примере мамы, бабушки, няни. С ровесниками договариваться ребенок не научился, потому что неприятности всегда предупреждались и пресекались родителями.

Корректировка семейных методов воспитания

Неумение постоять за себя часто продиктовано и особенностями воспитания в семье:

  1. Родители решают вопросы бесконфликтно, или «за закрытыми дверями», не допуская, чтобы ребенок наблюдал, как родные проявляют свои защитные реакции. По сути, большинству реакций дети учатся у родителей, других взрослых, иногда даже у мультяшных героев. Если ребенок с младенчества видит, как папа лезет в драку, пытаясь наказать оппонента, то неудивительно, если из малыша вырастет отпетый драчун.
  2. Чересчур волевая мама, деятельная и настойчивая, способная решить за своего малыша все проблемы, и возлагающая на себя самую тяжелую работу.
  3. Беспокойная мама или тревожная бабушка, оберегающая кроху от «нежелательных» контактов, и контролирующая каждое движение малыша. Таких мам можно узнать на детской площадке по постоянным крикам: «Не бегай! Не лезь! Упадешь! Отойди от горки и т.д.»
  4. В период формирования самостоятельных навыков (3-4 года) ребенка всячески оберегали от этой самой самостоятельности, лишая возможности самому добиться цели.
Прежде чем ругать малыша за драчливость или, наоборот, трусость, вспомните: а как вы решаете конфликты в семье? Ребенок — это отражение родителей, поэтому взрослым надо подавать личный пример гибкого поведения с другими людьми

Как помочь малышу научиться стоять за себя?

Для того, чтобы помочь ребенку, попробуйте следующие способы:

  1. Разрешайте ребенку чаще общаться со сверстниками, при этом расскажите ему, что дать сдачи – не зазорно. Если ребенок не в состоянии ответить агрессору физически, то подскажите более приемлемый способ защиты, можно строго и громко крикнуть агрессору, чтобы тот не распускал руки. Главное в защите – уверенность. К уверенному в своих силах человеку, даже если он совсем мал, обидчик просто так никогда не подойдет.
  2. Проверьте еще раз семейную систему запретов и наказаний. Возможно пришло время ее пересмотреть. Не нужно давить на малышей слишком сильно. Детей нужно часто хвалить, подчеркивая их достоинства. Почаще говорите ребенку, что он уже взрослый, самостоятельный и сильный. Такая моральная поддержка придаст ребенку уверенности в себе.
  3. Попробуйте разыграть с ребенком сценки из реальной жизни. Пусть он будет «обижающим», а вы покажите, как грамотно уйти от открытого конфликта. Чем больше сцен вы разыграете, тем больше шансов, что один из вариантов разрешения спора ребенок возьмет на вооружение.
  4. Поддерживайте с ребенком постоянный контакт и доверительные отношения. Воспитывайте в нем чувство уверенности. При этом папам не лишним будет обучить ребенка основным правилам самообороны.
  5. Помогите ребенку преодолеть страх. Наилучший способ, если он не просто дает отпор сильному сопернику, а защищает более слабого: ребенка младшего возраста, новенького в школе, девочку, которую обижают озорники. Развивая в ребенке чувство жалости, и желание помогать, вы заглушите в нем неуверенность перед агрессором.

Конечно, хорошо, когда ребенок обладает физической силой, и может дать сдачи любому обидчику. Однако в жизни гораздо полезнее уметь договариваться без кулаков. Объясните сыну и дочке, что лучшим бойцом считается тот, кто прекратил драку без единого удара.

vseprorebenka.ru

6 важных правил для родителей, как научить ребёнка постоять за себя

Некоторые родители уверены, что в детские конфликты лучше не вмешиваться: пускай дети сами разбираются. Вот только этот способ, к сожалению, работает не всегда. Психолог Ирина Катин-Ярцева рассказывает, почему важно научить детей не давать себя в обиду (и это не про «дай сдачи»).

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Некоторые родители всерьёз учат детей: «А ты сразу дай ему в нос». Готовность к агрессии при защите своих границ для них кажется гарантией того, что ребёнка больше никто не посмеет обидеть, что он приобретёт статус и уважение среди сверстников. Но такое поведение способно оттолкнуть других детей: вряд ли кто-то захочет дружить с драчуном. Возможно, что ребёнок и сам попадёт в компанию, где агрессия — это нормально и всё решает правило «кто сильнее, тот и прав».

Если реагировать на конфликтную ситуацию агрессией, ребёнок просто не сможет научиться обсуждать проблему и находить пути её решения, признавать свою вину и принимать извинения, договариваться и находить компромиссы. Реакция на обиду физической агрессией замещает собой много важных эмоций: гнев, ярость, печаль, обида, разочарование и так далее. В итоге в дальнейшем ребёнок не сможет распознать свои чувства, и ни к чему хорошему это не приведёт.

Другие родители пытаются избежать конфликтов любой ценой. Агрессия в любом виде (своя или чужая) их пугает, и поэтому они советуют детям: «А ты отойди от него», «Не общайся с ней», «Не провоцируй его», «Не обращай внимания». Страх перед открытым противостоянием заставляет детей жертвовать своим комфортом, своими правами и ценностями, чувствовать себя беззащитными и бессильными.

Так как же быть?

1. Защищайте ребёнка от агрессии других детей и взрослых. Именно так ребёнок поймёт, как с ним можно обращаться, а как нельзя, и как отражать наступление на его границы. Для самых маленьких детей, которые пока не могут постоять за себя сами, важно, чтобы рядом с ними был родитель, готовый защитить их. Первые уроки социального взаимодействия ребёнок получает ещё в песочнице. Например, другой ребёнок подошёл и тянет у него из рук ведёрко. И тут родитель должен не только помочь ему удержать игрушку, но и сказать другому ребёнку: «Сначала нужно спросить — можно?». Защищать ребёнка нужно не только физически, но и словесно: «Пожалуйста, не толкай Машу!». И конечно, будьте готовы ответить другому взрослому, если вам кажется, что с вашим ребёнком плохо обращаются.

2. Именно взрослые ответственны за то, чтобы показать детям допустимые пути разрешения конфликтов. Объясняйте ребёнку и предлагайте альтернативу. Например: «Драться нельзя, но можно сказать Маше о том, что ты злишься, что она не дала тебе машинку». «Нельзя бить других, это больно и обидно, нужно решать спор словами». «Я вижу, что ты обижен, Сева дёрнул тебя за волосы, и ты хочешь ему ответить. Я сказала ему, что это больно и не позволю ему обижать тебя. Так нельзя делать ни ему, ни тебе».

3. Уважайте границы вашего ребёнка (и не позволяйте ему нарушать ваши). Уважение ребёнка к собственным и чужим границам закладывается с раннего возраста внутри семьи. Стиль вашего общения с супругом и детьми отражается на общении детей со сверстниками. Если в семье вопросы решаются скандалами, если ребёнок привык помыкать родителями или, наоборот, оставаться в семье бесправным подчинённым, у которого нет ничего своего, то вряд ли у него будут чёткие представления о границах. Или сложатся хорошие дружеские отношения со сверстниками. Гораздо больше шансов в семье, где родители не позволяют обижать себя и при этом заботятся о том, чтобы не ранить окружающих, учитывать их мнение и интересы.

4. Показывайте детям пример правильного общения и самозащиты. Детям важно видеть, как родители сами разрешают конфликты в своей взрослой жизни и стоят за себя («Я говорю спокойно, и ты не кричи на меня», «Нет, я дала вам именно тысячу рублей, позовите администрацию!»).

5. Пусть дети знают, что всегда могут прийти к вам за помощью (и это не будет ябедничеством). Воспитывать у детей правильное отношение к самозащите нам мешает наследие прошлого — клеймо ябедничества. На жалобы детей до сих пор часто не обращают внимание, за них стыдят и осуждают. Хотя мы, взрослые, спокойно звоним в полицию, жалуемся в организацию по защите прав потребителей, пишем гневный отзыв об услуге. Ребёнок тоже имеет право попросить помощь. Вот, что должен делать взрослый, который разбирает детскую ссору:

  • внимательно выслушать детей и настоять, чтобы они выслушали друг друга, не перебивая;
  • помочь им рассказать о своих эмоциях;
  • запретить физическую агрессию и помочь, если нужно, соблюдать этот запрет (например, разводить и удерживать детей, которые рвутся в бой);
  • помочь детям понять, что в их поведении было неправильным;
  • стоит объяснять ребёнку, когда ему нужно обратиться к родителям, к учительнице, к тренеру и так далее.

6. Доверяйте детям самим решать конфликты, если видите, что они способны на это, но будьте готовы им помочь. Иногда родители беспокоятся о том, что дети просто не смогут стать самостоятельными, если взрослые постоянно будут им помогать («Что же мне, так и ходить за ним, чтобы везде защищать?»). Если вы думаете, что ваш подросший ребёнок может сам решить какую-то проблему, с которой обратился к вам, можно спросить его, что он решил, как он думает, стоит сделать. Вполне возможно, что ему будет просто достаточно для этого обсудить проблему с вами.

В любом случае дети впитывают от нас, как общаться с миром. Внутри у каждого ребёнка понемногу вырастает свой собственный взрослый, который берёт на себя всё больше решений. И от нас, родителей, зависит то, каким будет этот взрослый.

mel.fm

Как научить ребенка постоять за себя? Советы специалистов

Взрослым по душе «удобные» дети, которые беспрекословно подчиняются и мгновенно выполняют требования старших членов семьи. Однако идеальный сценарий и безупречное поведение совершенно не нравится родителям, когда их ребенок становится жертвой нападок со стороны сверстников. Психологи советуют с малых лет воспитывать в малыше уважение к себе, и учить общаться с ровесниками. Даже если время упущено, на любом этапе развития ребенка можно провести работу над ошибками.

Адекватная реакция родителей

Мамы видят только достоинства своих детей, не обращая внимания на плохое поведение и явные провокации с их стороны. Психологи советуют разбираться в каждой ситуации, а не просто верить на слово ребенку. Вполне вероятно, что этапу «Петя меня ударил» предшествовало подстрекательство «безупречного чада». И это далеко не все ошибки, которые допускают родители в воспитании:

  1. Привычка делать из мухи слона. Необходимо четко разграничивать отношение к ситуации ребенка и мамы с папой. Иногда родителям кажется, что сына или дочь унижают, хотя дети спокойно играют. Взрослые годами хранят в глубине души детские обиды, которые вплывают из подсознания в самый неподходящий момент. Тяжелый эмоциональный груз лучше проработать с психологом, а не проецировать его на собственного ребенка. Порой на незначительное происшествие проще закрыть глаза, ведь дети в игре могут нечаянно задеть или толкнуть. Раздувая мелкую обиду до вселенских масштабов, родители формируют у своего ребенка гипертрофированное самолюбие. В дальнейшем ему будет сложно прощать, договариваться и уступать.
  2. Навязывание чужих комплексов. Если малышу с утра до вечера ежедневно повторять, что все его обижают, а мир населен исключительно враждебными существами – нетрудно догадаться, кто вырастет из крохи. Дети не замечают «несправедливого» отношения, поэтому психологи и взрослым рекомендуют не зацикливаться на мелочах. Сейчас сына или дочь не приняли в игру, но спустя час вся детвора увлеченно строит замок из песка. Кто-то случайно толкнул ребенка, а спустя пару минут он сшиб другого карапуза, не успев вовремя притормозить. Не стоит паниковать и скандалить, поскольку в детском мире все преходяще и относительно. Вчерашний противник может стать верным приятелем, а периодические ссоры с лучшими друзьями – нормальное явление.
  3. Неправильная установка. В семьях обычно папа недоволен, что мама растит из сына «тряпку», «размазню» и «слюнтяя». Дети впитывают слова взрослых, и не пытаются прыгнуть выше собственной головы. Ярлыки – одна из главных ошибок родителей. Нельзя внушать ребенку, что мир полон опасностей и конкуренции, для которой требуется полная боевая готовность. В лучшем случае у малыша появится нервозность и страх, в худшем он станет агрессивным. Для нормального развития ребенку необходимо осознавать, что мир хороший, а люди в нем добрые. Иногда встречаются неприятные или злые личности, но их меньшинство. С такой установкой малыш будет уверенней себя чувствовать в любом возрасте.
  4. Отсутствие эмоциональной связи. Бывают ситуации, когда ребенку не справиться самостоятельно с обидчиками. Психологи считают нормальным, если дети обращаются за помощью к взрослым. Родители в глазах малыша – надежный оплот и защита, поэтому до определенного возраста маме или папе лучше вмешиваться в «разборки». «Сам разбирайся» – не выход, поскольку дети по природе жестоки. Границы и рамки устанавливают взрослые, и на этапе формирования коммуникативных навыков процесс желательно контролировать. Если ребенок делится переживаниями, это говорит о его доверии к родителям. Оборвать тонкую связующую ниточку очень просто, после чего она бывает утеряна навсегда.

Психологи рекомендуют прислушиваться даже к 3-летнему малышу, проговаривая каждую ситуацию и делая совместные выводы. Со временем ребенок научится принимать решения самостоятельно, основываясь на полученных знаниях.

Советы специалистов и эффективные методики

Детей можно и нужно защищать, придерживаясь золотой середины. Нельзя по малейшему поводу бежать к родителям обидчика, но и оставлять ребенка наедине с проблемой сродни предательству. Как только сын или дочь научится самостоятельно давать отпор, просьбы о помощи прекратятся. Однако пока этот счастливый момент не наступил, в обязанности родителей входит обеспечение безопасности и обучение основным правилам защиты.

Повторение семейного сценария

Если дома на ребенка постоянно кричат, физически наказывают за малейшую провинность и требуют подчинения, глупо ожидать от него иного поведения в социуме. Малыш с детства чувствует свою беспомощность и слабость, поэтому не научится давать отпор. Повышенный тон и выяснение отношений между родителями при ребенке необходимо полностью исключить. В напряженной обстановке тормозится психоэмоциональное и физическое развитие.

Психологи рекомендуют считаться с мнением ребенка в незначительных вопросах, предоставляя право выбора. Достаточно предложить малышу несколько вариантов завтрака или одежды для прогулки, чтобы развить самостоятельность и умение принимать решения. Это поможет обрести уверенность в себе и научит нести ответственность за свой выбор.

Занятия спортом

Твердость и решительность формируются в различных видах спорта, как и навыки взаимодействия в команде. Начать можно с утренней гимнастики или короткой пробежки, катания на лыжах или игры в мяч. Необязательно сразу выбирать секцию каратэ, бокса или смешанных единоборств. Любой спорт развивает выдержку и терпение, а физически сильного ребенка вряд ли кто-то рискнет обидеть.

Чрезмерная доброта

Многие мамы и папы принимают доброту ребенка за слабость, но хорошее отношение к другим помогает выстраивать гармоничные связи. Если малыш охотно делится игрушками, не дает сдачи и не вступает в конфликт – это свидетельствует о комфортной атмосфере в семье. Такого ребенка агрессия приводит в недоумение, а не раздражает или пугает. Психологи советуют родителям мягко нивелировать модель поведения, обращая внимание на ключевые моменты:

  1. Умение отвечать отказом. Наивный и добродушный ребенок способен стать выгодным объектом для преследования, если он не научится определять личные границы. В 5-6 лет дети понимают смысл слов «мое» и «чужое», поэтому формировать рамки можно немного раньше. Делиться нужно, если есть желание – специально заставлять не следует. «Дай мальчику поиграть машинкой», «угости девочку конфетой», «уступи место на качелях» – безобидные просьбы с последующей похвалой формируют неверное восприятие. Важно считаться с потребностями и желаниями ребенка. Добрым быть хорошо, но нельзя позволять окружающим этим пользоваться. Мальчики и девочки должны уметь говорить «нет», если не хотят что-то делать.
  2. Диалог вместо потасовки. Ударить обидчика – привычный способ решения конфликта, но не всегда удачный. Из любой ситуации можно найти мирный выход, договорившись с другим. Если родители учат сразу реагировать агрессивно, они лишают ребенка возможности научиться вести диалог. Обижать драчуна перестанут, но и дружить с ним никто не захочет.
  3. Прием «рука-туловище». Обидчика можно попытаться остановить словом. На первом этапе ребенку нужно сказать: «Мне не нравится, пожалуйста, прекрати». На втором этапе следует проявить строгость: «Хватит!». На третьем необходимо выставить руку ладонью вперед, коснувшись туловища обидчика и обозначив личные границы.

По мнению психологов, конфликт нейтрализуется на втором шаге, если ребенок говорит смело и уверенно. Интонацию и развитие ситуации желательно отрепетировать дома.

Поэтапная реакция на агрессию

Если обидчик ударил первым, ребенку нужно описать свои ощущения: «Мне больно. Зачем ты так поступил?». Разговор обезоруживает нападающего, целью которого обычно является банальная потасовка. На детей-задир вопросы и объяснения могут не подействовать, поэтому следует предупредить: «Если будешь обижать, я перестану с тобой дружить (расскажу взрослым)». Последний этап – реализация «угрозы». Важно, чтобы рядом были взрослые, умеющие грамотно решать конфликтные ситуации.

Грамотный ответ на дразнилки

Абсолютно все проходили такой неприятный период общения, как провокации. Если начать драку первым, виновника обязательно накажут, а в дразнилках даже некоторые взрослые не видят ничего страшного. Когда кто-то начинает обзываться, кривляться, коверкать имя или фамилию, лучшей реакцией психологи называют игнорирование. Безразличие – самое эффективное оружие против задиры, который быстро отстанет от ребенка, переключившись на новую «жертву».

Кардинальные меры

Иногда достаточно сменить детский сад, школу или класс, чтобы травля прекратилась. К такому методу решения проблемы психологи советуют прибегать, когда другие уже испробованы и не подействовали. В жизни периодически будут попадаться обидчики и провокаторы, но от всех убежать невозможно. Если ситуация достигла критической отметки, следует подключить дирекцию дошкольного или учебного заведения. Согласно действующему законодательству, администрация несет ответственность не только за физическое здоровье ребенка, но и за его эмоциональное состояние.

Воспитатели и педагоги обязан обеспечивать комфортный психологический климат в группе или классе, не позволяя одним детям обижать других. Если администрация не идет на контакт или занимает нейтральное положение, придется сменить учебное заведение. Ведь от душевного равновесия ребенка в детстве зависит его успешность во взрослой жизни.

motivacii-net.ru

Как научить ребенка постоять за себя

Способность отстаивать своё мнение — важное качество, которое помогает строить жизнь «по собственному сценарию». Этому умению человек учится с детства, общаясь со сверстниками и перенимая поведение взрослых. Родителям нужно грамотно и аккуратно воспитать в малыше правильное отношение к конфликтным ситуациям и привить способность разрешать спорные моменты без физического насилия.

Как научить ребёнка постоять за себя

Для того чтобы уметь настоять на своём, нужно иметь волевой характер и уверенность в собственных силах. И если первое качество нередко определяется генетикой, то второе — результат целенаправленной работы над личностью. Поэтому в вопросах словесной и физической самообороны ребёнку с раннего детства важно чувствовать внутреннюю силу.

Детские ссоры нередко перерастают в драки

Таковая обретается ещё во младенчестве, когда малыша окружают любящие и заботливые родители, и его не покидает уверенность в абсолютной защите со стороны последних. Если же по ряду причин (раннее отлучение от груди, частое отсутствие мамы, ссоры в семье) дитя теряет чувство защищённости, то по мере взросления его не покидает ощущение дисгармонии и беззащитности. Из-за чего родители, наблюдая общение ребёнка со сверстниками, начинают видеть в нём неуверенного, не умеющего постоять за себя человека.

Для того чтобы малыш обрёл силу духа и стал морально крепче, нужно действовать очень деликатно. Тогда отпрыск сможет остановить агрессию, направленную в его сторону, не прибегая к драке и не убегая от обидчиков.

Обеспечить здоровые отношения внутри семьи

С одной стороны, нужно избегать излишней строгости и беспочвенных упрёков. Ведь постоянное напряжение ребёнка из-за собственной несмелости может привести к замкнутости. Важно регулярно беседовать с детьми, выяснять их переживания и потребности в доверительных разговорах. А такие возможны лишь при доброжелательном и неагрессивном отношении со стороны родителей.

Мамы бывают излишне строги к малышам, из-за чего те становятся неуверенными и безынициативными

С другой стороны, чадо не нужно настойчиво отгораживать от внешней среды. Поскольку излишняя забота не позволит малышу понять, что в мире есть агрессия. Это приведёт к формированию бесконфликтной и робкой личности.

Я сама столкнулась с бесконфликтностью собственного двухлетнего ребёнка, когда тот удивлённо смотрел в песочнице на малыша, отобравшего у него лопатку. В семье не было ситуаций, когда между людьми проявляется конкуренция в чём-либо. Поэтому для чада было необычным такое поведение сверстника. Из чего я сделала вывод, что детей нужно обязательно отдавать в детский сад или хотя бы водить в различные секции. Это поможет отпрыскам успешно социализироваться и стать сильными личностями, умеющими постоять за себя.

Поддерживать уверенность в своих силах

Почувствовать защиту со стороны мамы и папы малышу помогут ободряющие слова, похвала за добрые дела и успехи в любом направлении. Если ребёнок уберёт за собой игрушки и услышит — «Молодец!», это даст ему веру в себя и желание дальше поступать так же. Из подобных мелочей постепенно сформируется уверенность в том, что родители гордятся своим чадом и готовы всегда его поддержать.

Дети постоянно нуждаются в родительской поддержке и ждут одобрения своих действий

Психологи не рекомендуют говорить детям следующие фразы:

  • «Ты ещё глупый»;
  • «У тебя так никогда не получится»;
  • «Давай я сам сделаю»;
  • «Ты ничего не понимаешь».

Вместо этого, нужно утверждать, что ребёнок смелый, сильный и умный, проговаривать «Я верю в тебя», «У тебя всё получится», выражать свою уверенность в отпрыске словесно.

С такой верой малыш выйдет в «большой» мир сильным духом, и его будет весьма сложно «сломать» в моральном отношении.

Когда ребёнок ориентирован на мнение окружающих, на мнение других людей, это значит, что у него создан внешний уровень мотивации. Он всегда ожидает — «Буду ли я достаточно хорошим?» Пытается заработать себе «очки» в любом виде. А кто формирует эту внутреннюю самооценку? Формируют родители. Значит, в какой-то момент мы либо очень сильно перехваливали, а потом ребёнок столкнулся с реальной жизнью. И там его не хвалят, и он ищет другие способы заработать себе «очки». Либо, наоборот, мы очень сильно критиковали, и он не знает какой он сам. Нужно по-другому действовать. Очень хорошо поднимают самооценку любые виды спорта — бег, плавание.

Наталья Барложецкая, психолог

https://www.youtube.com/channel/UCqioai-oYjbjUU9vnlaYvwA

Научить не быть жертвой

Мягкое, податливое поведение провоцирует агрессию со стороны сверстников. Если ребёнок на всё соглашается и не может ответить отказом, его начинают «задирать», дразнить или ещё хуже — использовать. Из-за чего послушный и прекрасно воспитанный подросток может быть вовлечён в группировки с криминальными наклонностями.

Если ребёнку не нравится мнение большинства в коллективе, он не обязан с таковым соглашаться

Поэтому с 5–6 лет нужно объяснять чаду важность умения настаивать на своём и твёрдо говорить «нет», несмотря на насмешки и вызовы. А тех, кто дразнится, просто игнорировать. Дети помладше редко могут дать словесный отпор противнику, поэтому важен индивидуальный подход в каждом случае.

Объяснить, что нельзя демонстрировать страх

Это умение нужно тренировать уже в школьном возрасте, когда психика ребёнка достаточно окрепнет. Объяснение стоит начинать с того, что никто не может угрожать кому-либо или принуждать к каким-либо действиям. Важно помнить, что любую конфликтную ситуацию можно решить без драки, но слова должны звучать уверенно и в голосе не должно быть страха.

В спорах главное — проявлять выдержку и стойкость

Как только последний обнаружится противником, агрессор пойдёт в атаку. Это животные инстинкты, их контроль поможет избежать серьёзных проблем и даже стать лидером в коллективе.

Выявить того, кто провоцирует агрессию

Если ребёнок часто меняет детские сады или школы из-за того, что его постоянно задирают и обижают, стоит внимательнее присмотреться к чаду. Выделить время и понаблюдать за отпрыском со стороны, ведь есть вероятность провокаций именно с его стороны.

Дети порой сами становятся провокаторами агрессии

Если провоцирующее поведение обнаружено, нужно доверительно побеседовать с малышом и выяснить, что стало причиной его «вызовов» коллективу.

Видео: как научить ребёнка постоять за себя

Предоставить возможность разобраться самому

Излишняя опека приводит к тому, что ребёнок по любому поводу может начать жаловаться на негатив со стороны сверстников. Из-за чего прослывёт среди них ябедником, с малышом не захотят дружить и будут обижать ещё чаще. Поэтому нужно немного отстраниться и позволить чаду самостоятельно решить свои проблемы.

Нужно позволять детям самостоятельно разбираться в своих конфликтах, если это не зашло слишком далеко

Исключение — крупные конфликты в школе с вымогательствами или избиениями. Здесь уже родители обязаны вмешаться с привлечением школьного руководства и правоохранительных органов.

Привлечь к занятиям спортом

Хорошая физическая подготовка не только поможет «дать сдачи» в случае необходимости, но и воспитает чувство уверенности в своих силах. На занятиях по единоборству или боксу учителя расскажут, что силу нельзя применять каждый раз, когда ребёнка задирают. «Махать кулаками» нужно лишь тогда, когда исчерпаны словесные возможности уладить конфликт, а от ссоры не удаётся уйти. Ведь последствия драки могут быть весьма плачевны для всех участников вплоть до больничной койки.

Спортивные занятия объединяют самых разных по характеру детей

Выбрать можно и другие виды спорта либо занять чадо тем, что ему по душе — танцами, шахматами. Главное — чтобы маленький человек был увлечён и чувствовал свою значимость для родителей.

Проблема установления и отстаивания границ очень актуальна для детей, особенно мальчиков школьного возраста. Силовое решение вопроса не всегда приемлемо в такой ситуации. Существует много разных способов разрешения конфликта — посредством взаимодействия, коммуникации, привлечения дополнительного ресурса (это могут быть учителя). Участие взрослых в разрешении детских конфликтов может заключаться в том, что родители оказывают помощь и поддержку ребёнку. Они говорят ему о том, что поддерживают его в разрешении той или иной конфликтной ситуации, уважают его позицию, мнение, и будут способствовать тому, чтобы он отстаивал эту позицию адекватными способами. Нужно создавать доверительную обстановку дома, чтобы ребёнок был в состоянии делиться происшествиями в школе и в коллективе.

Николай Лукин, психолог Центра детского развития «Сияние детства»

https://www.youtube.com/channel/UChGcL-FBr_1B1vePvh-mYiQ

Помочь расширить круг общения

Этому поспособствуют различные секции и кружки либо знакомство с детьми друзей и коллег. Возможно, что в прежней социальной группе малыш чувствовал себя некомфортно из-за разницы в интересах или стиле поведения. Важно найти тех, с кем отпрыску станет интересно и радостно общаться.

В гостях ребёнок может познакомиться со сверстниками и обрести новых друзей

Как правило, чем спокойнее ребёнок, тем легче к нему придут новые знакомства. Ведь уравновешенные и самостоятельные люди всегда вызывают уважение и поддержку в любом коллективе.

Оттачивать острый ум

Чтобы выиграть словесный поединок, нужно обладать навыками оратора и быстротой реакции. Умение принимать участие в дискуссиях нужно тренировать с помощью игр и продолжительных бесед обо всём на свете.

Учить дискуссии ребёнка нужно в доверительных и увлекательных беседах

Чтобы развить остроумие в разговоре, ребёнок должен учиться:

  • грамотно и чётко излагать свои мысли;
  • не бояться быть осмеянным;
  • твёрдо стоять на своём.

Не последнюю роль здесь играет и здоровое чувство юмора, ведь благодаря ему отпрыск научится объективно оценивать качества поведения других людей.

Видео: пять правил, помогающих ребёнку постоять за себя

Чтобы ребёнок смог в любой ситуации постоять за себя, не нужно учить его агрессивному поведению. Важно найти более грамотный и безболезненный способ разрешения конфликта, особенно когда виновником ситуации становится сам обиженный.

babyzzz.ru

Как научить ребенка постоять за себя

1. Никто не должен нарушать твои права

Никто не может заставить человека действовать против его воли, угрожать ему, дразнить или причинять физическую боль. Любая ситуация, в которой некомфортно находиться – повод для того, чтобы собраться с духом и защитить себя словом или действием. Такое умение приходит не сразу, но с постепенным воспитанием силы воли.А еще оно всегда работает и в обратную сторону: каждый должен стараться не проявлять силу и агрессию по отношению к другим людям и не угрожать их здоровью.

2. Будь уверен в том, что делаешь и думаешь

Положительная самооценка влияет на то, как ребенок воспринимает себя, свои мысли и желания, и не стесняется ли высказывать свое мнение. Поддерживайте уверенность в себе: хвалите детей за мелкие и крупные достижения, подбадривайте в минуты сомнений, не игнорируйте хорошие поступки. Детям важно знать, в чем они успешны. Одно знание того, что, хотя ребенку нелегко даются точные науки, он отлично рисует и уверенно чувствует себя с друзьями в художественной школе, воодушевляет его и помогает не воспринимать низкие оценки по математике как катастрофу. Но это работает лишь в том случае, если и родители больше ценят успехи ребенка в искусстве, чем требуют пятерок за контрольную по алгебре.

3. Будь оптимистом

Люди с позитивным взглядом на жизнь умеют сосредотачиваться на хорошем, не подозревают в каждом человеке обидчика и не ожидают негативного к себе отношения. Чаще всего и окружающие положительно воспринимают людей-оптимистов. Но даже если ребенок не находит желаемого одобрения от других, ему важно научиться выступать собственным «антикритиком», находить плюсы в происходящих событиях, превращать негативные мысли в позитивные. Это просто: нужно в неприятном событии увидеть какое-либо «зато». Так вместо того, чтобы говорить: «Никогда мне не достается главная роль в школьном спектакле», можно сказать себе: «Конечно, я хотела получить роль принцессы, но роль феи – тоже очень хорошая».

4. Каждый имеет право быть услышанным

Застенчивым детям нелегко даются многие вещи: поднять руку на уроке, заговорить со сверстником на игровой площадке, рассказать одноклассникам смешной случай. Поможет практика общения, когда ребенок учится привлекать к себе внимание. Старайтесь, чтобы он видел, как заговариваете с прохожими вы, и слышал, как знакомятся между собой другие дети. Просите его сделать заказ в кафе, пока вы отойдете в ванную комнату, приглашайте гостей с детьми к себе домой – в привычной обстановке ребенку будет легче раскрепоститься. Опыт разнообразного общения постепенно прибавит уверенности в себе.

5. Драка – не самый лучший выход

Есть ситуации (особенно часто они происходят у мальчиков), когда один ребенок ведет себя агрессивно по отношению к другому: может специально толкнуть или отобрать какую-либо вещь, провоцируя конфликт. Каким бы сильным ни был первый порыв «дать сдачи», драка не приводит к решению проблемы. Научите ребенка сначала пробовать улаживать конфликт путем разговора – посоветуйте ему без агрессии, в максимально спокойной форме высказать обидчику, что именно ему не нравится в его поведении, попросить вернуть вещь обратно или больше не задевать его. Если выяснить отношения словесным путем не удается и дело принимает нешуточный оборот, посоветуйте ребенку отойти в сторону и обратиться ко взрослому.

6. Не поддерживай тех, кто дразнит

Дети, которые любят подразнить других, обычно переиначивают имена или присваивают неприятные прозвища. В этом случае можно придерживаться следующей тактики:

  • Игнорировать обидчика.
  • Не давать ему понять, что его слова тебя задевают или огорчают («И что?», «Так что ты хотел этим сказать?» – возможные варианты реакции на слова дразнящего, чтобы он понял, что тебе нет до него никакого дела).
  • Представлять себе, будто ты защищен сверхпрочным костюмом супергероя, и обидное прозвище отскакивает от тебя, будто резиновый мячик.

7. Не стесняйся иметь свою точку зрения

Бывает, что детям трудно выступать против мнения большинства. Уверенность в себе поможет не идти на поводу у других: не смотреть ТВ-шоу, которым увлечен весь класс, а ребенку оно кажется неинтересным; не переходить дорогу на красный свет светофора только потому, что все остальные побежали. Поговорите о том, как важно отличать положительное давление окружающих (например, друзья увлечены новым видом спорта и активно зовут с собой в секцию) и отрицательное (прогуливать уроки, пробовать сигареты – то, что однозначно будет иметь негативные последствия).

8. Не бойся говорить «нет»

Порой кажется, что проще согласиться с большинством, чем высказать «нет» на предложение, которое тебе не по душе. Но важно дать ребенку понять: у него всегда есть выбор – говорить «да» или «нет». И главное, чем он должен руководствоваться в ситуации выбора, это спросить себя: то, что мне предлагают, хочу я или другие? Объясните, что лучше всего давать честный ответ, почему ребенок не хочет что-то делать вместе со всеми – обоснованная позиция вызывает у окружающих только уважение.

9. Обращайся к взрослым

Несмотря на то, что детей учат не ябедничать, есть вещи, которые могут причинять им настоящую душевную боль, а также составлять угрозу их здоровью. Скажите ребенку, что, если он не может справиться с обидчиком и дело принимает для него неприятный оборот, он должен немедленно обратиться к любому взрослому: прохожему, старшекласснику, учителю и, конечно, родителям. Родитель в любом случае остается для ребенка опорой и защитником до той поры, пока он не научится защищать себя самостоятельно – и здесь необходимо внушить, что мама и папа всегда придут на помощь и никогда не посмеются над тем, что он не справился с обидчиком сам.

10. Занимайся спортом

Практически любой вид спорта, особенно, если он подкреплен успехами, развивает в детях уверенность в себе и своих силах. Порой одно упоминание о том, что ребенок владеет приемами единоборств, охлаждает пыл обидчиков. Спорт также является хорошим помощником в умении оставаться хладнокровным в стрессовых ситуациях. Это поможет:

  • спокойно ответить обидчику, что тебе не нравится его поведение;
  • заставить себя говорить не тихим, а уверенным голосом, даже если внутри нарастает волнение;
  • не поддаваться панике и сдержать порыв ответить физической грубостью на грубость другого человека.

malyavok.net


Смотрите также



Услуги по созданию дизайна; верстка



© JuliettaRose, 2008-2020. При использовании материалов ссылка на источник обязательна.