Создание дизайн-шаблонов; уроки Photoshop, Illustrator, Lightroom, Gimp; обои для рабочего стола; иконки и headers для блогов.
Главная Фотоальбом Обо мне Карта блога
Подпишись на RSS!

Иппотерапия при дцп


Иппотерапия — что это такое и для кого

Иппотерапия – это лечение различных болезней с помощью верховой езды и общения с лошадьми. В нашей стране данная методика не слишком распространена, и многие даже не знают, что это такое. Тем более важно получить об этом уникальном способе терапии побольше информации, ведь он доказал свою эффективность в коррекции многих врожденных и приобретенных болезней.

Что такое иппотерапия

Позитивное влияние контакта с лошадью на состояние больного было замечено еще во времена Гиппократа. Однако единых подходов и общепризнанной методики иппотерапии в России до настоящего момента не существует. Разрабатываются авторские методы, занятия проводятся по индивидуальному плану. Тем не менее можно выделить 4 основных способа лечения с помощью лошадей:

  1. Пассивное лечение движением лошади. Обычно применяют у пациентов с тяжелыми двигательными расстройствами. Больного усаживают на спину животного без седла, а инструктор ведет лошадь под уздцы медленным шагом. Больной может периодически менять положение на конской спине с помощью ассистента: садиться задом наперед, ложиться на живот или на спину.
  2. Терапевтическая верховая езда. Это может быть как самостоятельное управление лошадью (сидя в седле), так и выполнение заданных упражнений на ее спине (без седла).
  3. Лечебная вольтижировка. Подразумевает выполнение сложных гимнастических элементов на спине животного. Применяется только на последних этапах реабилитационного процесса.
  4. Психологический контакт с лошадью. Взаимодействие с животным (уход, кормление, общение) широко используются в терапии психзаболеваний. В таком случае физические тренировки, специальные упражнения отходят на второй план.

Историческая справка.

История появления и развития иппотерапии как самостоятельной лечебной методики начинается с 1953 года, когда женщина с тяжелыми последствиями полиомиелита смогла восстановить двигательную активность с помощью верховой езды и даже стала серебряным призером Паралимпийских игр. После этого врачи всего мира начали изучать и совершенствовать эту методику.

Показания

Занятия иппотерапией показаны при следующих проблемах со здоровьем:

1. Заболевания костно-мышечной системы:

2. Неврологические болезни:

  • Последствия инсульта, энцефалита или черепно-мозговой травмы;
  • Рассеянный склероз;
  • Паркинсонизм;
  • Полиомиелит;
  • Детский церебральный паралич (ДЦП);
  • Заболевания или травмы спинного мозга;
  • Нейропатии, радикулопатии;
  • Повреждения нервных сплетений.

3. Генетические болезни:

  • Синдром Ретта;
  • Синдром Дауна.

4. Расстройства психоэмоциональной сферы:

  • Депрессии;
  • Неврозоподобные состояния;
  • Шизофрения;
  • Алкоголизм, наркомания;
  • Задержка психомоторного развития;
  • Аутизм;
  • Девиантное поведение;
  • Умственная отсталость;
  • Гиперактивность у детей.

5. Патологии внутренних органов:

  • Бронхит, бронхиальная астма;
  • Снижение слуха, зрения;
  • Состояние после перенесенного инфаркта;
  • Сахарный диабет.

Противопоказания

Лечение с помощью иппотерапии имеет ряд противопоказаний.

Абсолютные:

  • Аллергия на лошадиную шерсть или пот;
  • Непреодолимый страх перед животным;
  • Ожирение 3-4 ст.;
  • Выраженный остеопороз;
  • Некоторые заболевания позвоночника (крупные межпозвонковые грыжи, нестабильность позвонков, сколиоз 3-4 ст., болезнь Шейермана-Мау в острой фазе);
  • Вывих бедра;
  • Асептический некроз головки бедренной кости;
  • Психзаболевание в острой стадии;
  • Острый инфекционный процесс;
  • Миастения;
  • Ранний восстановительный период после переломов;
  • Гемофилия;
  • Отслойка сетчатки;
  • Глаукома.

Относительные:

  • Остеопороз средней степени тяжести;
  • Выраженное снижение интеллекта;
  • Эписиндром с частыми приступами;
  • Костные деформации;
  • Миозиты.

Как проходит иппотерапия

Единого стандарта в проведении сеанса иппотерапии в России не существует. Во многом план занятий зависит от имеющегося заболевания и выбранной лечащим врачом методики. Тем не менее обычно соблюдается общий план тренировок, который включает 4 этапа:

  • 1. Первое знакомство с животным. От первоначального впечатления во многом зависит эффективность дальнейшего лечения. На этом этапе пациенту показывают место проведения тренировок, лошадь, с которой он будет заниматься, разрешают дотронуться до нее, погладить, взять за повод. Важно продемонстрировать доброту и миролюбивый нрав лошадки.

Это интересно!

Для занятий иппотерапией выбирают спокойных лошадей (меринов или кобылиц) от 5 до 16 лет, невысоких, приземистых, с овальной формой туловища. Для занятий с маленькими детьми выбор нередко останавливают на пони.

  • 2. Посадка в седло. На первых порах пациент обычно не может самостоятельно взобраться на лошадь, поэтому его усаживает инструктор. В дальнейшем вмешательство инструктора постепенно сводится к минимуму: подсадить, поддержать, направить.
  • 3. Первое тренировочно-диагностическое занятие. Оно нужно для того, чтобы больной увереннее почувствовал себя верхом, а специалист по иппотерапии смог составить примерный план дальнейших тренировок. На первом сеансе пациент еще не едет сам, лошадь медленным шагом ведет под уздцы инструктор.
  • 4. Регулярные тренировки проводятся в соответствии с разработанным планом и методом лечения, постепенно усложняются задания и наращивается продолжительность сеансов. Первые занятия длятся не более четверти часа, но со временем они продолжаются уже по 60 минут. Как правило, бывает достаточно 1-2 тренировок в неделю.

Почему лошади лечат: физиология и психология

Лечебное воздействие иппотерапии для детей, взрослых, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями базируется на двух механизмах. Это позитивное влияние на психическую сферу и нормализация физиологических процессов в человеческом организме.

Психология

Психологический аспект играет первостепенную роль для людей, испытывающих трудности при общении. С лошадью нет необходимости разговаривать, не нужно подбирать слова и переживать, что тебя неправильно поймут. За счет уникальных способностей к эмпатии лошади хорошо понимают людей. Это крайне важно, например, для детей с аутизмом во время сеанса иппотерапии, поскольку они чувствуют себя более раскрепощенно.

Для детей и подростков с девиантным поведением особенно важно получение положительных впечатлений от общения с животным. При этом негативные эмоции (в том числе агрессия, злость, чувство конкуренции) полностью отсутствуют.

У взрослых верховая езда вырабатывает мотивацию к обретению новых сил, необходимых, чтобы удержаться в седле, подчинить себе лошадь. Многие пациенты при этом чувствуют уверенность в собственных силах, бесстрашие, повышается их самоконтроль.

Физиология

Езда на лошади оказывает разнонаправленное действие на организм:

  • Укрепляется мускулатура всего тела и конечностей;
  • Формируется правильная осанка;
  • Становится проще удерживать равновесие;
  • Формируются правильные стереотипы ходьбы при ритмичной тряске в седле;
  • Происходит разогрев мышц;
  • Ускоряется кровоток;
  • Снижается патологически повышенный тонус в конечностях (при заболеваниях центральной нервной системы);
  • Регулируется процесс дыхания.

Отличия от других видов нагрузки

Иппотерапия имеет ряд преимуществ в сравнении с другими вариантами физнагрузок, что связано с особенностями езды на лошади.

  1. Вовлечение в процесс одновременно всех мышц корпуса и конечностей пациента. Это происходит еще на этапе удержания в седле, даже до начала выполнения специальной гимнастики.
  2. Пассивные колебательные движения, создающиеся во время езды на лошади, во многом повторяют сокращения мышц при ходьбе. Это формирует правильные двигательные стереотипы у инвалидов, не способных к самостоятельному передвижению.
  3. Одновременно с работой мускулатуры наблюдаются массажный и разогревающий эффекты, что помогает снизить тонус в мышцах и стимулировать кровоток.
  4. Параллельно с мышечной работой нормализуется функция вестибулярного аппарата за счет необходимости удерживать равновесие. Улучшается координация движений, уменьшается головокружение.
  5. Эмоциональный контакт с лошадью во время конных прогулок позитивно влияет на психику человека, формирует правильную мотивацию.

Интересное видео — Почему иппотерапия лечит

Иппотерапия для детей

Эту методику успешно используют в лечении и коррекции многих заболеваний детского возраста (в том числе и врожденных). Оптимальным для занятий возрастом считается 5-12 лет. До 5 лет ребенок слишком мал, ему трудно физически, он не всегда способен понять смысл тренировок. В подростковом возрасте дети менее податливы и хуже поддаются такого рода лечению, хотя бывают исключения. Иппотерапия для детей младенческого возраста в нашей стране фактически не практикуется, однако нередко используется в зарубежных странах.

Иппотерапия для детей с ДЦП

Детский церебральный паралич проявляется парализацией конечностей разной степени выраженности и повышением тонуса мышц, который мешает им правильно работать. Иппотерапия имеет первостепенное значение для детей с ДЦП, поскольку не просто помогает им развиваться физически, но и «наводит порядок» в эмоциональной сфере.

Общаясь с лошадью, самостоятельно садясь на ее спину, обучаясь верховой езде, маленький пациент борется с гиподинамией, получает необходимую физическую тренировку, его мышцы «вспоминают», как они должны сокращаться в норме. Сидя в седле, а не в инвалидном кресле, ребенок чувствует свое равенство с окружающими. Со временем он начинает более уверенно передвигаться самостоятельно.

Иппотерапия для детей с аутизмом

Иппотерапия при аутизме заключается в первую очередь в налаживании эмоционального контакта ребенка с лошадью. Выполнение физических упражнений в данном случае отходит на второй план. Важно, чтобы ребенок самостоятельно готовил для лошади угощение, кормил ее с рук, пытался на нее взобраться.

Для малышей с аутизмом это представляет серьезные трудности, поскольку они привыкли находиться в собственном замкнутом мирке. Общение с другим живым существом помогает детям-аутистам выйти из своего «кокона» и начать нормально взаимодействовать с окружающим миром.

Иппотерапия для детей с ЗПР

Нарушения работы головного мозга при задержке психического развития (ЗПР) достаточно многообразны. Но столь же многообразно и положительное влияние общения с лошадью на ребенка. В процессе обучения верховой езде малыш учится быть самостоятельным, усидчивым, проявлять аналитические способности, концентрировать внимание на определенной проблеме. Все это в дальнейшем поможет ему в учебе.

Позитивное воздействие упражнений по иппотерапии на мелкую моторику способствует развитию мозговых центров: речи, чтения, письма.

Видео — Иппотерапия. Как лошади лечат детей

Иппотерапия для взрослых

Возрастных ограничений иппотерапия не имеет. Обычно взрослые медленнее поддаются терапевтическому воздействию, чем дети, поскольку у малышей исходно выше реабилитационный потенциал. Тем не менее при систематическом подходе и регулярных тренировках взрослые достигают значительных успехов в лечении патологий опорно-двигательного аппарата, нервной системы и психической сферы.

Иппотерапия не является основным методом лечения болезни. В большинстве случаев пациенты занимаются ЛФК, плаванием, массажем, получают медикаментозное и физиотерапевтическое лечение. Однако зачастую именно лечебная верховая езда становится пусковым моментом в процессе выздоровления и помогает сдвинуть все реабилитационные мероприятия с мертвой точки.

Иппотерапия — что это такое и для кого Ссылка на основную публикацию

lfkplus.ru

Иппотерапия для детей с ДЦП

С О Д Е Р Ж А Н И Е 1. История появления иппотерапии; 2. Основные задачи ЛВЕ; 3. Основные условия для занятий ЛВЕ; 4. Отличие ЛВЕ от других видов лечебной физкультуры; 5. Особенности иппотерапии при Детском Церебральном Параличе (ДЦП); 6. Патофизиологическое обоснование иппотерапии (ИТ); 7. О социальной пользе иппотерапии; 8. Групповые занятия на природе; 9. Заключение. Список литературы.

1.История появления иппотерапии.

Иппотерапия является признанным средством реабилитирующего воздействия на больных соматическими, психическими заболеваниями, реконвалесцентов после травм. Она может применяться при сердечных, желудочно-кишечных и еще множестве других заболеваний и отклонений в состоянии здоровья, в том числе и для социальной реабилитации. С древнейших времен известно благотворное влияние на здоровье человека езды и общения с лошадьми. Еще античный врач Гиппократ утверждал, что раненые и больные поправляются быстрее и успешнее, если ездят верхом. В современной Европе Лечебная Верховая Езда (ЛВЕ) стала развиваться в последние 30-40 лет: сначала в Скандинавских странах, затем в Германии, Франции, Голландии, Швейцарии, Великобритании, Польше и др. Центры по ЛВЕ стали открываться во многих странах. Так в США работает более 1000, а в Великобритании около 700 групп иппотерапии, в которых оздоравливаются более 26000 человек с самой разнообразной патологией. В Польше работают около 60 подобных центров. Толчком к распространению ЛВЕ в странах Северной Европы, а потом и в других странах мира послужила история датчанки Лиз Хартел. Лиз была спортсменкой. Она занималась конным спортом, пока однажды не заболела полиомиелитом (случай довольно редкий для взрослого человека). Болезнь приковала Лиз к инвалидной коляске. Спортсменка уже не надеялась когда-нибудь сесть на лошадь. В итоге через несколько месяцев занятий верховой ездой Лиз Хартел выздоровела и снова стала заниматься конным спортом и в результате на соревнованиях по выездке во время Олимпийских игр в Хельсинки завоевала серебряную медаль. В настоящее время в 45 странах мира действуют центры ЛВЕ - самостоятельные или при клубах верховой езды, выделяющих небольшие манежи и лошадей для занятий с инвалидами.

2. Основные задачи ЛВЕ.

Отличительной чертой ЛВЕ является высокая эффективность и уникальность реабилитационного воздействия ЛВЕ на физическую и социально-психическую сферу ребенка.

Иппотерапия как одна из форм лечебной физкультуры позволяет решать следующие основные задачи:

1) противодействовать отрицательному влиянию гипокинезии, обусловленной болезнью; 2) развивать физическую активность больного; 3) способствовать восстановлению нарушенных функций; 4) улучшать или восстанавливать утраченные навыки; 5) обеспечивать профессиональную реабилитацию, формировать новые или восстанавливать утраченные навыки. Специалисты считают, что ЛВЕ особенно эффективна в детской реабилитационной практике, в частности в работе с детьми, страдающими нарушениями опорно-двигательного аппарата и психосоциального статуса, ускоряя их социальную адаптацию.

3. Основные условия для занятий ЛВЕ.

Применение иппотерапии требует соблюдения следующих обязательных условий:

А) врачебный контроль за адекватностью и эффективностью физических нагрузок, их коррекция в случае необходимости; Б) последовательное наращивание физической активности больного; В) применение патогенетически обоснованного комплекса методов ЛФК - ЛВЕ, лечебной гимнастики, массажа и др.; Г) активное и сознательное участие больного в реабилитационном процессе; Д) рациональное сочетание ЛФК и других методов комплексной реабилитации (медикаментозных, психотерапевтических, педагогических и др.). Иппотерапия, по сути, является особой формой лечебной физкультуры. Здесь в качестве спортивного снаряда выступает живая лошадь, но этим отличия ЛВЕ от других форм ЛФК не исчерпываются.

4. Отличие ЛВЕ от других видов лечебной физкультуры.

Принципиальное отличие ЛВЕ от всех других видов лечебной физкультуры (ЛФК) заключается в том, что здесь, как нигде более, обеспечивается одновременное включение в работу практически всех групп мышц тела всадника. Причем это происходит на рефлекторном уровне, поскольку, сидя на лошади, двигаясь вместе с нею и на ней, пациент в течение всего сеанса инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади, тем самым побуждает к активной работе как здоровые, так и пораженные болезнью мышцы своего тела. Кроме того, ни один из спортивных снарядов не обладает возможностью возбуждать у пациента такую сильнейшую, разнонаправленную мотивацию, которая сопутствует занятиям ЛВЕ: ребенок испытывает огромное желание сесть на лошадь, почувствовать себя всадником, преодолеть страх, обрести уверенность в своих силах. Эта мотивация способствует максимальной мобилизации волевой деятельности, с помощью которой достигается не только подавление чувства страха, но и одновременно уменьшение количества и объема гиперкинеза при (ДЦП), что, в свою очередь, дает возможность обучать пациента правильному построению основного поведенческого фона. Не менее важно то обстоятельство, что при использовании ЛВЕ успех лечения во многом зависит от созвучного взаимодействия двух живых существ, участвующих в этом действе: пациента и лошади. Отсюда немаловажно правильно, оптимальным образом подобрать пару «пациент-лошадь», и это является актуальной темой иппотерапевтической теории на современном этапе.

5. Особенности иппотерапии при Детском Церебральном Параличе (ДЦП).

Лечение больных ДЦП проводиться комплексно: лечебная гимнастика, иппотерапия и массаж. В результате лечения у больных наблюдалось уменьшение спастического синдрома. Следовательно, улучшение наблюдалось при всех формах ДЦП, что объясняется тем, что иппотерапия улучшает статико-локомоторную функцию за счет урегулирования мышечного тонуса в связи с частичным снижением спастичности. Но наилучший результат получен при гиперкинетической форме, где наблюдалось уменьшение объема и амплитуды непроизвольных движений за счет максимальной мобилизации воли. Все это благотворно влияет на ребенка в целом, вырабатывая интерес к иппотерапии, при которой, в отличие от других форм ЛФК ребенок активно взаимодействует с лошадью, одновременно соподчиняясь с ней в процессе лечения. Таким образом, кроме положительного эффекта в отношении моторики, во всех случаях у детей появляется, что немаловажно, самостоятельность, уверенность в своих возможностях и негласное соревнование друг с другом, заинтересованность и огромное желание самим участвовать в процессе лечения, что явилось огромной движущей силой в их оздоровлении.

6. Патофизиологическое обоснование иппотерапии (ИТ).

Лечебная верховая езда (райттерапия, иппотерапия) является одной из форм лечебной физкультуры. Ее условно делят на иппотерапию лечение с помощью лошади, и реабилитационную верховую езду

Круг заболеваний, при которых применяют лечебную верховую езду, очень широк:

- нарушение двигательной сферы в результате параличей, полиомиелита и т. д.; - поражение органов чувств – слепота, глухота; - психические заболевания – аутизм, неврозы, некоторые формы шизофрении; - умственная отсталость – олигофрения, синдром Дауна и др.; - различные нарушения социальной адаптации; - послеоперационная реабилитация. Основной механизм воздействия иппотерапии на организм человека (больного), тот же, что у любой другой формы ЛФК, т. е. он основан на концепции лечебно-профилактического влияния физических упражнений. Современная физиология рассматривает любую деятельность организма человека, как единого целого, совокупность физических, психических свойств и социальных взаимоотношений с окружающей средой. Иппотерапия опирается на лечебно-профилактический характер влияния верховой езды, воздействие на организм человека осуществляется через нервно-гуморальный механизм и, подчиняется законам адаптации к физическим нагрузкам и формирования двигательных навыков. Под влиянием лечебно-профилактического воздействия физических упражнений в организме происходит активная перестройка функций. Температура тела лошади выше человеческой на 1.5 градуса. Движения мышц спины идущей лошади разогревают и массируют спастичные мышцы ног всадника, усиливая кровоток в конечностях. Улучшение кровотока в целом улучшает кровоснабжение мозга. Кроме того, для обездвиженного больного очень важна имитация движений человека, идущего нормальным шагом, так как тело имеет свои компенсаторные механизмы запоминания полученного опыта. А тазобедренная область и нижние конечности при езде на лошади, идущей шагом, имитируют эти сложные трехмерные движения. Это неоднократно было зафиксировано во многих учебных пособиях и фильмах, созданных в разных странах. При верховой езде у седока задействованы практически все группы мышц. Человеку, сидящему верхом на движущейся лошади, приходится постоянно контролировать равновесие, а это заставляет синхронизировать работу мышц спины, туловища и всех остальных мышц, то, расслабляя, то, напрягая их. В результате в работу включаются те мышцы, которые у обездвиженного инвалида бездействуют, даже не будучи пораженными. В процессе адаптации организма к физическим нагрузкам, помимо ЦНС большое участие принимают симпато-адреналовая и гипоталямо-гипофизарная системы, т.е. осуществляется еще и гуморальная регуляция. Под действием физических упражнений происходит активация висцеральных органов и систем, а механизм активации заключается в повышении функции симпатической нервной системы и ретикулярной формации под регулирующим управлением коры головного мозга. Возбуждение симпатической нервной системы стимулирует обмен веществ – катаболизм и способствует быстрому и эффективному расходу энергии. Под действием физических упражнений, через моторно-висцеральные рефлексы изменяются функции внутренних органов. Совершенствование этих рефлексов при различных заболеваниях внутренних органов и лежит в основе лечебно-профилактического действия физических упражнений. При действии физических упражнений улучшается двигательная функция, координация между нервными импульсами и увеличивается максимальная производительная сила мышц, даже не тренированных, т.е. имеется эффект «переноса» тренировочных влияний. Верховая езда, для большинства людей, непривычная форма двигательной деятельности, поэтому, кроме вышеперечисленных воздействий, содержит в себе особые механизмы влияния на занимающихся. Иппотерапия воздействует на организм человека через два мощных фактора: психогенный и биомеханический. Соотношение удельного веса этих механизмов в каждом отдельном случае зависит от заболевания и задач, решаемых с помощью иппотерапии: так при лечении неврозов, ДЦП, умственной отсталости, детского аутизма, основным воздействующим фактором является психогенный, а при лечении постинфарктных больных, больных с нарушениями осанки, сколиозами, остеохондрозами позвоночника, простатита и т.д. ведущим фактором воздействия оказывается биомеханический, хотя ни в одном из этих случаев не следует недооценивать ни одного из факторов т.к. иппотерапия - это метод, оказывающий одновременное воздействие на физический и психосоциальный статусы занимающегося. Он складывается из общения с живым организмом – лошадью, крупным, темпераментным и сильным животным, обладание и управление которым дарит больному ощущение победы, повиновения ему такого огромного мощного существа, а также чувство превосходства над окружающими, стоящими внизу, на земле людьми. Кроме этого, необходимо учитывать впечатление, производимое непривычно большим пространством вокруг больного (манеж или плац на открытом воздухе), которое позволяет ему почувствовать себя свободным, раскрепощенным. Необходимо подчеркнуть, что психогенный фактор по разному раскрывается в конкретных нозологиях. Например, если при неврозах лечебный эффект несет чувство победы, свободы, раскрепощенности, то при ДЦП ведущее значение имеет страх (боязнь не удержаться на лошади и др.) что заставляет больного напрячь все усилия, сконцентрировать внимание, скоррегировать сохраняющие равновесие движения и тем самым непроизвольно подавить патологические очаги возбуждения центров моторики.

Вторым мощным фактором воздействия иппотерапии является уже упомянутый выше, биомеханический фактор, влияние которого обусловлено следующими моментами:

1. Влияние колебаний возникающих и идущих от спины движущейся лошади в 3-х взаимоперпендикулярных плоскостях. Эти колебания имеют среднюю амплитуду и навязываются больному, будучи разными при различных аллюрах. Эти ритмичные колебания вызывают поочередное напряжение и относительное расслабление мышц туловища, что обуславливает удержание тела больного на лошади во время ее движения. 2. Биомеханический фактор способствует созданию у больных новых рефлексов, развитию равновесия, координации движений. Развитие равновесия сопровождается в человеческом организме развитием симметрий, а именно симметричного развития мышц туловища, конечностей, суставно-связочного аппарата, т.е. всего опорно-двигательного аппарата, а также симметричных внутренних органов. В то же время, выработка баланса всадника на лошади, на разных аллюрах, способствует возникновению и закреплению новых условных и безусловных рефлексов. Все это вместе взятое способствует формированию нового двигательного навыка. Кроме того, развитие равновесия играет решающую роль при лечении некоторых форм сколиоза (нефиксированных), начальных формах остеохондроза (дискоз), при асимметричных конечностях и асимметрично развившимися, в связи с этим мышцами, что чревато многими неприятными последствиями в состоянии здоровья, а также с асимметричным гипертонусом отдельных групп мышц при ДЦП и других подобных нарушениях. Таким образом, движение разными аллюрами, сидя на лошади, предъявляет организму всадника серьезные требования к уровню координации движения и поведению в целом.

7. О социальной пользе иппотерапии.

Иппотерапия – конная реабилитация, а еще проще – лечение с помощью лошади. Чтобы убедить скептиков, достаточно показать результаты, достигнутые этой дисциплиной, разработанной специалистами высочайшего уровня, в лечении таких патологий, как церебральный паралич, мозговые травмы и параличи ног. Шаг за шагом, под неустанным наблюдением медиков многие инвалиды приобретают возможность установить нормальные социальные отношения с окружающим миром и улучшить свое физическое состояние. Направление реабилитации, использующее конный спорт как терапевтическое средство, которое в некоторых случаях может считаться следующим этапом формировании больного человека как личности, ставит перед собой задачу добиться улучшения состояния пациентов, страдающих тяжелыми поведенческими расстройствами и трудностями в отношении с ближними. Эта цель может быть достигнута именно потому, что животное, не имеющее культурной надстройки, часто затрудняющей человеческие взаимоотношения, принимает пациента таким, как он есть, и позволяет установить простые, но внушающие уверенность отношения. Во время лечения пациент должен заниматься также уходом за животным, кормить его, следить за сбруей до и после сеанса терапии. Введение инвалида в нормальную спортивную среду (конный спорт для инвалидов) представляет собой важнейший шаг для вовлечения в общественную жизнь. Естественно, не все пациенты приходят к этому этапу, но те, кому это удается, получают огромное удовлетворение от возможности быть частью нормального мира, и это в невероятной степени улучшает их социальные отношения с людьми.

8. Групповые занятия на природе

Хочется предложить, помимо спортивных занятий, осуществлять групповые конные прогулки. Для этого пациент должен обязательно приобрести значительную независимость от медработника, который, тем не менее, должен обязательно присутствовать. Кроме того, во время групповых прогулок все ощущения усиливаются и расширяются по диапазону, так как здесь добавляется удовольствие от вида окружающего пейзажа, от контакта с природой, радость групповой деятельности. Хотелось бы, чтобы иппотерапия стала доступной не только для детей, но и для взрослых людей. Показания для занятий ЛВЕ настолько расширены, что ей могут заниматься люди с самой различной как физической, так и социальной патологией.

9. Заключение.

Хочется заметить, что центры ЛВЕ труднодоступны, тем более для людей с ограниченными возможностями, не имеющих своего транспорта. У большинства людей с физическими и интеллектуальными проблемами нарушено ощущение пространства, своего тела, а также ощущение себя, как личности – словом то, что формирует и определяет взаимоотношения с миром. Лошадь же расширяет коммуникативные возможности человека. Она ставит людей с умственной отсталостью и социально-психическими заболеваниями в ситуацию, когда их реакции более адекватны, чем обычно. Когда человек едет верхом, ему необходимо вступить в контакт со своим конем, придерживаясь при этом определенных правил. Только в этом случае лошадь реагирует на приказания всадника. Таким образом, кроме положительного эффекта в отношении моторики, во всех случаях у пациентов появляется, что немаловажно, самостоятельность, уверенность в своих возможностях и негласное соревнование друг с другом, заинтересованность и огромное желание самим участвовать в процессе лечения, что явилось огромной движущей силой в их выздоровлении. Что еще человек с ограниченными возможностями получает сидя на лошади? Это и освоение своего тела, и освоение пространства, расширение этого пространства, в частности, за счет изменения угла зрения. Трудно передать самоощущение человека, который обычно сидит в инвалидной коляске и смотрит на всех снизу вверх. И вдруг он оказывается на несколько голов выше самого высокого из окружающих и может независимо от всех передвигаться. Владение навыками верховой езды дает возможность перейти от зависимости к новому качеству – качеству человека, управляющего большим животным, направляющего его в необходимую для себя сторону. Человек начинает гордиться своими успехами, у него повышается самооценка, появляется уважение к себе, улучшается самоконтроль он не чувствует себя социально отсталым. Успехи в верховой езде формируют личность: чуткость к движениям лошади тренируют реакции; умение управлять лошадью дает навык оценки ситуации и влияния на нее; доверие к лошади распространяется на доверие к людям, с которыми больной человек взаимодействует. Таким образом, в процессе реабилитации происходит последовательный перенос приобретенных физических, коммуникативных и прочих навыков из ситуаций верховой езды в повседневную социально очень тяжёлую жизнь.

Список литературы

1. Л.К.Грачев, И.Ю.Казаченко, И.С.Роберт. «Об опыте деятельности экологического центра «Живая нить». – М.: НИИ семьи, 1997 г. – 80 стр. 2. П.Т.Гурвич. «Какие заболевания лечат верховой ездой». Журнал «Коневодство и конный спорт» №1 за 1997 г. – стр.22-23. 3. П.Т.Гурвич. «Центр лечения верховой ездой». Журнал «Коневодство и конный спорт» №2 за 1997 г. – стр.26-27. 4. Д.А.Гуревич. «Лечебная верховая езда». Журнал «Коневодство и конный спорт» №5 за 1997 г. – стр.27-28. 5. П.Т.Гурвич. «Верховая езда как средство лечения и реабилитации в неврологии и психиатрии». Журнал «Неврология и психиатрия» №8 за 1997 г. – стр. 65. 6. Н.И.Ионатамишвили, Ц.Ш.Чхиквишвили. «Особенности райттерапии при детском церебральном параличе» (Кафедра ЛВК и ВК, кафедра неврологии Тбилисской Медицинской Академии, Центр райтрерапии и реабилитации). 7. Н.И.Ионатамишвили. «Реабилитация детей с гипокинетической формой детского церебрального паралича» (Кафедра ЛВК и ВК Тбилисской Медицинской Академии, Центр райтрерапии и реабилитации). 8. М.М.Рухадзе. «Патофизиологическое обоснование райттерапии» (Кафедра ЛВК и ВК, кафедра неврологии Тбилисской Медицинской Академии, Центр райтрерапии и реабилитации).

3.27  (Всего проголосвавших: 2)

doorinworld.ru

ИППОТЕРАПИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ И ЛЕЧЕНИИ ДЦП

Конференция завершена Эта статья набрала 16 голосов У данной статьи нет дипломов

Детский церебральный паралич (ДЦП) - одно из наиболее серьезных заболеваний нервной системы у детей, характеризующееся органическим поражением мозга. Для реабилитации детей при ДЦП существует целый ряд методов ЛФК. Метод иппотерапии (лечебная гимнастика на лошади) является одним из основных и успешных методов профилактики и лечения  всевозможных заболеваний в любом возрасте, он определяет лечебно-профилактические, психолого-педагогические и медико-социальные проблемы реабилитации. Наиболее важные принципы реабилитационного воздействия верховой езды находят в естественных движениях лошади, дающих наезднику возможность сформировать и систематизировать собственные движения.

Основными достоинствами иппотерапии являются: вовлечение в процесс абсолютно всех групп мышц; в процессе катания на лошади, дети стремятся удержать сбалансированность, провацируя к действию здоровые и проблемные мышцы; ритмичные колебания спины лошади в течение передвижения передаются наезднику и повышают расслабленность спастичных мышц; тепловой эффект от спины лошади, оказывает содействие расслаблению мышц бедер и ягодиц; конная езда сокращает отклонения и численность гиперкинезов, способствует усовершенствованию координации движений; движение спины лошади проявляется в 3-х плоскостях – фронтальной, сагиттальной и горизонтальной, подобное движение спины лошади, идущей шагом, сопостовимо с движением человека при ходьбе, благодаря этому у наездника наблюдается ощущение прямохождения; конная езда формирует характер и ощущение своего тела в пространстве; осуществляет воздействие на оба полушария головного мозга, поскольку наблюдается трехмерное перемещение лошади и наездника с постоянным пересечением средней линии тела; ни один из спортивных снарядов не предоставляет такой мотивации, как лечебная верховая езда, она подавляет страх, у детей проявляется уверенность, самоутверждение, обучение воспринимается как развлечение, забава, удовольствие.

Целями иппотерапии при ДЦП служат: коррекция порочных установок опорно-двигательного аппарата; повышение физ.активности в суставах верхних и нижних конечностей; нормализация мышечного тонуса и позотонических реакций; нормализация силы мышц; разрабатывание мышечно-суставного чувства и мышечно-сенсорной координации; развитие вестибулярных и антигравитационных реакций, сбалансированности и ориентирования в пространстве; формирование опороспособности нижних конечностей; развитие манипулятивной функции рук; усовершенствование функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной и иных систем организма; нормализация вегетативных функций; усовершенствование адаптации организма к физ.нагрузкам; восстановление организма детей, разработка необходимых двигательных навыков; усовершенствование познавательных процессов; снижение реактивности, беспокойства; поддержание эмоциональной сферы; формирование самостоятельности, социальная и бытовая реабилитация. Во время занятий иппотерапией необходим непрерывный врачебный контроль с целью регуляции нагрузки и рационального сочетания лечебной верховой езды с иными способами комплексной реабилитации. Связь наездника и лошади вносит в процесс оздоровления некоторые трудности и особенности, по этой причине важен оптимальный выбор пары «пациент – лошадь». Помимо этого, необходимо четко согласовывать деятельность лошади и наездника. Каждый момент их взаимодействия – это балансирование в движении. Двигательное поведение детей на лошади следует совершенствовать с туловища, после этого переходить на конечности, немаловажно сформировать стабильную опору для движений рук и ног. В физическом развитии детей первого года жизни происходят поднятие и удержание головы, повороты, затем опора на плечи, локти и кисти. После освоения указанных навыков дети начинают осваивать хватательные движения пальцами. Поначалу их движения размашисты, с большими физическими затратами, далее они оптимизируются. Таким образом, поначалу совершается освоение движения, а далее формируется координация. Мышцы рук и ног состоят в большей степени из динамических волокон, а мышцы туловища – из статических, обеспечивающих стабильное положение тела при движении. Последовательное регулируемое расслабление считается наиболее трудным и более подходящим способом тренировки мускулатуры и сохранности суставов. В случае, если мышцы функционируют ритмично, четко взаимодействуя с собственными мышцами-партнерами, они постоянно приобретают новый приток кислорода и молочная кислота в них не накапливается. При посадке на лошадь большая часть суставов находится в среднефизиологическом положении, обеспечивая оптимальное воздействие на мышцы, что немаловажно для коррекции двигательных нарушений у детей с церебральным параличом. Чем спокойнее и увереннее посадка, тем стремительнее лошадь отреагирует на изменение положения тела наездника. При верной посадке даже высокие и тяжёлые дети кажутся более легкими, нежели неправильно сидящие худые. При лечебной верховой езде грудная клетка является наиболее стабильной составляющей туловища, голова – наиболее подвижной, а таз осуществляет контроль движения, поступающие от лошади снизу, передавая их позвоночнику в координированной форме. Плечевой пояс должен ровно лежать на грудной клетке. Положение плечевого пояса сотносительно грудной клетки зависит от положения грудного отдела позвоночника. В случае если не функционируют нижние стабилизаторы лопаток, компенсаторно происходит перенапряжение мышц шейно-затылочной области. При напряжении затылочных мышц при ДЦП плечевой пояс будто повисает на них, вместо того чтобы лежать на грудной клетке. Из-за этого сокращаются и без того напряженные большая и малая грудные мышцы. Руки наездника должны быть «мягкими» и двигаться вне зависимости от стабильного туловища. Ноги должны быть центром равновесия и раскрепощенности. Двигательные импульсы от ног передаются через таз к позвоночнику. Помимо этого, дети должны распределить собственный вес так, чтобы рационально согласовывать движения собственного тела с движениями лошади, не отставая и не опережая. Сохранение правильной осанки при лечебной верховой езде считается не статической неподвижностью, а тончайшей формой балансирования вокруг оси равновесия. Все это весьма важно для коррекции двигательных нарушений при ДЦП. Утеря равновесия способна происходить в абсолютно всех направлениях – вперед, назад, в сторону. Утрата наездником баланса выводит из равновесия и саму лошадь – это нервирует и пугает её, приводит к сбою ритма, потере раскрепощенности. В движении лошади выделяют шаг, рысь и галоп. Шаг лошади аналогичен человеческому шагу, по этой причине детям через лошадь переходит стереотип человеческой ходьбы. Рысь – наиболее активное постоянное движение лошади, а галоп - это подскок, прыжок. Обучение иппотерапией подразумевают согласованные действия 4 участников лечебного процесса: наездника, инструктора, коновода и лошади. Наставник руководит занятием, т.е. страхует больного, дает задания, наблюдает за их исполнением, управляет действиями коновода. Коновод отвечает за действия лошади. Роль участия наездника в верховой езде зависит от того, насколько тяжела патология, от аллюра лошади, ее характера и выездки. Лечебная верховая езда безусловно оказывает немалое психофизическое влияние на организм детей, страдающих ДЦП. Согласно уровню выраженности двигательных расстройств при ДЦП больные распределяются на три категории: к первой группе относятся дети с несущественно проявленными двигательными нарушениями в верхних конечностях, передвигающиеся без помощи других и в отсутствии специализированных приспособлений; ко второй группе принадлежат дети с доминированием двигательных расстройств в нижних конечностях, передвигающиеся без помощи других при поддержке специализированных приспособлений; к третьей группе принадлежат дети, почти не умеющие передвигаться без помощи других. В зависимости от серьезности двигательных нарушений выделяют следующие особенности проведения занятий по иппотерапии. [2, c.130-174] Для детей первой категории: – ознакомление с лошадью; – посадка на лошадь, самостоятельное спешивание; – упражнения на стоящей и идущей лошади, использование элементов манежной езды шагом; – при легкой степени двигательных расстройств допустимо вовлечение в занятие наиболее стремительного аллюра движения лошади – рыси. Для детей второй категории: – ознакомление; посадка ; – упражнения на стоящей лошади; – езда шагом, уроки на идущей лошади: остановка, повороты, перемены направления, езда с седлом и без седла. Для детей третьей категории: ознакомление; посадка; езда на лошади в отсутствии седла, с поддержкой специального седла при постоянной помощи методиста; упражнения на стоящей и идущей лошади [1, c.51] отмечают четыре периода иппотерапии при ДЦП. На первом, адаптационном, периоде происходит ознакомление детей с инструктором и лошадью, отрабатывается посадка на лошадь и спешивание. Проходит подготовка к решению основных коррекционных задач. На втором периоде совершается формирование общего функционального базиса занятия. У больного развивается сбалансированность и посадка, выполняются дыхательные упражнения. Третий период оздоровления содержит непосредственно реабилитационные мероприятия, целью мероприятий является снижение спастичности, возрастание силы паретичных мышц, объема пассивных и активных движений, разработка двигательных способностей. На четвертом, завершающем, периоде оздоровительного курса происходит закрепление результатов. При разрабоывании занятий иппотерапией применяются: упражнения вдоль и поперек лошади в положении как на спине, на животе; перемещения в суставах верхних и нижних конечностей; наклоны и повороты туловища; дыхательные упражнения; посадка спиной вперед; упражнения с закрытыми глазами; езда с использованием средств управления лошадью; усвоение элементов манежной езды шагом; задания для тренировки легкой моторики; элементы подвижных игр – кольцеброс, метание мяча в цель. Реабилитация иппотерапией состоит из 10 занятий 1–2 раза в неделю. Длительность занятия от 15 до 45 минут в зависимости от степени двигательных нарушений, возраста, сложности упражнений.

Таким образом, лечебная физическая культура представляет собой значимое направление при реабилитации ДЦП. ЛФК способствует реабилитации абсолютно всех патологий и улучшению состояния организма.

Список литературы:

  1. Адаптивная физическая культура в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (при заболевании детским церебральным параличом) / под ред. А.А. Потапчук. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003
  2. Денисенков А.И., Роберт Н.С., Шпицберг И.Л. Иппотерапия: возможности и перспективы реабилитации при детском церебральном параличе: метод. пособие. – М., 2004. -51 c.
  3. Дремова Г.В. Комплексное использование иппотерапии и спартианской программы в целях социальной реабилитации и интеграции инвалидов с ДЦП / Дремова Г.В., Соколов П.Л., Столяров В.И. // Спорт, духовные ценности, культура. – М., 1997. – вып. 8. – С. 130-174

sibac.info

Иппотерапия — лечение ДЦП с помощью верховой езды

Одним из способов лечения детского церебрального паралича является иппотерапия. И об этом интересном способе лечения мы расскажем в нашем материале.

Что такое иппотерапия?

Иппотерапия — это дин из видов кинезиотерапии, лечебной физкультуры, основанной на общении с лошадью, конной верховой езде (что, собственно, и отражено в названии: hippotherapie произошло от греческого «hippo» — лошадь). Одно из применений иппотерапии — реабилитация различных заболеваний опорно-двигательной и нервной системы, включая детский церебральный паралич. Суть метода — сочетание психоэмоциональной терапии и биомеханическим воздействием в купе с развитием мышц ребенка, благодаря физическим нагрузкам. При верховой езде импульс от тела лошади передается к телу человека. Получается своеобразная имитация ходьбы, ритмические движения, а также тепловое воздействие, так как температура лошади на 1,5 градуса выше температуры тела человека.

Для детей, борющихся с последствиями ДЦП, подобные физические нагрузки дают хороший толчок в развитии. Кроме того, иппотерапия помогает лечить нарушение осанки, сколиоз, остеохондроз, последствия черепно-мозговых травм, эпилепсию, аутизм. Кстати, кроме иппотерапии активно используется и другой метод лечения ДЦП через общение с животными — дельфинотерапия. О дельфинотерапии читайте вот в этой статье.

Самая главная особенность метода — это мотивация ребенка к общению с животным за счет определенного психологического контакта между лошадью и ребенком. На ребенка не оказывается совершенно никакого давления. Первое знакомство с лошадью всегда сопровождается эмоциональным всплеском и живым интересом, а эмоциональный фактор всегда воздействует и на физическое состояние. Регулярная езда верхом стимулирует развитие центральной нервной системы, сохранение спокойствия и концентрации. Об укреплении мышц мы упомянули выше, но при езде на лошади улучшается также и координация движений.

Когда появилась иппотерапия?

Считается, что впервые такой метод лечения был применён на Западе, причем его долго не воспринимали всерьез. Хотя, конечно, история иппотерапии намного более длинная, чем кажется на первый взгляд.

Первые упоминания о положительном и оздоравливающем воздействии верховой езды содержатся еще в трудах древнегреческого врача Гиппократа (а это 4 век до нашей эры), где верховая езда рассматривалась как гимнастика для улучшения функций организма. Вполне возможно, что о серьезном изучении иппотерапии никто и не задумывался по одной простой причине — верховая езда была одним из частых способов передвижения вплоть до конца XIX — начала XX веков. Зачем ее изучать, если большинство людей и так ездят верхом? И с приходом прогресса люди стали меньше двигаться и эффект от иппотерапии стал более заметен.

Неким переломным моментом стал 1952 год, когда на XV Олимпийских играх Лиз Хартелл, больная полиомиелитом и прикованная к инвалидной коляске, заняла 2 место. Закономерный вопрос — как это произошло? Лиз Хартелл в прошлом была спортсменкой по верховой езде, но диагноз ввел ее в депрессию. Лечащий врач настоял на ее занятия верховой ездой и о результате Вы только что прочитали — полиомиелит был практически побежден и завоевана Серебряная медаль на Олимпийских играх!

Дальше пошло по нарастающей и стали открываться различные центры по иппотерапии стали открываться во многих странах мира. Сегодня такие центры есть в США, Великобритании, Норвегии, Франции, Грузии и многих других. В России иппотерапию стали применять где-то в начале 2000-х годов.

Положительный эффект от иппотерапии

Положительные эффекты от иппотерапии заметны достаточно быстро. Считается, что в среднем, каждый девятый ребенок с ДЦП после иппотерапии начинает ходить, а примерно у каждого десятого снижается степень инвалидности. На нашем сайте также есть несколько материалов о пользе иппотерапии. Например, история Елены Чепкиной, которая усыновила ребенка с ДЦП и поставила его на ноги, благодаря верховой езде. Или история Андрея Кубасова из Красноярского края, получившего первый разряд по конному спорту, несмотря на инвалидность.

И всегда помните, ДЦП — это не приговор. На этом сайте мы рассказываем истории разных людей, на деле доказавших, что преодолеть можно любые препятствия.

dcp-ne-prigovor.ru

Иппотерапия для детей с ДЦП (лечение лошадьми, лечебная верховая езда)

Иппотерапия считается отличным средством реабилитации при соматических и психических заболеваниях. Помогает она и при восстановлении после травматических повреждений.

Нередко этот метод используют при проблемах в работе сердца или органов пищеварения. Одним из приоритетных направлений применения иппотерапии является реабилитация детей, страдающих ДЦП.

Сегодня в 45 странах мира есть центры лечебной верховой езды. Они могут быть самостоятельными или находиться при клубах верховой езды, которые выделяют лошадей и площади для работы с инвалидами.

  • Вся информация на сайте носит ознакомительный характер и НЕ ЯВЛЯЕТСЯ руководством к действию!
  • Поставить ТОЧНЫЙ ДИАГНОЗ Вам может только ВРАЧ!
  • Убедительно просим Вас НЕ ЗАНИМАТЬСЯ самолечением, а записаться к специалисту!
  • Здоровья Вам и Вашим близким!

Задачи

Характерной чертой этого метода лечения считается высокая эффективность. Иппотерапия оказывает уникальное воздействие на физическое и социально-психическое состояние ребенка.

Ее применяют для решения таких задач:

  • борьба с негативным влиянием гипокинезии, которая связана с заболеванием;
  • улучшение физического здоровья малыша;
  • восстановление нарушенных функций;
  • улучшение или восстановление потерянных навыков.

Специалисты утверждают, что лечебная верховая езда очень эффективна при реабилитации детей. Особенно это касается малышей с нарушениями опоро-двигательного аппарата.

Также этот метод очень полезен при проблемах с психосоциальным статусом. Благодаря занятиям иппотерапией удается значительно ускорить их социальную адаптацию.

Условия занятий

Чтобы занятия верховой ездой были эффективны, обязательно нужно соблюдать определенные рекомендации:

  • осуществлять врачебный контроль над эффективностью и адекватностью нагрузок, а при необходимости вносить определенные коррективы;
  • постепенно наращивать интенсивность физических нагрузок;
  • на основании симптомов заболевания применять соответствующие методы лечебной физкультуры – верховую езду, массаж, гимнастику;
  • обеспечить активное участие пациента в процессе реабилитации;
  • правильно сочетать физические нагрузки с другими методами – психотерапевтическими, лекарственными и т.д.

По сути, иппотерапию можно назвать особенной формой лечебной физкультуры. В данном случае лошадь играет роль спортивного снаряда. Однако лечебная верховая езда имеет и другие особенности.

Отличия от других видов нагрузки

Существенное отличие иппотерапии от других разновидностей лечебной физкультуры заключается в вовлеченности практически всех групп мышц в процесс занятий. Оно происходит на уровне рефлексов, поскольку во время сидения на лошади ребенок должен инстинктивно сохранять равновесие, чтобы не упасть. Благодаря этому начинают активно работать и больные, и здоровые мышцы.

Помимо этого, ни один спортивный снаряд не пробуждает в ребенке такую сильную мотивацию. Дети с этим диагнозом очень хотят сесть на лошадь, справиться со своими страхами и приобрести уверенность в себе.

Благодаря этому удается мобилизовать волю малыша, что поможет не только справиться со страхом, но и снизить объем гиперкинеза. Это позволит ребенку правильно выстраивать свое поведение.

Не меньшую роль при использовании лечебной верховой езды для лечения ДЦП играет взаимодействие живых существ – лошади и ребенка. Именно поэтому так важно правильно подобрать животное малышу, чтобы терапия проходила максимально успешно.

Нюансы иппотерапии для детей с ДЦП

Лечение пациентов, страдающих ДЦП, обязательно должно иметь комплексный характер. Оно обычно включает не только иппотерапию, но и массаж, а также лечебную гимнастику.

Поскольку иппотерапия способствует улучшению статико-локомоторной функции благодаря регуляции тонуса мышц и частичного уменьшения спастичности, она дает хорошие результаты при всех формах ДЦП. Однако наибольшего эффекта удается добиться при гиперкинетической форме. Благодаря предельной мобилизации волевых усилий существенно снижается объем и амплитуда непроизвольных движений малыша.

Эти результаты оказывают благоприятное воздействие на состояние ребенка, помогают вызвать интерес к занятиям. Помимо существенного улучшения моторики, у детей возникает самостоятельность и уверенность в собственных силах. На коллективных занятиях появляется интерес к соревнованиям друг с другом, что играет немаловажную роль в оздоровлении.

Противопоказания для иппотерапии для детей с ДЦП включают следующее:

  • проблемы с костной тканью – остеопороз, остеомиелит;
  • эпилепсия;
  • аллергия на шерсть лошадей;
  • острые формы патологий сердца и сосудов, психических и неврологических заболеваний;
  • гемофилия;
  • сколиоз 3 и 4 степени.

Патофизиологическое объяснение влияния

Иппотерапию можно назвать одним из видов лечебной физкультуры. Ее принято делить на 2 категории – лечение с помощью лошади и реабилитационную верховую езду. Этот метод применяют при развитии множества патологий.

К ним относят следующее:

  • нарушение двигательной активности в результате развития полиомиелита, паралича;
  • проблемы в работе органов чувств – к примеру, глухота или слепота;
  • психические патологии – неврозы, шизофрения, аутизм;
  • сложности с социальной адаптацией;
  • умственная отсталость – это может быть синдром Дауна или олигофрения;
  • реабилитация после хирургического вмешательства.

Основной принцип влияния верховой езды на организм больного ребенка заключается в том же, что и при других формах лечебной физкультуры. Он базируется на концепции лечебно-профилактического воздействия специальных упражнений.

С точки зрения современной физиологии любую деятельность человеческого организма следует рассматривать в качестве единого целого, которое представляет собой своеобразный комплекс физических и психических характеристик, а также социальных отношений с окружением.

Суть иппотерапии заключается в лечебно-профилактическом воздействии конного спорта. Оно осуществляется через нервно-гуморальный механизм. Подобные процессы обуславливаются законами адаптации к физическим нагрузкам и развитии навыков движения. Благодаря лечебной верховой езде в организме активно перестраиваются все функции.

Помимо этого, у лошадей температура тела на полтора градуса выше, чем у людей. Благодаря движению мышечной ткани спины животного во время движения осуществляется разогревание и массаж мышц наездника. Это позволяет существенно улучшить кровообращение в ногах, что способствует нормализации питания мозга.

Для обездвиженных детей очень важно имитировать движения человека, который передвигается нормальным шагом. Это объясняется компенсаторными механизмами, которые помогают запоминать полученный опыт.

При передвижении на лошади, которая идет шагом, ноги и тазобедренные суставы малыша как бы имитируют сложные движения. Подобные особенности были не раз отмечены в большинстве учебных пособий.

Во время езды на лошади задействуются практически все мышцы. Человек, который сидит верхом, вынужден все время следить за своим равновесием.

Благодаря этому мышцы спины и туловища начинают работать более слаженно – по очереди расслабляются и напрягаются. В результате удается задействовать ту мышечную ткань, которая бездействует у больного ребенка, причем иногда это происходит и со здоровыми мышцами.

Методы лечения гиперкинетической формы ДЦП описаны тут.

Во время адаптации к физическим нагрузкам задействуется не только центральная нервная система. Также в этом процессе участвует гипоталямо-гипофизарная и симпато-адреналовая система. Это означает, что происходит гуморальная регуляция.

За счет выполнения физических упражнений удается активизировать работу висцеральных систем и органов. Суть подобной активации заключается в усилении работы симпатической нервной системы, причем этот процесс осуществляется за счет управления коры мозга. Благодаря возбуждению симпатической нервной системы существенно активизируются обменные процессы, что позволяет увеличивать затраты энергии.

Также физические упражнения благодаря моторно-висцеральным рефлексам помогают изменить функционирование внутренних органов. Благодаря улучшению таких рефлексов удается справиться с множеством опасных нарушений.

Под воздействием физических нагрузок нормализуется двигательная функция, повышается производительность мышечной ткани и улучшается координация между нервными импульсами.

Поскольку верховая езда для многих людей считается непривычным видом физических нагрузок, она оказывает особое влияние на тех, кто ею занимается. С помощью иппотерапии удается воздействовать на человеческий организм через 2 немаловажных фактора, а именно – биомеханический и психогенный.

Соотношение полученных результатов зависит от самой патологии и задач, которые стоят перед занятиями иппотерапией. К примеру, в процессе терапии ДЦП, аутизма у детей, умственной отсталости или неврозов основным фактором является психогенный. Для людей с нарушениями осанки, простатитом, остеохондрозом или сколиозом ключевую роль играет биомеханический фактор.

Однако специалисты уверяют, что категорически нельзя приуменьшать роль одного из них. Дело в том, что лечебная верховая езда одновременно воздействует и на физическое состояние, и на психическое здоровье пациента.

Это связано с общением с живым существом, тем более что лошадь – это крупное и достаточно темпераментное животное. Управление им позволяет пациенту ощутить победу и даже испытать чувство превосходства над окружающими людьми, которые находятся на земле.

Немаловажную роль играет впечатление, которое оказывает на больного внушительное пространство вокруг него, ведь занятия обычно проходят на манеже или плацу, расположенном на свежем воздухе. Благодаря этому человек может ощутить полную свободу и раскрепоститься.

Стоит учитывать, что роль психогенного фактора может проявляться по-разному. К примеру, при неврозах особое влияние оказывает ощущение победы и свободы. При ДЦП лидирующие позиции занимает страх, который подразумевает боязнь ребенка упасть с лошади.

Благодаря этому пациенту приходится напрягать все усилия, максимально концентрировать внимание и стараться поддерживать равновесие. Это позволяет погасить патологические процессы повышенного возбуждения центров моторики.

Немаловажную роль в процессе выздоровления играет биомеханический фактор. Его положительное воздействие связано с такими особенностями:

Воздействие колебаний, которые появляются и исходят от спины лошади во время движения
  • Они отличаются средней амплитудой и сообщаются пациенту.
  • Причем их степень меняется в зависимости от вида аллюра.
  • За счет этих ритмичных колебаний мышцы туловища поочередно напрягаются и расслабляются.
  • Это помогает поддерживать тело пациента при движении лошади.
Благодаря влиянию биомеханического фактора у пациентов вырабатываются новые рефлексы
  • Кроме того, он благотворно воздействует на способность поддерживать равновесие и держать в норме координацию движений.
  • Благодаря развитию равновесия в организме человека формируется симметрия.
  • Кроме того, за счет поддержания баланса на лошади при различных аллюрах возникают новые условные и безусловные рефлексы.

Комплекс этих факторов помогает сформировать новые двигательные навыки. Помимо этого, развитие равновесия очень важно при терапии нефиксированных форм сколиоза, ранних этапов остеохондроза, развитии асимметричных конечностей.

Немаловажное значение имеет оно и при асимметричном гипертонусе мышечной ткани, потому иппотерапия для детей с ДЦП и аналогичными отклонениями чрезвычайно полезна.

Благодаря движению разными аллюрами всадник вынужден учиться координировать не только свои движения, но и все поведение в целом.

Социальная польза

Иппотерапию можно назвать конной реабилитацией или лечением при помощи лошади. Благодаря регулярным занятиям лечебной верховой ездой можно добиться отличных результатов при таких серьезных болезнях, как детский церебральный паралич, поражения головного мозга, параличи нижних конечностей.

Под постоянным наблюдением врачей многие инвалиды постепенно имеют возможность сформировать нормальные отношения с окружающими и нормализовать свое физическое состояние.

Реабилитация, которая использует верховую езду как средство лечения, может считаться важным этапом становления личности человека, ведь она помогает улучшить состояние людей, имеющих выраженные поведенческие нарушения и проблемы в общении с близкими.

Успешное достижение этой цели обусловлено тем, что животное, которое не имеет культурной составляющей, способно принять человека таким, какой он есть. Благодаря этому удается установить максимально простые, но при этом очень прочные и стабильные отношения.

Очень важно, чтобы пациент в процессе терапии занимался уходом за животным и кормил его. Также ему необходимо следить за сбруей до и после проведения терапии.

Приобщение инвалида к нормальной спортивной среде является важным этапом на пути его вовлечения в общественную жизнь. Конечно, далеко не каждый человек способен прийти к данному этапу, однако те, у кого это получается, могут существенно улучшить отношения с другими людьми и стать частью нормального мира.

Групповые занятия

Кроме спортивных занятий, очень полезны групповые прогулки на лошадях. Для этого человек должен приобрести серьезную независимость от медицинского работника. Тем не менее, специалист обязательно должен присутствовать на таких занятиях.

Во время групповых прогулок существенно усиливаются ощущения, поскольку человек получает удовольствие от контакта с природой и чувствует удовлетворение от групповой деятельности.

Иппотерапия для детей, страдающих ДЦП, считается очень полезным лечебным мероприятием, которое помогает укрепить мышечную ткань, учит держать равновесие и развивает координацию движений.

Нюансы логопедической работы для детей с ДЦП описаны в другой статье.

Читайте у нас, передается ли эпилепсия по наследству.

nerv.hvatit-bolet.ru

Иппотерапия как психотерапевтический метод при лечении детей с детским церебральным параличом

Библиографическая ссылка на статью: Кащеева М.А. Иппотерапия как психотерапевтический метод при лечении детей с детским церебральным параличом // Студенческие научные исследования. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://student.snauka.ru/2015/09/2659 (дата обращения: 07.02.2019).

Иппотерапия признана средством реабилитирующего воздействия и эффективной терапевтической помощь для больных с различными заболеваниями. О лечебных свойствах верховой езды было известно еще со времен Гиппократа, который утверждал, что раненые и больные поправляются быстрее и успешнее, если ездят верхом. В последующем Дени Дидро писал: «Среди физических упражнений первое место принадлежит верховой езде. С её помощью можно лечить много болезней, но возможно также и их предупреждать, как только они проявляются». Французский врач Перрон в конце XIX столетия научно обосновал воздействия иппотерапии на организм. Он утверждал, что благоприятное влияние верховой езды заключается в активизации двигательных, дыхательных функций, кровообращения и других органов и систем. Основателем иппотерапии считается французский врач и психолог Ю.Лаллери, определивший метод как психосоматическую терапию, цели и задачи которой – помочь достижению двигательной, психологической независимости и сделать человека способным приспособиться к новым, изменяющимся обстоятельствам.

Иппотерапия как психотерапевтический метод в России начала свое становление лишь в 1991 году. Сегодня центры иппотерапии работают по всей стране [4].

Лечебная верховая езда – это форма иппотерапии, основным отличием которой является использование всадником средств управления лошадью.

Занятия по ЛВЕ могут быть как индивидуальными, так и групповыми.

Индивидуальные занятия включают: овладение азами управления лошадью; работа с различными упражнениями сидя на лошади; постепенное усложнение, углубление и расширение умений в управлении лошадью, использование различных элементов фигурной езды. Групповые занятия включают – упражнения и игры верхом на лошадях; прогулочная верховая езда.

ЛВЕ у человека задействовано одновременно и тело, и психоэмоциональная сфера. При занятиях иппотерапией включаются в действия практически все группы мышц.

Занятия иппотерапией включают в себя помимо езды на лошади, общение и уход за ней, что помогает избавиться от излишней тревожности и напряжения, снять стресс и минимизировать его последствия. Так же ЛВЕ помогает развить такие личностные качества как чуткость, внимательность, навыки работы в паре, быстрота реакции, обретение уверенности в своих силах, преодоление различных форм страхов.

ЛВЕ оказывает биомеханическое воздействие на организм человека. При пешей прогулке лошадь передает всаднику двигательные импульсы, аналогичные движениям человека при ходьбе.

На тело всадника оказывается термическое и массирующее ощущение во время верховой езды, формируется новые тактильные и мышечно – суставные ощущения, оказывая влияние на формирование и развитие равновесия; слуховое восприятие;  зрительные и обонятельные ощущения [2].

Возможности коррекционных мероприятий существенно расширяет применение специального конного снаряжения и дополнительного оборудования. Вместе с применением обычного конного снаряжения, огромное значение придается вспомогательным средствам, разработанных специально для иппотерапии. Это вольтижировочная подпруга с ручками, монтуар (лесенка с тремя – четырьмя ступеньками для посадки на лошадь), специальные стремена.

В иппотерапии помимо последовательности применения упражнений на лошади и специального снаряжения, необходимо использовать средовые факторы воздействия, которые привлекаются при помощи лошади.

ЛВЕ решает следующие задачи в ходе иппотерапевтических занятий:

  1. Коррекция эмоционально – волевой сферы.
  2. Развитие соматогностических функций (навыки управления собственным телом), коррекция и развитие двигательной (моторной) сферы.
  3. Расширение представлений об окружающем мире.
  4. Развитие психических функций (восприятие, внимание, память, мышление, речь).

Верховая езда оказывает сильный оздоравливающий эффект на детей в возрасте от 5 до 12 лет. ЛВЕ всесторонне развивает ребенка, делает ловким, выносливым и находчивым.

Как и любые другие психотерапевтические методы иппотерапия имеет свои показания и противопоказания.

К основным показаниям к иппотерапии можно отнести следующие заболевания:

- нарушения опорно – двигательного аппарата (ДЦП);

- искривление осанки;

- поражения органов чувств – слепота, глухота;

- различные формы нарушения интеллекта, возникшие в результате органических или генетических заболеваний (синдром Дауна);

- нарушения психоэмоциональной сферы – аутизм, неврозы, шизофрения;

- восстановление после стресса, бессонница, депрессия.

Противопоказаний к иппотерапии немного. К основным противопоказаниям относятся:

1. Сердечно – сосудистые заболевания.

2. Сколиоз, остеохондроз и другие деформации позвоночника в острых стадиях.

3. Вывихи, подвывихи, нестабильность тазобедренных суставов, позвонков.

4. Острые и хронические воспалительные заболевания нервной системы.

5. Эпилептиформные синдромы.

6. Сахарный диабет [3].

Влияние иппотерапии на организм человека можно разделить на медицинский и социальный критерий.  К медицинским критериям относятся: укрепление и тренировка мышц тела; укрепление равновесия; улучшение координации движений и пространственной ориентации; улучшение психоэмоционального состояния. К социальным критериям можно отнести: улучшение коммуникативных функций; проведение соревнований по конному спорту среди лиц с особенностями развития способствует повышению уровня оценки клиентами самих себя, своих возможностей и своего потенциала; улучшение эффективности и качества процесса социализации личности; развитие трудовых навыков по уходу за животными.

Детский церебральный паралич – это серьезное неврологическое заболевание, причиной которого является необратимое поражение головного мозга.

Первая стадия детского церебрального паралича (ранняя стадия) имеет продолжительность около 4 месяцев. В этот период у больного ребенка отмечается учащенный (замедленный) пульс и сердцебиение, периоды нарушения дыхания, нистагм («плавающие» глазные яблоки), судорожный синдром, повышенное внутричерепного давления. Двигательные нарушения практически не заметны.

Следующая стадия – резидуальная стадия, течение болезни начинается с 5 месяца от момента поражения и продолжается до 4 лет. В этот период, на фоне внутриутробного поражения ЦНС или родовой травмы, формируется стойкий мышечный гипертонус, особенно, если это спастическая форма болезни.

В поздней резидуальной стадии, которая начинается после 4 года болезни, происходит закрепление двигательных нарушений, образуются контрактуры (вынужденное положение конечностей, пальцев, головы из-за мышечной атрофии). Если у малыша двухстороннее поражение головного мозга и у него есть двойная гемиплегия, то данная стадия может начаться раньше описанных сроков [5].

При лечении неврозов, детских церебральных параличей, умственной отсталости и раннего детского аутизма основным рычагом воздействия ЛВЕ является психоэмоциональный фактор. Лошади помогают больному, страдающему неврозом, избавится от заторможенности, смягчают тревожное состояние [6].

Лечебная физкультура при ДЦП ставит следующие цели:

  • улучшить кровообращение в зоне поражения, укрепить ослабленные мышцы;
  • выработать навык равновесия и ориентации в пространстве;
  • нормализовать мышечный тонус;
  • улучшить работу сердечно – сосудистой, дыхательной систем организма;
  • восстановить координацию движений, уменьшить спонтанность мышечных сокращений.

Достичь всех этих результатов можно только многократным повторением элементарных упражнений. Для детей с церебральным параличом занятия превращаются в тяжелый и изнурительный труд. С другой стороны, ЛВЕ несет пациентам радость и эмоциональный подъем, кроме того заменяет стандартную физкультуру [7].

Лечение больных ДЦП проводиться комплексно. В комплекс мероприятий входит: лечебная гимнастика, иппотерапия и массаж.

Использование различных исходных положений на лошади во время занятий иппотерапией дает возможность результативного сочетания нескольких реабилитационных направлений, что, в свою очередь, является уникальным для реабилитационной практики моментом, присущим только ЛВЕ.

Во время занятий иппотерапией используются несколько основных исходных положений (рис. 1 – 5) [1].

Упражнения при отдельных формах ДЦП:

При спастической гемиплегии занятия направлены на: снижение повышенного тонуса; уменьшение степени пареза и повышения мышечной силы; воссоздание и формирование важнейших двигательных навыков.

При атонически – астатической форме упражнения направлены на: увеличение силы мышц; противоатактические упражнения.

При гиперкинетической форме  упражнения подбираются строго индивидуально. Иногда при проведении упражнений с данной формой ДЦП используются различные грузы [5].

В заключении, хотелось бы отметить, что иппотерапия имеет большую практическую значимость в сфере оздоровительных средств против тяжелых, практически неизлечимых заболеваний, в борьбе с которыми традиционная медицина оказывается бессильной. К таким заболеваниям можно отнести: детский церебральный паралич, ранний детский аутизм, умственная отсталость и др.

Успехи в верховой езде формируют личность: чуткость к движениям лошади тренируют реакции; умение управлять лошадью дает навык оценки ситуации и влияния на нее; доверие к лошади распространяется на доверие к людям, с которыми больной человек взаимодействует.

Таким образом, в процессе реабилитации происходит последовательный перенос приобретенных физических, коммуникативных и прочих навыков из ситуаций верховой езды в повседневную социально очень тяжёлую жизнь.

Библиографический список
  1. Денисенков А.И. Специфические возможности иппотерапии при ДЦП /  Материалы I Межрегиональной конференции «Иппотерапия. Инвалидный конный спорт. Опыт и перспективы». – СПб.: 2008. – С. 43-60
  2. Ермаков, А. В. Иппотерапия в коррекции состояния детей, больных детским церебральным параличом, гипердинамическим синдромом и логоневрозом/А.В. Ермаков. – М.: Изд-во МГУ 2001. – 21 с.
  3. И. Штраус Иппотерапия. Нейрофизиологическое лечение с применением верховой езды. – М.: РБОО “МККИ”, 2000.
  4. Конькова Е.Н. Когда лошадь лечит. //  Природа и человек. ХХI век. – № 4. – 2014. С. 31
  5. Потапчук, А.А. Иппотерапия в физической реабилитации детей с церебральным параличом/А.А. Потапчук. – М.: Либ, 2005. – 29 с.
  6. Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно – двигательной системы/ Под ред. С. П. Евсеева, С. Ф. Курдыбайло. – М.: Советский спорт, 2010. С. 271-278.
  7. Шайдхакер, М. Особенное значение лечебной верховой езды при лечении разных психических заболеваний // Лошадь в психотерапии, иппотерапии и лечебной педагогике / Учебные материалы и исследования Немецкого кураториума по терапевтической верховой езде/М. Шайдхакер.- М.: МККИ, 2004.- 93 с.

Все статьи автора «Mashulya2203»

student.snauka.ru


Смотрите также



Услуги по созданию дизайна; верстка



© JuliettaRose, 2008-2019. При использовании материалов ссылка на источник обязательна.