Создание дизайн-шаблонов; уроки Photoshop, Illustrator, Lightroom, Gimp; обои для рабочего стола; иконки и headers для блогов.
Главная Фотоальбом Обо мне Карта блога
Подпишись на RSS!

Фото карточки домана


Методика Домана. Как заниматься? И стоит ли? | Скачать карточки

2014-10-09

Сегодня я хочу поговорить об одной из самых известных методике раннего развития – методике Домана. Среди родителей мнения об этой системе довольно противоречивы. Одни говорят о колоссальных успехах, которых они добились при обучении своих деток, другие заявляют о том, что карточки Домана препятствует естественному развитию ребенка, а также требует полного самоотречения со стороны родителей. Кому же верить? Нужно ли заниматься по данной системе? И если заниматься, то как? На все эти вопросы я попытаюсь дать ответы в этой статье.

Стоит ли заниматься по методике Домана?

Сама я очень долго скептически относилась к обучению по Доману. Была убеждена, что для ребенка тяжело и противоестественно десятки раз в день просматривать карточки, вместо того, чтобы познавать реальный мир. Именно такой аргумент выдвигают противники методики — «Лучше водите малыша по комнате и показывайте ему предметы в реальной жизни, чем картинки».

Пытаясь понять, что же все-таки будет лучше для моей дочери, я знакомилась с разными методиками раннего развития, читала отзывы родителей о них, в том числе ближе познакомилась с системой Домана. Отзывы об этом методе поразили меня. Я узнала, что занятия по методу Глена Домана настолько способствуют активизации и развитию мозга, что поднимают на ноги детей, которые раньше не могли ходить по причинам, связанным с повреждениями мозга. Да и здоровым детям занятия также дают огромный толчок в развитии.

Глен Доман доказал, что мозг растет и развивается только в том случае, если он работает. И чем больше мы будем с самого рождения заниматься развитием малыша, тем активнее будет идти формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки, тем выше будет его интеллект. Учеными установлено, что до трех лет формируется 70-80% клеток нашего мозга, поэтому очевидно, что качество мозговой активности в первые три года не может не сказаться на дальнейшей жизни. Если заниматься развитием в этом возрасте, то в дальнейшем обучение будет проходить гораздо легче, будет хорошая «стартовая площадка», ребенок будет гораздо более восприимчив к знаниям.

Однако методика Домана в чистом виде многим может показаться достаточно «суровой» — бесконечный поток самой разной и порой ненужной информации. Я сама так думаю, если честно:) Поэтому считаю, что обучение по методике должно быть «разумным»: не нужно превращать занятия только лишь в механический показ карточек и сконцентрироваться нужно не на развитии фотографической памяти (показывая ребенку все поряд), а на развитии мышления ребенка. Как это делать, читайте чуть ниже.

Среди доводов против обучения по методу Глена Домана можно встретить такие: «пичкание» малыша информацией слишком перегрузит его, будет мешать развиваться естественно, каким-либо образом повлияет на психику; занятия лишат ребенка эмоциональности, будут препятствовать нормальному человеческому общению и так далее. Все эти высказывания можно признать верными только лишь в случае, если вы будете слишком фанатично подходить к обучению по Доману, с утра до ночи показывая ребенку картинки, и игнорируя какие-либо другие методы развития. На самом же деле обучение по методике занимает не так много времени и совсем не исключает других игр и нормального человеческого общения, а самое главное — его всегда можно адаптировать под ваши желания — число показов в день сократить, а темы, освещаемые в карточках, брать только те, которые вы считаете интересными и полезными для малыша.

Разумный подход к методике

Итак, по моему мнению, заниматься по методу Домана нужно! Но необходимо придерживаться двух основных принципов:

1. Не нужно гнаться за количеством, стремясь показать как можно больше самых разных карточек, лучше ориентироваться на качество.

Что я имею ввиду под качеством карточек? А это значит, что для обучения лучше брать только ту информацию, которая интересна ребенку в данный момент времени, а главное ту, которую вы сможете в ближайшее время закрепить на примерах реальной жизни, картинках в книгах или в играх. Неоднократно по Таисии я замечала, что просмотренная и неиспользованная информация забывается ею очень быстро. Уже через пару месяцев она и не вспомнит, что я ей показывала гладиолусы и хризантемы. А вот если вскоре после просмотра, например, картинок с животными почитать про них стихи, сходить в зоопарк или поиграть в лото «Животные», результат будет совершенно другой — мало того, что информация прочно укладывается у ребенка в голове, так мы еще и здорово развиваем ассоциативное мышление! А это очень ценно и полезно для малыша.

Мне кажется дочка даже в лице меняется, когда мы начинаем обсуждать то, что ранее проходили по карточкам, видно, что в этот момент в голове у нее происходит активный мыслительный процесс («Ага, этот тигр в клетке и есть тот тигр, что я видела на картинке»), а глаза так и светятся — видно, что ей очень интересно:) Говорю без преувеличения.

Поэтому всю информацию, прежде чем изучать, нужно хорошенько проанализировать. Стоит ли изучать по карточкам 100 цветов, если реально в играх с малышом вы никогда не будете называть их все? Считаю, что вполне можно ограничиться 15-18 цветами. А некоторые темы, возможно стоит полностью исключить. Все зависит от того, во что вы играете и что обсуждаете с малышом. Немного о том, в каком возрасте какие темы интересны ребенку можно почитать здесь.

Количество показов также должно быть разумным. Не обязательно приставать к малышу с карточками по 20 раз на дню. Показывайте карточки в том количестве, которое приемлемо для вас. Если, занимаясь с ребенком, вы все время будете изводить себя мыслью о том, что перегружаете его и даете ему совершенно ненужную информацию, то ребенок обязательно почувствует ваш посыл.

2. Обучение по Доману нужно совмещать с другими играми и занятиями.

Если вы слишком сосредоточитесь на показе и изготовлении карточек, забыв про то, что ребенок нуждается в живом общении, в познании реального мира и его законов, в творческом и музыкальном развитии, вы действительно лишите своего ребенка очень многого.

В чем суть методики Домана?

Итак, что же собой представляет методика Домана? Вообще говоря, демонстрация карточек – это не единственное, что предлагает Доман, но именно они получили наибольшее распространение, поэтому о них здесь и пойдет речь. Суть методики в многократном показе ребенку комплектов карточек с какой-либо информацией. Показывая картинки, вы озвучиваете для малыша, что на них изображено. Несмотря на то, что каждое занятие длится всего несколько секунд, ребенок с легкостью запоминает все, чему вы его учите.

Первый тип карточек Домана – энциклопедические, на них представлены картинки с изображением животных, растениий, музыкальных инструментов, профессий и т.д. и яркие подписи красным шрифтом. Карточки предъявляются ребенку тематическими комплектами, например, сначала изучаем диких животных, потом овощи, транспорт.

Кроме энциклопедических карточек существуют карточки для обучения счету (KoroBoom, My-shop)

и карточки для обучения чтению (KoroBoom, My-shop).

Раньше последователям методики ночами приходилось изготавливать материалы, чтобы на следующий день было, что показать ребенку, сегодня, к счастью, можно приобрести готовые комплекты. Мы, например, учились по большому комплекту «Вундеркинд с пеленок». В этом замечательном наборе есть все самые необходимые темы, на картинках четко выделен изучаемый объект, нет ничего лишнего, и вообще картинки очень красочные. На оборотной стороне есть факты, которые пригодятся, когда вы изучите все основные объекты, изображенные на картинках.

Мне всегда казалось, что показывать карточки в бумажном варианте гораздо удобнее, чем на компьютере (с ними легче соблюдать системный подход по замене изображений, их можно положить на видное место, и тогда про них будет сложно забыть). Но если вы придерживаетесь другого мнения, то вам, должно быть, пригодятся вот такие электронные карточки — КАРТОЧКИ ДОМАНА СКАЧАТЬ. При наличии цветного принтера их также можно распечатать.

Как заниматься?

В разных источниках начинать заниматься предлагается по-разному. Где-то советуют взять 5 комплектов карточек по 5 штук каждый, где-то – 3 комплекта по 10 карточек и т.д., вариантов масса. Я уверена, что каждый вариант рабочий. Для начала выберете любой, какой вам кажется, наиболее адекватным, а впоследствии, глядя на результаты, адаптируете систему под себя и ребенка. Если малышу тяжело просматривать комплект из 10 карточек, он начинает отвлекаться под конец просмотра, то уменьшите количество карточек и наоборот. Мы выбрали для себя вариант с 3 комплектами из 10 карточек. Этот вариант нам подошел.

Далее, по Доману, каждый набор необходимо показывать по 3 раза в день. Каждую картинку ребенок должен видеть 1-2 секунды. За одну демонстрацию показывают только один набор, и временной промежуток между показами должен быть не менее получаса. После десяти дней занятий (т.е. после того, как вы просмотрели набор 30 раз) из каждого набора изымается одна карточка и заменяется на новую, так делается каждый день, пока комплект карточек не исчерпает себя. Здесь нужно заметить, что если в ваших комплектах изначально было по 5 карточек, то вводить новые карточки нужно начинать уже после пяти дней занятий. Если набор полностью изучен, его заменяют на новый.

Кроме этого, Доман предлагает постепенно увеличивать количество комплектов карточек, демонстрируемых ребенку. Чуть ли не до десяти наборов. При этом каждый из них также нужно показывать в день по 3 раза. Только представьте, это нужно 30 раз в день отвлечь ребенка от его важных дел и показать картинки! Такие цифры могут отпугнуть от этой методики многих мам.

Чтобы все не выглядело так страшно, в методических пособиях обычно производят расчет (количество секунд, затрачиваемых на показ, умножают на количество демонстраций в день) и получают, что на показ карточек понадобится всего несколько минут в день. Но не все так просто как кажется, ведь показ картинок – это не единственное, чем вы занимаетесь и о чем помните весь день. Для начала вам элементарно нужно про них вспомнить, затем бросить все, оторвать малыша от игры и показать ему картинки. Это еще хорошо, если вы все время находитесь рядом с ребенком, и карточки все время при вас, но, к сожалению, не у всех мам есть такая возможность.

Поэтому, повторюсь еще раз, не гонитесь за количеством изучаемых комплектов. Главное — чтобы занятия были интересны вам и ребенку, а обучение не превратилось в обузу. НО все же старайтесь заниматься регулярно, не забрасывайте начатое.

Поэкспериментировав, мы с дочкой остановились на таком режиме: в день у нас было не больше 6 демонстраций, т.е. каждый набор за день мы успевали посмотреть по 2 раза. Каждый третий показ в каждый комплект добавляли по одной новой карточке (т.е. у нас новые картинки добавлялись не каждый день, а чуть реже). Первое время я начинала вводить новые карточки после 30 просмотров комплекта. Но впоследствии, все эти нормы меняла. Так, например, довольно быстро стало ясно, что 30 просмотров комплекта – это очень много, дочь начинает скучать. Количество комплектов же у нас всегда оставалось неизменным – 3. Подробнее о нашем опыте обучения по системе Домана вы можете почитать здесь:

МЕТОДИКА ДОМАНА. НАШ ОПЫТ. ЧТО ИЗУЧАТЬ И В КАКИХ КОЛИЧЕСТВАХ?

МЕТОД ДОМАНА. НАШ ОПЫТ. ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ РЕБЕНОК ПОТЕРЯЛ ИНТЕРЕС К КАРТОЧКАМ?

Также вам может быть интересно:

МЕТОДИКА МОНТЕССОРИ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

До встречи на страницах блога! И буду рада подружиться с вами в соцсетях, заходите: Инстаграм, Вконтакте, Facebook.

Искренне ваша, Яна Разначенко

jili-blog.ru

Карточки домана. Методика Домана от А до Я

Карточки Домана для самых маленьких являются одной из самых популярных, и в то же время спорных методик.

Вокруг методики Домана ходит множество различных мнений, как о вреде, так и о пользе для развития ребенка. В этой статье мы познакомимся поближе с основными понятиями, рассмотрим все “за” и “против”  и вы поймете, нужна ли такая методика вашему малышу.

В конце статьи вы сможете скачать карточки Домана и другие полезные материалы по методике.

Содержание

И начнем мы с небольшого знакомства с автором методики.

Историческая справка

Гленн Доман (1919-2013) — американский врач физиотерапевт, автор методики раннего развития. После окончания вуза плотно занялся изучением развития  мозга детей.

Как и известная Мария Монтессори, Гленн начал свои исследования на “особых” детях с поражениями центральной нервной системы, ДЦП и умственной отсталостью . Детям показывали карточки Домана с изображениями, словами и точками, постепенно увеличивая их количество.

Карточки воздействовали на здоровые и активные участки мозга. Опыты показали, что долгосрочное стимулирование мозга таким способом положительно сказывалось на больных и через несколько месяцев дети начинали развиваться и даже догоняли в развитии здоровых детей.

Позднее методику стали применять на здоровых детях и она стала известной во всем мире.

8 основных принципов обучения “по Доману”

Гленн Доман считал, что максимальная умственная активность проявляется в возрасте до 6 лет. И если правильно заниматься ранним развитием с самого рождения, то ребенок может стать гением.

Мозг ребенка с рождения сам настроен на то, чтобы впитывать всю поступающую информацию как губка. А чтобы ребенок максимально развивался, эту потребность мозга нужно постоянно удовлетворять регулярными упражнениями.

Основные принципы методики:

  • Ребенок с рождения сам хочет получать знания и нет необходимости его заставлять
  • Главные учителя и педагоги для ребенка — это его родители. Никто не сможет обучать ребенка лучше, чем папа и мама
  • Начинать заниматься с ребенком нужно как можно раньше. Чем раньше — тем лучше.
  • Обучение должно проводится ежедневно
  • Если ребенок в данный момент не настроен на обучение — то следует провести занятия позднее, когда ребенок будет готов
  • Новый материал нужно вводить регулярно
  • Если во время занятия у ребенка пропал интерес — следует прекратить занятие
  • Занятие следует закончить до того, как ребенку самому захочется его прекратить

Суть методики

Если говорить о методике в целом, то она вовсе не ограничивается показом карточек. Автор разработал целый ряд физических упражнений для малышей.

Опыт работы с особыми детьми показал, что физическое развитие напрямую связано с умственной деятельностью и развитием в целом. В методике даже есть понятие “двигательный интеллект”, которое говорит о взаимосвязи физического и умственного развития.

Физические упражнения — залог развитого интеллекта

Доман рекомендует с самого рождения не ограничивать кроху в движении и всячески помогать ему в этом. Одним из приспособлений для развития физической активности ребенка является трек для ползания.

По сути, трек — это горка с бортиками, которая помогает освоить процесс ползания. Трек должен быть достаточно “скользким”, чтобы сила трения не мешала  малышу осваивать передвижение.

Нужно ежедневно, без пропусков заниматься физическими упражнениями с ребенком:

  • крутить, вертеть, подбрасывать и покачивать малыша в разных плоскостях, развивая чувство равновесия и вестибулярный аппарат
  • вставать на ножки с поддержкой
  • плавать с поддержкой
  • тренировать захват пальчиками, а когда малыш ухватится за ваш палец или специальный деревянный стержень, нужно потянуть руку вверх, пытаясь приподнять корпус ребенка
  • подставлять руку, когда кроха пытается оттолкнуться ногами

Постепенно, вместе с ростом ребенка и его физических способностей, можно подключать более сложные упражнения, такие как:

  • вис на перекладине с поддержкой
  • ползание на четвереньках
  • ходьба с поддержкой

Карточки домана для самых маленьких

Существует три вида карточек Домана:

  • Карточки со словами — для обучения чтению
  • Карточки с точками — математические карточки
  • Карточки с изображениями — энциклопедические карточки

Карточки со словами представляют собой карточки, на которых изображены слова красным крупным шрифтом.

Математические карточки — это карточки с красными крупными точками, расположенными хаотично. Количество точек на карточке от 1 до 100.

Энциклопедические карточки — карточки с картинками.Именно эти карточки многим известны как “карточки Домана”

Энциклопедические карточки представляют собой квадратные карточки размером 28х28см. На карточках крупное цветное изображение предмета или животного на белом фоне, под ним красным крупным шрифтом — название того, что изображено на карточке.

Доман выделил 10 основных разделов карточек:

  • биология
  • география
  • искусство
  • литература
  • музыка
  • история
  • математика
  • языки (иностранные)
  • физиология человека
  • естествознание

В каждый раздел входят различные категории. Набор карточек состоит из определенной категории. Я приведу несколько примеров, чтобы было проще понять смысл.

Пример 1: раздел “биология”, категория и набор карточек “собаки”, карточки в наборе: лабрадор, шарпей и т.д.

Пример 2: раздел “музыка”, категория “музыкальные инструменты”, карточки в наборе: скрипка, арфа и т.д.

Пример 3: раздел “математика”, категория “геометрические фигуры”, карточки в наборе: квадрат, треугольник и т.д.

Как видите, количество карточек достаточно большое. Существуют тысячи различных наборов и десятки тысяч отдельных карточек.

Когда и как показывать карточки Домана?

На вопрос “когда можно начинать показывать карточки?” методика дает однозначный ответ: чем раньше — тем лучше, т.е буквально с первых месяцев жизни ребенка.

Раннее начало показа энциклопедических карточек (с картинками) дает больше шансов на то, что ребенку будут интересны карточки в дальнейшем. Некоторые родители, которые начали применять методику достаточно поздно ( от 1,5 лет) говорили о низком интересе ребенка.

А те, кто начал показ карточек в 2-3 месяца говорят об обратном эффекте: повышенный интерес ребенка к обучению на протяжении длительного времени.

Если говорить о карточках только со словами (для обучения чтения) или математических карточках с точками, то их следует применять от 1 года.

Подготовка к началу обучения

Перед показом карточек следует запомнить несколько простых правил:

  • игру следует начинать только тогда, когда ребенок к этому готов. Он должен быть выспавшимся, бодрым, в хорошем расположении духа, сытым и отдохнувшим после кормления. Эти же критерии должны соблюдать и вы)
  • место для занятий также является важным моментом: в интерьере не должно быть ярких и броских элементов, которые будут отвлекать ребенка
  • постарайтесь ограничить пространство для обучения от резких и отвлекающих звуков, а лучше вообще создать тишину

Для начала показа нужно выбрать одну категорию карточек. Именно категорию, а не произвольный набор карточек различных тематик.

Показ определенной категории карточек обусловлен логическими взаимосвязями. Автор методики утверждает, что при показе 10 не связанных между собой карточек ребенок получит только 10 блоков информаци.

Однако если показать 10 карточек одной категории, т.е. когда карточки во взаимосвязи, то в памяти ребенка запишется более 3 600 000 логических взаимосвязей. Об этом Глен говорит в своей книге “Как дать ребенку энциклопедические знания”.

Механизм показа карточек

Показывать карточки следует на расстоянии вытянутой руки (не менее 45см). Начните энергично и радостно: “Сегодня я бы хотела показать тебе грибы” и приступайте к показу карточек.

Далее быстро (как только сможете) показывайте карточки ребенку. В первые дни знакомства с категорией карточек при показе следует говорить: “ Этот гриб — подберезовик. Это — белый гриб. А вот это — рыжик.”

Когда ребенок привыкнет — можно исключить название категории и произносить только названия карточек. Но когда вы будете вводить в обучение новую категорию карточек — снова начинайте знакомить ребенка с названием категории.

Показ карточек должен происходить очень быстро — максимум 10-15 секунд на одну карточку. В идеале 1 секунда на показ карточки и несколько секунд на то, чтобы произнести название.В начале это может показаться трудным, но вы быстро привыкните и наберете нужный темп)

Скорость — очень важный параметр показа. Именно при скоростном показе карточек активируется правое полушарие мозга, развивается фотографическая память, скорость реакции мозга и образное мышление. По словам автора быстро показать небольшое количество карточек гораздо лучше, чем медленно и много.

Рекомендуется заканчивать показ карточек до того, как этого захочет ваш ребенок. Если вы почувствуете, что у ребенка пропадает интерес, он начинает капризничать или отвлекаться — значит самое время подводить занятие к концу.

Со временем вы поймете, сколько в среднем карточек ребенок сможет изучить до того, как устанет, и найдете тот самый момент, чтобы закончить чуть раньше.

Начало занятий и введение новых карточек

Хочу заметить, что на самом деле алгоритм показа не столь жесткий и суровый, как его многие описываю)

Для того, чтобы приступить к урокам, нужно выбрать 5 категорий карточек. Из каждой категории возьмите в работу 5 карточек.5 категорий по 5 карточек = 25 карточек для старта.

Доман не рекомендует брать карточки и категории, которые уже хорошо известны ребенку. Так что если вы решите начать с чего-нибудь знакомого для малыша — смело выбрасывайте эту идею из головы и берите свежие и неизведанные категории и карточки.

Показывать карточки нужно не менее трех раз в день. Когда вы поймете, что ребенок легко справляется с потоком информации, можно постепенно вводить в обучение новые категории. Каждую новую категорию нужно показывать так же 3 раза в день. Всего в обучении не должно быть больше 10 категорий одновременно.

Далее автор методики рекомендует попробовать добиться оптимальной скорости показа одной карточки в 2 секунды — секунда на показ карточки и секунда на произнесение названия.

Когда вы достигните 10 категорий в день в режиме быстрого показа (2 секунды на карточку), можете постепенно изымать карточки и заменять их свежими. Когда в категории обновятся все карточки — можно заменить изученную категорию на новую.

Жизненный цикл одной карточки

Одну карточку показывают до 30 раз. В среднем это 10 дней (по 3 показа в день). Это максимальный цикл. Если вы видите, что ребенок легко усваивает информацию, а у вас есть силы и желания на подготовку свежих материалов, обновляйте карточки почаще, скажем, один раз в пять дней.

Не выбрасывайте карточки, которые прошли свой цикл. Они еще пригодятся для “программы знаний”. Складывайте карточки в картотеку.

Программа знаний — новая жизнь старых карточек

Если вы решите применять методику Домана на постоянной основе, то у вас довольно быстро накопится огромная масса карточек в картотеке, которые малыш уже изучил.Если эти карточки немного доработать, то мы получим энциклопедические карточки для программы знаний.

Программа знаний — это еще одна часть методики Домана. Она заключается в том, что вы зачитываете ребенку различные факты о том, что изображено на карточке.

Сам Доман говорит,что эту информацию можно преподносить ребенку тремя способами:

  • просто зачитывать
  • показывать ребенку в распечатанном виде (крупным шрифтом)
  • зачитывать, показывая ту самую карточку, о которой идет речь

В нашем случае мы будем использовать самый интересный и удобный, на мой взгляд, способ — это зачитывание фактов с показом карточек. Теперь давайте подробнее рассмотрим эти самые факты.

Факты для карточек программы знаний

Факты представляют собой диапазон информации по каждой карточке: от самой простой к самой сложной. Самому простому факту присваивается первая ступень, факту посложнее — вторая ступень и т.д.

Чтобы было проще понять суть давайте рассмотрим определенный пример: возьмем раздел “биология” и набор карточек “домашние животные”.

На карточке “кошка” факты будут располагаться примерно следующим образом:

  1. Кошка живет вместе с людьми
  2. Домашние кошки произошли от диких кошек
  3. Кошка — хищное животное
  4. Средняя длина тела кошки — 60см
  5. Средний срок жизни кошки — 14 лет
  6. Кошка относится к классу млекопитающие
  7. Среди млекопитающих у кошки лучше всех развиты органы чувств
  8. Обоняние кошки в 14 раз сильнее человеческого
  9. Скелет кошки состоит из 240 костей

Количество фактов, их сложность и порядок расположения выбирается индивидуально, в зависимости от ваших предпочтений и доступной информации по карточке. Желательно, если факты будут располагаться в порядке возрастания сложности. Первый факт — самый простой, последний — самый сложный.

Факты о карточке в наше время искать несложно — достаточно зайти в википедию, там коротко и лаконично приведено много полезной и достоверной информации. Именно оттуда проще всего взять факты.

Затем факты нужно распечатать и приклеить на обратной стороне карточки. Еще проще их сразу выписать ручкой или маркером на карточку.

Рекомендации для подбора фактов:

  • Достоверность факта. Не берите информацию, если сомневаетесь в ее верности
  • Точность факта. Факт должен констатировать и утверждать, а не предполагать. “Борис Ельцин — первый президент РФ” — это хороший факт. А вот “ Борис Ельцин был плохим президентом” — это уже не факт, а предположение или личное мнение
  • Факт должен быть ясным и недвусмысленным

Будет хорошо, если некоторые факты будут затрагивать другие категории и карточки. Это обусловлено все теми же взаимосвязями, как и между карточками одной категории.Берите понятную и интересную информацию, по возможности добавляйте немного юмора — это повысит заинтересованность малыша.

Схема занятий по программе знаний

Когда карточки из картотеки будут подготовлены к программе знаний и будут заполнены интересными фактами — можно приступать к обучению.

Для начала потребуется 5 категорий по 5 карточек в каждой (25 карточек). Карточки программы знаний следует показывать также, как и энциклопедические карточки, 3 раза в день.

Только теперь при показе вместо названия мы будем зачитывать факт. Соответственно погоня за скоростью показа отойдет на второй план — главное громко и внятно произносить факты.

Начинаем с первой ступени — с самого первого и простого факта. При показе всех пяти категорий и 25 карточек мы называем только один первый факт о том, что изображено на карточке.

После пяти дней обучения, когда ребенок достаточно хорошо изучит материал, можно заменить карточки в категориях на новые. Таким образом каждые 5 дней будут вводиться новые 25 карточек.

Средний цикл показа для одной ступени программы — 15 показов (5 дней по 3 показа). Если вы заметите, что ребенок осваивает карточки быстрее, то можно ускорить изъятие старых и ввод новых карточек.

Вводить показ новых категорий, как при показе энциклопедических карточек, не следует. Во-первых показ карточек программы знаний занимает больше времени и вы рискуете просто не успеть. А во-вторых из-за ступенчатости фактов будет легко запутаться.

Работайте с пятью категориями, меняя карточки один раз в 5 дней. Когда вы отработаете всю первую ступень фактов по всем карточкам в этих пяти категориях переходите на вторую ступень — к более сложным фактам.

Когда все ступени во всех карточках этих пяти категорий пройдены — можно изъять эти категории и ввести 5 новых категорий.

8 плюсов и 5 минусов методики Домана

Методика Гленна Домана, как и любая известная методика раннего развития, имеет как массу сторонников, так и массу критиков. Давайте рассмотрим самые значительные достоинства и недостатки методики.

Плюсы методики

  1. Обучение не требует много времени и специальных знаний, а в качестве педагогов выступают лучшие учителя для ребенка — родители
  2. Все обучение проходит в домашних условиях
  3. Все материалы для обучения можно быстро и легко изготовить своими руками
  4. Положительное влияние физических упражнений как на физическое, так и на умственное развитие ребенка.
  5. Стимуляция мозговой активности ребенка с раннего возраста. Самый активный период развития мозга человека — до 6 лет. Именно в этот период закладывается “фундамент” знаний
  6. Развитие фотографической памяти, скорости реакции мозга и образного мышления
  7. Освоение ребенком большого количества информации за короткий период времени
  8. Всестороннее развитие. Энциклопедические карточки и программы знаний охватывают огромное количество всевозможных тем.

Минусы методики

  1. Пассивная роль ребенка в обучении. Обучение проходит как бы в одностороннем порядке: вы показываете и говорите, а ребенок просто смотрит и слушает, не принимая полноценного участия
  2. Задействованы только зрительные и слуховые каналы ребенка, в то время как тактильные, обонятельные и осязательные, которые так важны при раннем развитии, игнорируются
  3. Отсутствие творческой составляющей
  4. Отсутствие какой-либо мозговой деятельности, кроме запоминания
  5. Большое количество информации может перегрузить мозг

Карточки Домана своими руками за 5 минут

В покупке готовых наборов карточек лично я не вижу никакого смысла, т.к. сделать карточки своими руками не составит особого труда.

Вам понадобится только принтер и бумага. Бумагу лучше взять поплотнее, ближе к картону. В продаже такие имеются в любом канцелярском магазине. Если нет — то обычная бумага тоже подойдет.

Дальше все просто: скачиваем из интернета карточки и печатаем. Перед тем, как печатать карточки, нужно проверить их на соответствие следующим критериям, взятым из книги Домана:

  • точность: изображение на карточке должно быть хорошего качества и соответствовать реальному объекту
  • дискретность: карточка должна изображать только один объект без задних планов
  • новизна: карточка должна изображать то, что ребенок еще не знает
  • однозначность: точное наименование карточки

Карточки должны быть ясными и хорошо “читаться”. Также они должны быть достаточных размеров. Чаще всего используется размер 28х28 см, но это не обязательный параметр.

Сам Доман по этому поводу говорит следующее: “Не уделяйте слишком много внимания самим карточкам, их изготовлению. Достаточно запастись твердым картоном, на котором должно быть изображение”

Поэтому на одном листе А4 можно расположить одну или две карточки, на ваше усмотрение. Также не забудьте подписать карточки с обратной стороны, чтобы зачитывать название во время показа.

Можно сразу готовить и прописывать с обратной стороны факты об объекте карточки для программы знаний — потом меньше работы будет.

Ламинировать и обматывать карточки скотчем нежелательно — при определенном освещении будут бликовать, затрудняя ребенку просмотр. Не такая уж и ценность эти бумажки, чтобы хранить их для передачи по наследству.

Вот в принципе и весь механизм: скачали — распечатали — нарезали и подписали. Можно начинать обучение. А как правильно обучать ребенка вы уже знаете)

Скачать карточки Домана

Скачать Карточки Домана:Сборник энциклопедических карточек (карточки с картинками)

Скачать книги:Как дать ребенку энциклопедические знания — Гленн ДоманКак научить ребенка читать — Гленн Доман

Заключение

Методика Домана — это не только карточки Домана для самых маленьких, которые помогут познакомить малыша с энциклопедическими знаниями, чтением, иностранными языками и математикой. Это еще и отличный тренажер для физического развития и здоровья малыша.

Родители, которые использовали методику, неоднократно говорили о пользе упражнений и прогрессе в развитии малыша. Однако многие детские психологи относятся к методике как к устаревшей и даже опасной ввиду возможной перегрузки мозга ребенка из-за показа карточек.

При занятиях с ребенком всегда руководствуйтесь здравым смыслом. Не относитесь к инструкциям автора методики как к истине. Относитесь скорее как к рекомендациям, а не жестким правилам. Экспериментируйте и не перегружайте ребенка

Если что то кажется слишком жестким — сбавляйте напор и занимайтесь в комфортном для вас с ребенком режиме. И помните, что раннее развитие должно быть гармоничным и своевременным.

Надеюсь, что вам понравилась эта статья и помогла разобраться в Методике Домана.

Ставьте лайки, делитесь с друзьями. Буду очень рад видеть ваше мнение в комментариях.

skillwood-toys.blog

Карточки домана скачать бесплатно. Сделать карточки самому

Недавно, в своих архивах нашла карточки Домана, я их нашла в интернете и скачивала для первого ребенка.  А сейчас у меня младшая как раз в том возрасте (2 года), когда эти карточки будут интересны. Я начала их распечатывать и показывать ей. Ей очень понравилось, хоть она все эти предметы, нарисованные на карточках уже знает.

.

1 ДОМ — 22 карточки

2 БУКВЫ — 33 карточки

3 ЕДА — 24 карточки

4 ЖИВОТНЫЕ — 43 карточки

5 ИГРУШКИ — 12 карточек

6 ИНСТРУМЕНТ — 8 карточек

7 ЖИВОТНЫЕ-МАЛЫШИ — 14 карточек

8 КУХНЯ — 17 карточек

9 МУЗЫКА — 11 карточек

10 НАСЕКОМЫЕ — 12 карточек

11 ОВОЩИ — 13 карточек

12 ОДЕЖДА — 16 карточек

13 ПРАЗДНИК — 5 карточек

14 ПРИРОДА — 9 карточек

15 ПТИЦЫ — 19 карточек

16 СЛАДОСТИ — 16 карточек

17 ТВОРЧЕСТВО — 8 карточек

18 ТЕЛО — 14 карточек

19 ТЕХНИКА — 10 карточек

20 ТРАНСПОРТ — 9 карточек

21 УЛИЦА — 17 карточек

22 ФОРМЫ — 8 карточек

23 ФРУКТЫ — 21 карточка

24 ЦВЕТА — 8 карточек

25 ЧИСЛА 1-10 — 10 карточек

26 ЧИСЛА 11-20 — 10 карточек

.

.

Я даже поступила очень хитро. Наш ближайший продуктовый магазин всегда оставляет неиспользованные рекламные листовки. Их формат бывает разный и 10 х 14, и  21 х 14.  Я набрала тысячи таких листовок и на них, на маленьких 10 х 14 распечатала все эти карточки Домана. 

.

.

Мы раскладываем их на полу и Даша любит через них прыгать, потом я прошу принести в разном порядке карточки и она все приносит. А когда начнет ползать и все сама называет их.

.

А старшие мои очень любят такую игру по методике Шичиды.  Это максимальное запоминание карточек в цепочке. Я придумываю смешную историю, например, «Однажды ХОЛОДИЛЬНИК скушал ДИВАН и полетел к БАНАНУ в гости…..» и т.д.  При проговаривании слов ХОЛОДИЛЬНИК, ДИВАН и БАНАН, я ложу карточку с их изображением.

.

При этом стоит невероятно громкий смех, и в таких историях они могут запоминать до 25 карточек подряд. После разложения всей истории на полу (это 20-25 карточек в несколько рядов), я быстро собираю и перемешиваю все карточки. Потом прошу детей восстановить всю историю заново. И они сидят и хохочут повторно не сделав ни одной ошибки в порядке карточек.

.

Наша цель дойти до 40 карточек за одну историю — это идеальная память. При чем каждый раз история новая и никогда не повторяется. А начинали они в 5ти карточек и цепочке.

.

Если вы хотите подробнее узнать о методике развития правого полушария у детей с рождения, вы можете пройти СЮДА.  

.

А сейчас пока скачайте карточки Домана и, по возможности, распечатайте их 

Карточки домана скачать бесплатно

.

Так же есть полный набор просто слов, скачать которые вы можете скачать и распечатать. Там набор более 1000 слов.

.

.

.

comments powered by HyperComments

my-saitt.ru

Самостоятельное изготовление карточек Домана и Шичида на русском языке

См. также Приложение для Android-телефонов и планшетов Карточки Домана

Если вы решили заниматься с ребенком по методике Домана или Шичида с помощью бумажных карточек, то изготовить материал для занятий совсем не сложно. Для этого понадобится плотная бумага для печати, ножницы, клей, цветной принтер и файлы изображений.  Изображения можно скачать бесплатно здесь, в рубрике «Материалы для изготовления карточек Домана и Шичида» по темам:

Животные [скачать карточки темы животные]

Инструмент [скачать карточки темы инструмент]

Дом [скачать карточки темы дом]

Игрушки [скачать карточки темы игрушки]

Улица [скачать карточки темы улица]

Тело [скачать карточки темы тело]

Буквы [скачать карточки темы буквы]

Еда [скачать карточки темы еда]

Числа 1-10 [скачать карточки темы числа 1-10]

Числа 11-20 [скачать карточки темы числа 11-20]

Числа 30-100 [скачать карточки темы числа 30-100]

Фрукты [скачать карточки темы фрукты]

Деревья [скачать карточки темы деревья]

Животные-малыши [скачать карточки темы животные-малыши]

Кухня [скачать карточки темы кухня]

Насекомые [скачать карточки темы насекомые]

Музыка [скачать карточки темы музыка]

Овощи [скачать карточки темы овощи]

Одежда [скачать карточки темы одежда]

Праздник [скачать карточки темы праздник]

Природа [скачать карточки темы природа]

Птицы [скачать карточки темы птицы]

Сладости [скачать карточки темы сладости]

Творчество [скачать карточки темы творчество]

Техника [скачать карточки темы техника]

Транспорт [скачать карточки темы транспорт]

Формы [скачать карточки темы формы]

Цвета [скачать карточки темы цвета]

(Visited 109 428 times, 2 visits today)

giftedbaby.net

Карточки Домана своими руками

Карточки Домана своими руками достаточно легко сделать, имея под рукой принтер цветной или черно-белый.

.

Другое дело, где взять большое количество слов?

.

Компания Умница предлагает в своем чемоданчике «Чтение с пеленок» 800 слов. 

.

А я Вам могу предложить расширенный список слов, сделанный в документе Excel.  Их можно распечатать на принтере или просто держать перед глазами, как образец и писать самим фломастерами на бумаге.

.

Карточки Домана своими руками даже очень легко и МОЖНО писать от руки.  Я именно так и поступаю со своей младшей дочкой, ей 1,5 года.  Во первых, это удобно. Во-вторых, быстро. В-третьих, в любом месте и в любом количестве.

.

К примеру, у меня есть стопка рекламок магазина Магнит со скидкой.  Я смело беру эти листы и на обороте пишу необходимые нам слова и словосочетания.  Очень отлично работает.  

.

Скачать список слов можно нажав на ссылку ниже:

.

Список слов  Карточки Домана своими руками

.

Кому нужна МЕТОДИЧКА к чтению с пеленок (как показывать карточки): >>>

.

Ну, а если не хватает времени на изготовление карточек, то всегда можно воспользоваться готовой отличной программой,

посмотреть и скачать которую можно здесь 

http://my-saitt.ru/kartochki-domana-skachat/

.

.

Так же вы можете скачать карточки Домана с картинками для распечатки, 389 карточек

.

.

.

.

.

comments powered by HyperComments

my-saitt.ru

Карточки домана для самых маленьких - скачать бесплатно

Методика Домана является самой известной среди систем раннего развития детей грудничкового возраста. Мнения педагогов, родителей об этой методике разделились. Одни наблюдают колоссальный успех от занятий со здоровыми и особенными детками, другие считают использование карточек американского нейрофизиолога источником неврологических и психических проблем у детсадовцев. В чем особенности метода Домана, стоит ли заниматься по этой системе, как сделать карточки своими руками, расскажем в нашей статье.

Скачать карточки

Купить готовый набор карточек Домана можно в детских магазинах, онлайн-маркетах. «Умный чемоданчик» с пособиями обойдется родителям в 2–3 тысячи рублей, если приобретать полный комплект для чтения, счета и развития эрудиции. Гораздо дешевле скачать карточки и распечатать на офисной бумаге дома.

Итак, для занятий с малышом с рождения до школы понадобится следующий набор раздаточного материала:

Карточки Домана для самых маленьких детишек распечатывайте в формате 21х30, для детсадовцев — 10х14 см.

На заметку! Демонстрационный материал для грудничков желательно заламинировать или разложить в папку с файлами. Новорожденному точно захочется потрогать картинки, попробовать их на вкус.

Немного об авторе

Глен Доман — врач-нейрофизиолог, родился в 1920 году в Филадельфии, США. Стал известен миру разработкой методики раннего развития детей. Но начинал свой путь Доман с изучения детского мозга в Университете Пенсильвании. Там получил ученую степень по физиотерапии и предполагал продолжать научную деятельность, но помешала Вторая мировая война. Молодой перспективный врач ушел добровольцем в пехотные войска США, решив возобновить изыскания в нейрофизиологии после окончания войны.

Возвращение к медицинской практике Глен Доман начал с разработки курса реабилитации детей с повреждениями головного мозга, ЦНС — с ДЦП, синдромом Дауна, аутичным поведением. И заметил, что между уровнем физического и интеллектуального развития прямая взаимосвязь. Больным детям предлагались следующие задания: взмахи руками, ногами, ползание. Вслед за активацией работы мышц происходил прогресс в работе мозга. Таким образом, устранялась первопричина детских дефектов, а не ее следствие.

Далее для малышей с особенностями развития разрабатывалась программа по стимуляции зрительной, слуховой, тактильной активности. Уроки распределялись в течение суток, были очень насыщенными и продолжительными. Курс реабилитации длился много месяцев. В результате большинство больных детей показывали хорошие результаты в умственной и физической сфере развития.

В 1955 году вместе с коллегами-нейрофизиологами основал Институт развития человеческого потенциала. Базой исследований стала новейшая для своего времени методика Домана. В 1960 году была написана статья о результатах работы группы нейрофизиологов по реабилитации детей с параличами, отставанием в психическом и интеллектуальном развитии по авторской методике, а также в целом о деятельности института. Результаты поразили общественность.

Через несколько лет Доман решил апробировать свои педагогические и медицинские разработки на здоровых детях. Малыши занимались по той же реабилитационной программе и показали следующие результаты:

  • Читали в раннем дошкольном возрасте.
  • Считали до сотен и тысяч.
  • Были очень эрудированными, обладали обширными знаниями по географии, биологии, математике, зоологии.
  • Эффективно повышали уровень физического развития.

После публикации описания авторской методики в научных журналах, выпуска книг Глена Домана, методикой раннего развития заинтересовались не только педагоги, врачи, но и родители. Самыми популярными в России и США стали следующие дидактические технологии:

  1. Как научить ребенка читать.
  2. Как научить дошкольника считать.
  3. Как дать энциклопедические знания в раннем возрасте.

Занятия по любому из перечисленных блоков строятся на демонстрации карточек с картинками, точками, словами. Методика проста. Специальных знаний, навыков в педагогической работе от родителей не требуется. Достаточно уделять урокам много времени, сил, быть заинтересованными в результате и не ждать успехов слишком быстро.

Суть методики

Секрет дидактики Домана заключается в объединении закономерностей педагогических и физиологических законов усвоения знаний. Особенный ребенок ограничен в возможностях работы мозга. Ему необходима помощь.

Доман считал, что тренировку мышц и насыщение мозга новой информацией нужно проводить одновременно. Поэтому предлагал совместить активные физические упражнения с интеллектуальными занятиями. Начинать реабилитацию детей с отклонениями в развитии нужно с пеленок: чем раньше, тем лучше.

В программу американского нейрофизиолога входят следующие блоки:

1. Стимуляция физического развития с рождения

Это ползание по скользкой горке. Ребенок должен находиться в треке с 1–2 месяцев по 3–4 часа в день. Младенец трется о бортики животом, бедрами, предплечьями. Преодолевает значительные расстояния. Это идеальная среда для раннего физического развития. Такие дети обязательно будут хорошо ползать до полугода, рано начнут ходить и говорить.

2. Развитие чувства баланса, равновесия

Мамам предлагается крутить, вертеть ребеночка, переворачивать вверх тормашками, давать возможность ползать по полу, перебираться через валики. До 3 лет нужно научить ребенка плавать.

На заметку! Освоив массу движений, дошкольник до 6 лет проходит 7 стадий физического развития. Если не ограничивать малышей в возможностях лазать, бегать, ползать, то гармонично разовьется не только тело, но и мозг.

3. Интеллектуальные занятия с рождения

Глен Доман считал, что мозг человека — это компьютер. Его нельзя оставлять в бездействии. Если мозг постоянно не получает новую информацию, он перестает функционировать правильно. Поэтому задача родителей — снабжать ребенка интеллектуальной пищей ежедневно. Сделать это можно за 30 секунд в день. Например, не назвать одну породу кошки, а показать 10 карточек с изображениями разных кошек. А ребенок сам сделает вывод о том, что у этих животных есть лапы, хвост, они лохматые, пушистые.

4. Уроки по чтению и счету

Это базовые умения. Доман говорил, что чтение по слогам дети усваивают гораздо сложнее, чем восприятие целых слов. Поэтому он предлагал родителям обучать малышей грамоте с рождения с помощью карточек. В результате дети запоминают образ слова, могут найти и прочесть его в тексте. Постепенно слова сменяются словосочетаниями, предложениями и книгами. Счету грудничков обучают с помощью изображений точек от 1 до 100.

Если соединить между собой все блоки, уделять занятиям по развитию интеллекта около 2 минут в день, а физическим упражнениям все остальное время, ребенок к 3,5 года достигнет уровня развития шестилетнего дошкольника.

На заметку! Проверить качество занятий с новорожденными малышам невозможно. Мамы не понимают, усвоил ребенок слово на карточке или нет. В этот период важно сохранять присутствие духа, энтузиазм. Результаты проявятся гораздо позже, когда малыш с легкостью будет усваивать школьную программу.

Основные принципы и правила обучения

Воспитывать особенного ребенка, эффективно обучать его непросто. Родителям пригодятся следующие советы по организации занятий:

  1. Не ждите, что время расставит все на свои места. При обнаружении первых признаков нарушений умственного, интеллектуального развития у новорожденных начинайте решать проблему. Чем раньше ввести в ежедневное расписание малыша развивающие занятия, тем выше будет результат.
  2. Занимайтесь систематически, регулярно. Не бросайте использование метода Домана при первых разочарованиях.
  3. Продолжайте урок, пока кроха хочет заниматься. Проявление негативизма — сигнал к перерыву.
  4. Доверяйте своему ребенку. Уважайте его интересы, желания. Не стоит действовать методом тирании, заставлять заниматься силой. Действуйте хитростью, мягко.
  5. Верьте в успех.
  6. Радуйтесь проявлению инициативы. Хвалите кроху, даже за мелкие достижения.
  7. Создавайте подходящую обстановку для обучения особенного ребенка.
  8. Готовьтесь к урокам заранее. Не начинайте скачивание, распечатку карточек и таблиц в спешке. Продумайте расписание занятий на несколько недель вперед.
  9. Не зацикливайтесь на уже пройденном материале. Чаще предлагайте новую информацию. О пройденном говорите кратко.

На заметку! Не стоит думать, что система Домана сформировалась за пару занятий с особенными детьми. К положительному результату команда нейрофизиологов шла несколько лет, совершая ошибки, разочаровываясь, совершенствуя развивающую методику. По признанию самого Домана, путь от эксперимента до подтверждения гипотезы длился около 20 лет.

Как правильно заниматься

Чтобы занятия по карточкам Домана действительно были полезны ребенку, нужно соблюдать рекомендации автора по организации занятий. Сначала определитесь с темой блока. Ориентируйтесь на возраст и физическое состояние малыша. Изучать каждый блок нужно досконально, не перепрыгивая от одного к другому хаотично.

Как работать с карточками

Принцип работы с карточками по любой выбранной вами программе Домана идентичен. Ребенок смотрит на изображения, слова, запоминает увиденное, самостоятельно делает выводы о новой информации.

Давайте подробно рассмотрим методику обучения чтению. В наборе больше 1000 слов. Карточки разделены по тематике. Например, глаголы: ест, пьет, сидит, нюхает, рисует и так далее. Части тела: нос, глаза, рот, туловище. Слова написаны красным цветом печатными буквами. Размер карточек — 10х15, шрифт должен быть толстым: 1,5 см, высота букв — 7,5 см. Скачать и распечатать СПИСОК СЛОВ.

Сначала родители выбирают знакомую малышу тему для обучения чтению: дом, семья, игрушки, животные. Изображений предметов на карточках нет, только слова. Распечатать материал нужно заранее на принтере или сделать своими руками на листах картона с помощью фломастера.

Когда набор карточек по списку готов, приступайте к занятиям. Показывайте ребенку 5 слов друг за другом, фиксируя на близком расстоянии перед глазами на 1–2 секунды. Громким, четким голосом произносите, что написано на карточке. Но заслонять изображение от ученика нельзя. Шпаргалки для мамы сделайте на обратной стороне листа. Повторяйте урок 3 раза в день. После каждого 10-секундного занятия хвалите ребенка за усидчивость, внимание, интерес. Так пройдет первый день обучения.

На следующие сутки повторите вчерашний материал и добавьте еще 5 новых карточек. 3 урока проводите со старыми словами, 3 — с новыми. Таким образом, второй день содержит 6 уроков по 10 секунд. Последовательно в течение недели дойдите до 25 карточек и 15 показов в сутки. Затем постепенно убирайте по одной карточке из изученного набора и добавляйте новый материал из следующей темы.

Важно! Обучение чтению по Доману основано на оптимальном принципе: от простого к сложному. Сначала ребенок знакомится с простыми словами, потом со словосочетаниями, затем с предложениями.

Если планируете дать дошкольнику энциклопедические знания, вам понадобятся следующие наборы карточек:

  1. Биология. В набор входят: птицы, дикие животные, млекопитающие, грызуны и так далее. Изучать их можно подряд или привязывать к блоку «География», обсуждая с ребенком место обитания животных.
  2. Искусство. Это картины и биографии, портреты великих художников. Список репродукций составьте сами, скачайте в формате Word и распечатайте. Черно-белый вариант картин использовать нельзя, изображения должны быть цветными.
  3. География. Показывайте малышу материки, города, столицы стран мира.
  4. Языки. Демонстрируется одно и то же слово на разных языках.
  5. Анатомия человека. Расскажите ребенку, сколько частей тела у человека, как они выглядят и как называются.
  6. История. Блок включает в себя биографию великих личностей, их имена и портреты.

Список тем для занятий можно продолжать до бесконечности. Когда малыш изучит 1000 карточек по разным блокам, углубляйтесь в одну тематику. Например, подробнее узнайте о дельфинах: где живут, как размножаются, чем питаются. Для этого подготовьте отдельный блок изображений из 100 карточек и показывайте их 3 раза в день.

Пример ежедневной программы

Просмотр 25 карточек в день распределяется следующим образом:

  1. 3 раза в день: утром, в обед, вечером — ребенок повторяет 5 знакомых карточек.
  2. В промежутках между повторением мама демонстрирует новые карточки: по 5 слов из каждого набора по 3 раза каждый.
  3. В результате ребенок смотрит на изображения слов 15 раз в день по 5–10 секунд.

Дозировка и продолжительность занятий корректируется по желанию ребенка. По мере усвоения материала цвет букв сменяется на черный, шрифт уменьшается.

На заметку! В России методика глобального чтения Домана скорректирована педагогом Маниченко. Отечественный автор системы обучения грамоте согласен с американским нейрофизиологом, что чтение целыми словами более физиологично для человека. Ведь люди мыслят не знаками алфавита, а образами. Дидактика Домана – Маниченко для российских родителей была преобразована в программу «Читаем с пеленок».

Видеоматериалы по теме

Полная версия набора карточек Домана для детей с рождения представлена в видеоформате. Малыш с 6–7 месяцев может смотреть интересные мультфильмы по тематическим блокам и одновременно учиться читать, говорить, показывать части тела.

На заметку! По мнению психологов и психиатров, детям с повреждениями мозга, аутизмом, синдромом Дауна заниматься по видеоурокам вредно. Таким малышам важно ощущать ответную реакцию от педагога, родителя.

Плюсы и минусы методики

Казалось бы, методика Глена Домана дает отличные результаты, используется в США более 60 лет, значит, точно должна оцениваться педагогами, врачами, родителями положительно. Но нет, в методике известного нейрофизиолога находят не только плюсы, но и минусы. Как воспринимать точку зрения специалистов, решать вам.

Плюсы

Если рассматривать метод Домана как старт к успешному развитию интеллекта у ребенка раннего возраста, то выделяются следующие преимущества:

  1. Начинать уроки по чтению, приобретению разноплановых знаний о мире, счету можно с грудничкового возраста, даже с 2–3 месяцев. В итоге детсадовец овладеет школьными знаниями задолго до первого класса.
  2. Мама и папа проводят много времени с малышом, занимаются его развитием постоянно.
  3. Ребенок ежедневно узнает огромное количество информации. Если применять карточки по чтению, счету и развитию кругозора с раннего возраста, то по уровню интеллекта, ассоциативного мышления дошкольник обгонит своих сверстников.
  4. Благодаря вниманию к физическим упражнениям, малыши учатся выполнять массу новых движений. Это сказывается на их физподготовке, здоровье в целом.
  5. В процессе рассматривания карточек с картинками, словами ребенок активно развивает зрительную память. Слушая, как мама произносит названия предметов, — слуховую.
  6. Малыши учатся быстро. На показ пары карточек уходит несколько секунд. Метод Домана отменяет скучное сидение за столом с учителем, наглядные пособия можно демонстрировать в любом месте: на улице, дома, в кроватке, во время еды.

Рассматривать систему американского нейрофизиолога как механическое перекладывание картинок с места на место, демонстрацию без цели нельзя. Если уделять обучению достаточное количество времени, ребенок получит толчок к развитию интеллекта, совершит работу над собой.

Например, рассматривая овощи и фрукты, детсадовцы получают наглядное представление о плодах разной величины, цвете, назначении. Подкрепляйте теорию практикой: рассказывайте, что в супе сегодня картофель, а на полдник десерт из клубники. Разноплановое преподнесение связанной между собой информации даст положительный результат.

Минусы

Отрицательных моментов не меньше, чем положительных:

  1. В процессе обучения ребенок пассивен. Ему не нужно «добывать» информацию, делать выводы, анализировать. Родители приносят ему все на «блюдечке». Пассивность сказывается на дальнейшем обучении в школе, притупляется любознательность, познавательная активность.
  2. Курс занятий не учитывает индивидуальные потребности ребенка, его интересы на данный момент. Все дети занимаются по единой программе.
  3. Младенец не развивает творческий потенциал. Не играет в игрушки, не лепит, не поет, не рисует.
  4. Насыщенность курса слишком высока для маленьких детей. Выдержать такую нагрузку могут далеко не все дошкольники, а тем более груднички.
  5. Методика построена на механической зрительной и слуховой памяти. Остальные органы чувств не задействованы.
  6. Родители, по задумке Домана, должны сконцентрироваться на показе карточек. Играть с маленьким почемучкой, читать, разговаривать некогда. Из процесса воспитания маленькой личности автоматически выбрасывается эстетическая, моральная составляющая.

Особенно негативно к системе обучения по Доману относятся невропатологи. Врачи выступают против раннего развития детей, считая такие занятия причиной энуреза, тиков, депрессий, навязчивых движений. То есть усердие родителей приводит к отклонениям в психическом здоровье в худшую сторону. Это мнение трудно доказать, но опровергнуть тоже нельзя.

Популярные книги автора

Глен Доман — автор нескольких бестселлеров для взрослых членов семьи, педагогов школ и детских садов. В каждой книге утверждается, что все дети рождаются гениями, а рычаг для открытия способностей маленького вундеркинда в руках у родителей. В своих трудах американский нейрофизиолог дает простые и действенные советы по раннему развитию малышей в условиях образовательных центров, дома. Советуем обратить внимание на следующие издания.

Гармоничное развитие ребенка

Глен Доман поставил перед собой цель: показать родителям, что их дети способны на большее. В играх с новорожденными, по мнению известного новатора, особое внимание стоит уделять физическому развитию. Запрет на двигательные эксперименты приводит к задержкам в интеллектуальной сфере. В книге масса полезной информации о том, как без угрозы для здоровья малыша и нервной системы мамы помочь новорожденному развиваться гармонично, опережая физически и интеллектуально сверстников.

Как научить вашего ребенка читать, или Тихая нежная революция

Эта книга Домана была выпущена на родине автора в 1964 году. На русском языке ее впервые издали в 2004-м. В качестве предисловия автор написал небольшую лекцию для родителей о повреждениях детского мозга различной этиологии. Описал, как чувствует себя ребенок, какие средства должны выбрать родители для оказания помощи новорожденному.

Далее Доман подробно рассказывает о своем методе обучения чтению грудничков. Книга будет полезна всем родителям, даже если вы не собираетесь заниматься по авторской методике со своим малышом с пеленок.

На заметку! Книгу «Как научить вашего ребенка читать…» приобрели около двух миллионов американцев. Редакция долгие годы получала восторженные письма от благодарных родителей, чьи малыши освоили грамоту в возрасте от 1 года до 4–5 лет.

Насколько умен ваш малыш (или Ваш ребёнок — гений)

«Первые несколько лет жизни — критичное время для приобретения важных навыков для выживания. Если упустить его, ваш ребенок не подготовится к сложностям, перипетиям взрослого периода». Так считает Глен Доман и соавторы его книги «Насколько умен ваш малыш?». Этот публицистический труд предназначен для любопытных, неравнодушных и активных родителей, старающихся разобраться, все ли хорошо с их малышом, правильно ли он развивается.

Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга

Эта брошюра предназначена абсолютно для всех семей с детьми. Неважно, здоров ваш малыш или нет, ее нужно прочитать всем родителям. Глен Доман просто, доступно объясняет, что такое повреждения мозга, как их избежать и исправить. Никакой медицинской терминологии, сложных опытов, результатов экспертиз. После прочтения книги вы сможете посмотреть на своего малыша другими глазами, эффективно и системно работать над устранением даже самых сложных дефектов развития у ребенка.

На заметку! Книги Глена Домана можно купить в печатном варианте или скачать в интернете в формате PDF бесплатно.

Отзывы о методике

Марина, Киев:

— Моей дочери 10 месяцев. Начали показывать карточки с очень нежного возраста, с пеленок. Я не верила, что результаты могут быть настолько ошеломляющими. Мы изучили 4 темы: цвета, еда, предметы быта, животные. Дочка узнает на картинках все знакомые предметы, показывает пальчиком названное мной слово без картинки.

Месяц назад начала говорить первые слова. Еще мы занимались физическим развитием по Доману, смогли сделать в домашних условиях мини-площадку для паттернинга. С 2 месяцев помещали малышку на горку с бортиками, в 6 месяцев она сама поползла. Хочу заказать полный набор суперкарточек в магазине, чтобы заниматься чтением, счетом, может, английский выучим.

Татьяна, Москва:

— У карточек Домана слишком много недостатков. С помощью картинки и слова внизу ребенок не научится читать. Его глазки концентрируются на изображении, например медведя, а не на слове «медведь». Лучше использовать видеоуроки. Купить набор можно на DVD-дисках и включать 15 раз в день, как советует Доман.

На диске сначала ребенок увидит медведя, а потом слайд-шоу: слова на белом фоне. Изображения озвучивают профессиональные логопеды. За границей карточки уже давно отменили, с таким материалом должны работать специалисты, а не родители, мне кажется. А с помощью дисков с уроками результат точно будет быстрым. Видеозаписи можно и больному ребенку показывать, когда он температурит.

Ирина, Екатеринбург:

— У меня ребенок — аутист. Сыну 4 года. Речи почти нет, нарушены социальные, коммуникативные навыки. Ходит в детский сад, но ему там очень тяжело. При этом у ребенка отличная память, он много знает, только сказать не может, да и не хочет. В год выучили алфавит, почти не прикладывали к этому усилий, просто показывали букварь с яркими картинками.

Недавно прочитала статью о системе Домана для детей с аутизмом, решила сама заниматься. Моей приоритетной целью было научить его читать. Уроки проводим ежедневно, но количество карточек сократили до 10 в день, поскольку до вечера сынок в саду. Занимаемся 8 недель. Не могу сказать, что результаты поражают, но он стал больше говорить. Прибавилось около 20 слов. Пока находимся на стадии чтения отдельных слов. Занятия по коррекции бросать точно не будем.

Ксения, Питер:

— Мы занимаемся не по полной версии карточек Домана, а купили набор «Букварь с пеленок» Маниченко. Учимся каждый день, дочке 3 года. Она сама тащит книжки, листает, требует проговаривать ей слова. Но мы смотрим не 3 книги в сутки, как рекомендует автор, а 10 — 3 раза в день. От карточек почти отказались, дочке они абсолютно неинтересны.

Недавно купила сборник фотографий с дикими кошками и морскими животными. Вот они пошли потихоньку. Уже знает акулу, дельфина, отличает пантеру, гепарда, льва, тигра. Но занимается по ним под нажимом. Приходится брать набор на прогулку, а дома не усадишь. Зато очень хорошо пошли музыкальные занятия с дисками. Варя смотрит обучающие мультики взахлеб, каждый день, может по 10 серий сразу, поет песенки. Я думаю, что программу обязательно следует адаптировать под желание ребенка, одна инструкция на всех не годится.

Ольга, Новосибирск:

— Я прочитала массу отзывов, прежде чем начать пользоваться карточками Домана для расширения энциклопедических знаний ребенка. В основном они были негативные. Считается, что мозг превращается в помойку из-за большого количества совершенно ненужной ему информации.

Потом прочитала книгу «После трех уже поздно» и решила начать занятия, пока время не упущено. Сын был 7-месячным. Сначала за пару минут сделали карточки по теме «Фрукты». Нашли набор в Сети, распечатали на принтере. Кстати, можно было яблоки, груши и самим нарисовать, но это уж совсем заморочиться нужно. Упорно показывала их малышу 3 раза в день, результата и интереса ноль.

Решила поменять тему, взяла «Животных». И ситуация сразу переменилась. Сынок улыбается, с интересом смотрит на картинки, тянется к ним руками. Процесс пошел. Даже завели дневник успехов. Сейчас ему 1 год и 2 месяца, он очень развит, знает обобщающие названия, расшифровывает группы слов. Например, спрашиваю его: «Назови виды транспорта».

Говорит около 10 названий машин, мотоциклов. И так почти со всеми темами, которые прошли. Теперь отношусь к негативным отзывам о методе Домана скептически. Мне кажется, это просто предлог для оправдания родительской лени. Если есть желание получить результат, вы занимаетесь с ребенком с удовольствием, то ничего плохого в карточках и ежедневных уроках нет.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/intellect/kartochki_domana_manichenko.html

Если вам понравилась статья – поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

razvitie-vospitanie.ru


Смотрите также



Услуги по созданию дизайна; верстка



© JuliettaRose, 2008-2019. При использовании материалов ссылка на источник обязательна.