Создание дизайн-шаблонов; уроки Photoshop, Illustrator, Lightroom, Gimp; обои для рабочего стола; иконки и headers для блогов.
Главная Фотоальбом Обо мне Карта блога
Подпишись на RSS!

Для детей с задержкой психического развития характерны


Специфические особенности детей с ЗПР

Задержка психического развития ребенка является сложным явлением, находящимся в поле исследований психологов, педагогов, специалистов в области педиатрии и детской неврологии. Сложность представляет определение точного перечня симптомов, отличающих этот вид нарушения от других (умственной отсталости, аутизма и др.) и описание особенностей ребенка с задержкой психического развития. Диагноз ЗПР традиционно устанавливается у детей дошкольного возраста и младших школьников для того, чтобы организовать систематическую коррекционную работу и исключить возникновение отклоняющегося поведения.

Характеристика детей с задержкой психического развития

В процессе роста и взросления ребенка формируется его личность, созревают и усложняются психические функции:

  • функции познания и восприятия (гностические – так называемый гнозис);
  • двигательные;
  • эмоционально-волевые;
  • мыслительные;
  • речевые;
  • внимание и запоминание и др.

При задержке совершенствования психики обычно отмечают несоответствие темпа формирования психических функций дошкольника по сравнению со средними показателями, считающимися нормой для определенного возраста. Оказывается несформированной кратковременная и долговременная память детей с задержкой психического развития, отмечаются особенности восприятия предметов и явлений окружающего мира и концентрации внимания.

Международная классификация заболеваний предлагает характеристику состояний, которые обычно сопровождают такое нарушение и могут послужить тревожным сигналом для взрослых и педагогов, а также поводом к серьезному обследованию. Для детей с задержкой психического развития характерны разнородные особенности в формировании организма и его функциональных систем:

  • гиперактивность или сниженная активность;
  • неспособность к планированию и контролю своего поведения;
  • частые страхи, повышенная тревожность;
  • низкое качество речи, отсутствие ее ритмичности;
  • недержание мочи, энкопрез;
  • непроизвольные сокращения мышц (мимические тики, тики конечностей).

Мыслительная и речевая деятельность детей с задержкой психического развития отличается недостаточной сформированностью. Обучающиеся с ЗПР отличаются нарушением сроков созревания функциональных систем, проблемами с вниманием, процессами запоминания, поведенческими особенностями, бедностью и переменчивостью эмоциональных проявлений, отсутствием успехов в учебе.

Важно! Особенности ребенка с задержкой психического развития заключаются в «запаздывании» в процессе формирования психики, в не свойственном для определенного возраста уровне развития речевых навыков.

Поведение

Поведенческие особенности дошкольников с ЗПР объясняются спецификой физиологических процессов, характерной для данного нарушения. Например, дети с задержкой психического развития требуют к себе повышенного внимания в связи со следующими факторами:

  • ухудшение самочувствия при недостатке кислорода;
  • частые головные боли;
  • реакция на свет, громкие или незнакомые звуки.

В связи с замедленным по сравнению с нормой созреванием эмоционально-волевой сферы, дети с ЗПР не похожи на сверстников с нормальным развитием в своем поведении. Например, интерес к игровой деятельности преобладает над стремлением к познанию и любопытством.

Поведение воспитанников с ЗПР имеет следующие яркие особенности:

  • неустойчивость настроения, склонность к конфликтам, шалости, гиперактивность, капризы, апатия;
  • неспособность к самооценке, контролю, саморегуляции и критике своего поведения;
  • эгоистические проявления;
  • неосознанность эмоциональных реакций и действий;
  • непослушание.

В поведении детей с задержкой психического развития отмечаются особенности, обусловленные различными нарушениями в мозговой деятельности:

  • тревожность в дневное время, страх оставаться дома без родителей; тревожный сон, сложности с засыпанием;
  • беспричинная агрессивность;
  • склонность к неожиданным резким движениям или крикам;
  • повышенная двигательная активность;
  • привычка говорить неправду;
  • бесконтрольное усиление пищевых, сексуальных влечений;
  • апатия, снижение активности, отсутствие интереса к любым занятиям.

Такие особенности поведения ребенка с задержкой психического развития требуют повышенного внимания взрослых дома и создания индивидуальной программы сопровождения в образовательном учреждении.

Обучение

Дошкольники и младшие школьники, отличающиеся несоответствием возрастным нормам в области организации мыслительной деятельности, в отличие от своих ровесников с нормативным развитием, испытывают затруднения в образовательной деятельности. Можно выделить характерные симптомы задержки психического развития у детей, влияющие на успешность обучения:

  • проблемы с концентрацией внимания;
  • замедленность или реактивность реакции;
  • быстро наступающая усталость;
  • несформированность способности к кратковременному и долговременному запоминанию;
  • сложности с восприятием размера предметов, вкуса, цвета, материала, геометрической формы;
  • затруднения при выполнении таких мыслительных операций, как сравнение предметов, распределение на группы, выделение существенных отличий;
  • нежелание выполнять задания, требующие использования различных мыслительных операций и др.

Особенности образовательной деятельности являются следствием комплексных расстройств восприятия, познавательной сферы, мелкой моторики, речи (таблица).

Речевая сфера Несоответствие норме фонетической, грамматической, лексической стороны речи Задержка развития навыка продуцирования связной речи, построением грамматически правильных форм слов и синтаксических конструкций Малый словарный запас
Мелкая моторика Сложности с выполнением заданий по лепке и конструированию Сложности с выявлением звуков и букв в составе слова и составлением их характеристики Отсутствие базовых навыков счета, малое количество базовых познаний о человеке и окружающем мире
Восприятие Несформированность графических умений Особенности восприятия букв и цифровых знаков, зеркальность письма и чтения Проблемы со всеми видами запоминания 
Познавательная сфера Затруднения с освоением навыков рисования и письма Большое количество ошибок в распознавании букв и цифр Неспособность выполнять творческие задания

Требует особого внимания речь детей с задержкой психического развития и ее особенности. У детей с ЗПР заметно по сравнению со сверстниками снижена речевая активность, присутствуют повторы произнесенных окружающими слов и звуков (эхолалия), комплексные нарушения в произношении звуков, построении словосочетаний и предложений, проблемы с восприятием и пониманием звучащей речи и отсутствие интереса к ней.

Ученик с ЗПР может выполнять задание в течение 4-5 минут, после чего ему требуется смена деятельности и обязательный перерыв через каждые 0,5 часа. На занятии или уроке детям с задержкой психического развития необходимы подробные пошаговые инструкции, помощь взрослых для успешного выполнения учебного или другого задания, они работают в медленном темпе и не успевают за одноклассниками. При этом маленький человек понимает свои особенности, знает, что неуспешен, у него вырабатывается низкая самооценка, боязнь наказания за плохую успеваемость, утрата и без того слабого интереса к учебной деятельности.

На занятии в детском саду и на уроке в школе дети с ЗПР отличаются следующими особенностями:

  • могут, используя механизмы механического запоминания, выучить и рассказать правило, но не могут применить его на практике;
  • отличаются невнимательностью и отсутствием организованности, пропускают части заданий, нарушают порядок их выполнения, не видят большого количества собственных ошибок, обнаруженные ошибки исправляют неаккуратно;
  • с интересом выполняют небольшие задания технического характера, не требующие значительного количества времени на завершение.

Один из путей изменения отношения детей с ЗПР к учебе – это организация нестандартных занятий с использованием произведений искусства, общения с природой. Дети с ЗПР прекрасно чувствуют себя на экскурсиях в музеи, парки, городское пространство. Также они эмоционально воспринимают театральное искусство, кино, музыку, танец, любят подвижные игры и занятия с элементами физической активности. Если использовать в образовательном процессе общение с искусством и занятия физической культурой, можно повысить интерес детей ЗПР к учебе.

Важно! Кроме вышеперечисленных особенностей, дети с задержкой психического развития – ЗПР – отличаются неспособностью к целеполаганию, планированию, самоорганизации, самостоятельной игровой или учебной деятельности, затруднениями в восприятии и обработке информации.

Особенности отношений детей с ЗПР со сверстниками

В связи с задержкой речевого развития дети с ЗПР в общении отличаются от нормально развивающихся сверстников:

  • недостаточно лексических и грамматических средств для начала общения;
  • малая потребность в общении и совместных действиях со сверстниками, обусловленная низкой познавательной активностью и недостаточным развитием потребностей социального характера.

Если дошкольник с ЗПР вступает в общение, оно отличается ситуативным характером. По собственной инициативе дети с ЗПР не вступают в игру ровесников, наблюдают за чужой игрой недолго и без особенного интереса.

Дети с ЗПР, включенные в совместную деятельность с ровесниками, перестают идти на контакт в случае малейшей неудачи или затруднения.

Воспитанники с задержкой психического развития не интересуются одногруппниками или одноклассниками, обычно не имеют друзей или партнеров по играм, могут эпизодически с кем-то общаться или играть рядом с другими, но при этом не вступать с ними в отношения.

Таким образом, особенность детей с ЗПР – неспособность устанавливать и поддерживать контакты и выстраивать коммуникацию с ровесниками. Поэтому над ними часто смеются или издеваются, следствием становится снижение самооценки, недоверчивость, обидчивость, повышение тревожности, нежелание дошкольника с ЗПР с кем-либо общаться или играть.

Важно! Нарушение скорости созревания психических функций можно скорректировать при условии разработки индивидуальной программы воспитания и образования конкретного ребенка с ЗПР с учетом его особенностей.

Особенности отношений в семье

Сложности в воспитании сына или дочери с ЗПР связаны с тем, что он менее самостоятелен и ответственен, чем его сверстники, медленнее осваивает необходимые навыки. Например, он знает, как обращаться с предметами обихода, знает правила самообслуживания, но может забывать о них, если взрослые не напомнят. Малыш с задержкой психического развития затрудняется в выполнении действий, связанных с точными и мелкими движениями: умывание, гигиена полости рта, застегивание и расстегивание одежды и обуви (работа с пуговицами, крючками, шнурками, другими застежками).

Другая особенность ребенка с ЗПР – нежелание заниматься «учебными» делами (долго слушать чтение взрослого или читать самостоятельно, упражняться в написании элементов букв, выполнять сложную работу с аппликацией и др.).

В отношениях с родителями дошкольник или младший школьник с ЗПР также имеет особенности: часто капризен, непослушен, негативно реагирует на просьбы и предложения, поэтому нужно выработать правильный стиль, избегая гипер-опекающего отношения, предъявления завышенных требований, безразличного отношения. Необходимо предъявлять четкие и понятные, несложные единые требования, строго организовывать режим, основанный на чередовании занятий и активного отдыха. Малышу с задержкой психического развития необходима поддержка родителей и родственников, усиленное внимание к его речевому развитию. Особенность в том, что с ним нужно много разговаривать, читать ему, выстраивать беседу-диалог.

Родители должны понимать, что для коррекции задержки в развитии потребуется специальная систематическая и длительная работа. Коррекция задержки психического развития ребенка отличается комплексностью: усилия педагогов, психологов, медицинских работников, дефектолога и логопеда скоординированы в соответствии с индивидуальной программой работы. В программу коррекции задержки темпа развития могут включаться курсы массажа, физиотерапевтические процедуры, занятия лечебной физической культурой, прием лекарственных препаратов.

Проблемы задержки психического развития детей остаются актуальными по причине увеличения количества дошкольников и младших школьников, у которых диагностируется это расстройство. Известно, что за последнее десятилетие их количество выросло в два раза, а 60 % случаев низкой успеваемости связано именно с тем, что ЗПР не была своевременно диагностирована и к ребенку предъявлялись те же требования, что и к его сверстникам без нарушений. Задача родителей – проявлять к своему малышу постоянное внимание, создавать условия для его гармоничного роста и своевременно обращаться к специалистам в случае обнаружения тревожных симптомов и особенностей.

Видео

003

onlymama.ru

ЗПР: 4 вида задержки психического развития ребёнка и какие существуют методы лечения

Многие родители, услышав о том, что у их ребёнка задержка психического развития, начинают переживать, что ребёнок никогда не сможет нормально жить и учиться, и не станет полноценным членом общества. Но так ли это на самом деле? Для этого необходимо понять, что же всё-таки представляет собой задержка психического развития, каковы её причины и что делать, если всё же у ребёнка она наблюдается.

Как правило, такой диагноз ставится детям дошкольного и младшего школьного возраста. Развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, и на более ранних этапах невозможно судить о сформированности или несформированности той или иной психической функции, и это становится заметно при сравнении поведения ребёнка с поведением его сверстников.

Виды задержки психического развития

Согласно наиболее распространённой классификации ЗПР, выделенной Лебединской К. С., выделяют четыре основных её вида:

  • конституциональная ЗПР;
  • психогенная ЗПР;
  • соматогенная ЗПР;
  • церебрально-органическая ЗПР.

Конституциональная задержка психического развития вызвана замедлением созревания центральной нервной системы у детей, чаще всего она передаётся по наследству. Данный вид отставания в развитии характеризуется психологическим и психофизическим инфантилизмом. При психологическом инфантилизме наблюдаются в первую очередь нарушения поведения ребёнка. Его поведение соответствует поведению детей более младших по возрасту, но при этом с точки зрения физиологии, его развитие соответствует возрасту. При психофизическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. В таком случае данному возрасту не соответствует не только поведение, но и физические данные. У таких детей происходит частая и внезапная смена настроения, они непосредственны, отличаются недостаточным объёмом внимания и памяти, из-за чего у них возникают трудности в обучении. В норме в младшем школьном возрасте у детей должна преобладать учебная деятельность, а у детей с ЗПР по-прежнему преобладает игровая деятельность.

Психогенная задержка психического развития. Данный вид ЗПР обусловлен неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребёнок. В первую очередь, это семья, в которой он воспитывается. Такие дети, как правило, полностью здоровы, их физическое и физиологическое развитие соответствует норме, однако у них наблюдается снижение интеллекта, инфантильное поведение, поверхностные и ситуативные эмоции, возникают проблемы с концентрацией внимания.

Соматогенная задержка психического развития не передаётся по наследству. Как правило, дети рождаются здоровые, без отклонений. ЗПР обусловлена тяжёлыми и длительными соматическими заболеваниями ребёнка в раннем возрасте, которые неизбежно приведут к задержке созревания и развития центральной нервной системы. К таким заболеваниям относится бронхиальная астма, сердечная и почечная недостаточность, дистрофия, хроническая астения и т. д.

Такие дети быстро устают от физической и умственной нагрузки, что приводит к снижению успешности обучения. Они отличаются достаточно низкой работоспособностью, меньшим объёмом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности.

Церебрально-органическая задержка психического развития. Данный вид ЗПР является наиболее часто встречающимся. И обусловлена она первичным негрубым органическим поражением головного мозга, которое возникает в результате патологий беременности (перенесённые инфекционные заболевания матери, алкоголизм, наркомания и т. д.), родовых травм, тяжёлых заболеваний, перенесённых в раннем возрасте. При ЗПР церебрально-органического генеза нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики или же частично проявляться в различных психических сферах. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности. У таких детей нет проявления сильных и ярких эмоции, они быстро утомляются, у них плохо развито воображение и снижен уровень памяти и внимания. Им тяжело даётся учёба в школе и сложно строятся взаимоотношения со сверстниками.

Причины возникновения задержки психического развития

Причин, вызывающих задержки психического развития, существует множество. Но по своей сути их можно разделить на два больших класса: биологические и психосоциальные.

Биологические причины или факторы вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается нарушениями психического развития и деятельности ребёнка. Проявляться они могут на разных этапах развития ребёнка. На пренатальном этапе развития к биологическим факторам относятся всевозможные патологии беременности. К ним относятся не только очевидные факторы, вроде алкоголизма, наркомании и различных инфекционных заболеваний, перенесённых матерью во время беременности. Однако и у здоровых матерей есть вероятность того, что ребёнок родится с задержкой психического развития, так как фактором риска является и резус-конфликт матери и ребёнка, гипоксия плода и тяжёлые токсикозы. На этапе рождения ребёнка тоже есть риск возникновения задержки психического развития. Прежде всего он увеличивается у недоношенных детей, а, кроме того, внутричерепные родовые травмы тоже становятся факторами риска.

В постнатальном периоде и в раннем возрасте биологическими причинами возникновения ЗПР могут послужить различные соматические заболевания, например, грипп, рахит и различные нейроинфекции. Причинами поражения головного мозга также могут служить черепно-мозговые травмы.

Кроме того, ЗПР может развиваться в результате нарушений в раннем возрасте у ребёнка слуха, или зрения, или же при наличии выраженных дефектов речи. В том случае, если дети не проходят специальной реабилитации с педагогом, это нарушение никак не компенсируется. В таком случае будет выражена сенсорная депривация, нарушатся сенсорные эталоны, а это затруднит их правильное восприятие окружающего мира и приведёт к возникновению трудностей в общении и взаимодействии с окружающими.

Ещё одна причина возникновения задержки психического развития, которую можно отнести к группе биологических, — это наследственный фактор. Если одному из родителей или обоим ставился диагноз ЗПР, есть вероятность того, что при отсутствии прочих факторов риска у них родится ребёнок с той же самой проблемой.Что касается психосоциальных или средовых факторов возникновения задержек психического развития, то в данном случае речь, прежде всего, пойдёт о семье, в которой растёт и воспитывается ребёнок.

В первую очередь, фактором риска являются неблагополучные семьи. В таких условиях ребёнок растёт в состоянии гипоопеки и дефицита внимания. Родители не занимаются его развитием, не побуждают его к мыслительной и творческой деятельности. У ребёнка формируются неправильные представления о социальных нормах, что приводит к нарушению адаптации в обществе. У таких детей возникают трудности в обучении, их учебная мотивация снижается. Они часто остаются на второй год обучения, у них зачастую наблюдается недостаток базовых знаний и представлений, необходимых для усвоения школьной программы.

С другой стороны, гиперопека тоже является фактором риска развития ЗПР. В таких семьях ребёнок, наоборот, становится центром семьи, его желаниям потакают, родители всячески стараются устранить любые препятствия или опасности, причём как реальные, так и мнимые. Поэтому ребёнок не учится самостоятельно преодолевать препятствия и принимать решения. Его социальная адаптация нарушается, он становится чрезмерно зависим от взрослых, он эгоцентричен и требует от всех повышенного внимания к себе. Возникают трудности с развитием волевой сферы. При таких условиях воспитания ребёнок не учится произвольности, не умеет регулировать своё поведение.

Ещё один вид семьи, способствующий возникновению у детей задержек психического развития, — это авторитарные семьи, а также семьи, где по отношению к ребёнку допускается насилие, телесные наказания и грубое обращение. Такие родители редко поддерживают интересы ребёнка, они пытаются навязать ему свои, им кажется, что они лучше знают, что надо их детям. Наказания в таких семьях зачастую несоизмеримы с провинностью ребёнка. В таких условиях у ребёнка могут возникнуть навязчивости, неврозы или неврозоподобные состояния. Формируется эмоционально-незрелая личность, для которой характерны страхи, фобии, повышенный уровень тревожности, нерешительность, безынициативность, возможно и развитие состояния выученной беспомощности (это понятие характеризует состояние человека, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния, хотя имеет такую возможность). Страдает его интеллектуальная сфера, так как вся деятельность ребёнка направлена на избежание неудачи, а не достижение успеха. Такие дети боятся проявлять инициативу, боятся делать что-то новое, так как ими движет страх не оправдать ожидания и показать свою несостоятельность, ведь от родителей в таком случае он раньше получал осуждение или же был наказан. Такая проекция переносится и на социум, ребёнку кажется, что такая реакция будет у всех людей. И чтобы избежать негативного отношения окружающих, он выбирает тактику бездействия.

Также к задержке психического развития может привести дефицит общения со сверстниками. В таком случае дети не имеют возможности самостоятельно учиться выстраивать взаимоотношения с окружающими его людьми, кроме членов семьи. Правила поведения в обществе усваиваются намного хуже, ребёнок вырастает более замкнутым, пугливым, он менее самостоятельный.

Особенности детей с задержкой психического развития

Нарушения в интеллектуальной сфере детей, у которых наблюдается задержка в развитии, носят относительно лёгкий характер, но затронутыми оказываются все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Восприятие у ребёнка с задержкой психического развития фрагментарно, замедленно и неточно. Отдельные анализаторы работают на том же уровне, что и у нормально развивающихся детей, но ребёнок с ЗПР будет иметь трудности при формировании целостного образа. Зрительное восприятие развито лучше, чем слуховое. Эту особенность важно учитывать при обучении таких детей: им обязательно нужны наглядные пособия для лучшего усвоения материала. У детей с задержкой психического развития нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность (узнавание объектов в непривычном ракурсе вызывает у них определённые затруднения), в том числе страдает и целостность восприятия. Дети с ЗПР испытывают трудности при выделении отдельных элементов объекта, который воспринимают как единое целое, затрудняются достроить целостный объект по его части, затрудняются угадать, что находится перед ними, если демонстрируется только часть объекта.

Что касается внимания, оно у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Ребёнок отвлекается на любые посторонние стимулы, ему сложно сосредоточиться на каком-то одном занятии, поэтому ситуации, связанные с концентрацией, вызывают большие затруднения. Кроме того, у них нарушена избирательность и распределение внимания. Они не могут оценить, какой стимул является значимым, для того чтобы сконцентрироваться на нём, а какой — нет. Отвлечь от выполнения основного задания их может даже незначительный стимул.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется фрагментарностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной. Зрительные стимулы они запоминают лучше и быстрее, чем слуховые. Более сохранна у них непроизвольная память. Кроме того, у детей с задержкой психического развития наблюдается низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение самостоятельно организовать свою работу по заучиванию необходимого учебного материала, недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и неумение использовать приёмы запоминания.

Что касается мышления, у детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное, а более нарушенным оказывается образное мышление в силу того, что для них характерна неточность восприятия. Что касается абстрактно-логического мышления, его развитие и функционирование невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением, поэтому они не могут справиться с заданием, связанным с упорядочиванием событий, построить умозаключение, они не могут произвести обобщение и на его основании сформулировать выводы.

Речь у детей с задержкой психического развития также имеет свою специфику. У них наблюдается искажение артикуляции многих звуков, нарушение слуховой дифференциации. Их словарный запас ограничен. У таких детей наблюдается нарушение контроля за грамматическим оформлением речи, им гораздо труднее выстраивать связные, грамотные высказывания. Поэтому их речь может казаться достаточно неграмотной и слишком простой.

Что касается письменной речи, у детей с задержкой психического развития часто наблюдаются такие явления, как дисграфия и дислексия. Под дислексией в психоневрологии понимают нарушения процессов чтения, а под дисграфией – нарушения процессов письма. Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: они пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов. Скорость чтения при дислексии невысокая, дети меняют буквы местами, а иногда пропускают начальные слоги слов. При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: всё, что написано ими, содержит достаточно большое количество грамматических ошибок. При письме они не используют заглавные буквы, знаки препинания, путают между собой похожие по написанию буквы, слитное и раздельное написание предлогов и приставок. Почерк у них, как правило, некрасивый, неаккуратный и непонятный. В средних и старших классах школьники стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но и это не спасает их от допуска достаточно грубых ошибок. И пишут, и читают такие дети намного медленнее, чем их сверстники.

Формирование личностной сферы у детей с задержкой психического развития тоже имеет ряд особенностей. Она характеризуется чрезмерной эмоциональной подвижностью, частыми сменами настроения, внушаемостью. Им присуща безынициативность и безволие, они редко становятся душой компании, ведущими в какой-либо деятельности, а идут на поводу у своих сверстников. Кроме того, у них могут отмечаться аффективные реакции, повышенная агрессивность, повышенная тревожность. Это может приводить к серьёзным конфликтам с окружающими людьми.

Но чаще дети с ЗПР замкнутые и необщительные. Не умея социально адаптироваться, они предпочитают играть в одиночку, избегают контактов со сверстниками. Их игровая деятельность отличается стереотипностью и однообразием, сюжет игры одноплановый, очень простой. Они играю, как будто по шаблону, их фантазия достаточно скупая.

Особенности моторики детей с задержкой психического развития включают неловкость, неуклюжесть, недостаточную координацию. Они часто подвержены таким явлениям, как гиперкинезы (патологическим внезапно возникающим непроизвольным движениям в одной или целой группе мышц по ошибочной команде головного мозга) и тики (это быстрое непроизвольное стереотипное сокращение мышц).

Диагностика задержки психического развития

Для того чтобы определить наличие у ребёнка задержки психического развития, необходимо провести медицинское и психическое обследование. Заключение выносит медико-психологическая комиссия, в состав которой входят: врач-педиатр, врач-невролог, психолог, психиатр, логопед, дефектолог. Они проводят необходимые исследования, собирают и изучают анамнез ребёнка, анализируют его физиологические показатели, условия его развития и воспитания. Для выявления физиологических причин ЗПР проводятся инструментальные исследования, такие как снятие электроэнцефалограммы и проведение компьютерной или магнитно-резонансной томографии головного мозга. Для диагностики психических причин возникновения данной проблемы с ребёнком проводится беседа, диагностируются его интеллектуальные способности и эмоционально-волевые процессы.

Только после проведённых исследований можно с точностью сказать, есть ли у ребёнка задержка психического развития, какова причина её возникновения и какие меры необходимо предпринять для устранения данной проблемы.

Не нужно пугаться, если ребёнку ставят диагноз «задержка психического развития». В отличие от умственной отсталости, ЗПР поддаётся корректировке. Чем раньше родители обратятся за квалифицированной помощью к специалистам, тем больше будет вероятность того, что ребёнок сможет развиваться правильно. Кроме того, после выравнивания у ребёнка всех интеллектуальных и психических процессов до нормальных показателей, диагноз «задержка психического развития» снимается.

Чем отличается задержка психического развития от умственной отсталости?

Умственная отсталость, или олигофрения, связана с поражением головного мозга. Причины такого поражения могут быть весьма разнообразны, однако они всегда носят медицинский характер. Социальные факторы на развитие умственной отсталости никак не влияют, в отличие от задержки психического развития.

Дети с умственной отсталостью способны удерживать в фокусе внимания не больше двух-трёх объектов. Дети с ЗПР способны удерживать в фокусе внимания большее количество объектов.

Их игровая деятельность тоже различается. У умственно отсталых детей наблюдается застревание на этапе предметного действия. То есть ребёнок учится действовать с предметом, использовать его целенаправленно, но не происходит развитие его фантазии и перехода к сюжетным играм. У детей с ЗПР развитие как раз останавливается на этапе сюжетных игр и не переходит без специального обучения на уровень сюжетно-ролевой. То есть ребёнок уже начинает проявлять фантазию и придумывать историю своей игре, но его развитие не позволяет переходить на более сложный и развёрнутый уровень фантазирования и взаимодействия.

Есть различия и в развитии речи у детей с олигофренией и ЗПР. При умственной отсталости дети начинают говорить поздно, при ЗПР происходит задержка темпов развития отдельных сторон речи. Кроме того, у умственно отсталых детей отсутствует период неологизмов (придуманных, созданных ребёнком слов для общения с окружающими), тогда при задержке психического развития этот период начинается позже, и он более затянут, чем у нормально развивающихся детей. В норме он заканчивается к моменту перехода от дошкольного возраста к младшему школьному, у детей с ЗПР он может растягиваться до окончания ими младшей школы.

Ещё одно очень важное отличие умственной отсталости от задержки психического развития заключается в том, что олигофрения — это процесс необратимый. К сожалению, умственно-отсталые дети никогда не смогут достичь нормального уровня развития. При ЗПР ситуация не такая критичная: при правильном подходе к такому ребёнку, его развитие вполне может приблизиться к нормальному. Дети с ЗПР хорошо принимают помощь взрослых, в отличие от умственно-отсталых детей, а это делает процесс корректировки развития более простым и доступным.

Опасность задержки психического развития

По большому счёту, задержка психического развития не представляет угрозы для жизни и здоровья как самого ребёнка (если не является следствием серьёзного заболевания), так и окружающих. В данном случае правильнее говорить о трудностях и неудобствах, которые могут возникать у детей с ЗПР и их окружения.

Детям с ЗПР сложнее адаптироваться в обществе, у них возникают трудности в обучении. Если не проводить коррекцию задержки психического развития, это может привести к потере учебной мотивации, к социальной дезадаптации. Ребёнку с каждым годом будет всё труднее находиться со сверстниками, он будет оставаться на второй год в одном и том же классе, его поведение будет по-прежнему оставаться на низком уровне развития.

Что касается окружающих, то если ребёнок с ЗПР попадает в обычный класс общеобразовательной школы, и к нему не применяются никакие корректирующие меры, то в таком случае это может мешать процессу обучения остальных детей. Дети с ЗПР часто отвлекаются на уроках, могут отвлекать учителя и других детей. Они могут играть во время занятий или вставать и ходить по классу без разрешения учителя. Всё это затрудняет учебный процесс и может вызывать негативное отношение к такому ученику и со стороны учителей, и со стороны одноклассников.

Именно поэтому рекомендуется отдавать ребёнка или в специальные классы, или проводить коррекционные мероприятия до начала обучения, чтобы и сам ребёнок смог легко адаптироваться в школьной среде, и не затруднял процесс обучения других детей.

Коррекция задержки психического развития

Методы коррекции задержки психического развития весьма разнообразны и зависят в первую очередь от причин её возникновения.

В том случае, если причины носят медицинский характер, коррекция обязательно должна проводиться под присмотром врачей. При необходимости они назначат необходимое медикаментозное лечение в соответствии с выявленными соматическими заболеваниями и нарушениями функционирования центральной нервной системы, также при необходимости врач может назначить физиотерапию. Обучение детей в таком случае обычно проходит при больнице или в санаторных условиях, чтобы обеспечить ребёнку должный медицинский уход. Если же специальный уход не требуется, то в таком случае следить за выполнением предписаний врачей приходится уже родителям.

К физически здоровым детям тоже нужен особый подход. Обычно дети с задержкой психического развития посещают специализированные дошкольные образовательные учреждения или специализированные группы при общих дошкольных образовательных учреждениях, школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. В процессе обучения таких детей важно соблюдать некоторые особенности. В связи с тем, что их зрительное восприятие преобладает над слуховым, необходимо опираться на наглядные пособия и демонстрацию учебного материала. Кроме того, у детей с ЗПР страдает концентрация внимания и произвольность, в связи с чем учебный материал должен быть дозированным, а также важна частая смена видов деятельности. Из-за нарушений памяти при обучении таких детей важно учитывать такой аспект, как многократное повторение учебного материала, в связи с чем должно увеличиваться количество учебных часов при изучении сложных разделов программы. Обучение можно проводить в формате игры, это поможет повысить их заинтересованность в обучении и мотивацию. Только в таком случае учебный процесс у детей с задержкой психического развития пойдёт им на пользу, и учебный материал будет хорошо усвоен.

Как правило, в коррекционных классах соблюдается небольшая наполняемость классов. Это позволяет педагогу найти индивидуальный подход ко всем ученикам.

При работе с эмоциональной сферой психологи часто используют такие приёмы, как игровая терапия и различные виды арт-терапии. Это развивает творческие способности ребёнка, даёт возможность выразить чувства, повышает уровень самоконтроля и помогает облегчить процесс адаптации. Постепенно ребёнок научится управлять своим поведением, выражать свои эмоции, они станут более яркими, многоплановыми. Любая рисуночная арт-терапия также развивает воображение, художественные способности ребёнка.

При нарушениях речи проводятся коррекционные занятия с логопедом.

Если же проблемы развития ребёнка исходят из его семьи и воспитания, в таком случае консультация психолога необходима не только ребёнку, но и его родителям.

Психолог поможет выяснить причину задержки психического развития, расскажет о том, какие ошибки в воспитании были допущены и каким образом они способствовали тому, что ребёнок стал отставать в развитии. На основе этих знаний психолог вместе с родителями ребёнка разработает новую стратегию воспитания с учётом предыдущих ошибок, психолог подскажет, какие меры в таком случае родители смогут предпринять самостоятельно. Возможно, взрослым самим будет нужна психотерапия или консультации семейного психолога, чтобы решить свои внутренние и семейные проблемы и конфликты, которые в свою очередь нашли отражение в развитии ребёнка.

Заключение

В любом случае, если у родителей есть подозрение на то, что они наблюдают отставание в развитии ребёнка, не стоит этого сразу пугаться или стесняться. Лучше сразу же обращаться за квалифицированной помощью к специалистам. Чем раньше будут применены коррекционные меры, тем выше вероятность того, что развитие приблизится к норме, с ребёнка будет снят диагноз «задержка психического развития», и он сможет стать полноценным членом общества и достичь высоких результатов как в учебной, так и в будущем в профессиональной деятельности.

Знания о том, что представляет собой задержка психического развития, её этиология и проявления, могут помочь многим родителям увидеть её проявления на раннем этапе. Понимая, к чему может привести данная проблема, родители с наибольшей долей вероятности обратятся за помощью к специалистам и сами будут принимать необходимые для развития ребёнка меры.

Мы приложили много усилий, чтобы Вы смогли прочитать эту статью, и будем рады Вашему отзыву в виде оценки. Автору будет приятно видеть, что Вам был интересен этот материал. Спасибо!

(8 оценок, среднее: 5,00 из 5) Загрузка...Если Вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями!

ustamivrachey.ru

Задержка психического развития (зпр) Классификация детей с зпр

К. С. Лебединской в 1980 г. был предложена классификация ЗПР. В основу данной классифи­кации легла этиопатогенетическая систематика. Выде­ляют 4 основных типа ЗПР:

♦ конституционального характера;

♦ соматогенного характера;

♦ психогенного характера;

♦ церебрально-органического характера.

Все 4 типа имеют свои особенности. Отличительная черта данных типов состоит в их эмоциональной незре­лости и нарушении познавательной деятельности. Кро­ме того, нередко могут возникать осложнения в сома­тической и неврологической сферах, но основное отли­чие — в особенности и характере соотношений двух важных составляющих этой аномалии развития: струк­туры инфантилизма и особенностей развития всех пси­хических функций.

Зпр конституционального происхождения

При этом виде задержки психического развития эмо­ционально-волевая сфера ребенка находится на более раннем этапе физического и психического становления. Наблюдается преобладание игровой мотивации поведе­ния, поверхностность представлений, легкая внушае­мость. У таких детей даже при обучении в общеобразо­вательной школе сохраняется приоритет игровых инте­ресов. При этой форме ЗПР гармонический инфантилизм можно считать главной формой психического инфанти­лизма, при которой наиболее ярко выражено недоразви­тие в эмоционально-волевой сфере. Ученые отмечают, что гармонический инфантилизм нередко можно встре­тить у близнецов, это может указывать на связь данной патологии с развитием многоплодности. Обучение детей с данным типом ЗПР должно происходить в специаль­ной коррекционной школе.

Зпр соматогенного происхождения

Причинами данного типа задержки психического развития являются различные хронические заболева­ния, инфекции, детские неврозы, врожденные и приоб­ретенные пороки развития соматической системы. При этой форме ЗПР у детей может присутствовать стойкое астеническое проявление, которое снижает не только физический статус, но и психологическое равновесие ребенка. Детям присуща боязливость, стеснительность, неуверенность в себе. Дети этой категории ЗПР мало общаются со сверстниками из-за опеки родителей, ко­торые стараются оградить своих детей от лишнего, на их взгляд, общения, поэтому у них занижен порог меж­личностных связей.

При этом виде ЗПР дети нуждаются в лечении в спе­циальных санаториях. Дальнейшее становление и обу­чение этих детей зависит от их состояния здоровья.

Зпр психогенного характера

Центральным ядром данной формы задержки психи­ческого развития является семейное неблагополучие (благополучная или неполная семья, различного род психические травмы). Если с раннего возраста на пси­хику ребенка оказывалось травмирующее влияние не­благоприятных социальных условий, то это может при­вести к серьезному нарушению в нервно-психической деятельности ребенка и, как следствие, к сдвигам вегетативных функций, а следом и психических. В этом слу­чае можно говорить об аномалии в развитии личности. Данную форму ЗПР нужно правильно дифференцировать от педагогической запущенности, которая патологичес­ким состоянием не характеризуется, а возникает на фоне недостатка знаний, умений и интеллектуального недо­развития.

studfiles.net

Дети с задержкой психического развития

В учреждения образования поступают дети с разными: поведением, характером, уровнем развития познавательных процессов. Одним детям знания даются легко, другие же тратят огромные усилия, чтобы приобрести те же самые знания, но при достаточном усердии самих детей и необходимой помощи взрослых им удается усвоить программный материал.

Особой причиной стойкой неуспеваемости ребенка становится «задержка психического развития» (ЗПР).

Под данным термином понимают негрубое отставание психического развития, при котором, с одной стороны, требуется специальный, коррекционный подход к обучению ребенка, а с другой - при наличии этого подхода предоставляется возможность обучать ребенка по общей программе с усвоением им государственного стандарта знаний, соответствующих возрасту обучаемого.

ЗПР может проявляться замедленным эмоционально-волевым созреванием в виде различных вариантов инфантилизма, недостаточностью, задержкой развития познавательной сферы.

Ребенок с ЗПР, можно сказать, соответствует своим психическим развитием детям младшего возраста, но это только на первый взгляд. Поскольку тщательными психологическими исследованиями будут отображены специфические особенности его психической деятельности, основывающиеся, как правило, на негрубой органической недостаточности мозговых систем, отвечающих за обучаемость ребенка, за его адаптацию к условиям учреждения образования.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Понятие «задержка психического развития» и его классификация

Давно привлекла к себе внимание специалистов в области педагогики, психологии, медицины и социологии проблема неуспеваемости определенной части учеников младшего возраста. Они выделили группу детей, которые не относятся к умственно отсталым, поскольку в пределах имеющихся знаний они обладают достаточной способностью к обобщению, широкой «зоной ближайшего развития». Таких детей отнесли к особой категории - детям с задержкой психического развития, под которой понимали синдромы временного отставания развития психики как в целом, так и отдельных ее функций (сенсорных, моторных, эмоционально-волевых, речевых), замедленного темпа реализации, которые закодированы в генотипе свойств организма. Задержку темпа может характеризовать обратимый характер, если является следствием временных, мягко действующих факторов (плохого ухода или ранней депривации). Этиология ЗПР определяется конституциональными факторами, хроническими, соматическими заболевания, органической недостаточностью нервной системы.

В результате научно-исследовательских работ предложили этиопатогенетическую систематику ЗПР. Основные клинические типы которой дифференцируют по одному из этиопатогенетических принципов различного происхождения:

  • конституционного;
  • соматогенного;
  • психогенного;
  • церебрально-органического.

Замечание 1

Каждый из перечисленных типов могут осложнить соматические, энцефалопатические, неврологические болезненные признаки. Кроме того, каждый тип характеризуется своей клинико-психологической структурой, своими особенностями эмоциональной незрелости и нарушениями познавательной деятельности, своей этиологией.

Представленные клинические типы отличны друг от друга особенностями структур и характером соотношения 2 основных компонентов: структуры инфантилизма и характера нейродинамических расстройств. Недостаточность интеллектуальной мотивации и производительности связана с инфантилизмом в замедленном темпе формирования познавательной деятельности, а тонус и подвижность психических процессов связаны с нейродинамическими расстройствами.

ЗПР конституционного происхождения

Определение 1

Под задержкой психического развития понимают гармонический инфантилизм, при котором эмоционально-волевой сфере присуща более ранняя ступень развития, напоминающая нормальную структуру эмоционального склада детей младшего возраста.

Данный тип ЗПР характеризуется преобладанием эмоциональной мотивации поведения, непосредственностью и яркостью эмоций при их поверхностности и нестойкости, повышенным фоном настроения, легкой внушаемостью. Своим ростом и физическим развитием такие дети отстают от своих сверстников на $1,5-2$ года, характерным для них являются выразительная жестикуляция, живая мимика, быстрые порывистые движения. Они неутомимо играют, но быстро утомляются, выполняя практические задания. Очень быстро им наскучивают однообразные задания, требующие сосредоточенного внимания на протяжении длительного времени (математика, рисование, чтение, письмо).

Такие дети характеризуются слабой способностью к умственному напряжению, повышенной подражательностью, внушаемостью. Инфантильные дети несамостоятельны и некритичны к своему поведению. Они могут отключаться на занятиях и не выполнять задания, плакать по пустякам, быстро успокаиваться, переключаясь на игру. Они, как правило, любят фантазировать, при этом заменяя и вытесняя неприятные для них жизненные ситуации. Затрудненное обучение таких детей, зачастую в младших классах, объясняется незрелой мотивационной сферой и личностью в целом, преобладанием игровых интересов.

Гармонический инфантилизм представляет собой ядерную форму психического инфантилизма, характеризующегося в наиболее чистом виде чертами эмоционально-волевой незрелости в сочетании с инфантильным типом телосложения. Подобная гармоничность психофизического облика, непатологичность психических особенностей и наличие семейных случаев дают возможность предположить врожденно-конституционную этиологию данного типа инфантилизма, что может быть связано, например, с внутриутробными неглубокими обменно-трофическими расстройствами.

ЗПР соматогенного происхождения

Данный тип обуславливается длительностью соматической недостаточности различного происхождения. К которой можно отнести врожденные и приобретенные пороки развития соматической сферы (сердца), хронические инфекции и аллергические состояния. Характерна стойкая астения, снижающая психический и общий тонус. Часто наблюдается задержка эмоционального развития - соматогенный инфантилизм, который обусловлен неуверенностью, боязливостью из-за физической неполноценности или из-за режимов ограничений и запретов, в которых находится ребенок.

ЗПР психогенного происхождения

Данный тип обусловлен неблагоприятными условиями воспитания, которые препятствуют формированию личности ребенка в правильном русле.

Он наблюдается, в первую очередь, при аномальном развитии личности по типу психической неустойчивости, часто обусловленной гипоопекой (условия безнадзорности, когда у ребенка не воспитывают чувства долга и ответственности), формами поведения, связанными с активным торможением аффекта. Нет стимулирования развитию познавательной деятельности, установок и интеллектуальных интересов. В связи с этим черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы (аффективная лабильность, повышенная внушаемость, импульсивность) у таких детей сочетаемы с недостаточностью уровня знаний и представлений, требуемых для усвоения предметов школьной программы.

Вариант развития по типу ”кумира семьи” обусловливается гиперопекой (изнеженное воспитание, характеризующееся не привитием черт самостоятельности, ответственности, инициативности). Для него характерны черты эгоцентризма и эгоизма, установка на постоянную помощь и опеку, нелюбовь к труду.

Такой ребенок при нормальном интеллектуальном развитии учится неровно, поскольку не приучен трудиться и не желает самостоятельно выполнять задания. Адаптация в коллективе таких детей затруднена, так как они эгоистичны, противопоставляют себя классу.

Замечание 2

Вариант патологического развития личности по невротическому типу, как правило, наблюдается у детей, по отношению к которым родителями проявляются жестокость, грубость, агрессия к ребенку и другим членам семьи, деспотичность. В подобной ситуации ребенок становится робким, боязливым, эмоционально незрелым. Неблагоприятными условиями воспитания обусловливается замедленное формирование коммуникативно-познавательной активности детей.

Дети в неблагополучных семьях испытывают дефицит общения. Поэтому в школе при сохранном интеллекте они не способны самостоятельно организовать свою деятельность (не могут адекватно оценить результаты, испытывают трудности при планировании).

Для подобных детей характерны импульсивность, выраженное нарушение внимания, отсутствие заинтересованности в повышении своих показателей.

ЗПР церебрально-органического происхождения

Довольно часто встречается, обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как эмоционально-волевой сферы, так и познавательной деятельности. Данный тип ЗПР может быть обусловлен наличием негрубой органической недостаточности нервной системы вследствие патологии беременности (инфекции, тяжелые токсикозы, интоксикации и травмы, несовместимость матери и плода по резус-фактору крови), асфиксии и травмы при родах, недоношенности, постнатальных нейроинфекций, токсикодистрофирующих заболеваний первых лет жизни.

Зачастую у таких детей наблюдаются запаздывание формирования статистических функций речи, ходьбы, этапов игровой деятельности, навыков опрятности. В соматическом состоянии наряду с недоразвитием мускулатуры, недостаточностью мышечного и сосудистого тонуса, задержкой роста часто наблюдаются общая гипотрофия, различные виды диспластичности телосложения. Часто в неврологическом состоянии можно наблюдать явления вегетативно-сосудистой дистонии, гидроцефальные, а иногда и гипертензионные стигмы (локальные участки с повышенным внутричерепным давлением).

Эмоционально-волевую незрелость таких детей представляет органический инфантилизм, характеризующийся отсутствием типичных для здорового ребенка яркости эмоций и живости. Для детей подобного типа характерны низкий уровень притязаний и слабая заинтересованность в оценке. Внушаемость носит грубый оттенок и часто сопровождается отсутствием критики. Для игровой деятельности характерны монотонность и однообразие, бедность воображения и творчества. Самостремление к игре часто выглядит как способ ухода от затруднений в занятиях.

По типу преобладания того или иного эмоционального фона выделяют $2$ основных вида органического инфантилизма:

  • неустойчивый, характеризующийся психомоторной расторможенностью, импульсивностью, эйфорическим оттенком настроения;
  • тормозимый, для которого характерны преобладание пониженного фона настроения, нерешительность, боязливость.

Замечание 3

Психолого-педагогическими исследованиями было доказано, что эти дети характеризуются неустойчивостью внимания, недостаточностью развития зрительного и тактильного восприятия, фонематического слуха, оптико-пространственного синтеза, долговременной и кратковременной памяти, моторной и сенсорной стороны речи, зрительно-моторной координации, автоматизации движений и действий.

spravochnick.ru

Особенности развития детей с задержкой психического развития

Анна Сюваткина Особенности развития детей с задержкой психического развития

Особенности развития детей с задержкой психического развития

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тем, что увеличивается количе-ство детей с проблемами в развитии, а вопросы раннего выявления и коррекции недостатков развития остаются недостаточно разработанными.

Проводимое в течение последних четырёх десятилетий клиническое и психолого-педагогическое изучение феномена задержки психического разви-тия у детей, позволило получить ценные научные данные о причинах возникно-вения, клинических и психологических формах задержки психического разви-тия у детей. Накопленные научные сведения и результаты опытно-экспериментальной работы по обучению и воспитанию этой категории детей в специальных школах, классах и в дошкольных образовательных учреждениях, обеспечили научную основу для введения в структуру специального образова-ния нового типа школ (1981) и дошкольных учреждений (1990) для детей с за-держкой психического развития. На современном этапе уже накоплен определенный опыт работы по организации коррекционно-педагогической по-мощи дошкольникам с задержкой психического развития в условиях специаль-ного детского сада. Каждая из экспериментальных площадок при организации своей деятельности опирается на основные принципы коррекционной дошко-льной педагогики, свою «Образовательную программу» и материально-техническую базу.

Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реали-зации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при по-ступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ог-раниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщае-мости в интеллектуальной деятельности.

Во многих психолого-педагогических источниках выделяют четыре группы детей с задержкой психического развития.

Первая группа - задержка психического развития конституционального происхождения. Это гармонический психический и психофизический инфанти-лизм. Такие дети отличаются уже внешне. Они более субтильные, часто рост у них меньше среднего и личико сохраняет черты более раннего возраста, даже когда они уже становятся школьниками. У этих детей особенно сильно выра-жено отставание в развитии эмоциональной сферы. Они находятся как бы на более ранней стадии развития по сравнению с хронологическим возрастом. У них наблюдается большая выраженность эмоциональных проявлений, яркость эмоций и вместе с тем их неустойчивость и лабильность, для них очень харак-терны легкие переходы от смеха к слезам и наоборот. У детей этой группы очень выражены игровые интересы, которые преобладают даже в школьном возрасте.

Вторая группа - задержка психического развития соматогенного проис-хождения, которая связана с длительными тяжелыми соматическими заболева-ниями в раннем возрасте. Это могут быть тяжелые аллергические заболевания (бронхиальная астма, например, заболевания пищеварительной системы. Дли-тельная диспепсия на протяжении первого года жизни неизбежно приводит к отставанию в развитии. Сердечно-сосудистая недостаточность, хроническое воспаление легких, заболевания почек часто встречаются в анамнезе детей с за-держкой психического развития соматогенного происхождения. Ясно, что пло-хое соматическое состояние не может не отразиться и на развитии центральной нервной системы, задерживает ее созревание.

Третья группа - задержка психического развития психогенного происхо-ждения. Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение форми-рования личности ребенка. Эти условия — безнадзорность, часто сочетающаяся с жестокостью со стороны родителей, либо гиперопека, что тоже является крайне неблагоприятной ситуацией воспитания в раннем детстве. Безнадзор-ность приводит к психической неустойчивости, импульсивности, взрывчатости и, конечно, безынициативности, к отставанию в интеллектуальном развитии. Гиперопека ведет к формированию искаженной, ослабленной личности, у таких детей обычно проявляется эгоцентризм, отсутствие самостоятельности в дея-тельности, недостаточная целенаправленность, неспособность к волевому уси-лию, эгоизм.

Последняя, четвертая, группа - самая многочисленная - это задержка пси-хического развития церебрально-органического генеза. Причины - различные патологические ситуации беременности и родов: родовые травмы, асфиксии, инфекции во время беременности, интоксикации, а также травмы и заболевания центральной нервной системы в первые месяцы и годы жизни (особенно опасен период до 2 лет). Травмы и заболевания центральной нервной системы могут привести к тому, что называется органическим инфантилизмом, в отличие от гармонического и психофизического инфантилизма, причины которого не все-гда ясны. Органический инфантилизм - это инфантилизм, связанный с органи-ческим повреждением центральной нервной системы, головного мозга.

Существенные проявления задержки психического развития в изобрази-тельной деятельности выражаются очень низким уровнем активности к данно-му виду деятельности. Это наблюдается в восприятии, в мыслительной дея-тельности, в конструктивной деятельности ребенка. В рисунках детей с задерж-кой психического развития не проявляется эмоциональность (яркость) изобра-жения.

Эмоциональное состояние ребенка имеет особое значение в психиче-ском развитии. В исследованиях М. С. Певзнер и Т. А. Власовой отмечается, что для детей с задержкой психического развития характерна, прежде всего, неор-ганизованность, некритичность, неадекватность самооценки. Эмоции детей с задержкой психического развития поверхностны и неустойчивы, вследствие че-го дети внушаемы и склонны к подражанию.

Типичные для детей с задержкой психического развития особенности в эмоциональном развитии:

1) неустойчивость эмоционально-волевой сферы, что проявляется в не-возможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности. Психологической причиной этого является низкий уровень про-извольной психической активности;

2) проявление негативных характеристик кризисного развития, трудно-сти в установлении коммуникативных контактов;

3) появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тре-вожность, склонны к аффективным действиям.

Также детям с задержкой психического развития присущи симптомы органического инфантилизма: отсутствие ярких эмоций, низкий уровень аф-фективно-потребностной сферы, повышенная утомляемость, бедность психиче-ских процессов, гиперактивность.

Дети с задержкой психического развития отличаются несамостоятель-ностью, непосредственностью, не умеют целенаправленно выполнять задания, проконтролировать свою работу.

Таким образом, можно выделить ряд существенных особенностей, ха-рактерных для эмоционального развития детей с задержкой психического раз-вития: незрелость эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность, импуль-сивность, склонность к аффективным вспышкам.

Изучение особенностей развития интеллектуальной и эмоциональной сферы позволило увидеть, что симптомы задержкой психического развития очень резко проявляются в старшем дошкольном возрасте, когда перед детьми ставятся учебные задачи.

Основной целью специального (коррекционного) детского сада для де-тей с задержкой психического развития относительно изобразительной дея-тельности, является создание оптимальных условий для амплификации разви-тия эмоционально-волевой, познавательной сферы, развития позитивных ка-честв личности каждого ребенка. Особенности организации деятельности спе-циализированного детского сада для детей с задержкой психического развития определяются особенностями психофизического развития данной категории де-тей и задачами коррекционно-образовательной работы с ними.

www.maam.ru

5.1. Дети с задержкой психического развития

Одной из актуальных проблем современного образова­ния остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление неуспеваемости.

Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффек­тивных путей формирования знаний, которые учитывали бы реальные возможности учащихся и условия, в кото­рых протекает их учебная деятельность. Особенно акту­альной эта проблема становится в связи с появлением аль­тернативных учебных заведений и введением государствен­ных стандартов на все виды образования.

Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требова­ний к уровню общего образования обострили и проблему школьной неуспеваемости. Практика показала, что несмот­ря на большое внимание, уделяемое совершенствованию содержания образования и методик обучения, оснащению кабинетов современными техническими средствами обуче­ния, улучшению условий труда преподавателей, учить всех и учить хорошо при существующей традиционной органи­зации учебного процесса невозможно.

Количество учащихся, которые по различным причи­нам оказываются не в состоянии за отведенное время и в

161

необходимом объеме усвоить учебную программу, посто­янно увеличивается и, по данным разных исследователей, колеблется в пределах 20-30% общего числа детской по­пуляции младшего школьного возраста. По данным Министерства образования РФ (1995), 78% школьников нуждаются в специальных формах и методах обучения.

Неуспеваемость, возникающая на начальных этапах обучения, создает реальные трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умствен­ными операциями и навыками, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и вслед­ствие усугубляющихся трудностей на последующих эта­пах выпадают из процесса обучения.

Необходимо правильно и своевременно диагностировать причины неуспеваемости в каждом индивидуальном слу­чае и по возможности устранять или корригировать их последствия.

Сложившаяся традиционная система образования в на­шей стране предусматривала, помимо общеобразователь­ных школ для всех учащихся (с вариантами профилиро­ванного обучения для одаренных и способных детей), орга­низацию для детей с выраженными нарушениями разви­тия специальных общеобразовательных коррекционных учебных заведений 12 типов, профилированных в зависи­мости от характера нарушения развития ребенка и степе­ни его выраженности. Детские сады, школы и школы-интернаты для детей с нарушениями зрения, слуха, речи, интеллектуального развития, опорно-двигательного аппа­рата в основном решали проблему обучения, воспитания и социальной адаптации лиц данной категории. Вместе с тем, в связи с процессами интеграции в обучении намети­лась тенденция к уменьшению вариативности таких учеб­ных заведений.

Глобальный подход к реализации идеи интегрирован­ного обучения может служить объяснением наблюдающей­ся в последние годы тенденции усиления неоднородности состава учащихся общеобразовательной школы по уровню

умственного, речевого и в целом психического развития. Такое положение во многом обусловлено тем, что в эту школу попадают учащиеся с парциальными нарушениями развития, те, которые раньше обучались в специальных учебных заведениях.

Как показывают исследования, среди неуспевающих учащихся есть школьники с педагогической запущеннос­тью, задержкой психического развития, неярко выражен­ными сенсорными, интеллектуальными, речевыми нару­шениями, причинами которых являются остаточные по­ражения центральной нервной системы, минимальные моз­говые дисфункции. Дети с задержкой психического раз­вития составляют примерно 50% неуспевающих школь­ников. Для их обучения созданы специальные учебные заведения — школы и классы выравнивания (в после­дние годы — классы коррекционно-развивающего обуче­ния).

В современных условиях с учетом вышесказанного осо­бую социальную и педагогическую значимость приобрета­ет проблема целесообразности и эффективности дифферен­цированных форм организации обучения. Одной из ост­рейших является проблема определения критериев отбора таких учащихся в классы и группы, где были бы созданы необходимые условия для их успешного обучения, а в даль­нейшем — и социальной адаптации.

Система дифференцированного обучения находится в процессе становления, вслед за специальными школами и классами для детей с ЗПР появились другие образователь­ные формы и структуры для детей с различными трудно­стями в обучении (классы коррекции, компенсирующего обучения, реабилитации, педагогической поддержки). В этих классах внедряются программы, дополняющие учеб­ный процесс различными средствами поддержки учащих­ся (психологической, логопедической, коррекционно-педа-гогической).

Рассмотрим более подробно одну из наиболее многочис­ленных групп неуспевающих школьников — детей с за-

162

163

держкой психического развития (ЗПР). Изучение детей этой категории началось сравнительно недавно — в конце 50-х годов нашего века. Ряд исследователей (Т.А. Власо­ва, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский и другие) выявили среди неуспевающих младших школьни­ков учащихся, неуспеваемость и особенности поведения которых часто давали основание считать их умственно от­сталыми. Эти ученики были объединены в особую катего­рию. В ходе дальнейших исследований Т.А. Власова и М.С. Певзнер выделили две наиболее многочисленные груп­пы и охарактеризовали их как детей с психофизическим и психическим инфантилизмом.

В первую группу вошли дети с нарушенным темпом физического и умственного развития. Исследователи вы­сказали мнение о том, что задержка их развития вызвана медленным темпом созревания лобной области коры го­ловного мозга и ее связей с другими областями коры и подкорки. Эти дети уступают сверстникам в физическом развитии, отличаются инфантилизмом в познавательной деятельности и в волевой исфере, с трудом включаются в учебную деятельность, быстро утомляются, отличаются низкой работоспособностью. Отставая в учении, они ста­новятся более нервозными и все более «трудными» для учителей.

Вторую группу составили учащиеся с функциональны­ми расстройствами психической деятельности (церебро-астенические состояния), которые чаще всего являются следствием мозговых травм. Для этих школьников харак­терна слабость основных нервных процессов, хотя глубо­ких нарушений познавательной деятельности у них нет и в периоды хорошего состояния они добиваются высоких результатов в учебе.

На основе проведенных исследовании были разработа­ны рекомендации для учителей по работе с детьми, имею­щими подобные отклонения в развитии. Позднее такие учащиеся были выделены в категорию детей с задержкой психического развития.

Подобные дети обратили на себя внимание исследовате­лей еще в прошлом столетии. Они описывались под раз­ными названиями: «псевдоненормальные», «отстающие в педагогическом отношении», «запоздавшие», «малограмот­ные», а также как дети, занимающие промежуточное по­ложение между «малограмотными» и «ненормальными» (A. Binet, Т. Simon), дети «пограничной черты» (L. Fairfild). В отечественной литературе для обозначения подобных состояний использовались термины «дети с пониженным общим развитием и недостаточностью отдельных функций» (И. Борисов); переходные формы между нормой и дефек­тивностью; «субнормальные» дети (А.И. Граборов); «сла­боодаренные» (В.П. Кащенко, Г.В. Мурашов); «умственно недоразвитые», находящиеся между дебилами и нормаль­ными детьми (П.П. Блонский). Термины «задержка темпа психического развития», «задержка психического разви­тия» были предложены Г.Е. Сухаревой.

Основной причиной отставания являются слабовыра-женные (минимальные) органические повреждения голов­ного мозга, врожденные или возникшие во внутриутроб­ном, природовом или в раннем периоде жизни ребенка, а в некоторых случаях и генетически обусловленная недо­статочность центральной нервной системы и ее основного отдела — головного мозга; интоксикации, инфекции, об-менно-трофические расстройства, травмы и т.п., которые ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают легкие церебральные органи­ческие повреждения. Неблагоприятные социальные фак­торы, включая неблагополучные условия воспитания, де­фицит информации и т. п., усугубляют отставание в раз­витии, но не представляют собой единственную или хотя бы основную его причину.

Выявлению пограничных состояний интеллектуальной недостаточности способствует рост требований, предъяв­ляемых обществом к личности ребенка и подростка (усложнение школьных программ, более ранние сроки на­чала обучения и т. п.).

164

165

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обуче­ния ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7—10 лет, так как этот воз­растной период обеспечивает большие диагностические воз­можности.

В медицине ЗПР относят к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности. С точки зрения кли­ницистов, это состояние характеризуется прежде всего за­медленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной де­ятельности. Широко использовавшийся ранее термин «вре­менная задержка психического развития» применим лишь к части случаев ЗПР, наиболее тесно примыкающей к нор­ме, тогда как большая их часть отличается более стой­кой, хотя и легкой интеллектуальной недостаточностью и менее выраженной тенденцией к компенсации и обратимо­му развитию, возможной только в условиях специального обучения и воспитания. Однако и эти состояния имеют свои клинико-психологические особенности, и при них наблюдается тенденция к сглаживанию интеллектуально­го дефекта.

Едиными принципами систематики пограничных форм интеллектуальной недостаточности в настоящее время на­ука не располагает, Х\Е, Сухарева, исходя из этиопатоге-нетического принципа, выделила следующие формы нару­шения интеллектуальной деятельности у детей с задер­жанным темпом развития:

  1. интеллектуальные нарушения в связи с неблагопри­ ятными условиями среды и воспитания или патоло­ гией поведения;

  2. интеллектуальные нарушения при длительных асте­ нических состояниях, обусловленных соматически­ ми заболеваниями;

  3. нарушения при различных формах инфантилизма;

  4. вторичная интеллектуальная недостаточность в свя-

зи с поражением слуха, зрения, дефектами речи, чте­ния, письма;

5) функционально-динамические интеллектуальные на­рушения у детей в резидуальной стадии и отдален­ном периоде инфекций и травм центральной нервной системы.

М.С. Певзнер в группе детей с ЗПР описывает разные варианты инфантилизма, интеллектуального нарушения при цереброастенических состояниях, дефектах слуха, речи, отклонениях в характере и поведении.

К.С. Лебединская предложила клиническую системати­ку детей с ЗПР. Ею было выделено четыре основных вари­анта ЗПР — конституционального, соматогенного, пси­хогенного и церебро-органического происхождения. Эти ва­рианты отличаются друг от друга особенностью структу­ры и характером соотношения двух основных компонен­тов данной аномалии развития: типом инфантилизма и характером нейродинамических расстройств.

На основе патогенетического принципа В.В. Ковалев все пограничные формы интеллектуальной недостаточнос­ти условно разделил на четыре группы:

  1. дизонтогенетические формы, при которых недоста­ точность обусловлена механизмами задержанного или искаженного развития ребенка;

  2. энцефалопатические формы, в основе которых ле­ жит органическое повреждение-мозговых механиз­ мов на ранних этапах онтогенеза;

  3. интеллектуальная недостаточность, связанная с де­ фектами анализаторов и органов чувств (слуха, зре­ ния) и обусловленная действием механизма сенсор­ ной депривации;

  4. интеллектуальная недостаточность, связанная с де­ фектами воспитания и дефицитом информации с ран­ него детства («социокультурная умственная отста­ лость», по терминологии, принятой Американской ассоциацией по проблеме умственной неполноцен­ ности).

166

167

Термин «задержка» подчеркивает временной (несоот­ветствие уровня психического развития паспортному воз­расту ребенка) и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом и тем ус­пешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания этих детей.

ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам (в том числе и навыкам интеллектуальной деятельности), личностной незрелости, поведению. Они испытывают зна­чительные трудности в обучении, им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Учебные трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной систе­мы — у них наблюдается нервное истощение, следствием чего являются быстрая утомляемость, низкая работоспо­собность, отказ от выполнения уже начатой деятельности; часто возникают головные боли. Все это в совокупности ведет к повышенной отвлекаемости, быстрой утомляемос­ти, пониженной работоспособности.

Снижение работоспособности и неустойчивость вни­мания у детей этой категории имеют разнообразные инди­видуальные формы проявления. Так, у одних детей макси­мальное напряжение внимания и наиболее высокая рабо­тоспособность обнаруживаются в начале выполнения за­дания и неуклонно снижаются по мере продолжения рабо­ты; у других — наибольшее сосредоточение внимания на­ступает после некоторого периода деятельности (то есть им необходим как бы период «врабатывания»), у третей группы учащихся отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протя­жении всего выполнения задания.

Особенности внимания детей с ЗПР проявляются в его неустойчивости, повышенной отвлекаемости, неустойчи­вой концентрации на объекте. Наличие посторонних раз­дражителей вызывает значительное замедление выполняе­мой этими учащимися деятельности и увеличивает коли­чество ошибок.

168

У детей с ЗПР наблюдается и более низкий (по сравнению с нормой) уровень развития восприятия, что проявляется в недостаточности, ограниченности, фрагментарности знаний детей об окружающем мире, в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе, контур­ных и схематических изображений, особенно если они пере­черкнуты или накладываются друг на друга.

Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы, часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т. д.

По мнению ряда зарубежных психологов, это отстава­ние в развитии зрительного восприятия является одной из причин трудностей в обучении, испытываемых детьми с ЗПР.

Изучение процессов памяти показало недостаточную продуктивность произвольной памяти, малый объем па­мяти, неточность и трудность воспроизведения.

Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности этих детей. У них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; к началу школьного обучения у этих детей, как правило, не сформированы основные мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, обобщение. Выяв­лено снижение познавательной активности.

Большинство детей страдают дефектами звукопроиз-ношения, наблюдается бедный словарный запас. При ис­пользовании даже имеющихся в словаре слов они часто допускают ошибки, связанные с неточным, а иногда и не­правильным пониманием смысла слов. Учащиеся с ЗПР слабо владеют грамматическими обобщениями, в их речи часто встречаются неправильные грамматические конст­рукции. Эти дети почти не используют в своей речи неко­торые грамматические категории, испытывают трудности в понимании и употреблении сложных логико-граммати­ческих конструкций.

Своеобразно и поведение детей с ЗПР. В школе они продолжают вести себя как дошкольники. Учебная моти-

169

вация у них отсутствует или выражена крайне слабо, не наблюдается положительного отношения к школе.

Ведущей деятельностью для них остается игра* К нача­лу систематического обучения у детей с ЗПР не формиру­ется высшая форма игровой деятельности — сюжетно-ро-левая игра, которая, по существу, и готовит ребенка к выполнению нового вида деятельности — учебной. Даже при организации игры взрослыми или нормально разви­вающимися ровесниками эти дети не всегда оказываются в состоянии выполнить взятую на себя роль, переходят от одной роли к другой или начинают осуществлять манипу-лятивную деятельность.

В большинстве случаев та индивидуальная работа, ко­торая проводится с учеником в условиях общеобразова­тельной начальной школы, не ведет к преодолению отста­вания в развитии, и эти дети фактически выпадают из учебного процесса.

Первые попытки специальной педагогической работы с детьми, имеющими ЗПР, были предприняты в 50-е годы в рамках экспериментальных групп при Институте дефек­тологии АПН СССР, где эти учащиеся, обучаясь в началь­ной общеобразовательной школе, получали дополнитель­ную помощь. В те годы дети данной категории изучались преимущественно в клиническом плане, и основополагаю­щей была концепция, согласно которой задержка психи­ческого развития связывалась с различными формами пси­хофизического и психического инфантилизма, а также с рано возникшими цереброастеническими состояниями.

В Нижнем Новгороде проблему школьной неуспеваемо­сти пытались решить посредством уменьшения наполняе­мости учебных классов, организации классов индивидуа­лизированного обучения для учащихся 1—7 классов со стой­кой неуспеваемостью. Наполняемость классов была 15— 20 человек, для работы привлекались наиболее опытные и квалифицированные учителя. В Костроме открывали спе­циальные классы для неуспевающих детей при санаторно-лесных школах, в Витебске — при медико-педагогических комиссиях и т. д.

170

В 1976-1981 гг. в одной из школ-интернатов Нижнего Новгорода проводился эксперимент по обучению и воспи­танию самой многочисленной категории неуспевающих школьников — детей с задержками психического разви­тия различного происхождения.

На основании полученных в ходе эксперимента данных органами образования и здравоохранения был разработан и издан ряд нормативных документов, регламентирующих деятельность специальных общеобразовательных школ-интернатов (школ с продленным днем) для детей с ЗПР. Эти документы предусматривали введение в действие Ин­струкции по приему контингента учащихся в специаль­ные общеобразовательные школы-интернаты и школы *• продленным днем для детей с задержкой психического раз вития, Типового положения и Типового учебного плана для данных специальных общеобразовательных учебных заведений. Рекомендации о направлении учащихся в учеб­ные заведения данного типа даются на основании заклю­чения медико-педагогической комиссии. Названные выше документы предполагали совершенствование структуры и учебных планов этих учебных заведений; психолого-педа­гогическое изучение школьников в процессе обучения, сво­евременное выявление и устранение причин отставания в учебе и нарушений поведения; выбор для этого наиболее эффективных путей; определялись цели, задачи, особен­ности проведения индивидуальных и групповых коррек-ционных занятий с учащимися специальных учебных за­ведений данного типа. Целью таких занятий, предусмот­ренных Типовым учебным планом для данного типа спе­циальных учебных заведений, является индивидуальная работа по коррекции развития учащихся, ликвидации пробелов их предшествующего обучения, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала. В услови­ях специально организованного обучения эти дети способ­ны дать значительную динамику в развитии и усвоить многие знания, умения и навыки, которые нормально раз­вивающиеся сверстники набирают самостоятельно.

171

studfiles.net


Смотрите также



Услуги по созданию дизайна; верстка



© JuliettaRose, 2008-2020. При использовании материалов ссылка на источник обязательна.