Создание дизайн-шаблонов; уроки Photoshop, Illustrator, Lightroom, Gimp; обои для рабочего стола; иконки и headers для блогов.
Главная Фотоальбом Обо мне Карта блога
Подпишись на RSS!

Артикуляционная гимнастика необычная


Необычная артикуляционная гимнастика

9 октября 2016 00:00

Предлагаемая вашему вниманию необычную артикуляционную гимнастику, которая помогает улучшить показатели координации, точности артикуляционных движений, активизирует небно-глоточное смыкание и помогает растянуть подъязычную складку, более распространенное название которой — уздечка. Количество повторений каждого упражнения — от 3-х раз. Весь комплекс:

Мы приехали в деревню к бабушке, давай-ка испечем

1. Блины (кладем широкий расслабленный язык на нижнюю губу и похлопываем язык разными видами шпателей); пошли мы прогуляться по деревне и дошли до речки, а через речку — 2. Мостик (делаем мостик из палочки корицы, удерживая палочку корицы между верхней губой и носом, поднимаем — опускаем голову); вернулись домой, а дедушка 3. Забор чинит: (удерживаем закругленную зубочистку на носогубной складке); а после обеда мы решили попробовать

4. Бабушкин мед (облизываем губы обмазанные медом по часовой стрелке);

запили его

6. Водой из колодца (капаем на корень языка из пипетки сладкую воду и глотаем ее); и 

7. Бабушкиным чаем из трав (пополоскали горло травяным чаем); и решили 8. Вздремнуть (позевываем, произнося звуки, а э); поспали, открыли глазки, и 9. Улыбнулись (улыбнулись, натягивая губы на зубы); а бабушка принесла нам 10. Яичко от деревенской птички-перепелочки (катаем теплое вареное перепелиное яйцо по губам); 11. Сухарики (перекатываем квадратный сухарик внутри рта от щеки к щеке); 12. Малиновое варенье (слизываем варенье с длинного сухарика). А вечером бабушка показала нам как она

13. Вяжет нам носочки на зиму (проводим языком по натянутой шерстяной нитке слева направо, снизу вверх); затем мы поужинали

14. Хлебушком деревенским (как можно дольше удержать на языке хлебную палочку) 15. Погасили свет (задули свечи) и легли спать!

www.cosmo.ru

Семья и дети: Необычная артикуляционная гимнастика

НЕОБЫЧНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Этот маленький дружок – Твой веселый язычок. Чтоб он ловким был, умелым, Чтобы слушался тебя, Каждый день зарядку делай Перед зеркалом, шутя! Наша сказка – вам подсказка, Ведь зарядку каждый день Должен делать непослушный Язычок Забыв про лень. Вот проснулся язычок, выглянул в окошко. Видит: спинку выгнула Розовая кошка. (Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счет 5-7.) Расстелил половичок На крылечке язычок. Взял он клещи, Взял топор И пошел чинить забор. (Улыбнуться, приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счет от 1 до 5-10.) Д-д-д-д-д-д-д-д – стучит молоточек, Т-т-т-т-т-т-т-т-т – вот забит гвоздочек. Светит солнышко с утра – В гости к тетушке пора! (Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетания звуков «ддд», «ттт».) Тетушка Щечка племянничка ждет, Блинчики с маком к обеду печет. Кашку сварила, чай заварила, Даже варенья банку открыла. (Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…») На лошадке, по дороге Скачет Язычок, И копытами лошадка – Цок, цок, цок, цок, цок. А с горы стрелой несется: Цок, цок, цок, цок, цок. (Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. Сначала медленнее, затем быстрее.) Тетушка племянничка Весело встречает. Чай ему с вареньем Тут же предлагает. Ах, какое вкусное, Сладкое варенье, Да и каша манная – Просто объеденье – Ням-ням-ням-ням. (Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизывать верхнюю губу, совершая движения языком слева направо и сверху вниз.) Под окошком – блл, блл, блл – Индюки болтают. Индюшачей речи Никто не понимает. На качели индюки Весело кивают. Покататься язычку «Блл, бллл!» - предлагают. (Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не послышится сочетание: «БЛ-БЛ-БЛ…» Болтушка.) Ну-ка, детки, с язычком Вместе покатаемся! Поиграем в паровозик И поулыбаемся: «И-у! И-у! И-у!» (Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6-7 раз.) Дайте язычку дуду И еще пять шариков Покатать комариков! Надуваем шарики: «Садитесь, комарики!» (Предложить ребенку длительно произносить звук «ШШШ». Обратить его внимание на то, что при произнесении звука «Ш» передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха теплая.) Вот интересная игра – Воздушный Колобок. Из щечки в щечку покатать Его не каждый мог! (Приоткрыть рот, языком поочередно упираться в щеки, выдавливая шарики. Выполнять упражнение 8-10 раз.) Ой, потемнело Все вокруг, Сильный вихрь Поднялся вдруг. Язычок затрепетал, Задрожал и затрещал: Брррр – брррр – бррррр…. (Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на нее, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять упражнение в течение 10 сек.) Ох, устал наш язычок, Лег в кроватку на бочок: Пя-пя-пя-пя-пя-пя… Отдыхаем все, друзья! (Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…» Выполнять упражнение в течение 10 сек.) (Е.С. Анищенкова)

Предупреждение! Не все, что здесь опубликовано, может быть правильно/безпасно/полезно. Мы автоматически собираем информацию из различных источников, будьте осторожны с советами,

которые могут нанести вред вашему здоровью. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

wpten.ru

Артикуляционная гимнастика

Зарина Тагзиева Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

1. «Распевка» пропеваем гласные звуки

Аааааа, оооооо, уууууу, ыыыыыы, ээээээ

А – как можно широко раскрыть рот.

О – губы превратить в букву О.

У – губы сжаты в маленькую трубочку.

Ы - губы улыбаются, нижняя челюсть немного выдвигается вперед.

Э – рот раскрыт в среднем положении (межу а и ы, губы улыбаются.

• Не делим звуки, а просим ребенка плавно пропевать одну за другой. Повторить 3 раза

2. «Окошко». На счёт «раз» широко открыть рот (окошко открыто, на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто). 5 – 6 повторений.

3. «Шарик – рыбка» - когда взрослый говорит «шарик» ребенок надувает щечки. Когда «рыбка» втягивает. Чередуем «шарик – рыбка» 5 – 6 повторений.

4. «Лягушка – слоник» - когда взрослый говорит «лягушка» ребенок соединяет верхние с нижними зубками, а губы растягивает в улыбке. Когда «слоник» зубы остаются в том же положении. а губы вытягиваются в трубочку и тянутся вперед. Чередуем «лягушка – слоник» 5 – 6 повторений.

5. «Конфетка» - просим ребенка представить, что у него во рту конфетка (в данном случае роль конфетки выполняет язык). Просим спрятать ее в правой щечке, потом в левой. Чередуем 5 – 6 раз. Следим за тем чтобы язык как можно сильно надавливал на щечку.

6. «Накажем непослушный язычок» - Положить широкий язык между зубами и «пошлёпать» его «пя-пя-пя». А потом прижать зубами: «та-та-та». 10р – пя, 10 раз - та

7. «Лопатка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении 10 секунд. Следить, чтобы язык не дрожал.

8. «Иголочка» - Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх. 10 сек.

9. «Часики» - Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. 10 сек.

10. «Горка» - Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается. 10 сек.

11. «Колесо» - сделать упр. «Горка» среднюю часть языка максимально выдвигать вперед, а затем убирать в глубь рта. Язык перемещать вперед – назад в форме валика. 10 раз.

12. «Вкусное варенье» -

- Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху-вниз (можно помазать её вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы. 10 раз

- Открыть рот. Облизывать верхнюю и нижнюю по часовой стрелке 5 раз в одну сторону и 5 раз в другую.

13. «Чашечка» - Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счёт до 10. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

14. «Парус» - рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться бугорков (альвеол) за верхними зубами. Удерживать в таком положении 10 сек.

15. «Маляр» - Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться. 10 раз вперед – назад.

16. «Чистим верхние зубки» - Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево. 10 раз.

17. «Чистим нижние зубы»- Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается. 10 раз.

18. «Лошадка» - Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. 10 сек.

19. «Грибок» - Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба. а подъязычная связка - ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упр. «Лошадка».- В пощёлкивании улавливается нужное движение языка. 10 раз.

20. «Гармошка» - Положение языка как в упр. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот. 10 сек.

21. «Барабан» - Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук д-д-д. Язык; упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться, Очень часто при выполнении этого упражнении рот у ребенка закрывается. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка). 10 сек.

22. «Качели» - Улыбнуться, открыть рот. На счёт 1-2 поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна. 10 раз.

www.maam.ru

Необычная артикуляционная гимнастика

Речевые звуки формируются в полости рта, форма и объем которой зависят от положений подвижных органов: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, маленького язычка. Правильное положение и движение органов речи, необходимые для произнесения данного звука, называетсяартикуляцией.

Нарушения в строении артикуляционного аппарата, например, короткая подъязычная связка, неправильный прикус, слишком высокое или узкое нёбо и некоторые другие недостатки, являются предрасполагающими факторами неправильного формирования звукопроизношения.

Если у ребенка хорошая подвижность органов артикуляционного аппарата, хороший речевой слух, то он сам в большинстве случаев способен компенсировать недостатки звукопроизношения.

Если же у ребенка имеются несовершенства движения артикуляционного аппарата (например, малоподвижный язык), то это может служить причиной неправильного произношения звуков, вялой, нечеткой, смазанной речи.

Цель артикуляционной гимнастики  –  выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти), необходимых для правильного произношения звуков.

Основные задачи артикуляционной гимнастики:

развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад, в глубь рта и т.д.);

развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами);

развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для звуков.

Поэтому на начальном этапе для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи эффективна артикуляционная (речевая) гимнастика.

Советы родителям. Как проводить артикуляционную гимнастику?

1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепиться. Желательно заниматься 2 раза в день.

2. В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества – признак переутомления, лучше этого не допускать.

3. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом.

4. В начале занятий упражнения нужно выполнять в медленном темпе.

5. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Такое знакомство лучше провести в форме сказки. В результате ребенок должен усвоить названия органов: зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык.

6. Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.

www.prodlenka.org

Артикуляционная гимнастика

Анастасия Шевченко Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Проводить гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые движения у детей закреплялись, становились более прочными.

СОВЕТЫ:

1. Каждый день играйте перед зеркалом в логопедическую зарядку;

2. Нежелательно выполнение гимнастики сразу после еды;

3. Взрослый следит за качеством и точностью выполняемых движений;

4. Заниматься по 3-5 минут каждый день.

Упражнение «Заборчик»

Губы в открытой улыбке, зубы ровным рядом, сомкнуты. Удерживать артикуляционную позу под счет до 5-10 (считает взрослый).

Упражнение «Трубочка»

Зубы сомкнуты. Вытянуть губы вперед. Удержать в таком положении 10 сек.

Упражнение «Часики»

Высунуть широкий язык. Тянуться попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе по счет взрослого. Удерживать язык в таком положении 10 сек.

Упражнение «Качели»

Высунуть узкий язык и тянуть его попеременно то к носу, то к подбородку, рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет.

Упражнение «Вкусное варенье»

Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в рот, 15 раз.

Упражнение «Иголочка»

Рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь, сделать его узким, 15 сек.

Упражнение «Лопаточка»

Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.

Упражнение «Горка»

Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка широкая выгнута дугой. Удерживать под счет до 10. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику.

Упражнение «Чашечка»

Рот широко раскрыть, широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 сек.

Упражнение «Маляр»

Рот открыть. Языком проводить по небу вперед и назад.

Упражнение «Лошадка»

Присосать язык к небу, щелкнуть языком медленно и сильно, тянуть подъязычную складку, 10-15 раз.

Упражнение «Грибок»

Раскрыть рот, присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 10 раз.

Упражнение «Гармошка»

То же самое, но нижнюю челюсть то поднимать, то опускать, 10-15 раз.

Упражнение «Дятел»

Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить звуки: «д-д-д.». Выполнять 10-20 секунд сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее. Следить, чтобы «работал» только кончик языка, а сам язык не прыгал.

Упражнение «Комарик»

Рот открыт, губы в широкой улыбке. Широкий язычок ударяется об альвеолы (бугорочки за верхними зубами, произносит: ДЗ-ДЗ-ДЗ-ДЗ. Звуки произносятся коротко, отрывисто: не дэ-зэ, а дз. Воздушная струя, выдыхаемая на язычок – сильная.

www.maam.ru

Артикуляционная гимнастика

Несмотря на кажущуюся естественность и простоту, звукопроиз-ношение невероятно трудоемкий и сложный процесс, недаром мышца языка является самой сильной и подвижной в нашем теле. Буквально с рождения младенец проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая их диффузными звуками: бормотанием и лепетом. Однако для полноценного овладения речью требуется скоординированная работа и умение быстро менять положение всех органов артикуляционного аппарата, точность и сила отдельных движений. Все это настолько сложно, что ребенку требуются годы для овладения искусством правильного произношения. К сожалению, зачастую к 5–6 годам родители обнаруживают, что те или иные звуки сложились неправильно и требуют корректировки – проведения курса специальной артикуляционной гимнастики. Но не все знают, что данная гимнастика – не доступное лишь специалистам лечение, а довольно несложный комплекс из трех веселых игровых упражнений, требующих суммарно не более 15–20 минут в день.

Самое главное, если начать заниматься в момент становления речи – в 2–3 года, то в большинстве случаев каких-либо логопедических проблем можно будет избежать совсем.

Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит и при участии органов дыхания: гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы. Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки. Например, знаете ли вы, что для того, чтобы произнести звук «л», требуется узкий кончик языка упереть в верхние резцы, а боковые края языка опустить, и затем пропустить воздушную струю по углам рта. Такие незаметные тонкости неизвестны человеку, без труда усвоившему процесс звукопроизношения, но им приходится специально учиться, если это не произошло естественным образом через подражание. На многократном повторении с трудом поддающегося движения и построена гимнастика. Так, в приведенном примере со звуком «л» логопед предложит малышу проделать следующее: «Давай сымитируем дуновение ветерка. Улыбнись, приоткрой рот, прикуси кончик языка передними зубами и подуй». Подставив ватку, можно проконтролировать наличие и направление воздушной струи из углов рта. А теперь добавим к первому упражнению – «Вкусное варенье»: «Слегка приоткрой рот и широким передним краем языка оближи верхнюю губу», и звук «л» уже практически усвоен.

Для овладения искусством правильного произношения специалистами разработана артикуляционная гимнастика. В артикуляционной гимнастике выделяют упражнения для губ, языка, щек, развития подвижности нижней челюсти, тренировки мышц глотки и нёба, для обучения произношения различных звуков. Конечно, сроки постановки правильного произношения могут сильно различаться и зависят от ряда факторов: степени сложности недостатка, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий. Но, как правило, постановка звука занимает 1–2 занятия, а его автоматизация 3–4. При выполнении всех рекомендаций вы должны получить хороший результат. Но если, усердно работая с ребенком 1–2 месяца, вам так и не удалось поставить ни одного звука в соответствии с возрастными нормами, стоит обратиться за консультацией к логопеду. Возможно, вам понадобится несколько советов, после чего самостоятельная работа может быть продолжена, или ребенку необходима более глубокая помощь, чем кажется на первый взгляд, и оказать ее сможет только квалифицированный специалист.

Примеры подготовительных упражнений, не требующих соблюдения специальных правил:

? надуть щеки, сдуть щеки, как будто шарик;

? облизать тарелочку, как это делает киска;

? поиграть в лошадку: поцокать языком, потом пофыркать;

? сделать чашечку: высунуть язык, придать ему форму чашечки;

? почистить зубки язычком (провести язычком по верхним и по нижним зубкам).

Следующая глава

educ.wikireading.ru


Смотрите также



Услуги по созданию дизайна; верстка



© JuliettaRose, 2008-2020. При использовании материалов ссылка на источник обязательна.