Создание дизайн-шаблонов; уроки Photoshop, Illustrator, Lightroom, Gimp; обои для рабочего стола; иконки и headers для блогов.
Главная Фотоальбом Обо мне Карта блога
Подпишись на RSS!

19 имени белинского школа


Виртуальный музей В.Г.Белинского

Школа № 19 им. В.Г. Белинского с углубленным изучением английского языка – одна из старейших школ города Москвы.

Она расположена в центре Москвы в районе «Якиманка». Из ее окон открывается удивительный вид на старую Москву (Соборную площадь Кремля и Кремлевскую набережную, Храм Воскресения Христова в Кадашах, Болотную площадь и Храм Христа Спасителя). В 2010 году школа отметила свое 159-летие.

Открытая в 1851году женская гимназия на Софийской набережной до октября 1917 г. функционировала как Московское Мариинское училище для девочек, готовившее гувернанток и домашних учительниц.

Первой попечительницей училища стала Ольга Николаевна Талызина (урожденная Графиня Зубова), а патронессой этого учебногозаведения была вдовствующая императрица Мария Федоровна, жена Александра III. Лучшие московские преподаватели обучали девочек. (Учитель словесности - профессор Московского университета Буслаев, с 1894 по 1901 год преподавал музыку Сергей Рахманинов). После Октябрьского переворота в здании бывшего училища была открыта средняя школа №19 для мальчиков и девочек. В 1936 году «За отличное преподавание русского языка и литературы и в честь юбилея В.Г. Белинского» школе было присвоено его имя.

Выпускники 1941 года вместе со своим учителем литературы Райхиным Д.Я. ушли на фронт защищать Родину. С 1965 года в вестибюле школы висит мемориальная памятная доска с именами 24-х погибших выпускников нашей школы во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Двоим из них было присвоено звание Героя Советского Союза.

С 1973 года - школа с преподаванием ряда предметов на английском языке. Из стен школы вышли те, кому впоследствии было суждено стать писателями (Юрий Трифонов, Михаил

Коршунов, Наталия Венкстерн), журналистами (Алла Орманская, Галина Ронина, Ирина Прусс), боевыми офицерами

(Герой Советского Союза Николай Новожилов, контр-адмирал Вартанян Л.П. капитан 1 ранга Давид Ефес), врачами

(Мила Пустовалова, Ксения Блохина), музыкантами (Андрей Макаревич, Саша Айвазов), телеведущими (Александр Гуревич, Фекла Толстая, спортивный комментатор Виктор Гусев). 1 сентября 1998 г. гостями школы были Президент США Билл Клинтон с супругой.

По данным архивных материалов в школе учились и учатся представители 100 династий, двух и трех поколений наших выпускников.

belinskiyvg.narod.ru

Школа №19: знаменитая

Вот уже четверть века, как нет этой  школы  в нашем городе,  но все ее выпускники с гордостью именуют себя «белинцами». Они с благодарностью вспоминают и чтят своих учителей и считают, что воспитала, сформировала их личности именно она – школа №19 имени Белинского.

Школа, которую обожают, учителя, которых боготворят, одноклассники, которые  стали  лучшими друзьями на всю жизнь,  традиции, которые надолго сохранились в сердцах...  Эта школа могла гордиться своими выпускниками: она дала путевку в жизнь многим выдающимся людям не только  нашего  города,  но  и  всей страны.

Об истории «Белинки» рассказывает Марина Садовникова, которая с 1997 по 2003 год работала учителем истории в школе №19  с углубленным изучением английского языка, что в Приволжском районе. Именно она инициировала создание музея школы имени В.Г.Белинского в новом учебном заведении.

Поисковая работа началась с 2001 года. В 2002-м в школе впервые собрали выпускников «Белинки» на традиционную встречу 29 января, а в феврале 2002-го здесь отрылся музей - комната истории школы №19.

История «Белинки»

Особая репутация этого учебного заведения  сложилась в 30-50-е годы ХХ века,  но вела свою историю эта удивительная школа еще с конца века XIX, когда в 1896 году было основано  25-е начальное городское училище. 

В 1902-м  училищу было присвоено имя Виссариона Григорьевича Белинского  и  впоследствии  ученики называли школу «Белинкой». В тот период в училище было 5 общеобразовательных  классов  и 2 специально рукодельных.  Преподавались здесь такие предметы, как Закон Божий, русский язык, математика, естествознание,  история, география.

В таком виде школа просуществовала до 1917 года. После Октябрьской революции школа была объявлена не только единой и трудовой,  но и бесплатной, общедоступной и обязательной. Разумеется,  школа того времени рассматривалась  как орудие коммунистического перерождения общества и основной ее  целью объявлялось  формирование нового человека. 

«Белинка» к 1922 году,  как и большинство школ в стране, была семилетней. История этого периода – «белое пятно». Известно, что школа  (уже за номером 30) была переведена в дом №67 по улице Большой Лядской. До 1931-1932  учебного года она находилась в двухэтажном деревянном здании на углу улиц Толстого и Б.Галактионовской. Затем это здание и расположенный параллельно жилой дом были объединены под одной крышей. Уже в это время школа №19 носила статус образцовой, ее посещал 291 ученик.

 В тот период здесь трудились такие  замечательные  педагоги,  как Вера Николаевна Пономарева,  Клара Григорьевна Ходес,  Екатерина Александровна Яхонтова, Иосиф Ильич Малкин. С 1935 года школа стала десятилеткой.

К этому времени она получила новое здание – напротив старого,  через улицу Толстого.  Здесь «Белинка» располагалась до закрытия в 1978 году. Здание сохранилось до наших дней  (ул. Галактионовская, дом 27/19, ныне – Горького, 29). Это трехэтажный дом,  построенный в 1912 году архитектором В.А.Трифоновым. Здание отштукатурено бетоном,  наличники окон второго и  третьего  этажей покрыты лепным растительным орнаментом. 

На втором этаже по центру фасада расположен балкон – талисман всех учеников  19-й  школы. По традиции на него выходили после экзаменов прощаться со школой,  помечтать о будущем.

В 30-40-е годы ХХ века школа №19 носила гордое название: базовая, опытно-образцовая. Ее директором с 1928 года был кандидат педагогических наук, в последующем заслуженный учитель школы ТАССР Иосиф Ильич Малкин.  Он начинал свою педагогическую деятельность  в  1923-1924 годах,  тогда создавал первые пионерские отряды в Татарии. Требовательный, строгий педагог, но в то же время доброжелательный, доступный, он навеки остался в сердцах своих учеников, которые и спустя полвека вспоминают  его  с трепетом. 

Вот,  к  примеру,  каким запомнила Иосифа Ильича выпускница 1943 года Ия Богородская:

«Это был человек с большой буквы! Имел очень большой авторитет у всего коллектива школы,  включая,  конечно, учеников, а также их родителей. В любой момент можно было обратиться к нему с  какими-то школьными делами,  просьбами,  другими вопросами.  Всегда приветливый,  он все свои силы и время отдавал любимой школе и коллективу, и не побоюсь сказать,  что и нас, учеников, очень любил...»

В годы директорства Малкина школа была учебной базой Казанского  педагогического  института,  своеобразным научно-практическим полигоном Института  усовершенствования  учителей, отличалась  замечательной  дисциплиной  и удивительными успехами своих учеников.  Здесь работали опытные,  интеллигентные и высокообразованные учителя. Многие педагоги были из дореволюционных кадров,  при советской власти получили звания заслуженных, были награждены орденами.

Поскольку школа находилась в центре города,  территориально к  ней относились дома научных работников, деятелей культуры, два корпуса так называемого дома правительства. Школу посещали дети работников аппарата обкома КПСС, Совета министров,  профессорско-преподавательского состава казанских вузов. Да  и  вообще все интеллигентные семьи старались отдать своих детей именно сюда.

До войны в школе учились дети видных партийных деятелей: А.Лепы, И.Рахматуллина, П.Аксенова,  крупных руководителей:  П.Тунакова и К.Косолапова, дети ученых – Н-Б.Векслина,  А.Агафонова, М.Андреева, В.Баранова, Н.Ливанова, Н.Чеботарева, П.Широкова, Н.Четаева, дети писателей и артистов – Ш.Усманова, Х.Салимжанова и других.

Это «золотое» для школы время  было одновременно и трагическим. Родители многих учеников были арестованы, объявлены «врагами народа», сосланы в лагеря. Выпускница школы 1941 года София Порсева с содроганием вспоминает, что 3 мая 1937 года,  после первомайских праздников, она не увидела многих своих одноклассников – их отправили в детдома. 

Если судить по воспоминаниям выпускников,  то в каждом классе было по 6-7  детей  репрессированных. Дети старше 15 лет,  в зависимости от возраста, «степени опасности» и «возможностей исправления»  подлежали заключению в лагеря или исправительно-трудовые колонии НКВД либо водворению в детские дома особого режима.

Дети до 15  лет в своем большинстве распределялись в детские дома с различной степенью режимности. Причем строжайше предписывалось не допускать пребывания в одном детском доме детей,  связанных  родством  или  даже знакомством. 

Дети «врагов народа» принимались на  государственное обеспечение. Органы не должны были препятствовать желанию родственников взять сирот  на свое   иждивение. Учителя относились к детям «врагов народа» с пониманием  и  поддержкой. 

Вот как  вспоминает  это время  Василий Иванович Адо,  преподававший в школе №19 в 1937-1939 годах историю: 

«У очень многих детей родителей арестовали,  а в одном классе, как мне говорили, большинство учеников осталось без родителей. Надо отдать должное руководству и учителям школы,  никакой дискриминации дети «врагов народа» не подвергались,  школа, чем могла, помогала им материально (дополнительное питание ослабевшим, ордера на одежду), к ним относились чутко, поддерживали их морально, придерживались принципа,  что дети за отцов не в ответе.  А ведь еще в июне 1934 года  было принято  постановление  ЦИК  и Совнаркома о наказании семей осужденных «за измену Родине».

Школа довоенного  времени  отличалась  замечательной дисциплиной и удивительными успехами учеников, а также своими традициями.  В школе работали кружки – исторический,  драматический и другие. Проводились  тематические  вечера с приглашением участников экспедиций на Северный полюс,  свидетелей Цусимского сражения.  В школу часто  приходили родители, выступали на интересные для детей темы.

София Порсева отмечает:  «Можно сказать, мы жили большой дружной школьной семьей».

  Самым  же ярким был традиционный день встреч выпускников разных лет со старшеклассниками.  Он проводился ежегодно 29 января, поскольку к  этому времени заканчивались студенческие сессии.

«Школа научила любить нашу страну»

18 июня 1941 года в школе имени Белинского прошел очередной выпускной вечер.  57 человек получили аттестаты зрелости.  Многие –  с отличием. А через три дня началась война.

«Был разорван войной светлый день воскресенья. Шло на пункт призывной все мое поколенье», – написала тогда Галина Андреева,  выпускница 1941 года, ныне академик, профессор МГУ.

Ушли на  фронт юноши из двух десятых классов,  мужчины-учителя – всего 90 человек. Воевали выпускники довоенных и военных лет. Накануне нового 1943 года были призваны в действующую армию десятиклассники. Этим мальчикам дали возможность до ухода в армию закончить учебу  и  выдали аттестаты об окончании среднего образования.

Прежнее здание школы отдали под госпиталь,  куда учащиеся ходили помогать ухаживать за ранеными,  выступали перед ранеными бойцами с концертами. Школа тогда размещалась в скромном двухэтажном  бревенчатом  здании на  противоположной  стороне перекрестка.  Здание это до наших дней не сохранилось,  на его месте – межвузовская столовая.

23 февраля 1945 года в «Комсомольской правде» была напечатана статья выпускницы казанской школы №19 Галины Андреевой, в которой она писала:

«Война научила нас суровости и выдержке. Но когда в разговорах и письмах мы вспоминаем школу, снова дрожат голоса и почерк становится неровным. Мы иногда говорим о конце войны, и всегда первое желание – посетить знакомый домик на Галактионовской в Казани…   Наша школа выучила нас не только математике и истории, химии и литературе, физике и иностранному языку. Она сделала нас настоящими советскими людьми, научила любить нашу страну...»

И преподаватели, и учащиеся были настроены патриотически. Ушел на фронт и погиб завуч Константин Владимирович Францев. Бессменный секретарь комсомольской организации школы, выпускник  1937 года Сергей Носов был участником финской войны,  в 1941-м добровольно пошел в армию и воевал все  4 года.  Историк Иван Михайлович Ионенко всю войну служил в действующей армии. Воевали математик Анатолий Петрович Невзоров и историк Василий Иванович Адо. Директор школы Иосиф Ильич Малкин в годы войны был политработником Красной Армии. 

Ушли на  фронт юноши двух десятых классов,  все мужчины-учителя – всего 90 человек. Два Константина, летчики – Битунов и Леонтьев, танкисты братья Гершевич, Шавкат Мавлютов, Леонид Горемыкин, Павел Панов, Святослав Рутковский, Лев Ортман, Владимир Вибке, Сергей Михайлов, Альфред Озолин, Леонид Вишневский, Николай Алексеев, Слава Анисимов, Владимир Табаков навечно остались комсомольцами. Всего с фронта  не вернулись 26 человек.

Воевали на фронтах Великой Отечественной и дети репрессированных родителей.  Илья Векслин, сын ректора КГУ, заместителя наркома просвещения ТАССР Н-Б.З.Векслина, и  Роза Рахматуллина, дочь проректора Татарского Коммунистического Университета,  наркома просвещения И.Ш.Рахматуллина,учились в одном классе.  В школу после ареста родителей не вернулись, но 10-летку оба закончили в 1941-м. Роза работала в Бугульме, в эвакогоспитале, там же окончила курсы связистов и была отправлена на фронт. Илью на фронт не взяли, поскольку он был сыном «врага народа». И только в 1942 году ему удалось добиться направления в действующую армию. К тому времени он учился в медицинском институте, 13 июля сдал последний экзамен, 17 июля ушел на фронт. По дороге к Сталинграду, в эшелоне, был принят в комсомол. При штурме Сталинградского вокзала получил первое ранение в мягкие ткани левой руки. Был представлен к награде – ордену Красной Звезды, который не получил. Полтора месяца пробыл в госпитале в Тамбове. Воевал на Курской дуге, под Воронежем.

В письмах с фронта Илья писал родным: «...не посрамлю своей семьи и докажу, что я честный сын честных родителей... либо я совсем не вернусь, либо вернусь с орденами...»

А в 1943 году, весной, пришла похоронка. Незадолго перед этим ему исполнилось 19. На станции Семилуки Воронежской области есть братская могила № 287. Горит вечный огонь, на мраморных досках – 31 фамилия. Среди них – красноармеец Тарасов И.Б. (эту фамилию Илья получил при усыновлении после ареста родителей).

Отец Андрея Баранова – известный профессор ботаники КГУ – не получил от сына ни одного письма-треугольника. Редактор и художник огромной, во всю стену длинного коридора, школьной стенгазеты не успел написать домой ни строчки. И только после войны стало известно, что вместе с Николаем Зайцевым они попали в Брестский гарнизон, и оба разделили трагическую участь его героических защитников.

Особого внимания заслуживает история пятерых выпускниц 1941 года. Галя Андреева, Нина Косолапова, Софья Порсева, Маруся Ледюкова, Фира Грановская к началу войны уже были зачислены как отличницы на разные факультеты Казанского университета. Но 22 июня все переменило. На внеочередном комсомольском собрании в школе они твердо выразили желание добровольно пойти на фронт. После окончания курсов военных радистов в ноябре 41-го «пятерка» оказалась в составе 65-го отдельного полка связи при штабе Брянского фронта. Затем Ледюкову направили в телефонно-телеграфный батальон, Порсеву – радисткой в 307-ю стрелковую дивизию.

Боевое крещение девушки прошли в битве за Воронеж в июне 1942 года. Андреева и Косолапова получили за эту операцию свои первые награды – медаль «За боевые заслуги». А телеграфистка Ледюкова участвовала в боях под станцией Касторная. Помогала перевязывать раненых. Тоже была награждена медалью «За боевые заслуги». Порсева была награждена двумя медалями –  «За боевые заслуги» и «За отвагу». Вплоть до 9 мая 1945 года девушки-подруги были на передовой – на Курской дуге, принимали участие в боевых операциях Брянского и 2-го Прибалтийского фронтов.

Вчерашние школьницы не раз смотрели смерти в лицо. А в редкие минуты затишья пели перед бойцами, за что прозвали их «соловьиной ротой», читали стихи. Командиры и бойцы относились к девушкам со сдержанной нежностью.

На каждом традиционном сборе бывшие ученики школы скорбно склоняли головы перед теми,  кто не вернулся с фронтов войны - таких в школе 26 человек. Так было и на этот раз, 28 января, когда они снова собрались вместе. Теперь уже в  школе №19  Приволжского района. К осени 1943 года произошло разделение  школ  на  мужские  и  женские. Средняя школа №19 Молотовского района  Казани на 11 лет стала мужской.

Директором в годы войны была Викторовская Варвара Александровна, замещавшая ушедшего на фронт И.И.Малкина. А затем директором стал бывший боевой полковник-танкист, пришедший с фронта после ранения –  Петр Борисович Хорунжий.

В первые  послевоенные годы школа продолжала сохранять статус образцовой.  Многие учителя-фронтовики вернулись в школу, был восстановлен сплоченный коллектив сильнейших педагогов.

Среди выпускников этих лет – писатели Василий Аксенов,  Рустем Кутуй, Виль Салахов, светила местной медицины Давид Менделевич,  Всеволод Талантов, Юрий Шапиро,  Ренат Зулкарнеев,  Александр Ратнер, физик с мировой известностью, академик Роальд Сагдеев, ведущие инженеры Алан Абдрашитов, Арнольд Семичев,  главный режиссер Татарского академического театра Марсель  Салимжанов,  у4ченые  в разных областях науки Алексей Тунаков,  Игорь Ермолаев, Эрнест Дибай, Петр Норден, Рустем Сайфуллин, Александр Широков и многие другие.

С 1955 года  19-я перестала быть мужской, в нее были переведены ученицы из школы №3, расположенной по соседству. В 1950-70-е годы «Белинка» не утратила своих традиций.  Большая часть выпускников становились студентами казанских вузов, а затем учеными, профессорами. Удивительно,  но выпускники продолжают встречаться до сих пор. 

Школу вспоминают с любовью и  благоговением, искренне сожалея,  что в 1978 году она была расформирована, потеряла здание, номер и имя Белинского. Сейчас в здании «Белинки» находится УПК Вахитовского района, а номер 19 в 1987 году был отдан школе в новом микрорайоне Казани. Разумеется, новая школа не носит имя Белинского и не имеет ничего общего с «Белинкой», но ее  традиции там не забываются. 

С 2001 года ведется поисковая работа по истории школы,  а 29 января 2002 года  выпускники  «Белинки» впервые  собрались в гимназии №19 на традиционную встречу.  Коллектив  гимназии во главе с директором Аликиной Екатериной  Николаевной  надеется,  что  эти встречи  станут хорошей доброй традицией.

Марина САДОВНИКОВА

«Казанские истории», №17-18, 2004 год; №1-2, 2005 год

history-kazan.ru

Школа №19: знаменитая

Вот уже четверть века, как нет этой  школы  в нашем городе,  но все ее выпускники с гордостью именуют себя «белинцами». Они с благодарностью вспоминают и чтят своих учителей и считают, что воспитала, сформировала их личности именно она – школа №19 имени Белинского.

Школа, которую обожают, учителя, которых боготворят, одноклассники, которые  стали  лучшими друзьями на всю жизнь,  традиции, которые надолго сохранились в сердцах...  Эта школа могла гордиться своими выпускниками: она дала путевку в жизнь многим выдающимся людям не только  нашего  города,  но  и  всей страны.

Об истории «Белинки» рассказывает Марина Садовникова, которая с 1997 по 2003 год работала учителем истории в школе №19  с углубленным изучением английского языка, что в Приволжском районе. Именно она инициировала создание музея школы имени В.Г.Белинского в новом учебном заведении.

Поисковая работа началась с 2001 года. В 2002-м в школе впервые собрали выпускников «Белинки» на традиционную встречу 29 января, а в феврале 2002-го здесь отрылся музей - комната истории школы №19.

История «Белинки»

Особая репутация этого учебного заведения  сложилась в 30-50-е годы ХХ века,  но вела свою историю эта удивительная школа еще с конца века XIX, когда в 1896 году было основано  25-е начальное городское училище. 

В 1902-м  училищу было присвоено имя Виссариона Григорьевича Белинского  и  впоследствии  ученики называли школу «Белинкой». В тот период в училище было 5 общеобразовательных  классов  и 2 специально рукодельных.  Преподавались здесь такие предметы, как Закон Божий, русский язык, математика, естествознание,  история, география.

В таком виде школа просуществовала до 1917 года. После Октябрьской революции школа была объявлена не только единой и трудовой,  но и бесплатной, общедоступной и обязательной. Разумеется,  школа того времени рассматривалась  как орудие коммунистического перерождения общества и основной ее  целью объявлялось  формирование нового человека. 

«Белинка» к 1922 году,  как и большинство школ в стране, была семилетней. История этого периода – «белое пятно». Известно, что школа  (уже за номером 30) была переведена в дом №67 по улице Большой Лядской. До 1931-1932  учебного года она находилась в двухэтажном деревянном здании на углу улиц Толстого и Б.Галактионовской. Затем это здание и расположенный параллельно жилой дом были объединены под одной крышей. Уже в это время школа №19 носила статус образцовой, ее посещал 291 ученик.

 В тот период здесь трудились такие  замечательные  педагоги,  как Вера Николаевна Пономарева,  Клара Григорьевна Ходес,  Екатерина Александровна Яхонтова, Иосиф Ильич Малкин. С 1935 года школа стала десятилеткой.

К этому времени она получила новое здание – напротив старого,  через улицу Толстого.  Здесь «Белинка» располагалась до закрытия в 1978 году. Здание сохранилось до наших дней  (ул. Галактионовская, дом 27/19, ныне – Горького, 29). Это трехэтажный дом,  построенный в 1912 году архитектором В.А.Трифоновым. Здание отштукатурено бетоном,  наличники окон второго и  третьего  этажей покрыты лепным растительным орнаментом. 

На втором этаже по центру фасада расположен балкон – талисман всех учеников  19-й  школы. По традиции на него выходили после экзаменов прощаться со школой,  помечтать о будущем.

В 30-40-е годы ХХ века школа №19 носила гордое название: базовая, опытно-образцовая. Ее директором с 1928 года был кандидат педагогических наук, в последующем заслуженный учитель школы ТАССР Иосиф Ильич Малкин.  Он начинал свою педагогическую деятельность  в  1923-1924 годах,  тогда создавал первые пионерские отряды в Татарии. Требовательный, строгий педагог, но в то же время доброжелательный, доступный, он навеки остался в сердцах своих учеников, которые и спустя полвека вспоминают  его  с трепетом. 

Вот,  к  примеру,  каким запомнила Иосифа Ильича выпускница 1943 года Ия Богородская:

«Это был человек с большой буквы! Имел очень большой авторитет у всего коллектива школы,  включая,  конечно, учеников, а также их родителей. В любой момент можно было обратиться к нему с  какими-то школьными делами,  просьбами,  другими вопросами.  Всегда приветливый,  он все свои силы и время отдавал любимой школе и коллективу, и не побоюсь сказать,  что и нас, учеников, очень любил...»

В годы директорства Малкина школа была учебной базой Казанского  педагогического  института,  своеобразным научно-практическим полигоном Института  усовершенствования  учителей, отличалась  замечательной  дисциплиной  и удивительными успехами своих учеников.  Здесь работали опытные,  интеллигентные и высокообразованные учителя. Многие педагоги были из дореволюционных кадров,  при советской власти получили звания заслуженных, были награждены орденами.

Поскольку школа находилась в центре города,  территориально к  ней относились дома научных работников, деятелей культуры, два корпуса так называемого дома правительства. Школу посещали дети работников аппарата обкома КПСС, Совета министров,  профессорско-преподавательского состава казанских вузов. Да  и  вообще все интеллигентные семьи старались отдать своих детей именно сюда.

До войны в школе учились дети видных партийных деятелей: А.Лепы, И.Рахматуллина, П.Аксенова,  крупных руководителей:  П.Тунакова и К.Косолапова, дети ученых – Н-Б.Векслина,  А.Агафонова, М.Андреева, В.Баранова, Н.Ливанова, Н.Чеботарева, П.Широкова, Н.Четаева, дети писателей и артистов – Ш.Усманова, Х.Салимжанова и других.

Это «золотое» для школы время  было одновременно и трагическим. Родители многих учеников были арестованы, объявлены «врагами народа», сосланы в лагеря. Выпускница школы 1941 года София Порсева с содроганием вспоминает, что 3 мая 1937 года,  после первомайских праздников, она не увидела многих своих одноклассников – их отправили в детдома. 

Если судить по воспоминаниям выпускников,  то в каждом классе было по 6-7  детей  репрессированных. Дети старше 15 лет,  в зависимости от возраста, «степени опасности» и «возможностей исправления»  подлежали заключению в лагеря или исправительно-трудовые колонии НКВД либо водворению в детские дома особого режима.

Дети до 15  лет в своем большинстве распределялись в детские дома с различной степенью режимности. Причем строжайше предписывалось не допускать пребывания в одном детском доме детей,  связанных  родством  или  даже знакомством. 

Дети «врагов народа» принимались на  государственное обеспечение. Органы не должны были препятствовать желанию родственников взять сирот  на свое   иждивение. Учителя относились к детям «врагов народа» с пониманием  и  поддержкой. 

Вот как  вспоминает  это время  Василий Иванович Адо,  преподававший в школе №19 в 1937-1939 годах историю: 

«У очень многих детей родителей арестовали,  а в одном классе, как мне говорили, большинство учеников осталось без родителей. Надо отдать должное руководству и учителям школы,  никакой дискриминации дети «врагов народа» не подвергались,  школа, чем могла, помогала им материально (дополнительное питание ослабевшим, ордера на одежду), к ним относились чутко, поддерживали их морально, придерживались принципа,  что дети за отцов не в ответе.  А ведь еще в июне 1934 года  было принято  постановление  ЦИК  и Совнаркома о наказании семей осужденных «за измену Родине».

Школа довоенного  времени  отличалась  замечательной дисциплиной и удивительными успехами учеников, а также своими традициями.  В школе работали кружки – исторический,  драматический и другие. Проводились  тематические  вечера с приглашением участников экспедиций на Северный полюс,  свидетелей Цусимского сражения.  В школу часто  приходили родители, выступали на интересные для детей темы.

София Порсева отмечает:  «Можно сказать, мы жили большой дружной школьной семьей».

  Самым  же ярким был традиционный день встреч выпускников разных лет со старшеклассниками.  Он проводился ежегодно 29 января, поскольку к  этому времени заканчивались студенческие сессии.

«Школа научила любить нашу страну»

18 июня 1941 года в школе имени Белинского прошел очередной выпускной вечер.  57 человек получили аттестаты зрелости.  Многие –  с отличием. А через три дня началась война.

«Был разорван войной светлый день воскресенья. Шло на пункт призывной все мое поколенье», – написала тогда Галина Андреева,  выпускница 1941 года, ныне академик, профессор МГУ.

Ушли на  фронт юноши из двух десятых классов,  мужчины-учителя – всего 90 человек. Воевали выпускники довоенных и военных лет. Накануне нового 1943 года были призваны в действующую армию десятиклассники. Этим мальчикам дали возможность до ухода в армию закончить учебу  и  выдали аттестаты об окончании среднего образования.

Прежнее здание школы отдали под госпиталь,  куда учащиеся ходили помогать ухаживать за ранеными,  выступали перед ранеными бойцами с концертами. Школа тогда размещалась в скромном двухэтажном  бревенчатом  здании на  противоположной  стороне перекрестка.  Здание это до наших дней не сохранилось,  на его месте – межвузовская столовая.

23 февраля 1945 года в «Комсомольской правде» была напечатана статья выпускницы казанской школы №19 Галины Андреевой, в которой она писала:

«Война научила нас суровости и выдержке. Но когда в разговорах и письмах мы вспоминаем школу, снова дрожат голоса и почерк становится неровным. Мы иногда говорим о конце войны, и всегда первое желание – посетить знакомый домик на Галактионовской в Казани…   Наша школа выучила нас не только математике и истории, химии и литературе, физике и иностранному языку. Она сделала нас настоящими советскими людьми, научила любить нашу страну...»

И преподаватели, и учащиеся были настроены патриотически. Ушел на фронт и погиб завуч Константин Владимирович Францев. Бессменный секретарь комсомольской организации школы, выпускник  1937 года Сергей Носов был участником финской войны,  в 1941-м добровольно пошел в армию и воевал все  4 года.  Историк Иван Михайлович Ионенко всю войну служил в действующей армии. Воевали математик Анатолий Петрович Невзоров и историк Василий Иванович Адо. Директор школы Иосиф Ильич Малкин в годы войны был политработником Красной Армии. 

Ушли на  фронт юноши двух десятых классов,  все мужчины-учителя – всего 90 человек. Два Константина, летчики – Битунов и Леонтьев, танкисты братья Гершевич, Шавкат Мавлютов, Леонид Горемыкин, Павел Панов, Святослав Рутковский, Лев Ортман, Владимир Вибке, Сергей Михайлов, Альфред Озолин, Леонид Вишневский, Николай Алексеев, Слава Анисимов, Владимир Табаков навечно остались комсомольцами. Всего с фронта  не вернулись 26 человек.

Воевали на фронтах Великой Отечественной и дети репрессированных родителей.  Илья Векслин, сын ректора КГУ, заместителя наркома просвещения ТАССР Н-Б.З.Векслина, и  Роза Рахматуллина, дочь проректора Татарского Коммунистического Университета,  наркома просвещения И.Ш.Рахматуллина,учились в одном классе.  В школу после ареста родителей не вернулись, но 10-летку оба закончили в 1941-м. Роза работала в Бугульме, в эвакогоспитале, там же окончила курсы связистов и была отправлена на фронт. Илью на фронт не взяли, поскольку он был сыном «врага народа». И только в 1942 году ему удалось добиться направления в действующую армию. К тому времени он учился в медицинском институте, 13 июля сдал последний экзамен, 17 июля ушел на фронт. По дороге к Сталинграду, в эшелоне, был принят в комсомол. При штурме Сталинградского вокзала получил первое ранение в мягкие ткани левой руки. Был представлен к награде – ордену Красной Звезды, который не получил. Полтора месяца пробыл в госпитале в Тамбове. Воевал на Курской дуге, под Воронежем.

В письмах с фронта Илья писал родным: «...не посрамлю своей семьи и докажу, что я честный сын честных родителей... либо я совсем не вернусь, либо вернусь с орденами...»

А в 1943 году, весной, пришла похоронка. Незадолго перед этим ему исполнилось 19. На станции Семилуки Воронежской области есть братская могила № 287. Горит вечный огонь, на мраморных досках – 31 фамилия. Среди них – красноармеец Тарасов И.Б. (эту фамилию Илья получил при усыновлении после ареста родителей).

Отец Андрея Баранова – известный профессор ботаники КГУ – не получил от сына ни одного письма-треугольника. Редактор и художник огромной, во всю стену длинного коридора, школьной стенгазеты не успел написать домой ни строчки. И только после войны стало известно, что вместе с Николаем Зайцевым они попали в Брестский гарнизон, и оба разделили трагическую участь его героических защитников.

Особого внимания заслуживает история пятерых выпускниц 1941 года. Галя Андреева, Нина Косолапова, Софья Порсева, Маруся Ледюкова, Фира Грановская к началу войны уже были зачислены как отличницы на разные факультеты Казанского университета. Но 22 июня все переменило. На внеочередном комсомольском собрании в школе они твердо выразили желание добровольно пойти на фронт. После окончания курсов военных радистов в ноябре 41-го «пятерка» оказалась в составе 65-го отдельного полка связи при штабе Брянского фронта. Затем Ледюкову направили в телефонно-телеграфный батальон, Порсеву – радисткой в 307-ю стрелковую дивизию.

Боевое крещение девушки прошли в битве за Воронеж в июне 1942 года. Андреева и Косолапова получили за эту операцию свои первые награды – медаль «За боевые заслуги». А телеграфистка Ледюкова участвовала в боях под станцией Касторная. Помогала перевязывать раненых. Тоже была награждена медалью «За боевые заслуги». Порсева была награждена двумя медалями –  «За боевые заслуги» и «За отвагу». Вплоть до 9 мая 1945 года девушки-подруги были на передовой – на Курской дуге, принимали участие в боевых операциях Брянского и 2-го Прибалтийского фронтов.

Вчерашние школьницы не раз смотрели смерти в лицо. А в редкие минуты затишья пели перед бойцами, за что прозвали их «соловьиной ротой», читали стихи. Командиры и бойцы относились к девушкам со сдержанной нежностью.

На каждом традиционном сборе бывшие ученики школы скорбно склоняли головы перед теми,  кто не вернулся с фронтов войны - таких в школе 26 человек. Так было и на этот раз, 28 января, когда они снова собрались вместе. Теперь уже в  школе №19  Приволжского района. К осени 1943 года произошло разделение  школ  на  мужские  и  женские. Средняя школа №19 Молотовского района  Казани на 11 лет стала мужской.

Директором в годы войны была Викторовская Варвара Александровна, замещавшая ушедшего на фронт И.И.Малкина. А затем директором стал бывший боевой полковник-танкист, пришедший с фронта после ранения –  Петр Борисович Хорунжий.

В первые  послевоенные годы школа продолжала сохранять статус образцовой.  Многие учителя-фронтовики вернулись в школу, был восстановлен сплоченный коллектив сильнейших педагогов.

Среди выпускников этих лет – писатели Василий Аксенов,  Рустем Кутуй, Виль Салахов, светила местной медицины Давид Менделевич,  Всеволод Талантов, Юрий Шапиро,  Ренат Зулкарнеев,  Александр Ратнер, физик с мировой известностью, академик Роальд Сагдеев, ведущие инженеры Алан Абдрашитов, Арнольд Семичев,  главный режиссер Татарского академического театра Марсель  Салимжанов,  у4ченые  в разных областях науки Алексей Тунаков,  Игорь Ермолаев, Эрнест Дибай, Петр Норден, Рустем Сайфуллин, Александр Широков и многие другие.

С 1955 года  19-я перестала быть мужской, в нее были переведены ученицы из школы №3, расположенной по соседству. В 1950-70-е годы «Белинка» не утратила своих традиций.  Большая часть выпускников становились студентами казанских вузов, а затем учеными, профессорами. Удивительно,  но выпускники продолжают встречаться до сих пор. 

Школу вспоминают с любовью и  благоговением, искренне сожалея,  что в 1978 году она была расформирована, потеряла здание, номер и имя Белинского. Сейчас в здании «Белинки» находится УПК Вахитовского района, а номер 19 в 1987 году был отдан школе в новом микрорайоне Казани. Разумеется, новая школа не носит имя Белинского и не имеет ничего общего с «Белинкой», но ее  традиции там не забываются. 

С 2001 года ведется поисковая работа по истории школы,  а 29 января 2002 года  выпускники  «Белинки» впервые  собрались в гимназии №19 на традиционную встречу.  Коллектив  гимназии во главе с директором Аликиной Екатериной  Николаевной  надеется,  что  эти встречи  станут хорошей доброй традицией.

Марина САДОВНИКОВА

«Казанские истории», №17-18, 2004 год; №1-2, 2005 год

www.history-kazan.ru

Школа №19: знаменитая

Марина САДОВНИКОВА 05 января 2005 года

Вот уже четверть века, как нет этой  школы  в нашем городе,  но все ее выпускники с гордостью именуют себя «белинцами». Они с благодарностью вспоминают и чтят своих учителей и считают, что воспитала, сформировала их личности именно она – школа №19 имени Белинского.

Школа, которую обожают, учителя, которых боготворят, одноклассники, которые  стали  лучшими друзьями на всю жизнь,  традиции, которые надолго сохранились в сердцах...  Эта школа могла гордиться своими выпускниками: она дала путевку в жизнь многим выдающимся людям не только  нашего  города,  но  и  всей страны.

Об истории «Белинки» рассказывает Марина Садовникова, которая с 1997 по 2003 год работала учителем истории в школе №19  с углубленным изучением английского языка, что в Приволжском районе. Именно она инициировала создание музея школы имени В.Г.Белинского в новом учебном заведении.

Поисковая работа началась с 2001 года. В 2002-м в школе впервые собрали выпускников «Белинки» на традиционную встречу 29 января, а в феврале 2002-го здесь отрылся музей - комната истории школы №19.

История «Белинки»

Особая репутация этого учебного заведения  сложилась в 30-50-е годы ХХ века,  но вела свою историю эта удивительная школа еще с конца века XIX, когда в 1896 году было основано  25-е начальное городское училище. 

В 1902-м  училищу было присвоено имя Виссариона Григорьевича Белинского  и  впоследствии  ученики называли школу «Белинкой». В тот период в училище было 5 общеобразовательных  классов  и 2 специально рукодельных.  Преподавались здесь такие предметы, как Закон Божий, русский язык, математика, естествознание,  история, география.

В таком виде школа просуществовала до 1917 года. После Октябрьской революции школа была объявлена не только единой и трудовой,  но и бесплатной, общедоступной и обязательной. Разумеется,  школа того времени рассматривалась  как орудие коммунистического перерождения общества и основной ее  целью объявлялось  формирование нового человека. 

«Белинка» к 1922 году,  как и большинство школ в стране, была семилетней. История этого периода – «белое пятно». Известно, что школа  (уже за номером 30) была переведена в дом №67 по улице Большой Лядской. До 1931-1932  учебного года она находилась в двухэтажном деревянном здании на углу улиц Толстого и Б.Галактионовской. Затем это здание и расположенный параллельно жилой дом были объединены под одной крышей. Уже в это время школа №19 носила статус образцовой, ее посещал 291 ученик.

 В тот период здесь трудились такие  замечательные  педагоги,  как Вера Николаевна Пономарева,  Клара Григорьевна Ходес,  Екатерина Александровна Яхонтова, Иосиф Ильич Малкин. С 1935 года школа стала десятилеткой.

К этому времени она получила новое здание – напротив старого,  через улицу Толстого.  Здесь «Белинка» располагалась до закрытия в 1978 году. Здание сохранилось до наших дней  (ул. Галактионовская, дом 27/19, ныне – Горького, 29). Это трехэтажный дом,  построенный в 1912 году архитектором В.А.Трифоновым. Здание отштукатурено бетоном,  наличники окон второго и  третьего  этажей покрыты лепным растительным орнаментом. 

На втором этаже по центру фасада расположен балкон – талисман всех учеников  19-й  школы. По традиции на него выходили после экзаменов прощаться со школой,  помечтать о будущем.

В 30-40-е годы ХХ века школа №19 носила гордое название: базовая, опытно-образцовая. Ее директором с 1928 года был кандидат педагогических наук, в последующем заслуженный учитель школы ТАССР Иосиф Ильич Малкин.  Он начинал свою педагогическую деятельность  в  1923-1924 годах,  тогда создавал первые пионерские отряды в Татарии. Требовательный, строгий педагог, но в то же время доброжелательный, доступный, он навеки остался в сердцах своих учеников, которые и спустя полвека вспоминают  его  с трепетом. 

Вот,  к  примеру,  каким запомнила Иосифа Ильича выпускница 1943 года Ия Богородская:

«Это был человек с большой буквы! Имел очень большой авторитет у всего коллектива школы,  включая,  конечно, учеников, а также их родителей. В любой момент можно было обратиться к нему с  какими-то школьными делами,  просьбами,  другими вопросами.  Всегда приветливый,  он все свои силы и время отдавал любимой школе и коллективу, и не побоюсь сказать,  что и нас, учеников, очень любил...»

В годы директорства Малкина школа была учебной базой Казанского  педагогического  института,  своеобразным научно-практическим полигоном Института  усовершенствования  учителей, отличалась  замечательной  дисциплиной  и удивительными успехами своих учеников.  Здесь работали опытные,  интеллигентные и высокообразованные учителя. Многие педагоги были из дореволюционных кадров,  при советской власти получили звания заслуженных, были награждены орденами.

Поскольку школа находилась в центре города,  территориально к  ней относились дома научных работников, деятелей культуры, два корпуса так называемого дома правительства. Школу посещали дети работников аппарата обкома КПСС, Совета министров,  профессорско-преподавательского состава казанских вузов. Да  и  вообще все интеллигентные семьи старались отдать своих детей именно сюда.

До войны в школе учились дети видных партийных деятелей: А.Лепы, И.Рахматуллина, П.Аксенова,  крупных руководителей:  П.Тунакова и К.Косолапова, дети ученых – Н-Б.Векслина,  А.Агафонова, М.Андреева, В.Баранова, Н.Ливанова, Н.Чеботарева, П.Широкова, Н.Четаева, дети писателей и артистов – Ш.Усманова, Х.Салимжанова и других.

Это «золотое» для школы время  было одновременно и трагическим. Родители многих учеников были арестованы, объявлены «врагами народа», сосланы в лагеря. Выпускница школы 1941 года София Порсева с содроганием вспоминает, что 3 мая 1937 года,  после первомайских праздников, она не увидела многих своих одноклассников – их отправили в детдома. 

Если судить по воспоминаниям выпускников,  то в каждом классе было по 6-7  детей  репрессированных. Дети старше 15 лет,  в зависимости от возраста, «степени опасности» и «возможностей исправления»  подлежали заключению в лагеря или исправительно-трудовые колонии НКВД либо водворению в детские дома особого режима.

Дети до 15  лет в своем большинстве распределялись в детские дома с различной степенью режимности. Причем строжайше предписывалось не допускать пребывания в одном детском доме детей,  связанных  родством  или  даже знакомством. 

Дети «врагов народа» принимались на  государственное обеспечение. Органы не должны были препятствовать желанию родственников взять сирот  на свое   иждивение. Учителя относились к детям «врагов народа» с пониманием  и  поддержкой. 

Вот как  вспоминает  это время  Василий Иванович Адо,  преподававший в школе №19 в 1937-1939 годах историю: 

«У очень многих детей родителей арестовали,  а в одном классе, как мне говорили, большинство учеников осталось без родителей. Надо отдать должное руководству и учителям школы,  никакой дискриминации дети «врагов народа» не подвергались,  школа, чем могла, помогала им материально (дополнительное питание ослабевшим, ордера на одежду), к ним относились чутко, поддерживали их морально, придерживались принципа,  что дети за отцов не в ответе.  А ведь еще в июне 1934 года  было принято  постановление  ЦИК  и Совнаркома о наказании семей осужденных «за измену Родине».

Школа довоенного  времени  отличалась  замечательной дисциплиной и удивительными успехами учеников, а также своими традициями.  В школе работали кружки – исторический,  драматический и другие. Проводились  тематические  вечера с приглашением участников экспедиций на Северный полюс,  свидетелей Цусимского сражения.  В школу часто  приходили родители, выступали на интересные для детей темы.

София Порсева отмечает:  «Можно сказать, мы жили большой дружной школьной семьей».

  Самым  же ярким был традиционный день встреч выпускников разных лет со старшеклассниками.  Он проводился ежегодно 29 января, поскольку к  этому времени заканчивались студенческие сессии.

«Школа научила любить нашу страну»

18 июня 1941 года в школе имени Белинского прошел очередной выпускной вечер.  57 человек получили аттестаты зрелости.  Многие –  с отличием. А через три дня началась война.

«Был разорван войной светлый день воскресенья. Шло на пункт призывной все мое поколенье», – написала тогда Галина Андреева,  выпускница 1941 года, ныне академик, профессор МГУ.

Ушли на  фронт юноши из двух десятых классов,  мужчины-учителя – всего 90 человек. Воевали выпускники довоенных и военных лет. Накануне нового 1943 года были призваны в действующую армию десятиклассники. Этим мальчикам дали возможность до ухода в армию закончить учебу  и  выдали аттестаты об окончании среднего образования.

Прежнее здание школы отдали под госпиталь,  куда учащиеся ходили помогать ухаживать за ранеными,  выступали перед ранеными бойцами с концертами. Школа тогда размещалась в скромном двухэтажном  бревенчатом  здании на  противоположной  стороне перекрестка.  Здание это до наших дней не сохранилось,  на его месте – межвузовская столовая.

23 февраля 1945 года в «Комсомольской правде» была напечатана статья выпускницы казанской школы №19 Галины Андреевой, в которой она писала:

«Война научила нас суровости и выдержке. Но когда в разговорах и письмах мы вспоминаем школу, снова дрожат голоса и почерк становится неровным. Мы иногда говорим о конце войны, и всегда первое желание – посетить знакомый домик на Галактионовской в Казани…   Наша школа выучила нас не только математике и истории, химии и литературе, физике и иностранному языку. Она сделала нас настоящими советскими людьми, научила любить нашу страну...»

И преподаватели, и учащиеся были настроены патриотически. Ушел на фронт и погиб завуч Константин Владимирович Францев. Бессменный секретарь комсомольской организации школы, выпускник  1937 года Сергей Носов был участником финской войны,  в 1941-м добровольно пошел в армию и воевал все  4 года.  Историк Иван Михайлович Ионенко всю войну служил в действующей армии. Воевали математик Анатолий Петрович Невзоров и историк Василий Иванович Адо. Директор школы Иосиф Ильич Малкин в годы войны был политработником Красной Армии. 

Ушли на  фронт юноши двух десятых классов,  все мужчины-учителя – всего 90 человек. Два Константина, летчики – Битунов и Леонтьев, танкисты братья Гершевич, Шавкат Мавлютов, Леонид Горемыкин, Павел Панов, Святослав Рутковский, Лев Ортман, Владимир Вибке, Сергей Михайлов, Альфред Озолин, Леонид Вишневский, Николай Алексеев, Слава Анисимов, Владимир Табаков навечно остались комсомольцами. Всего с фронта  не вернулись 26 человек.

Воевали на фронтах Великой Отечественной и дети репрессированных родителей.  Илья Векслин, сын ректора КГУ, заместителя наркома просвещения ТАССР Н-Б.З.Векслина, и  Роза Рахматуллина, дочь проректора Татарского Коммунистического Университета,  наркома просвещения И.Ш.Рахматуллина,учились в одном классе.  В школу после ареста родителей не вернулись, но 10-летку оба закончили в 1941-м. Роза работала в Бугульме, в эвакогоспитале, там же окончила курсы связистов и была отправлена на фронт. Илью на фронт не взяли, поскольку он был сыном «врага народа». И только в 1942 году ему удалось добиться направления в действующую армию. К тому времени он учился в медицинском институте, 13 июля сдал последний экзамен, 17 июля ушел на фронт. По дороге к Сталинграду, в эшелоне, был принят в комсомол. При штурме Сталинградского вокзала получил первое ранение в мягкие ткани левой руки. Был представлен к награде – ордену Красной Звезды, который не получил. Полтора месяца пробыл в госпитале в Тамбове. Воевал на Курской дуге, под Воронежем.

В письмах с фронта Илья писал родным: «...не посрамлю своей семьи и докажу, что я честный сын честных родителей... либо я совсем не вернусь, либо вернусь с орденами...»

А в 1943 году, весной, пришла похоронка. Незадолго перед этим ему исполнилось 19. На станции Семилуки Воронежской области есть братская могила № 287. Горит вечный огонь, на мраморных досках – 31 фамилия. Среди них – красноармеец Тарасов И.Б. (эту фамилию Илья получил при усыновлении после ареста родителей).

Отец Андрея Баранова – известный профессор ботаники КГУ – не получил от сына ни одного письма-треугольника. Редактор и художник огромной, во всю стену длинного коридора, школьной стенгазеты не успел написать домой ни строчки. И только после войны стало известно, что вместе с Николаем Зайцевым они попали в Брестский гарнизон, и оба разделили трагическую участь его героических защитников.

Особого внимания заслуживает история пятерых выпускниц 1941 года. Галя Андреева, Нина Косолапова, Софья Порсева, Маруся Ледюкова, Фира Грановская к началу войны уже были зачислены как отличницы на разные факультеты Казанского университета. Но 22 июня все переменило. На внеочередном комсомольском собрании в школе они твердо выразили желание добровольно пойти на фронт. После окончания курсов военных радистов в ноябре 41-го «пятерка» оказалась в составе 65-го отдельного полка связи при штабе Брянского фронта. Затем Ледюкову направили в телефонно-телеграфный батальон, Порсеву – радисткой в 307-ю стрелковую дивизию.

Боевое крещение девушки прошли в битве за Воронеж в июне 1942 года. Андреева и Косолапова получили за эту операцию свои первые награды – медаль «За боевые заслуги». А телеграфистка Ледюкова участвовала в боях под станцией Касторная. Помогала перевязывать раненых. Тоже была награждена медалью «За боевые заслуги». Порсева была награждена двумя медалями –  «За боевые заслуги» и «За отвагу». Вплоть до 9 мая 1945 года девушки-подруги были на передовой – на Курской дуге, принимали участие в боевых операциях Брянского и 2-го Прибалтийского фронтов.

Вчерашние школьницы не раз смотрели смерти в лицо. А в редкие минуты затишья пели перед бойцами, за что прозвали их «соловьиной ротой», читали стихи. Командиры и бойцы относились к девушкам со сдержанной нежностью.

На каждом традиционном сборе бывшие ученики школы скорбно склоняли головы перед теми,  кто не вернулся с фронтов войны - таких в школе 26 человек. Так было и на этот раз, 28 января, когда они снова собрались вместе. Теперь уже в  школе №19  Приволжского района. К осени 1943 года произошло разделение  школ  на  мужские  и  женские. Средняя школа №19 Молотовского района  Казани на 11 лет стала мужской.

Директором в годы войны была Викторовская Варвара Александровна, замещавшая ушедшего на фронт И.И.Малкина. А затем директором стал бывший боевой полковник-танкист, пришедший с фронта после ранения –  Петр Борисович Хорунжий.

В первые  послевоенные годы школа продолжала сохранять статус образцовой.  Многие учителя-фронтовики вернулись в школу, был восстановлен сплоченный коллектив сильнейших педагогов.

Среди выпускников этих лет – писатели Василий Аксенов,  Рустем Кутуй, Виль Салахов, светила местной медицины Давид Менделевич,  Всеволод Талантов, Юрий Шапиро,  Ренат Зулкарнеев,  Александр Ратнер, физик с мировой известностью, академик Роальд Сагдеев, ведущие инженеры Алан Абдрашитов, Арнольд Семичев,  главный режиссер Татарского академического театра Марсель  Салимжанов,  у4ченые  в разных областях науки Алексей Тунаков,  Игорь Ермолаев, Эрнест Дибай, Петр Норден, Рустем Сайфуллин, Александр Широков и многие другие.

С 1955 года  19-я перестала быть мужской, в нее были переведены ученицы из школы №3, расположенной по соседству. В 1950-70-е годы «Белинка» не утратила своих традиций.  Большая часть выпускников становились студентами казанских вузов, а затем учеными, профессорами. Удивительно,  но выпускники продолжают встречаться до сих пор. 

Школу вспоминают с любовью и  благоговением, искренне сожалея,  что в 1978 году она была расформирована, потеряла здание, номер и имя Белинского. Сейчас в здании «Белинки» находится УПК Вахитовского района, а номер 19 в 1987 году был отдан школе в новом микрорайоне Казани. Разумеется, новая школа не носит имя Белинского и не имеет ничего общего с «Белинкой», но ее  традиции там не забываются. 

С 2001 года ведется поисковая работа по истории школы,  а 29 января 2002 года  выпускники  «Белинки» впервые  собрались в гимназии №19 на традиционную встречу.  Коллектив  гимназии во главе с директором Аликиной Екатериной  Николаевной  надеется,  что  эти встречи  станут хорошей доброй традицией.

Марина САДОВНИКОВА

«Казанские истории», №17-18, 2004 год; №1-2, 2005 год

Page 2

1890 (н.стиль) – Комитет Казанской научно-промышленной выставки, желая увековечить память о ней, предложил основать фонд для устройства в Казани научно-промышленного музея и обратился с просьбою внести посильную лепту на сооружение музея и его пополнение предметами с выставки. На банкете в день закрытия сам городской голова г.Дьяченко провел первый сбор денежных средств на эти цели – 5200 рублей. Музей открылся через 5 лет.

1897 – Принято решение о создании Казанского промышленного училища, с которого берёт начало химическое, строительное и архитектурного образование в Казани. КСПУ являлсяся первенцем среднего химического профессионального образования не только Казани, но и России. Аналогичное московскоеучилище было открыто лишь через год – в 1898. На базе КСПУ ныне действуют четыре вуза: Казанский государственный технологический университет, Казанская государственная архитектурно-строительная академия, Казанский государственный технический университет (первая кафедра авиации была открыта в 1921 в Политехническом институте, открытом на базе училища) и Ивановский государственный энергетический университет), а также  несколько средних специальных учебных заведений (техникумов и лицеев).

Строительство зданий для училища началось 12/24 июня 1897 и велось по проекту архитектора Константина Олешкевича. Занятия в главном корпусе КСПУ (ныне один из корпусов КНИТУ, перед которым памятник С.М. Кирову, который когда-то учился в Промышленном училище) начались лишь с осени 1898 года, да и то в неотделанных помещениях.

Первый директор КСПУ Н.Г. Грузов на открытии училища произнес речь:

«Открываемое ныне Казанское Промышленное Училище, содержащее в своем составе четыре технических училища различных степеней и специальностей, имеет целью удовлетворить нужды Поволжья в руководителях промышленных предприятий и умелых мастерах для быстро развивающихся  в крае химической и механической промышленности и строительной деятельности, для переработки жиров, механической и химической обработки дерева и для весьма важных отраслей промышленности по производствам: гончарному, цементному и стекловаренному».

В состав КСПУ входили следующие училища: среднее химико-техническое; низшее химико-техническое; низшее механико-техническое; низшее строительно-техническое.

1910 — Родилась прима-балерина Татарского государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля Анна Федоровна Гацулина. Умерла в 2004. Похоронена на Арском кладбище.

1917 – Два дня работала первая конференция губернской организации РСДРП(б). На ней были представлены 6 районных и 6 уездных комитетов партии. Конференция обсудила вопрос о передаче всей власти Советам. В течение сентября-октября 1917 казанские большевики продолжали успешную борьбу за усиление своего влияния в Совете. За переход всей полноты власти к Советам выступали татарские революционно-демократические организации.

На конференции был избран губернский комитет РСДРП (б), создан военный отдел под руководством Н.Ершова. В решении Совета говорилось о необходимости организации власти «без всякой коалиции с контрреволюционными, буржуазными элементами». Были приняты решения о передаче всех земель в распоряжение земельных комитетов и учреждении рабочего контроля над всем производством.

На этом же заседании было принято решение об установление контроля над производством и распределением товаров первой необходимости. Во исполнение данного решения была проведена большая работа. Губернский продовольственный комитет реорганизован. Экономика страны разваливалась. Тяжелое положение создалось и в Казани. 28 и 29 сентября население города вовсе не получило хлеба. В этих условиях Казанский Совет, в котором ведущая роль уже принадлежала депутатам – большевикам, добивался действенного контроля над производством, распределением и потреблением предметов первой необходимости и продовольственных товаров.

1918 – Закрыты все храмы кремля в Казани. Из кафедрального Благовещенского собора впервые за много веков вынесена рака с мощами святителя Гурия Казанского, из Спасского монастыря вынесены рака с мощами святителя Варсонофия, икона св. Варвары с частицей мощей, древние иконы Николы Ратного и Спаса Всемилостливого, древняя запрестольная икона и крест.

1966 – Преобразование рабочего поселка Нижнекамский в город Нижнекамск.

1991 – Президент РТ М.Шаймиев издал Указ «О создании Академии наук Республики Татарстан». В совет учредителей вошло 16 человек. Были объявлены вакансии 30 действительных членов и 50 членов-корреспондентов.

1993 – 29 регионов признали указ №1400 Б.Ельцина незаконным. За неблагонадежность отключена спецсвязь в Генеральном штабе и Министерстве обороны. Министр П.Грачев издал приказ, которым офицеры, курсанты и солдаты фактически разоружались. У Б.Ельцина не было уверенности, что армия останется на его стороне.В здании Верховного Совета был создан штаб по защите Конституции и правопорядка.

1994 – Указом Президента М. Шаймиева создан историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль».

2003 — Более 1100 ученых из 17 стран собрались в Казани на XVII Менделеевский съезд по общей и прикладной химии. 

Page 3

1809 – По указанию императора Александра I от 2 (15) марта в Казани вместо лазарета на 240 коек учрежден особый военный госпиталь на 300 больных.

Подробнее...

1991 – Президент Татарстана М.Шаймиев издал Указ «О создании Академии наук Республики Татарстан». В совет учредителей вошли 16 человек

Подробнее...

1998 –  Постановлением глава администрации Казани Камиля Исхакова были приняты предложения Комиссии по топонимике при администрации города о наименовании станций пускового комплекса первой линии метрополитена. Станции получили следующие названия: «Кремлевская – Кремль», «площадь Тукая – Тукай майданы», «Суконная слобода – Сукно бистэсе», «Аметьево – Эмат»

Подробнее...

1907 – В г.Могилев-Подольском в семье военного врача, доктора медицины родился академик Евгений Константинович Завойский. День защиты им докторской диссертации в 1945 году в Физическом институте имени П.Н. Лебедева (Москва) вошел в историю науки как день открытия электронного парамагнитного резонанса

Подробнее...

1918 – Вышел первый номер газеты «Эшче» («Рабочий») – татарской газеты, учрежденной при новой власти. Она была органом Центрального бюро коммунистических организаций народов Востока.

Подробнее...

1845 (н.с.) – Совершена торжественная закладка первого каменного здания театра в Казани. Архитектором его был И. Бессонов, распорядителем работ – И. Доленго-Грабовский

Подробнее...

1920 – Состоялся учредительный съезд Советов Татарской автономной республики, который избрал высшие органы власти. Столицей официально была названа Казань

Подробнее...

2002 – В Казани началась реконструкция улицы Пушкина. По плану она должна составить одно целое с бывшей улицей Куйбышева, начинавшейся на «Кольце».

Подробнее...

1999 – Решением Казанского Совета народных депутатов названа дата будущего праздника в честь 1000-летия Казани – 30 августа 2005 года

Подробнее...

1910 — Родилась прима-балерина Татарского государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля Анна Федоровна Гацулина

Подробнее...

1885 – В Казани проездом в Пермь побывали генерал Петр Петрович Ланской с женой Натальей Николаевной (урожденной Гончаровой, вдовой поэта А.Пушкина

Подробнее...

1910 – Родился Загид Валеевич Хабибуллин, композитор, скрипач, народный артист ТАССР, лауреат Государственной премии имени Габдуллы Тукая

Подробнее...

1930 – Введено обязательное изучение татарского языка для всех студентов 1, 2 и 3 курсов Казанского университета,  на факультетах медицинском, экономическом, советского строительства и права.

Подробнее...

1925 – Родился Гариф Ахунов, народный писатель Татарстана, заслуженный работник культуры РСФСР,  лауреат Государственной премии РТ имени Г. Тукая 1973 года, в 1974-1984 годах – председатель Союза писателей ТАССР, в 1987-1991 годах – председатель Фонда культуры Татарстана

Подробнее...

1900 – В Казани открылся Народный дом при заводе Алафузовых, один из красивейших особняков не только Заречья, но и Казани. Дошел до нашего времени как клуб Льнокомбината

Подробнее...

1905 – На митинге студентов в Казани выступили Я. Свердлов и Х. Ямашев. С этого дня студенческие сходки начали носить политический характер и заканчивались требованием замены существующего строя, лозунгами «Долой самодержавие!» и «Долой правительство!»

Подробнее...

1895 – Родился Тази Калимович Гиззат (Гиззатов), драматург, заслуженный деятель искусств ТАССР и РСФСР

Подробнее...

1995 – Актер Родион Нахапетов, руководитель благотворительного фонда из Лос-Анжелеса с супругой, привезли в Казань 26 специалистов-медиков. Их пациентами стали 26 малышей с пороком сердца.

Подробнее...

1900 – открылись для «приема приходящих больных» университетские клиники на Арском поле (ныне ул.Толстого). Прием начался в хирургической и детской клиниках

Подробнее...

1978 – У парадного входа в Ленинский сад открыт памятник Александру Михайловичу Бутлерову, великому химику-органику, создавшему известную всему миру научную школу

Подробнее...

history-kazan.ru


Смотрите также



Услуги по созданию дизайна; верстка



© JuliettaRose, 2008-2020. При использовании материалов ссылка на источник обязательна.